Союз с Тлашкалой
Тлашкаланцы предложили Кортесу мир в тот момент, когда испанцы считали свое дело окончательно проигранным. Обессилевшие от ран и болезней, тяжелых боев и бессонных ночей, они с тоской думали о возможности еще одного сражения – вероятно, последнего в своей жизни.
Если совсем недавно испанцы могли противостоять пятидесятитысячной армии, то сейчас они не выдержали бы дружного натиска и пятитысячного отряда. И, когда прибежал солдат с форпоста и доложил, что по направлению к лагерю Кортеса движутся какие‑то толпы людей, мужество окончательно покинуло испанцев. Но очень скоро обнаружилось, что идут не воины, а носильщики со съестными припасами и подарками. К Кортесу явился сам Хикотенкатль‑младший с предложением мира и дружбы.
Это был высокий широкоплечий воин, лет тридцати пяти, с гордой осанкой и лицом, изрытым боевыми рубцами. Он откровенно объявил, что считает себя побежденным и дальнейшее сопротивление – бессмысленным. Война была начата потому, что они приняли Кортеса за друга Монтесумы. Если же верно, что он, Кортес, помогает народам, порабощенным ацтеками, то в лице тлашкаланцев он найдет верных и стойких помощников.
Кортес ликовал. Он добился не только покорности, но и приобретал новых сильных союзников. Однако внешне он был суров и строг, как и подобает победителю. По его совету испанцы тоже не выказывали охватившей их бурной радости. Они принимали как должное изъявление покорности и щедрые подношения съестных припасов, в которых так нуждались.
Вера в могущество Кортеса выросла еще больше, когда в его лагерь явились пять послов Монтесумы с большим количеством золотых вещей и других подарков. Более того, Монтесума выражал готовность подчиниться испанскому королю и ежегодно выплачивать ему большую дань золотом, серебром, драгоценными камнями и тканями. Он просил Кортеса лишь об одном: не утруждать себя походом в Теночтитлан, «так как путь этот далек, горист и безводен»…
Что же заставило Монтесуму столь униженно и поспешно признать себя побежденным, без малейшей попытки к сопротивлению?
Разведчики докладывали ему о каждом шаге испанцев. Весть о том, что Кортес пошел на Тлашкалу, наполнила его сердце радостью. Он знал, как ревностно тлашкаланцы оберегают свою независимость, и был уверен, что они не подчинятся Кортесу.
Но вот гонцы один за другим приносят вести о победе испанцев. Значит, это действительно посланцы бога Кецалькоатля, а не простые смертные, – решает Монтесума. И снова овладевает его сердцем суеверный страх перед белыми.
Монтесума, удрученный неудачами, размышляет о дальнейших действиях. Что сейчас предпринять? Спасаться бегством или спрятаться в пещеру?… Рисунок из ацтекской рукописи.
С нескрываемой тревогой относились приближенные Монтесумы к попыткам своего повелителя задобрить испанцев, откупиться от них богатыми дарами. Наиболее дальновидные военачальники понимали, что золото лишь возбуждает алчность испанцев, а изъявления покорности только наводят на мысль о военной слабости ацтеков.
– Надо бороться! Враг не так силен, как это кажется. Испанцев – горстка, а силы ацтеков необъятны! – горячо убеждал Монтесуму его племянник, пылкий и отважный Куаутемок. – С нашей стороны еще не было сделано ни одной попытки разгромить пришельцев. Я готов сам возглавить войско и пойти им навстречу!
Но Монтесума отверг это предложение. Вместо армии навстречу испанцам было выслано очередное посольство с богатыми дарами, выражением покорности и единственной лишь просьбой – отменить поход на Теночтитлан…
Взвесив в уме все обстоятельства дела, Кортес решает извлечь наибольшие выгоды из создавшегося положения. Давнишняя вражда между тлашкаланцами и ацтеками давала ему возможность заигрывать с теми и с другими. Он хотел, чтобы обе враждующие стороны возможно дольше считали его своим союзником. Тогда он мог бы диктовать условия и тлашкаланцам и ацтекам, чтобы в конце концов поработить оба народа.
Послы Монтесумы нашептывали Кортесу, что тлашкаланцы коварны и жестоки, что он не должен полагаться на их обещания.
Кортес благосклонно выслушивал их и благодарил за добрый совет.
Тлашкаланцы говорили, что дары Монтесумы и его обещания – это лишь жалкая уловка, чтобы завоевать доверие испанцев.
– Не верь ни его ласковым словам, ни его учтивости, ни его повадкам. Слова его пусты, а дружба вероломна.
Кортес благодарил за предупреждение и обещал это учесть.
