Условия жизни в общинах
Сформировавшаяся в современный период классовосоциальная структура индейских этносов породила миф о принципиальном улучшении материальных условий их существования. Однако подлинная ситуация в области повышения уровня жизни коренного населения пока не выглядит столь благополучно. Конечно, в послевоенное время вследствие более полной интеграции жителей резерваций в экономику страны и их успехов в борьбе за обеспечение своих прав наблюдался весьма ощутимый рост благосостояния отдельных групп индейцев. Если в 50-е годы, как отмечали очевидцы, индеец, живший в деревянном доме и владевший старым грузовиком, обладал, по меркам резерваций, неслыханным богатством, то к концу 70-х годов там можно было встретить людей, которые по образу и уровню жизни не отличались от представителей состоятельных слоев окрестного населения. Эти наблюдения во многом подтверждают и данные статистики: за истекшие два десятилетия заметно сократилась доля наименее обеспеченных индейских семей и одновременно увеличилось число семей с высоким достатком.
Другим индикатором повышения жизненного уровня коренных американцев стало сокращение доли семей, живущих ниже официально установленного уровня бедности: если в 1960 г. она равнялась 76 %, а в 1970 г.— 33 %, то в 1980 г.— уже почти 13 %.
Между тем, несмотря на появление среди индейцев состоятельных слоев, коренные жители в совокупности были и продолжают оставаться одной из наиболее нуждающихся групп населения США. Хотя в современный период темпы роста доходов коренных американцев были почти в 2 раза выше, чем у белых, по среднему их уровню индейцы по-прежнему уступают основной массе своих сограждан (табл. 4).
Обращает на себя внимание почти трехкратное увеличение доли семей коренных американцев, получающих федеральные, штатные или общинные пособия, субсидии и другие виды социального вспомоществования, которое произошло за последние 10 лет. В начале 70-х годов такие семьи составляли 20 %, а в начале 80-х — более 60 %. Как отмечал либеральный еженедельник «Ньюсдей», и в настоящее время «индейские резервации, как и прежде, напоминают не столько американский город или округ, сколько развивающуюся страну» 9
Таблица 4. Динамика среднегодового дохода индейской и белой семьи (в тыс. долл.)
|
В целом низкий уровень жизни большинства американских индейцев особенно наглядно проявляется в их жилищно-бытовых условиях. Никакие федеральные программы помощи, а также усилия самих общин не сумели принципиальным образом приблизить решение этой наболевшей проблемы. В 50—60-е годы подавляющее большинство индейцев проживало в домах, не соответствовавших самым элементарным стандартам. Вот как, например, описывала одна из провинциальных газет типичное жилище городской индейской семьи: «В комнате площадью 12—14 кв. футов ютилась семья из 7 человек... шестеро из которых были дети в возрасте от 2 до 16 лет... Вся обстановка состояла из пары железных печурок, пары кроватей и полки с посудой. Находившиеся в комнате либо сидели на этих кроватях, либо стояли. Водопровод и туалет в доме отсутствовали» 10 Не лучше были устроены и те, кто не желал покинуть свою общину. «Неподалеку от Вундед-Ни живет обыкновенная семья — муж, жена, двое женатых взрослых детей и шестеро внуков... Хозяин, его жена и внук- сирота занимают старую однокомнатную лачугу, к которой примыкает так называемое летнее жилище — участок двора, прикрытый от солнца тентом, натянутым на сосновые столбы. Летний дом служит кухней, но в жаркое время там спят. Женатые дети, правда, живут в домах из досок неподалеку. ...Водоснабжение и электричество, естественно, отсутствуют. Туалет находится во дворе, воду берут в ближайшем ручье, дом освещают керосиновыми лампами» — такую картину обычных условий быта давала «Нью-Йорк тайме» 11
Основной причиной сохранения в самой богатой капиталистической стране подобных условий жизни ее коренного населения была крайняя дороговизна жилищного строительства. Согласно официальным данным, постройка в резервации жилого дома с современными удобствами в 60—80-е годы стоила более 74 тыс. долл. Это делает индивидуальное строительство практически недоступным для средней индейской семьи. После принятия в 1975 г. закона о содействии самоопределению индейцев лидеры резерваций неоднократно предпринимали попытки осуществить собственные программы жилищного строительства. Но дороговизна свела на нет эти усилия. Согласно информации Индейского юридического центра, к 1980 г. всего 6 % общин сумело развернуть у себя жилищное строительство и только 13 % — разработать планы в этой области.
Правда, в данном контексте нельзя не отметить, что с середины 70-х годов по настоящее время в рамках различных программ государственной помощи для индейских семей было выстроено около 23 тыс. новых домов, а капитальному ремонту или реконструкции подверглись почти 25 тыс. старых. В отдельных случаях помощь правительства действительно была весьма ощутимой, например в резервации пенобскотов, где каждая семья теперь живет в современном доме с центральным отоплением, электричеством, канализацией. Однако в целом помощь правящих кругов была все же недостаточной, и подобный единичный пример лишь подчеркивает общее неблагополучие жилищных условий индейцев США.
По свидетельству авторитетной индейской организации Фонд прав коренных американцев (НАРФ) за период 1974—1980 гг. в индейских землях, например, увеличилось с 53 до 62 тыс. число негодных и ветхих домов. Произошло это вот почему. «Средний возраст индейцев — около 20 лет, процесс образования новых семей идет непрерывно. Не имея возможности получить нормальное жилище, молодежь вынуждена селиться в лачугах»,— отмечалось в заявлении НАРФ 12. В итоге к середине 80-х годов в США 43,7 % домов индейцев оказались не соответствующими стандарту, т. е. лишенными элементарных жилищных удобств (у белого населения — менее 12 %), в капитальном ремонте нуждались 66 % жилищ. Помимо того 28 % индейских семей живет в условиях скученности, а всего в улучшении жилищных условий нуждается без малого 70 % коренных американцев,
Надежды индейцев на решение жилищной проблемы, ожившие было после внесения в 1982 г. на рассмотрение в конгресс проекта закона о жилищном строительстве в резервациях, оказались тщетными. Под давлением администрации Р. Рейгана обсуждение этого законопроекта затормозилось на уровне специального комитета сената по делам индейцев, а затем было вовсе отвергнуто.