Советская индеанистика: место в латиноамериканистике и основные задачи
Становление советской латиноамериканистики долгое время шло, образно говоря, не от одного корня, который дал бы многочисленные ветви, а в виде побегов от отдельных корней, лишь позже переплетшихся между собой в единое дерево. В состоянии такого одинокого побега длительное время пребывала индеанистика. Почвой, на которой она произрастала, была почти исключительно этнография, в меньшей степени — археология. Проявления советской индеанистики в философии, политических и юридических науках, в политэкономии, географии, психологии были минимальными. А между тем индеанистика не может существовать и развиваться вне общего русла латиноамериканистики.
Современные индейские общества не существуют изолированно от латиноамериканского общества в целом, они — его часть, хотя и весьма специфическая. Индейское население тысячами нитей связано с неиндейским населением континента. Поэтому, претендуя на рассмотрение всех современных черт бытия индейских национально-этнических общностей (этносов) и всех процессов, существенно влияющих на исторические судьбы указанных общностей, индеанистика не может не пользоваться данными других разделов латино-американистики, занимающихся проблемами экономики, политики, идеологии и культуры континента. По существу она должна изучать не только «чисто индейские» феномены, но и (может быть, в первую очередь) специфику преломления (применительно к индейским общностям) процессов, явлений, задач, общих для всех народов Латинской Америки. В то же время следует подчеркнуть, что и латино-американистика не может считаться полноценной наукой, если в ней будет отсутствовать такое важное звено, как индеанистика. Иными словами, без изучения той специфики, которая определяет степень участия многомиллионных масс индейского населения в революционных и других общественных процессах, без исследования вопроса об оптимальных условиях союза между индейскими массами, с одной стороны, и латиноамериканским рабочим классом и его авангардом — с другой, а также целого ряда других важных вопросов и проблем латиноамериканской действительности латиноамериканистика не способна во всем объеме выполнить функцию комплексной общество-ведческой дисциплины.
Органическое единство индеанистики с другими подразделениями латиноамериканистики особенно необходимо при рассмотрении основных аспектов индейского вопроса, например национальных индейских движений, в которых как в фокусе отражаются экономические, политические, культурные, идеологические и даже международные условия существования индейских обществ.
В последние десятилетия стали замечаться качественно новые явления в индейских движениях. Если раньше на протяжении долгого времени преобладали формы стихийных разрозненных выступлений, то на отрезке времени, примерно совпадающем с третьим этапом общего кризиса капитализма, они стали приобретать все более четкие формы, начали возникать индейские национальные организации. Можно упомянуть такие из них, как Эквадорская федерация индейцев, «Экварунари» («Эквадор рунакунапах ричаримун» — «Пробуждение эквадорского индейца»), МОДЕЛИНДЭ (Движение освобождения эквадорского индейца и его интеграции в общественную жизнь), Федерация центров индейцев шуара (Эквадор), Региональная конфедерация индейцев кауки —КРИК (Колумбия), Национальная индейская конфедерация Мексики, Индейское движение Тупак Катари, Революционное движение Тупак Катари (Боливия), Национальная индейская ассоциация Панамы, Индейская конфедерация Венесуэлы, «Сила и власть индейцев» (Перу), Объединение базовых организаций кечуа, аймара и амазонских индейцев (Перу), «Армия бедняков» (Гватемала), Организация культуры мапуче (Чили) и т. д.1 Сейчас практически в каждой латиноамериканской стране, где живут индейцы, существуют индейские национальные организации. Возникли также международные организации индейцев, наиболее широкими из которых являются Всемирный совет индейских народов, а также Индейский совет Южной Америки.
Существование этих и других организаций вызывает к жизни целый ряд вопросов: каково соотношение внутренних и внешних факторов, обусловивших становление индейских национальных организаций? Какие реальные силы стоят за ними? Каковы программные требования этих организаций? Лежат ли движения, представленные этими организациями, в русле мирового революционного процесса или в стороне от него? По каким направлениям должна вестись работа прогрессивных сил, чтобы вовлечь указанные организации и движения в активную борьбу против империализма, за мир, демократию и социальный прогресс?
Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, нужно серьезно изучать весь комплекс явлений и процессов, который связан с возникновением индейских национальных движений и организаций, их становлением и перспективами развития.
