Страна древних культур
До недавнего времени древняя история Колумбии была наименее изучена по сравнению с соответствующим периодом истории других стран Западного полушария. В известной степени это объясняется тем, что топографические и климатические особенности Колумбии, отсутствие достаточной археологической информации не способствовали реконструированию ее исторического прошлого.
Сегодня положение существенно изменилось. На основании новейших исследований ученые пришли к выводу, что территория нынешней Колумбии, с одной стороны, играла роль связующего звена между культурами Севера и Юга, с другой — сама являлась ареалом, где формировались довольно развитые цивилизации.
Племена индейцев, проживавшие на этой территории, стояли па различных ступенях развития — племена кочующих охотников соседствовали с высокоорганизованными государственными образованиями. Испанские хронисты, авторы сочинений XVI—XVIII вв. по истории открытия и завоевания Нового Света, называли последние «империями».
Наиболее мощной была «империя» муисков (чибчей). Она занимала территорию двух нынешних департаментов Колумбии — Кундинамарки (столичный) и Бояки. Этот район, площадь которого составляет около 30 тыс. км2, расположен на высоте от 1,8 до 3 тыс. м над уровнем моря в зоне умеренного и холодного климата.
Плотность населения в большинстве мест обитания муисков была очень высокой. Общая численность населения «империи» до сих пор не установлена: согласно различным данным, она составляла от 100 тыс. до 2 млн. человек1.
«Империя» муисков подразделялась на конфедерации, в каждую из которых входило несколько объединений общин. Общину составляли 10—50 домохозяйств. Домохозяйство представляло собой группу из 10—15 человек, связанных родственными узами и проживавших в усадьбе, состоявшей из нескольких домов. Объединение общин возглавлялось вождем — касиком.
К моменту конкисты «империя» муисков состояла из пяти конфедераций, одна из которых именовалась Баката. Полагают, что название сегодняшней столицы Колумбии — Богота — восходит к этому топониму2.
Власть вождей была неограниченной. Подданный, осмелившийся взглянуть в лицо верховному касику, изгонялся за пределы «империи». Сами же вожди безнаказанно нарушали установленные в государстве правила и обычаи. Например, касику полагалось иметь, как и всем муискам, одну жену. Однако в хронике мы читаем о том, что у касика Бакаты было более 400 жен 3.
Согласно матриархальному праву, которого придерживались муиски, женщины пользовались большой самостоятельностью 4 — они участвовали во всех важнейших собраниях, сопровождали мужчину на войну, вели торговлю, титул вождя наследовал не его сын, а сын его сестры. Обряд посвящения в касики — своеобразная коронация, названная испанцами «эльдорадо»,— совершался на высокогорном озере Гуатавита, расположенном неподалеку от Боготы. Претендента на должность ранним утром сажали на камышовый плот, и он вместе с четырьмя жрецами плыл на середину озера. Обсыпанный с ног до головы (предварительно его тело смазывалось липкой смолой) золотым песком, он, так же как и толпа народа на берегу, застывал в ожидании восхода солнца. При первых лучах будущий вождь совершал омовение в озере, а жрецы бросали в воду в качестве подношений божеству Сиу5 золото и другие драгоценности. Затем звуки дудок и барабанов возвещали об окончании церемонии.
Надо сказать, что муиски не имели собственных золотых копей и драгоценный металл приобретали у своих западных и южных соседей в обмен на другие предметы.
Муиски умели не только плавить золото, но изготовлять его сплав с медью (тумбага). Из этого сплава они делали украшения, утварь, знаки различия воинов, оружие, монеты-пластины и др. Была известна также отливка в сплошной форме, чеканка, штамповка, протяжка, накладка листами6. Кстати сказать, литые золотые изделия не часто можно встретить у других народов, изготовлявших ритуальные предметы и предметы роскоши из золота (Египет, Греция, Рим, Скифия).
Муиски владели и ткацким искусством. В Музее золота в Боготе и в других коллекциях имеются образцы изделий древних ткачей7. Краски на многих из них прекрасно сохранились. Можно встретить и неплохие керамические поделки — посуду, фигурки богов, статуэтки животных.
