Ситуация в семье, положение престарелых и детей
Неблагоприятные социальные условия существования индейских народов сказались и на ситуации в семьях коренных американцев. Правда, положение здесь неоднозначное. По целому ряду параметров индейские семьи отличаются от общеамериканской модели в лучшую сторону. Так, в 80-е годы среди индейцев достаточно высокой оставалась престижность брака и семьи: в браке состояло более 49 % индеанок в возрасте старше 18 лет и почти 50 % мужчин-индейцев. Хотя коренных жителей США, как и других граждан страны, затронул процесс сокращения числа деторождений, в настоящее время почти 1Д индейских семей многодетны, т. е. имеют по четверо и более детей. В детных семьях у индейцев в среднем 2, 3 ребенка. Такой показатель превышает общенациональный приблизительно в 1,4 раза и в конечном счете обеспечивает расширенное воспроизводство коренных народов.
Тем не менее кризисные явления все чаще и чаще затрагивают семьи индейцев. Это подтверждается, во-первых, ростом числа разводов: доля разведенных супругов в 80-е годы достигла 10,5 % у мужчин и 14,1 % — у женщин, увеличившись в сравнении с 60-ми годами в 2,5 раза, во-вторых — повышением удельного веса неполных, в основном матрифокальных, семей, которые теперь составляют без малого 25 % от общего их числа (в 60-е годы их было менее 14 %). Это значит, что каждая четвертая семья коренных американцев состоит из матери и детей, и таким образом без отца растет около 107 тыс. молодых индейцев.
Наконец, кризис семьи способствовал усугублению положения двух возрастных групп коренных жителей — престарелых и детей. Престарелые, т. е. лица старше 65 лет, среди индейского населения составляют всего 5,4 %, или около 80 тыс. человек. Удел их незавиден. Основная проблема, с которой сталкиваются пожилые индейцы,— нищета: по данным ряда организаций коренных жителей, почти 33 % их лишены каких-либо источников доходов. И это не удивительно. Лишь 6 % пожилых индейцев сумели обеспечить себя посильной работой по найму. Возможность же получать государственные пособия для них практически отсутствует. Действующий в США с 1965 г. закон о помощи престарелым до недавнего времени не распространялся на индейцев вообще. После внесения в него в 1978 г. соответствующей поправки на содействие и помощь престарелым жителям резерваций ежегодно стала выделяться сумма в 6 млн долл., но это позволило охватить пособиями только 16 тыс. коренных американцев.
Другая проблема, крайне болезненно воспринимаемая пожилыми индейцами,— изменение их социальной роли в семье. Особенно это касается той их части, которая поселилась в городах. Эти люди, подчеркивалось, в частности, в заявлении Индейского совета по делам пожилых Лос-Анджелеса, «пребывают в состоянии тяжелого морального кризиса». С одной стороны, он порожден материальными причинами: превращение из кормильца семьи в иждивенца многие индейцы переживают очень болезненно. С другой стороны, это обстоятельство усугубляется факторами социокультурного порядка. «Оторвавшись от своих общин, в которых их уважаемое положение освящалось традицией и... подчеркивалось системой родства, утратив свою важнейшую социальную функцию — передачу молодежи культурных ценностей своего племени,— пожилые городские индейцы... лишились в глазах своих молодых родственников непререкаемого авторитета... что еще больше усилило бремя преклонного возраста»,— отмечалось в документе 14
Естественно, в моральном плане ситуация в индейских общинах значительно лучше, чем среди жителей городов, однако проблема бедности пожилых в резервациях стоит не менее остро. Поскольку общины, как правило, не в состоянии осуществлять программы помощи престарелым, забота о них полностью ложится на молодых членов семьи. И хотя к чести молодежи необходимо отметить, что подавляющее ее большинство делает для этого все возможное, молодые люди сами располагают слишком малыми средствами, чтобы как следует помогать своим пожилым родичам.
Условия, в которых растут дети индейцев, также ярко иллюстрируют проблемы коренного населения, словно концентрируя все стоящие перед ним трудности. Несмотря на то что показатель детской (до 1 года) смертности среди индейцев лишь немного превышает общеамериканский (18,2 против 16,1 %), согласно ряду оценок, шансов дожить до 5 лет у коренного американца в 2 раза меньше, чем у остальных сверстников, ввиду большей распространенности различных детских болезней. Хотя практически каждая мать в резервациях, имеющая ребенка в возрасте до 5 лет, в рамках правительственной программы помощи еженедельно получает пакет с дополнительным питанием, многие дети там страдают от недоедания. В свою очередь плохие жилищные условия и недостаточное медицинское обслуживание стали причиной распространения среди них дефектов физического развития. По данным Американской медицинской ассоциации, практически 1 /з детей и подростков в индейских территориях страдают дефектами зрения, в основном это близорукость и астигматизм, а 74 — дефектами слуха.