Приступая к изучению какой-либо стороны положения индейского населения, обычно ставят вопрос о численности последнего. В этом, разумеется, есть своя логика, в частности при исследовании вопроса о национальных индейских движениях. Однако было бы неправильно абсолютизировать численную сторону проблемы и судить о важности какого-либо конкретного проявления национального вопроса исключительно по численности того или иного народа. Арабский народ Палестины не столь уж многочислен, однако палестинский вопрос приобрел поистине огромное, можно сказать, всемирное общественно-политическое звучание. Незначителен удельный вес индейских племен и народностей в общей массе населения США, однако мужественная борьба североамериканских индейцев также привлекла к ним внимание мирового общественного мнения.
Точно так же численность латиноамериканских индейцев не является главным критерием, определяющим важность, остроту и глубину индейского вопроса как национального. Вместе с тем сказанное выше отнюдь не умаляет и не отрицает значения численности конкретных этносов, включая индейские. В связи с этим уместно вспомнить, что долгие годы в Латинской Америке наблюдалась общая тенденция со стороны органов статистики преуменьшать численность индейцев, представлять свои страны, так сказать, как можно более «белыми».
Дополнением к этой тенденции служили разного рода теории и концепции о скором якобы исчезновении индейцев (а вместе с ними и индейского вопроса) в результате процесса метисации. Еще Хосе Карлос Мариатеги, выдающийся мыслитель, основатель партии перуанских коммунистов, более чем полвека назад дал достойную отповедь этим антинаучным взглядам. «Ожидать,— писал он, эмансипации индейцев в результате активного смешения туземной расы с белыми иммигрантами было бы антисопиологической наивностью, допустимой разве лишь для примитивного мышления импортера мериносовых баранов» 2. Жизнь полностью подтвердила слова великого перуанца.
Если в годы, когда Мариатеги писал эти строки, численность индейского населения на всем Западном полушарии не превышала 17—18 млн. человек3, то на сегодняшний день (по самым осторожным подсчетам) она составляет примерно 30 млн.4, а по некоторым другим оценкам приближается к 40 млн. За этими общими цифрами кроется необычайно сложная и запутанная картина этнических процессов и национальных отношений. Так, например, в некоторых странах тот или иной индейский народ может расти численно и в то же время его удельный вес в общей массе населения может падать. Наблюдаются явления и обратного порядка. Разобраться подробно в вопросах численности индейцев и ее динамике конкретно в каждой стране и даже в отдельных районах отдельных стран — очень сложная задача, стоящая перед советской латиноамериканистикой. Но как бы она ни была сложна, ее решение настоятельно необходимо, поскольку с ним во многих отношениях связано определение общественной значимости и перспектив как самого индейского вопроса (во всем его многообразии), так и национальных индейских движений. Однако, как мы указывали, численность того или иного индейского народа, хотя и может служйть исходным пунктом исследования индейского вопроса и национальных индейских движений, все же не является первостепенным фактором.
Важнейшим фактором и показателем общественной значимости индейского вопроса и, в частности, индейских движений и организаций является характер социальной (особенно классовой) структуры индейского общества. К сожалению, в этом вопросе в Латинской Америке встречается необоснованная и ненаучная точка зрения считать всех индейцев крестьянами, некой однородной в социальном отношении массой и на этом основании ставить знак равенства между индейским и крестьянским вопросами. Ее придерживаются не только социологи буржуазного направления, но и некоторые представители прогрессивных кругов. На самом же деле, существует значительное классовое расслоение коренного населения в разных странах среди разных народов: среди араукан в Чили, среди аймара в Боливии и Перу, среди шуаров в Эквадоре, среди кечуа в Перу, Эквадоре и Боливии и т. д. Так, в районе Отавало—Котакачи (Эквадор) в результате полевых наблюдений, нами были зафиксированы следующие общественные группы в составе местного индейского населения: малочисленная группа крупной и средней торгово-промышленной буржуазии; значительная прослойка мелкой торгово-промышленной буржуазии; интеллигенция; ремесленники; полупролетариат и пролетариат (промышленный, в меньшей мере сельский); крестьянство. Крестьянский труд в ряде населенных пунктов района является основным источником дохода менее чем для 50% населения.