Занимались муиски также добычей соли (ее они продавали соседям наряду с золотыми изделиями, изумрудами) и каменного угля. Последний служил не только для обогрева жилищ и как источник света благодаря содержавшимся в нем летучим веществам, но и для плавки металлов и формовки соли в блоки, которую муиски производили следующим образом. Насыщенная солью вода подавалась по деревянным трубам (сделанным из обмазанных глиной стволов деревьев с вычищенной сердцевиной) в мощеный резервуар. Затем раствор разливали в огромные керамические сосуды емкостью около 40 л. Со временем вода из них испарялась и оставалась каменистая масса. Ее размельчали и получался белый порошок — соль.
Уголь муиски добывали с помощью каменных или сделанных из особо твердой породы дерева инструментов, в узких глубоких шахтах. Постепенно угольные копи были заброшены, а испанские завоеватели вообще о них ничего не знали. Лишь в XX в. были обнаружены богатые залежи высококачественного каменного угля.
Больших успехов добились муиски в области земледелия — оно было террасным, с применением искусственного орошения. Его процветанию способствовали также плодородные почвы, благоприятные климатические условия. Основным злаком являлся маис (кукуруза): белый, желтый, розовый, пурпурный и даже черный. Из него индейцы выпекали хлеб, варили похлебку, кашу, получали алкогольный напиток — чичу. Кстати, муиски полагали, что это питье наделено магической силой, а потому приносит победу в бою и благополучие в мирной жизни8. Они выращивали также фасоль, табак, перец, ананасы, картофель9. Пришедшие на эти земли в 1537 г. испанцы впервые увидели картофельное поле и окрестили его Долиной земляных орехов. Правда, первоначально они не проявили никакого интереса к выращиванию этой культуры.
На равнине Богота нет привычной для европейцев смены времен года — здесь два периода дождей («зимы», как называют их колумбийцы) — с марта по май и с сентября по ноябрь, а остальные месяцы сухие («лето»). Этому ритму смены климатических сезонов, позволяющему собирать два-три урожая в год, подчинялись вес земледельческие работы муисков, их календарь, обряды.
В отличие от «основоположников» других американских цивилизаций (инков, например) муиски не были скотоводами. Им не были известны даже столь распространенные в Южной Америке лама и альпака. Облюбованные муисками безлесные высокогорные плато были неудобны для разведения этих животных. Мясо добывалось охотой на медведей, оленей, кабанов, диких кроликов. Оно ценилось весьма высоко. Не случайно мясом уплачивался даже выкуп за невесту. Из-за отсутствия домашнего скота муиски сами выполняли тяжелые сельскохозяйственные работы, переносили на спине тяжести на значительные расстояния. (Сельскохозяйственные орудия—каменные ножи, копалки, сделанные из твердых пород дерева,— были очень примитивны).
Главным производителем материальных ценностей в «империи» был рядовой общинник. Он работал как на земле общины, так и на участках жрецов и знати, строил дороги, мосты, жилища, водопроводы. Должности же высших правителей занимали представители знати. В их лице обычно совмещалась военная, религиозная и судейская власть. Только за ними закреплялось право ношения золотых украшений — корон в виде тиар, различной формы серег, продеваемых в уши или нос, нагрудных пластин и т. д. В отличие от простых общинников, носивших, как правило, грубые тканые накидки прямоугольной формы, знать одевалась в тонкосуконные ярко раскрашенные плащи10. (Погребальным плащом, обильно украшенным изумрудами, которые ценились очень высоко [1]*, накрывали умершего знатного человека.)
Большую часть времени, свободного от земледельческих работ, муиски посвящали торговле. Во время раскопок под Согамосо (департамент Вояка) колумбийский археолог Э. Сильва Селис нашел простейшие весы, которыми, как полагают, пользовались муиски. Об обширных внешнеторговых связях муисков говорят, например, археологические находки в бассейне реки Каука, парные гончарные сосуды из Перу периода «мочика» (эта культура погибла в VIII в. н. э.).
«Высокоразвитый обмен не только сближал экономически раздробленные государственные объединения, но и содействовал в самой активной форме разложению родоплеменных форм жизни и обострению социальной дифференциации внутри государств муисков»,— справедливо отмечает советский исследователь С. Л. Созина11.
