У порога земли ацтеков
Посланцы ацтеков. — Марина — верный друг и помощник конкистадоров. — Лагерь завоевателей на берегу океана. — Королевские дары. — Опасения повелителя ацтеков Монтесумы. — Не потомки ли это белого бога Кецалькоатля? — Знамения и чудеса
Продолжая свой путь, каравеллы Кортеса подошли к острову Сан-Хуан-де-Улуа, названному так Грихальвой. 21 апреля Кортес бросил якорь с подветренной стороны острова, недалеко от побережья материка. Там теснились толпы туземцев. Вскоре к флагману подошли две пироги. Приплывшие на них индейцы привезли дары: съедобные плоды, цветы и золотые украшения, и не выказали ни страха, ни подозрений. Кортес радушно принял гостей, но не смог вступить с ними в беседу. -Агилар знал лишь язык племени майя, а прибывшие говорили на каком-то чужом языке. То были ацтеки.
К великой радости Кортеса, с приезжими завела разговор Марина, одна из крещенных Кортесом табаскских невольниц. Она была родом из страны ацтеков — Мексики и говорила на двух языках — ацтеков и майя. Марина перевела речь индейцев на язык майя, а Агилар — на испанский.
Так Кортес получил возможность через двух переводчиков разговаривать с ацтеками и сразу же оценил достоинства Марины.
Как же Марина стала рабыней? Отец ее был богатым касиком в юго-восточной части Мексики, но он умер. Мать вышла вторично замуж и, желая, чтобы сын ее от второго брака унаследовал то, что по праву принадлежало Марине, пустила слух, что Марина умерла, а сама тайком продала ее работорговцам. Взяв у одной из рабынь труп ее умершей дочки, мать Марины устроила пышные похороны. Марина же попала в страну Табаско.
Кортес избавил Марину от рабства, и она с любовью и благодарностью взирала на вождя белых пришельцев.
По свидетельству современников, Марина была умна, расторопна и очень красива — с тонким открытым лицом, статной фигурой и легкой походкой. Она была «прекрасна, как богиня». Когда Пуэртокарреро спустя некоторое время по приказу Кортеса уехал с донесением королю в Испанию, капитан-генерал взял Марину к себе, и она стала его любовницей. С удивительной быстротой овладела она испанским языком, ибо он, по меткому замечанию одного из историков, был для нее языком любви.
Эта женщина, позабыв свою страну и народ, всей душой привязалась к Кортесу и была его советчицей, переводчицей, верным другом конкистадоров во всех их дальнейших походах.
Ее взор, затуманенный любовью, был не в силах разглядеть трагизма ее собственной судьбы. Ведь она помогала банде чужеземцев покорять и грабить свою родную страну и не раз, спасая конкистадоров от беды И гибели, предавала свой народ. По выражению хрониста, Марина являлась для испанцев «настоящим даром господним в нашем тяжелом деле...».
Марина была неразлучна с Кортесом, он всегда брал ее с собою, и вскоре индейцы прозвали Кортеса Малинцин (т. е. повелитель Марины, так как ее индейское имя было Малиналь).
С помощью Марины и Агилара Кортес узнал о цели прибытия индейцев. Один из них — Пильпатое, был правителем этой области, другой — Теутиле — военачальником. Они заявили, что являются посланцами могущественного правителя Монтесумы, живущего далеко от моря в горной стране Мексике, и что их повелитель хочет знать, зачем пожаловали сюда бледнолицые чужеземцы и не нуждаются ли они в чем-нибудь для продолжения своего пути?
Кортес ответил, что он послан сюда испанским королем и везет правителю ацтеков королевскую грамоту и дары. Он хочет видеть Монтесуму, чтобы завязать дружеские отношения с этой незнакомой страной.
Вручив индейцам подарки, Кортес отпустил их, а сам приказал немедленно высадить воинов на гладкий пустынный берег, выгрузить артиллерию, лошадей и разбить военный лагерь.
Индейцы толпами приходили посмотреть на чужеземцев и охотно помогали своим будущим поработителям строить лагерь, а также доставляли им плоды, коренья, дичь и другие припасы. Приносили туземцы и золотые украшения, которые дарили или обменивали на испанские безделушки.
На следующий день от индейцев прибыло новое посольство: несколько касиков с рабами, несшими дорогие подарки и съестные припасы.