Нужно сказать, что первые советские латиноамериканисты 5 еще в 30-х годах выступили против отождествления понятий «индейцы» и «крестьяне» и против рассмотрения крестьянства в качестве моноликой массы без учета процессов классового расслоения. К сожалению, соображения этих советских исследователей не смогли радикальным образом поколебать установившуюся традицию. Более того, в последующие годы эта традиция если не завоевала права гражданства среди новых поколений советских латиноамериканистов, то во всяком случае оказала на них определенное влияние.
Однако уровень статистики в большинстве латиноамериканских стран таков, что не позволяет составить точное представление о процессах расслоения индейских общин, об источниках накопления капитала и о самих процессах этого накопления среди определенной части индейцев, об условиях и формах присвоения некоторыми группами прибавочного продукта, вырабатываемого их же соплеменниками, о конкретных размерах этого прибавочного продукта и о многом другом, без чего данные о социально-классовой дифференциации среди индейцев могут иметь лишь самый общий характер.
А между тем материалы подобного рода, равно как и представления о динамике численности коренного населения, должны носить самый конкретный и точный характер, что необходимо для оценки общественной значимости и перспектив национальных индейских движений.
Без этих данных невозможно уяснить особенности объективных классовых интересов индейцев, характер и степень социальной обоснованности их ближайших экономических и политических требований. Располагать точной информацией о социальной структуре индейских общностей необходимо и для того, чтобы правильно понять особенности мировоззрения индейцев, а стало быть, иметь аргументированное мнение о степени и способности к восприятию ими тех или иных идей или систем идеологических взглядов.
Отсутствие достаточного количества конкретных данных по этому вопросу и неудовлетворительные масштабы и формы ведущейся в Латинской Америке работы по выявлению социальной структуры индейских этносов указывают на то, что решить задачу изучения социального состава коренных американских национальностей советская латиноамериканистика сможет, видимо, лишь прибегая все шире к методу полевых исследований.
Индейские движения и их организации по-разному формулируют свои цели и задачи. Некоторые подчеркивают значение политических задач («Армия бедняков» в Гватемале, КРИК в Колумбии), другие (МОДЕЛИНДЭ, Федерация центров шуара в Эквадоре) специально декларируют свою аполитичность и выдвигают лишь экономические и культурные требования. Однако обычно эти декларации далеко не соответствуют действительности, поскольку в современных условиях в странах Латинской Америки экономическая и культурноидеологическая сферы так тесно переплелись с политической, что попытки изолировать их друг от друга были бы тщетными. В этой связи вспоминается выступление индейского лидера Марко Бараона в Эквадоре в 1977 г. перед многочисленным собранием местных индейцев, а также перед слушателями правительственного Высшего центра обучения. Марко Бараона заявил следующее: «Сеньоры! Слушая меня, вы можете подумать: «Вот говорит коммунист». Но это ошибка: мы не коммунисты, потому что нас не интересует политика. Мы политикой не занимаемся. Мы хотим только самоуправления, земли, образования, уважения к нашей культуре и к языку. И законы об этом должны быть изданы. А если господа чиновники и министры не издадут их, то пусть помнят, что мы — народ и мы сами придем в учреждения, чтобы подписать их!». Можно было бы привести много других примеров, показывающих, что те индейские организации и их лидеры, которые на словах отмежевываются от политической борьбы, на деле признают ее. Значит, практически все индейские движения и их организации представляют собой важный резерв современных политических движений в Латинской Америке. Неудивительно, что в рядах одной и той же национальной индейской организации (например «Экварунари» в Эквадоре) можно встретить и сторонников маоизма, и адептов какого-нибудь «модного» религиозного течения (например, «бехаизма»), и приверженцев «американского образа жизни», и последователей местных буржуазных партий. Такая политическая мозаичность «Экварунари», как и многих других организаций, отражает настойчивые попытки общественно-политических сил разного толка подчинить индейское движение своему влиянию, превратить его в свой надежный политический резерв.
Эти попытки, включающие различные виды и формы идейнополитической экспансии империализма и других реакционных сил, а также целую сеть мероприятий, организованных силами местной олигархии и реакционных церковных кругов, должны стать объектом пристального изучения со стороны советской индеанистики.
