Слои и классы индейского общества
Если в политическом плане община представляет собой определенную целостную структуру, то в социальном отношении ее население в современный период не может рассматриваться как однородное. Хотя процесс интеграции резервационных индейцев в социально-экономическую структуру США в довоенное время шел весьма медленно, все-таки он способствовал их социальной дифференциации, которая в 50-е годы стала очевидной. В то время среди жителей ряда общин западных и юго-западных штатов, например, достаточно четко выделились такие социальные группы, как фермеры, работавшие на рынок, квалифицированные рабочие, занятые в окрестной промышленности, и даже владельцы мелких торговых предприятий. Доходы представителей этих групп приближались к доходам белого населения, впрочем, в численном отношении их было еще немного. Основную же массу населения резерваций составляли малоквалифицированные сельскохозяйственные рабочие, трудившиеся, как правило, сезонно, а также владельцы мелких и мельчайших некоммерческих ферм. Уровень жизни этих слоев был значительно ниже средних показателей по стране, и, как отмечал один из наблюдателей, «они страдали... от всех атрибутов крайней нищеты» 3 Тем не менее в целом в 50—60-е годы социальная структура коренного населения США была крайне нечеткой: границы между слоями были подвижны (квалифицированный рабочий, скопив деньги, зачастую открывал свое «дело» в розничной торговле и т. п.); в силу неустойчивого положения на рынке труда практически все индейцы, трудившиеся по найму, сохраняли в большей или меньшей степени связь с сельским хозяйством.
Между тем интенсивное освоение резервационных земель горнодобывающими и энергетическими корпорациями вкупе со стимулированием американскими властями таких секторов экономики общин, как туризм или сервис, не могло не отразиться на социальной структуре индейцев. Резко сократилось количество сельскохозяйственных рабочих и фермеров, а также промышленных разнорабочих, тогда как число работников сферы обслуживания, напротив, увеличилось. Кроме того, ценой огромных усилий, а также отчасти благодаря мерам федерального правительства многие индейцы за истекшие полтора-два десятилетия сумели повысить образовательный уровень и профессиональную квалификацию, что проявилось в расширении их занятости и в добывающей промышленности, и в таких технически сложных отраслях экономики, как радиоэлектроника, точное приборостроение, и, наконец, среди различных категорий служащих (табл. 3).
Таблица 3. Динамика социальной структуры индейского населения США (1960—1980 гг.) (в %)
Социальные группы |
1960 г. |
1980 г. |
Фермеры |
9,0 |
1,8 |
Рабочие: |
|
|
сельскохозяйственные |
14,0 |
1,2 |
промышленные квалифициро |
21,6 |
24,2 |
ванные |
|
|
промышленные неквалифици |
20,0 |
12,0 |
рованные |
|
|
Служащие |
10,7 |
32,8 |
Работники торговли и сферы об |
8,0 |
16,0 |
служивания |
|
|
Прочие |
16,7 |
12,0 |
В этой связи возникает вопрос о классовой структуре американских индейцев. Определить ее очень сложно, так как в американских статистических материалах обычно не содержатся данные о классовой принадлежности коренных американцев. Социальные их подразделения, рассмотренные выше, полностью не могут отождествляться с классовыми градациями. Статистика Соединенных Штатов обычно включает представителей индейской буржуазии, т. е. владельцев средств производства, использующих наемный труд, в состав соответствующей социальной группы (например, владелец торгового предприятия может попасть в категорию «работники торговли», промышленного — в «менеджеры» и т. п.). Подобная практика создает основу для разного рода спекулятивных выводов об отсутствии классового деления в общинах, о депролетаризации коренного населения, которые можно встретить не только на страницах печати, но и в отдельных научных исследованиях. Согласиться с этим невозможно. В настоящее время основную массу индейцев, без сомнения, можно отнести к пролетариату. Во-первых, в него входят все промышленные и сельскохозяйственные рабочие. Во-вторых, в состав пролетариата с полным основанием можно включить и подавляющее большинство такого крупного социального отряда, как работники торговли и сервиса. Что же касается столь многочисленной группы наемных работников, какую образуют служащие, то их низшие слои (а они составляют основную ее часть) по своему положению, статусу и уровню жизни также близки к пролетариату. Наблюдатели в этой связи отмечали, что, например, сотрудники низшего эшелона общинной администрации, типичные представители мелких служащих живут порой хуже, чем рабочие, имеющие постоянную работу.
Пролетариату резерваций противостоит индейская буржуазия. Она пока еще невелика в количественном отношении. Если исходить из общего числа частнокапиталистических предприятий, принадлежащих коренным жителям во всех секторах экономики, то доля их владельцев не превысит и 4 % индейского населения. Буржуазные круги индейцев состоят главным образом из владельцев небольших фирм, в основном сконцентрированных в сфере торговли, сервиса, а также строительства. Наемные рабочие привлекаются ими лишь тогда, когда их объект получает какие-то крупные, по меркам резерваций, заказы. Иными словами, основная часть индейских деловых кругов — это типичные представители мелкой буржуазии. К буржуазным слоям, без сомнения, примыкает и верхний эшелон индейцев-служащих, и в первую очередь так называемая «общинная бюрократия» — функционеры, занявшие высшие ступени в органах индейского самоуправления.
