Проблемы здравоохранения
В перечень социальных проблем, с которыми сталкиваются индейские народы, необходимо включить и неудовлетворительное медицинское обслуживание жителей резерваций. В послевоенное время ситуация в этой области была просто катастрофической. В начале 50-х годов, по данным БДИ, на 300 тыс. индейского населения приходилось всего 58 клиник на 2,8 тыс. койко-мест, где работало 145. врачей. Индейские больницы, как правило, располагались в явно не предназначенных для них помещениях. Квалификация медицинского персонала также не соответствовала существовавшим в то время нормам. В результате уровень смертности индейцев от туберкулеза, например, превышал общенациональный в 10—12 раз, от простудных заболеваний и пневмонии — в 4 раза, от кори и скарлатины (у детей) — без малого в 20 раз. Подлинным бичом жителей общин была трахома. У коренных американцев заболеваемость этим недугом составляла 240 случаев на 100 тыс. человек, тогда как у остального населения — 0,3 на 100 тыс.
Установление в 1955 г. прямого государственного контроля над здравоохранением индейцев путем создания особой Индейской службы здравоохранения (ИСЗ) при соответствующем министерстве в известной степени способствовало улучшению ситуации с медобслуживанием коренных жителей. Привлечение дополнительных средств позволило увеличить число больниц для индейцев, подключить к охране их здоровья большее количество врачей. К концу 60-х — началу 70-х годов на каждые 100 тыс. индейцев приходилось около 100 врачей, т. е. в 2,1 раза больше, чем до 1955 г. Поэтому смертность коренных американцев от туберкулеза снизилась в сравнении с 50-ми годами в 4 раза, от инфекционных заболеваний — почти вдвое. Но все-таки уровень смертности от этих болезней превышал общеамериканские показатели соответственно в 4,6 и 6,1 раза. Практически на прежнем уровне сохранилась детская смертность. Лишь на 45 % удовлетворялась потребность жителей резерваций в стоматологической помощи. Более того, как раз в тот период среди индейцев увеличилось число сердечно-сосудистых заболеваний, требующих длительного стационарного лечения. В частности, в штате Монтана с 1967 по 1970 г. количество индейцев, обратившихся по этому поводу в больницы, возросло в 2 раза, а время, проведенное ими в стационаре,— без малого в 3 раза. В этой ситуации даже буржуазные средства массовой информации забили тревогу. Еженедельник «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт», в частности, писал: «Система государственных медицинских учреждений для индейцев растекалась по резервациям столь тонким слоем, что возможность осуществлять реальный контроль над состоянием здоровья их населения — минимальна» 13
Озабоченность широких слоев общественности страны по поводу критического положения в области здравоохранения индейцев вынудила правящие круги принять дополнительные меры. 30 октября 1976 г. президент Д. Форд подписал закон об улучшении медицинского обслуживания коренного населения. Для этого предусматривались ассигнования в размере около 400 млн долл. на строительство больниц в резервациях, закупку современного медоборудования, подготовку соответствующих кадров из среды индейцев и т. д. Принятие закона, безусловно, дало толчок к развитию здравоохранения коренных американцев. К середине 80-х годов число клиник ИСЗ, в частности, возросло до 251, а их врачебный персонал увеличился до 512 специалистов (в том числе—178 стоматологов). Благодаря этому наконец снизилась до среднего уровня смертность от туберкулеза, а также смертность матерей при родах.
Все это — важные позитивные сдвиги, но организация медобслуживания индейцев еще далека от совершенства. Как отмечалось в документах американской Национальной медицинской ассоциации, в настоящее время 45 % индейских больниц находятся в зданиях, выстроенных до второй мировой войны. В них обычно не хватает новейшего оборудования, а текучесть персонала достигает 33 % в год. Более того, увеличение штата медицинских работников, обслуживающих индейцев, на фоне быстрого роста индейского населения оказалось явно недостаточным. Парадоксальность ситуации заключается в том, что с момента принятия закона 1976 г. в индейских землях произошло уменьшение числа врачей в расчете на душу населения: если в начале 70-х годов на 100 тыс. индейцев приходилось 100 врачей, то в начале 80-х — только 78.
Ввиду очевидной нехватки медицинского персонала индейцы вынуждены часто обращаться в другие государственные или частные лечебные учреждения. Однако после визита к врачу, не состоящему в штате ИСЗ, коренной американец обязан в течение 72 часов поставить об этом в известность клинику ИСЗ, к которой он прикреплен. Только в этом случае его посещение врача будет оплачено государством, и то в ограниченном размере. Именно поэтому неоднократно имели место случаи, когда частнопрактикующие специалисты, боясь, что их труд не будет вознагражден соответствующим образом, выпроваживали пациентов-индей- цев, говоря им, что те здоровы. В результате, за исключением отдельных позитивных сдвигов, состояние здоровья коренного населения США в целом, как и прежде, представляет удручающую картину. Смертность среди индейцев от диабета и пневмонии в 2,1 раза выше, чем у остальных граждан США. Вдобавок плохие условия в клиниках ИСЗ привели к тому, что в последнее время в резервациях получили широкое распространение крайне редкие в стране заболевания, такие, как вирусный гепатит-б, аднексит (у женщин), эктопия беременности, которые возникают главным образом как осложнения при недостаточном лечении и уходе. Иными словами, цель закона 1976 г.— выравнивание уровня здравоохранения индейцев и неиндейцев — так и не была достигнута.
Наконец, особую проблему медико-социального характера, с которой сталкивается индейское население, представляет алкоголизм. По некоторым оценкам, уровень распространения его среди взрослых членов общин колеблется в пределах от 50 до 70 %. Основные причины этого лежат в социальной сфере. «Для многих индейцев алкоголь как бы стал средством справиться с отчаянием и негодованием, вызванными такими факторами их повседневного быта, как безработица, недостаточное образование, дискриминация, отчужденность в американском обществе»,— подчеркивал в этой связи Д. Хоукинс — председатель Индейской ассоциации по борьбе со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Между тем алкоголизм служит первопричиной циррозов, нарушений обмена веществ, психоневрологических расстройств и одновременно выступает катализатором многочисленных несчастных случаев, убийств и самоубийств. Ниже показан уровень смертности индейцев от алкоголизма и сопутствующих явлений (табл. 5).
Таблица 5. Смертность среди индейцев США
(на 100 тыс. человек)
|
Индейцы |
Неиндейцы |
Алкоголизм |
57,3 |
7,4 |
Убийства |
25,5 |
10,4 |
Автокатастрофы |
79,3 |
28,7 |
Несчастные случаи |
61,4 |
20,0 |
Самоубийства |
21,8 |
11,9 |
Распространение среди жителей резерваций преступности также связано с алкоголизмом. По официальным данным, 95 % случаев ареста индейцев, 85 % — заключения их в тюрьму и 90 % — травм и увечий предшествовало употребление спиртных напитков.
Таким образом, низкий уровень здравоохранения индейцев и алкоголизм обусловливают сохранение среди них весьма высокого уровня смертности. А в итоге средняя продолжительность жизни коренных американцев— 60,7 года у мужчин и 71,2 года у женщин — соответственно на 7,1 и 3,6 года короче, чем у белых.