Массовость алкоголизма среди взрослых членов общин не могла не отразиться на подрастающем поколении. Умственно неполноценные дети, родившиеся у пьющих матерей, в отдельных резервациях составляют до 25 % учащихся начальных классов индейских школ. Впрочем, и другие ученики также лишены возможности нормально заниматься, так как, по свидетельству средств массовой информации, в индейских семьях стала весьма типичной ситуация, когда семилетний ребенок, вместо того чтобы готовить уроки, вынужден заботиться об алкоголиках-родителях и опекать младших сестер и братьев. Более того, факты позволяют утверждать, что этот порок уже пустил весьма глубокие корни и среди индейской несовершеннолетней молодежи. Как показал, в частности, опрос, осуществленный в 1982 г. Индейским исследовательским центром г. Пьерр (Южная Дакота), проживание в семьях алкоголиков, а в таких условиях живет 85 % детей индейцев этого штата, приводит к тому, что без малого 90 % подростков в возрасте до 16 лет употребляли спиртное, 85 % — курили марихуану, а 65 % — употребляли наркотические вещества другими способами.
Наконец, нельзя обойти вниманием и еще одну беду несовершеннолетней индейской молодежи: весьма распространены случаи растления несовершеннолетних родственниками и сексуальных насилий над детьми. По официальным данным, каждая из четырех девочек и каждый из шести мальчиков до 18 лет в той или иной форме становились жертвами преступлений на сексуальной основе, совершавшихся в их семьях.
Правда, в последнее время советы резерваций, используя свое право административной автономии, начали самостоятельную борьбу с невыносимой обстановкой, в которой растут дети индейцев. Выборочное обследование ряда общин юго-западных и западных штатов, например, показало, что почти в 50 % из них уголовно наказуемым являлось жестокое и циничное обращение родителей с детьми; в 64 % — так называемое поощрение преступных действий подростков, куда, в частности, входит вовлечение их в пьянство, а в отдельных случаях даже приобщение к курению табака, и, наконец, в 85 % — безответственное отношение родителей к получению детьми образования и недостаточная материальная поддержка последних. К сожалению, эти усилия советов общин не получают помощи со стороны американских должностных лиц, считающих лишение родительских прав коренных американцев и передачу их потомства на воспитание в интернаты основным средством решения всех проблем несовершеннолетних жителей резерваций.
Подобная практика получила в Соединенных Штатах довольно большое распространение. По данным БДИ, к началу 80-х годов почти 35 % детей индейцев были насильственно разлучены с родителями, а их доля среди попавших в интернаты в 10—12 раз превышала аналогичные показатели для белых граждан. Представители резервационного населения в свою очередь стали выражать резкий протест против вмешательства американских властей в их семейные дела. Это вмешательство, по мнению многих лидеров индейцев, носило и носит характер откровенной дискриминации, поскольку помимо разрыва родственных связей результатом передачи индейских детей на воспитание в интернаты становится навязывание им не свойственных коренным американцам ценностей и образа жизни, что в перспективе ведет к утрате этнической самобытности.
С целью ослабить недовольство коренных американцев администрация Д. Картера в ноябре 1978 г. приняла закон, который должен был прекратить отрыв детей индейцев от родителей и предотвратить развал индейских семей. Этого, однако, не произошло. Закон не запретил в принципе насильственную передачу малолетних индейцев в интернаты, ибо основная его суть заключалась как раз в определении ситуаций, когда такая передача приобретала легальный характер. Как показали слушания по этому вопросу в конгрессе во второй половине 80-х годов, проблема положения индейских детей, как и ранее, все еще далека от разрешения.
Подводя итог всему вышесказанному, можно с полным основанием сделать следующий вывод. В современный период подавляющая часть индейского населения США — государства, ставшего для всего капиталистического мира своего рода эталоном процветания и материального комфорта, продолжает жить в социально-экономических условиях, имеющих аналоги, пожалуй, в наиболее бедных развивающихся странах.