Хикотенкатль‑младший пригласил Кортеса посетить их столицу – город Тлашкалу. Послы Монтесумы убеждали Кортеса не делать этого, чтобы не попасться в засаду. Когда же он отклонил их просьбу, заявив, что не боится измены, послы Монтесумы начали уговаривать его повременить хотя бы неделю, пока о всем не будет оповещен их повелитель. На это Кортес согласился, понимая, что от Монтесумы могут прийти важные вести. И он не ошибся.
Обеспокоенный возможностью союза Кортеса с тлашкаланцами, Монтесума на сей раз… приглашал его в свою столицу! Он просил испанцев лишь об одном: не останавливаться в Тлашкале и не входить с этими «вероломными тлашкаланцами» ни в какие сношения. Подарки, которые были вручены Кортесу вместе с посланием, превосходили по своему великолепию все предыдущие.
Такая непоследовательность поведения Монтесумы, ранее прилагавшего все усилия, чтобы не впустить испанцев в Теночтитлан, а сейчас радушно приглашавшего их в свою столицу, свидетельствовала о полной растерянности в стане противника. Это отлично учитывал Кортес, решивший, что, чем больше независимости он проявит, тем сильнее будет напуган Монтесума.
Выслушав его послов и благосклонно приняв подарки, Кортес заявил, что решил всё же посетить Тлашкалу и желал бы, чтобы послы Монтесумы его сопровождали.
– Но ведь нас растерзают тлашкаланцы! – воскликнули послы.
– Я беру вас под свою охрану, – ответил Кортес.
23 сентября 1519 года экспедиция Кортеса вошла в Тлашкалу. Это был густо населенный город, застроенный каменными и кирпичными домами с плоскими крышами. Они были усеяны людьми, желавшими посмотреть на грозных пришельцев.
В своем донесении Карлу V Кортес сравнивает Тлашкалу с Гренадой, считая, однако, что индейский город более многолюдный и лучше укреплен. На городской рынок в иные дни стекалось до тридцати тысяч человек.
Расписные сосуды из Тлашкалы.
Испанцы обратили внимание на то, что дома тлашкаланцев лишены дверей. Их заменяли прикрывавшие вход цыновки, на которые были навешены кусочки меди. Они бренчали, когда кто‑нибудь переступал порог, как бы оповещая хозяев о приходе гостя. Приятно обрадовали испанцев также тлашкаланские парикмахерские и бани с горячей водой и паром – совсем на европейский манер…
Высокие каменные стены делили город на четыре обособленных района.
Воины Кортеса расположились в обширном здании одного из храмов. Они вдоволь ели, пили и отдыхали. Но ни на минуту не ослаблялись караулы. Кортес требовал железной дисциплины и постоянной готовности к бою. Ни один солдат не смел отлучаться без разрешения командира. Ни один командир не покидал казармы без ведома Кортеса.
Двадцать дней прожил Кортес в Тлашкале. Здесь он, наконец, избавился от лихорадки и снова был деятелен и неутомим.
Весть о победе испанцев облетела всю Мексику. Из дальних городов, покоренных Монтесумой или враждовавших с ним, к Кортесу являлись послы с просьбой о помощи и с обещанием поддержки. Кортес всех внимательно выслушивал. Иным обещал помочь, иным отвечал уклончиво. Он изучал расстановку сил, старался вникнуть в сложные взаимоотношения различных индейских народов и племен.
Его советчиком стал старый слепой Хикотенкатль – отец храброго военачальника, с которым мы уже познакомились.
Кортес принимает тлашкаланских правителей, несущих подарки. Рядом с ним переводчица – Марина. Рисунок из древнемексиканской рукописи.
Проживший долгую жизнь, он много знал и был очень полезен испанцам. Считая их союзниками Тлашкалы, старик подробно рассказывал Кортесу об армии Монтесумы, военной тактике ацтеков, их боевом оружии и о многом другом.
В знак искренней дружбы он предложил Кортесу в жены свою дочь.
Кортес очень любезно принял донну Луизу – так назвали ее после крещения, – но отдал ее в жены Альварадо, которого индейцы за светлый цвет волос прозвали солнцем, по‑тлашкалански – «Тонатиу». По предложению Хикотенкатля‑старшего и другие знатные тлашкаланцы породнились с испанцами, дав им в жены своих дочерей.
С таким трудом установленный мир едва не нарушился, когда Кортес вздумал было навязать всем жителям Тлашкалы католичество. От этого неразумного шага его опять отговорил отец Ольмедо, считавший, что надо сначала покорить всю Мексику, а уж потом начать думать о спасении душ язычников.