Анализ классовой структуры индейского населения показывает: несмотря на определенную незавершенность процесса классовой дифференциации, выражающуюся как в относительно высоком удельном весе среди коренных жителей маргинальных слоев (низы служащих), так и в существовании в составе основных классов разного рода специфических отрядов (работники торговли и сервиса — среди рабочих, общинная бюрократия— среди буржуазии), в целом индейцы, как и остальные американцы, разделены на два класса-антагониста — пролетариат и буржуазию. На это неоднократно указывалось в программных документах Компартии США 4.
Малочисленность «своей» буржуазии и некоторая размытость границ этого социального слоя не устраняют весьма острых классовых противоречий внутри общин. Правда, зачастую они могут быть сильно завуалированными. Невозможность конкурировать с крупными промышленными и аграрными монополиями заставляет представителей индейских деловых кругов опираться в основном на материальные и людские ресурсы общины, стремясь использовать ее в своих интересах. Они пытаются выдать свою деятельность за путь к решению проблем общин в целом, навязать их жителям конформистские установки. «Важно убедить индейцев в том, что для достижения поставленных целей теперь не нужно громить кавалерию Кастера на поле боя... Более удобный способ обеспечить эти цели — действовать в рамках нашей (читай: капиталистической.— Авт.) системы»,— заявил по этому поводу президент совета общины Форт-Пек Н. Холлоу 5
Но вопреки утверждениям лидеров резерваций в действительности интересы индейской буржуазии не имеют ничего общего с интересами основной массы коренного населения. Приведем в этой связи весьма красноречивое заявление владельца мелкой страховой фирмы в резервации Сан-Ксэвиер (Аризона): «Мое кредо таково: я не концентрирую внимание на том, что я — представитель меньшинства. С момента начала моей деловой карьеры я почувствовал, что быть американцем — предел упований любого человека, независимо от его расы или вероисповедания... Я с гордостью заявляю: я — американец, верящий в нашу государственную систему. Я также верю в систему свободного предпринимательства и в движущую силу мотивов прибыли. И я хочу внести свой вклад в укрепление американского общества в целом» 6 А когда общинный правопорядок, по мнению индейцев-бизнесменов, препятствует их начинаниям, они подвергают его резким нападкам. Вот что заявил, в частности, президент ведущей организации индейцев-агропроизводителей Д. Фредерикс: «Как известно, советы племен избираются всеобщим голосованием. Но не секрет, что большинство избирателей — представители неимущих, непроизводительных групп резервационного населения, а советы обязаны проявлять серьезное внимание к социальным нуждам... В результате государственная помощь в той или иной форме приходит именно к этим слоям. Интересы наиболее удачливых бизнесменов при этом если не ущемляются, то во всяком случае их возможности в сфере предпринимательства сильно ограничиваются» 7
Подобная позиция буржуазных кругов — основная причина серьезных социальных конфликтов. Они, в частности, происходили в резервации апаче Уайт-Маунтин. Население резервации восприняло попытки некоторых предприимчивых соплеменников развивать в ней индустрию туризма как надругательство над религиозными чувствами приверженцев традиционных верований, одухотворявших различные природные объекты. Аналогичные события произошли среди оклахомских чироков. Очень напряженный характер приняли внутри- общинные столкновения в резервации ламми (Вашингтон). Группа местных предпринимателей, связанная с химической корпорацией, добывающей на территории общины сырье для производства магния, оказала сопротивление проекту создания там коммерческого устричного хозяйства, которое могло улучшить положение подавляющего большинства индейцев. В ходе всеобщего референдума община отвергла притязания союзников корпорации.
К сожалению, в подавляющем большинстве случаев происходит обратное. Как правило, буржуазным кругам и функционерам удается навязать общине свою стратегию, как это было, например, с разработкой недр резерваций. Такая ситуация связана не только с объективными обстоятельствами: сравнительно невысоким удельным весом среди пролетариата наиболее идейно зрелого его отряда — квалифицированных промышленных рабочих и, напротив, весьма существенной долей разного рода маргинальных слоев — питательной среды для конформистских настроений. Здесь играет роль и субъективный фактор — прямая поддержка буржуазии резерваций со стороны правящих кругов США. Резервационное население, как явствует из многочисленных документов, отвергает «презренную практику использовать индейцев против индейцев... чтобы нанести удар по общинам» 8, однако, судя по заявлениям официальных лиц, федеральное правительство намерено и далее поощрять и стимулировать исключительно деловые и коммерческие инициативы коренных американцев.