Возникает естественный вопрос: какое же место занимает цивилизация муисков среди других культур древней Америки? Практически все исследователи как в Советском Союзе, так и за рубежом сходятся на том, что созданная муисками «империя» представляла собой очаг довольно развитой цивилизации. Вместе с тем, будучи государственным объединением сравнительно недавнего происхождения, сформировавшимся всего лишь «за несколько веков до начала испанской конкисты», она не могла подняться до высот, достигнутых ацтеками, инками или майя 12.
В области материальной культуры отставание проявилось в развитии ткачества, гончарного, ювелирного дела. Работы ремесленников-муисков с эстетической точки зрения выполнены с меньшей выразительностью, фантазией и совершенством, нежели изделия мастеров других доколумбовых цивилизаций (инков, чиму и др.).
В области общественных отношений отставание выразилось в том, что «муиски переживали переходную стадию развития, находясь между первобытнообщинными и классовыми формами общественных отношений» 13.
До испанской конкисты территорию нынешней Колумбии населяли не только муиски. Например, на земле нынешнего департамента Кальдас проживали индейцы пихао и кимбайа. Первые в течение 20 лет оказывали вооруженное сопротивление конкистадорам, пока не были уничтожены все до последнего человека.
Племена, называвшие себя кимбайа, славились как прекрасные земледельцы, воины и ювелиры. И поныне в Колумбии встречаются остатки созданных ими отводных каналов и полей-террас на склонах гор. Они выращивали маис, фасоль, юкку, тыкву. Их керамика по отделке и прочности превосходила изделия гончаров-муисков.
Кимбайа владели рядом секретов обработки золота, например подмешивали в расплавленный металл особую траву для придания золоту мягкости, а другой травой пользовались для его полировки.
Храмов у кимбайа не было, зато в каждом доме имелось по нескольку идолов больших размеров. Хороня своих вождей, кимбайа надевали на них много драгоценных украшений, обертывали их в дорогие ткани, клали в могилу золото, еду, питье; в ногах погребали заживо одну из жен.
Определенный вклад в развитие материальной культуры региона внесли также племена мусо, гуаибо, мотилоны. И по сей день ученые, путешественники, иногда просто туристы открывают на колумбийской земле интересные, а порою удивительные памятники древних культур. Так, в 1981 г. сотрудники журнала «Кромос» побывали в Восточных Андах в Священной долине. Там с незапамятных времен возвышался поросший кустарником холм. Журналисты выяснили, что это пирамида, внутри которой проложены тоннели, сооружены залы и лестницы (из хорошо отполированных каменных блоков 3 м длиной и 1,5 м шириной). Один из залов представляет собой нечто вроде театра. Его стены, своды и полы сделаны из обработанного камня. Ученые считают, что пирамида построена предшественниками живущего в настоящее время в этом районе племени паес, относящегося к языковой группе муисков 14.
Не менее интересен и заповедник Макарена в юго-восточной части департамента Мета. Там на огромной скале сделан рисунок размером в 10 тыс. м2, рассказывающий о переселении племен аборигенов. Согласно одной из версий, древние художники использовали д качестве трудно смываемой и яркой краски окись железа.
В конце XVIII в. в Южной Колумбии была открыта археологическая культура индейцев второй половины I тыс. до н. э.—первой половины II тыс. н. э. Работы были проведены неподалеку от поселка Сан-Агустин, по имени которого она и стала называться. Культура представлена остатками каменных храмов, подземными погребальными сооружениями. Наибольший интерес представляют высокие, иногда достигающие 4 м, каменные изваяния. Всего их насчитывается около 400. Возникает вопрос: кого они изображают? Советский латиноамериканист Р. В. Кинжалов предложил классифицировать статуи по техническим и стилистическим особенностям, выделяя при этом группу божеств и умерших правителей 15.
Сан-агустинские мастера были искусными земледельцами: длинные ряды полей-террас и сегодня отчетливо видны на некоторых холмах.
В результате раскопок в этой местности найдены вырубленные прямо в скале купальни, снабженные сложной системой водопроводов, стены которых украшены барельефами с изображением разных животных, различные образцы орудий труда из базальта, обсидиана, а также каменоломни с незавершенными скульптурами.
Культура «сан-агустин» в X в. н. э. пережила расцвет: под ее влиянием находилась обширная область от Тихоокеанского побережья до верховьев реки Какета16.