Кортес, надев сверкающие доспехи, принял посланцев с почетом и дал в их честь залп из орудий, повергнув индейцев в ужас и благоговение. Затем он вместе с гостями прослушал торжественный молебен и угостил их кастильскими винами и сластями.
На вопросы посланцев о намерениях пришельцев Кортес сухо и высокомерно ответил, что он, дескать, посланец императора Карла, могущественнейшего из правителей восточных стран по ту сторону Великого океана, и желает лично встретиться с Монтесумой — пусть-де его отведут к нему.
Возглавлявший посольство касик воскликнул: «Как смеешь ты, пробыв здесь всего лишь два дня, требовать для себя такого счастья — предстать пред лицом великого государя!» Но учтиво добавил, что хотя он и сомневается, есть ли на свете властелин, могущественнее Монтесу мы, но если таковой имеется, то правитель ацтеков охотно примет его посланцев.
И касик приказал рабам принести подарки для Кортеса: десять тюков тончайших тканей, нарядные плащи, расшитые птичьими перьями, и плетеную корзину, полную золотых украшений тонкой художественной работы.
Кортес изысканно поблагодарил за подарки и в свою очередь послал Монтесуме великолепное кресло, покрытое резьбой, красную суконную шапку, золотой медальон и большое количество стеклянных бус, браслетов и других украшений. В то время в Мексике стекло еще не было известно, и ацтекам эти дешевые безделушки показались сказочными драгоценностями.
Кроме того, касик заметил в лагере испанцев сверкавшую на солнце солдатскую каску, похожую на. головной убор бога ацтеков Кецалькоатля, и попросил дать ее, чтобы показать Монтесуме. Кортес охотно согласился, но выразил надежду, что Монтесума вернет эту каску, полную золотого песка. По. свидетельству хрониста Гомары, Кортес добавил, что испанцы страдают сердечным недугом, который излечивается лишь золотом.
Испанцы заметили, что некоторые индейцы делают на полотне зарисовки кораблей, Кортеса и его солдат, лошадей и собак, пушек, мушкетов и другого оружия, а также многих не знакомых ацтекам предметов. Индейцы пояснили, что государь их не может побывать всюду сам и что эти рисунки пополнят те сведения, которые будут срочно доставлены Монтесуме.
Кортес, стараясь произвести на индейцев еще большее впечатление, приказал всадникам пронестись галопом по сырому и твердому прибрежному песку, а артиллеристам дать залп из орудий, чтобы Монтесуме стало точно известно, каким оружием обладают бледнолицые, как велика их сила и волшебство.
И индейцы увидели, как пришельцы взлетают на спины чудовищ, издающих громкое ржание, и несутся вскачь по песчаной равнине, как ярко блестит их оружие и звонко гремят трубы. Затем раздался орудийный залп. Из пушек вырвались клубы дыма и языки пламени, а над головами засвистели ядра. Упав в соседний лес, они разнесли в щепы стволы могучих деревьев. Индейцы в ужасе разбежались, некоторые пали ниц и лишь с большим трудом их удалось убедить, что, это только военная игра.
То была демонстрация силы, какую впоследствии нередко практиковали и другие завоеватели во многих странах.
Индейские художники дрожащими руками поспешили запечатлеть на полотне эти ужасные картины.
Поставив невдалеке от лагеря испанцев около тысячи сплетенных из веток шалашей, индейцы всячески старались облегчить жизнь чужеземным гостям. Безо всякого вознаграждения они кормили Кортеса и его командиров, а солдатам доставляли съестные припасы в обмен на разные безделушки. Так испанцы имели в избытке мясо, рыбу, маисовые лепешки, ананасы и другие тропические плоды.
Артиллерия конкистадоров (со старинной гравюры)
Спустя неделю (удивительно короткий срок, учитывая, что столицу ацтеков Теночтитлан отделяло от моря около четырехсот километров) в лагерь испанцев в сопровождении касиков прибыл целый караван носильщиков с тяжелой поклажей. Один из индейцев был удивительно похож на Кортеса. Оказывается, Монтесума, рассмотрев присланные ему рисунки, заметил это сходство и послал к белолицым пришельцам этого «ацтекского Кортеса» (как его прозвали конкистадоры).
Индейцы торжественно сложили к ногам капитан-генерала дары Монтесумы. Чего там только не было!