Пролетариат самим ходом исторических событий призван противостоять стремлениям реакционных сил подчинить себе индейские движения и организации. Более того, история возложила на латиноамериканский пролетариат и его авангард выполнение роли идейнополитического руководителя этих движений.
Имеются объективные социально-экономические, политические и идеологические предпосылки и основы союза между индейскими массами и латиноамериканским рабочим классом. Подробное теоретическое обоснование их потребовало бы специального исследования, поэтому в данном случае мы позволим себе ограничиться лишь самыми краткими соображениями на этот счет.
Во-первых, не только латиноамериканский пролетариат, но и все индейцы (и включенные в господствующие формы хозяйственной деятельности той или иной страны, и сохраняющие традиционный быт, хозяйство, социальное устройство, коренные жители джунглей Амазонки и других труднодоступных районов) в той или иной форме являются объектом эксплуатации и угнетения со стороны иностранных (американских) и транснациональных компаний. Борьба с монополиями — первая объективная предпосылка союза между индейцами и пролетариатом Латинской Америки.
Во-вторых, известно, что наиболее откровенный эксплуататор и угнетатель индейцев на протяжении длительного времени — это латифундист. Несмотря на проведение во многих странах аграрных реформ, в ряде районов, населенных индейцами, позиции латифундизма по-прежнему сильны. Поскольку латифундисты также и один из самых враждебных пролетариату классов, то становится очевидным существование второй антифеодальной и антилатифундистской социально-экономической предпосылки союза между индейскими массами и пролетариатом.
Разорение, обнищание, нарушение экологического равновесия в ареалах обитания индейцев, жестокая эксплуатация на рудниках, заводах и строительствах, подавление их национально-этнических культур и языков — все эти негативные явления, которые сопутствуют развитию капитализма в Латинской Америке, составляют суть третьей, антикапиталистической, предпосылки союза между пролетариатом и индейскими массами.
Политическая же основа этого союза проявляется в том, что пролетариат ставит целью слом либо преобразование демократическим путем той государственной машины, которая (помимо обеспечения классового господства эксплуататоров) сохраняет и защищает систему угнетения индейских этносов.
И, наконец, главная идеологическая предпосылка и главная идейная основа союза между рабочим классом и индейским населением состоит в том, что только пролетариат и его политический авангард обладает единственно правильной теорией, способной наметить пути подлинного освобождения индейских масс, а именно ленинской теорией национального вопроса.
Все эти предпосылки и основы союза между индейцами и пролетариатом носят объективный характер. Они существуют даже в том случае, если между пролетариатом и индейским населением нет никаких контактов. Однако объективный характер такого союза вовсе не проявляется в чистом виде. Советской латиноамериканистике еще предстоит внимательно разобраться в специфике и конкретном соотношении указанных предпосылок и основ в каждой стране, где имеется индейское население, и в тех причинах, которые препятствуют превращению индейских движений и их организаций из потенциальных в реальных союзников пролетариата. Требуется проведение самого тщательного сравнительного анализа программных положений классовых организаций пролетариата (партий, профсоюзов, политических блоков и т. д.) и индейских движений и организаций с целью выявления общих или сходных положений и формулировок, опираясь на которые пролетариат мог бы практически налаживать союз с индейским населением. Это вполне разрешимая, хотя и не легкая задача.
Как отмечалось на XXVI съезде КПСС, в наше время нет «такого идейного и политического течения, которое не испытало бы на себе в той или иной мере влияния социализма»6. Это положение полностью применимо к современным индейским движениям, однако степень подобного влияния весьма различна. Федерация индейцев Эквадора — пример максимального влияния социализма на возглавляемое ею течение: организация стоит на классовых и интернационалистских позициях и полностью признает руководящую роль эквадорского пролетариата и его партии. Однако таких индейских организаций не так уж много. Перед советской индеанистикой стоит задача выявления объективно протекающих процессов, а также форм и методов деятельности прогрессивных сил, которые способствуют усилению влияния социализма на индейские национальные движения и представляющие их организации. Следует сказать, что не всегда указанное влияние четко и явственно, иногда оно закомуфлировано национально-специфическими формами. В связи с этим встает задача скрупулезного изучения этнической, социально-психологической, а также идеологической обстановки, в условиях которой идет формирование программных требований и установок индейских движений. Только тогда можно более или менее четко представить, но каким каналам и в каких формах может и должно осуществляться внедрение пролетарской идеологии в эти движения.