В настоящее время территория, на которой были обнаружены памятники культуры «сан-агустин», объявлена национальным археологическим заповедником и охраняется государством.
Сенсационное открытие, не уступающее открытию Мачу-Пикчу, было сделано колумбийскими исследователями в 1975 г.
...В 60-е годы нашего века курортный городок Санта-Марта стал быстро разрастаться. Местные жители, главным образом безземельные бедняки, начали селиться на близлежащих склонах гор. Почвы там из-за выжигания лесов под плантации кофе подверглись катастрофическому разрушению. Дело шло к экологической катастрофе, когда свою помощь в решении проблемы предложил колумбийский антрополог Альваро Сото Ольгин из Андского университета в Боготе. Он считал возможным использовать способ освоения пустующих земель, которым пользовались индейские племена тайронов, жившие, по сведениям хронистов, в джунглях на склонах Сьерра-Невады (вблизи сегодняшнего города Санта-Марта на севере Колумбии). Надо сказать, что А. Сото Ольгин верил и в существование сказочных «городов», и в правдивость сведений хронистов о тайронах, хотя в XIX в. поиски в горах Сьерра-Невада-де-Санта-Марта не увенчались успехом.
По просьбе А. Сото Ольгина начали проводить аэрофотосъемку горного массива в районе Санта-Марты, в том числе и того участка, который из-за своей недоступности получил название «Эль-Инфьерно» («Ад»). Тщательное изучение сделанных снимков вселило в ученых надежду на успех. Были начаты археологические работы, которые завершились открытием «Затерянного города» тайронов 17.
«Затерянный город» занимает площадь намного большую поселения инков Мачу-Пикчу (более 2 км2), да и по возрасту он более древний. Это комплекс каменных террас с подпорными стенами, лестницами, мощеными дорогами и сооруженной из камней системой каналов.
На террасах возвышались жилища тайронов (различия в диаметре террас — от 4 до 12 м — видимо, свидетельствуют об имущественном неравенстве их обитателей). Широкая выложенная камнем дорога ведет к террасам огромного размера, вероятно, служившим местом для культовых собраний. Согласно описаниям хронистов, жилища возводились из дерева, а крыша покрывалась соломой или пальмовыми листьями.
Тайронов насчитывалось около 300 тыс. человек. Они были прекрасными специалистами в области ирригации и террасного земледелия, а также различных ремесел — ткачами и золотых дел мастерами 18.
Много интересного таят еще не изученные или пока не открытые памятники индейской культуры. Не случайно Колумбию относят к числу латиноамериканских стран, ставших наследницами высокоразвитых цивилизаций доиспанской Америки.
Не случись испанского вторжения на эти земли, аборигены, видимо, сумели бы достичь еще более высокого уровня общественно-политического развития, создали бы много совершенных памятников материальной и духовной культуры.
Но история распорядилась иначе: вторжение и завоевание, называемые одним испанским словом «конкиста», начались.
[1]* Изумруды добывались с помощью крайне примитивных деревянных орудий, которыми можно было работать в копях лишь после воздействия на грунт большого количества воды, т. е. только в сезон дождей.
1 Гопионский С. А. Колумбия: Историко-этнографические очерки. М., 1973, с. 31.
2 Hernandez Rodriguez G. De los chibchas a la Colonia y a la República. Bogotá, 1949, p. 9.
3 Aguado P. Historia de Santa Marta y nuevo Reino de Granada. Madrid, 1916, t. 1, p. 218.
4 Жена касика даже имела право наказывать своего провинившегося супруга. Однажды конкистадор Хименес де Кесада зашел навестить друга касика и увидел такую картину — девять жен вождя, привязав мужа к столбу, поочередно наносили ему удары. Оказалось, что накануне касик сильно напился в гостях у испанцев. А пьянство, по представлениям индейцев, было серьезным проступком, ибо употреблять алкоголь полагалось только в установленных обычаями случаях.
5 Согласно некоторым источникам, это было не божество воды Сиу, а злой подводный дух, в который верили аборигены (см.: Rodriguez Fresle /. Conquista у descubrimiento del Nuevo Reino de Granada. Bogotá, 1942, p. 231).