Само по себе становление и развитие индейских национальных организаций — это проявление и отражение многих факторов как внутреннего, так и внешнего порядка. К ним можно отнести дальнейшее обострение социально-экономических противоречий, усиление классовой и национально-освободительной борьбы под руководством латиноамериканского пролетариата, веяния Великой Октябрьской социалистической революции, опыт решения национального вопроса в СССР и других социалистических странах, влияние Кубинской революции и процесса распада колониальной системы.
Вместе с тем очевидна неразрывная связь становления индейских национальных организаций с процессом национально-этнической консолидации индейского населения, с ростом их этнического и национального самосознания. Но в силу исторически сложившихся условий последнее проявляется в подавляющем большинстве случаев как самосознание эксплуатируемых и угнетенных: иными словами, становление индейского национально-этнического сознания находит свое выражение в усилении настроений, чувств и идей, направленных против эксплуататоров и угнетателей, которые четко отражаются в современной духовной культуре индейцев. Конечно, практически к любому индейскому народу применимо ленинское положение о двух культурах в каждой национальной культуре в результате наличия в обществе антагонистических классов. Однако среди индейцев отсутствуют какие-либо эксплуататорские слои, которые в экономическом или политическом отношении можно было бы сопоставить с иностранными монополиями или местной олигархией. Индейская буржуазия крайне слаба. В подавляющем большинстве это мелкая буржуазия и ее место — в рядах антиимпериалистического фронта. В силу данных объективных факторов в современной национальной культуре индейских народов явно преобладают народные элементы, часто наполненные революционным содержанием.
То обстоятельство, что процесс консолидации индейских этносов в современных условиях неизбежно включает в качестве неотъемлемой составной части прогрессивные тенденции в культурно-идеологической сфере, позволяет рассматривать этот процесс в целом как явление прогрессивное.
Однако в сложных социально-экономических условиях Латинской Америки, в обстановке обострения борьбы идеологий национальное самосознание индейских этносов не только испытывает влияние прогрессивной идеологии, но и подвергается сильному давлению различных непролетарских идейно-политических течений, среди которых одно из первых мест занимает национализм. Глубокий и подробный анализ условий зарождения и становления индейского национального сознания и выявление на основе этого анализа тех факторов, которые способствовали бы усилению не национальной, а интернациональной альтернативы развития этого сознания,— важная задача, стоящая перед советскими и прогрессивными зарубежными латиноамериканистами.
Хотя в статье затронуты, притом в самой общей форме, лишь очень немногие вопросы, связанные с процессом становления индейских национальных движений и организаций, но и они показывают, что задачи их изучения многочисленны и сложны.
1.Consejo indio de Sud America. Manifiesto.— El Diario, Lima, 1983, 14.IV; Rivera Cusicanqui S. Luchas campesinas contemporaneas en Bolivia: el movimiento «Catarista»: 1970—1980, Bolivia hoy (Comp. Rene Zavaleta Mereado). Mexico, 1983; Malave de Querales J. Las comunidades de localidad de San Martin de Turumban у la Gran Sabana. Esbozo de su prensencia у lucha por la autodeterminacion.— Terra, 1983, N 7—8, agosto-septiembre; Estatutos у reglamentos de la arganizacion shuar. Sucua — Ecuador, 1974; Manifiesto. Consejo regional Poder Jndio Kuntisuyo.— Hatun chaski, N 2, 1982, p. 3; Programa del CONACOCOP.— Ibid. p. 5.
2.Мариатеги X. К. Семь очерков истолкования перуанской действительности. М., 1963, с. 85.
3.Rosenblat A. La poblacion indigena у el mestizaje en America. Buenos Aires, 1954, t. I, p. 138.
4.Оценка на основании данных 1978 г.: America Indigena. Mexico, 1979, v. XXXIX, N 2.
5.Мирошевский Вл. Аграрный вопрос в Южной и Карибской Америке.— В кн.: Проблемы Южной и Карибской Америки. М., 1934; Якобсон Г. Индейская и негритянская проблема в странах Южной и Карибской Америки.— Там же Зорина А. М. Индейская община в Перу.— Революционный восток. М., 1935. № 4.
6.Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 79.