6 Rivet P., Arsandaux H. La metallurgie en Amérique precolombien- ne. P, 1946, p. 176.
7 На одной из центральных площадей колумбийской столицы высится серое здание. Это — всемирно известный Музей золота. Идея создания его принадлежала управляющим Национального банка Колумбии — Хулио Каро и Луису Анхелю Аранго. Годом основания музея считается 1932 год. Первоначально музей приобретал частные коллекции, затем взял под свой контроль наблюдение за раскопками индейских захоронений. Музейные фонды, насчитывающие ныне около 13 тыс. экспонатов, продолжают постоянно пополняться. В здании отсутствуют окна, но благодаря яркой подсветке все экспонаты прекрасно смотрятся. Значительная часть сокровищ Музея золота в 1979 г. экспонировалась в СССР. В 1982 г. на русском языке вышла книга «Золото Колумбии», рассказывающая о знаменитой коллекции.
8 Aguado P. Op. cit., р. 650.
9 По инициативе ряда индейских вождей в 1565 г. город Куско (столица Инкской империи) направил в Испанию для короля посылку с лучшими сортами картофеля. Испанский монарх переслал ботаническую редкость папе римскому, который показал клубни известному в то время ученому Клусиусу, ставшему активным пропагандистом этой культуры в Германии.
10 Накидки и плащи играли заметную роль в обмене: на них, как на своеобразную валюту, можно было приобрести любой товар. Уже упоминавшийся Хименес де Кесада, награбив со своими солдатами много золота во дворце каеика Тунхи, позднее сетовал на то, что те выбросили бесчисленное множество плащей, за которые можно было бы получить золота втрое больше награбленного (см.: Созина С. А. Муиски: Еще одна цивилизация древней Америки. М., 1969, с. 78.).
11 Созина С. А. Указ. соч., с. 86.
12 См.: Revista colombiana de antropologia, 1956, № 5, p. 298.
В 70-е годы XX в. колумбийские археологи сделали поистине сенсационное открытие: неподалеку от местечка Вилья-де-Лей- ва, бывшего когда-то одним из цонтров поселения муисков, были обнаружены руины монументального астрономического комплекса, сооруженного из хорошо обработанного камня. По мнению Э. Сильвы Селиса, возраст сооружения — около 2,5 тыс. лет (Espectador, 1979, 4 en.).
«Обсерватория» представляет собой площадку около 1,2 тыс. м2, на которой расположены стройные ряды полированных монолитов, четко ориентированных с востока на запад. Главное их назначение, как видно, состояло в том, чтобы показывать вариации тени при свете солнца и луны с целью определения точного времени дня и года. Аборигенам это было необходимо в первую очередь для своевременного проведения сельскохозяйственных работ, а также ритуальных обрядов. Сооружение, судя по некоторым предметам (драгоценности, кости животных), служило также местом жертвоприношения.
Тот факт, что комплекс носит следы сильного разрушения, археологи склонны объяснять либо катаклизмом (находится в зоне высокой сейсмической активности), либо жестокой войной между индейскими «империями». К сказанному можно добавить: одно из двух — либо в районе Восточных Анд муиски появились намного раньше, чем предполагалось, либо, вопреки сложившемуся мнению, там задолго до их появления существовала другая, не менее развитая цивилизация.
13 Созина С. А. Указ. соч., с. 91.
14 Cromos, 1981, № 3316, р. 43.
15 См.: Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962, с. 163—164.
16 См.: Культура Колумбии. М., 1974, с. 44.
17 Журналист из ФРГ Г. Дреконья-Корнат, посетивший руины «Затерянного города», отмечает, что строения его были в известной степени даже более совершенны, нежели Мачу-Пикчу на территории нынешнего Перу (по технике выполненных работ, соотношению с окружающей средой) (см.: За рубежом, 1982, № 43, с. 19; Revista del jueves de Espectador, 1981, № 207, p. 11).
18 В 1599 г. тайроны восстали против завоевателей и даже одержали первоначально ряд побед над ними. Однако после прибытия к испанцам подкрепления индейцы были разгромлены и подвергнуты жестоким пыткам. Тайронская культура практически погибла в огне пожарищ. Оставшихся в живых жителей изгнали из поселений. На месте сожженных «городов» вырос густой тропический лес.