Берналь Диас примерно так описывает эти подарки. Самым замечательным из них было огромное блюдо чистейшего золота, величиной с колесо, изображавшее солнце и украшенное рисунками растений и животных. То было художественное изделие искусной работы, стоимость которого, по мнению испанцев, тут же взвесивших его, была не менее двадцати тысяч песо. Второе блюдо, еще больших размеров, из тяжелого, очень ценного серебра, изображало луну с расходящимися от нее лучами. и различными фигурами. Кроме того, посланная Кортесом Монтесуме солдатская каска была доверху наполнена золотым песком, взятым прямо с россыпи, стоимость которого составляла но менее трех тысяч песо, этому подарку испанцы обрадовались больше всего, так как он давал им уверенность, что в Мексике и впрямь имеются богатые месторождения золота. Было еще двадцать золотых уток, сделанных так искусно, что они походили на настоящих; фигурки собак, ягуаров, обезьян; десять золотых ожерелий с подвесками, золотые и серебряные ларцы и пучки великолепных зеленых перьев, более тридцати тюков хлопчатобумажных тканей разной окраски; украшенных яркими перьями.
Далее шли серебряные щиты и шлемы, доспехи с золотыми украшениями, чудесный золотой лук с двенадцатью стрелами и два драгоценных жезла длиной по пять футов каждый; огромный золотой паук в золотой паутине, ожерелья и браслеты из чистого золота, жемчуг, драгоценные камни, и золотоносный песок, роскошные плащи, расшитые разноцветными перьями, зеленые чальчивитли (нефриты), ценившиеся ацтеками выше золота и жемчуга.
С нескрываемым восторгом взирали испанцы на сказочные сокровища, восхищавшие их своей искусной выделкой. Алчность конкистадоров разгоралась все сильнее, ибо они убедились в невиданных богатствах этой страны и в том, как заманчиво завоевать ее.
Это было уже похоже на сказочные богатства Азии, искать которые отправился еще Христофор Колумб. Здесь обитали не голые дикари, а жители могущественного цивилизованного государства, подобного тем, которые описывали Марко Поло и Джон Мандевиль. Казалось, испанцы нашли наконец Золотой Херсонесе, или Офир, откуда, согласно библейскому сказанию, царь Соломон привозил золото для украшения своего храма.
Вместе с дарами индейцы привезли с собой и послание Монтесумы. Повелитель ацтеков в учтивых выражениях заверял чужестранцев в своем уважении и радости по поводу их прибытия, однако сожалел, что не может их принять, так как путь к столице долог и тяжел и пришельцы могут подвергнуться нападению опасных врагов. К тому же чужому войску вход в город воспрещен. Пусть лучше белые пришельцы покинут эту землю и вернуться в свое отечество, взяв с собою дары — знак дружбы и уважения.
Монтесума допустил большую ошибку, открыв пришельцам, как сказочно богата его страна, и дав понять, что боится чужеземцев.
И Кортес не захотел покинуть эту страну, не достигнув своей цели — увидеть Монтесуму. Он заявил посланцам, что честь не позволяет ему поступить так, как советует их государь. Для испанцев не существует трудного и опасного пути.
Капитан-генерал в свою очередь передал посланцам для Монтесумы три голландских рубашки и позолоченный кубок — слишком бедные подарки по сравнению с королевскими дарами ацтеков.
Посланцы с удивлением и страхом взирали на человека, посмевшего ослушаться приказа их могущественного повелителя. Придя в себя, они попросили несколько дней, чтобы сообщить обо всем в столицу.
Кортес согласился, но й его одолевали сомнения: ничтожная горстка авантюристов стояла у порога могущественного государства, и мысль захватить его казалась безумной. Однако Кортесу не оставалось ничего иного, как пойти навстречу опасности: вернувшись домой без победы, он вряд ли избежал бы плахи. Смерть угрожала ему и тут, и на Кубе.
Приспешники Веласкеса требовали возвращения на Кубу и подстрекали солдат к мятежу, однако желание овладеть сокровищами ацтеков было так велико, что заговорщикам не удалось привлечь воинов на свою сторону.
Вскоре посланцы Монтесумы вернулись с новыми дарами и с ответом их государя: он категорически запрещал белолицым пришельцам идти в Теночтитлан.
Кортес ответил посланцам, что долг христиан — проповедовать народам истинную веру. Великий государь восточных земель послал его сюда, чтобы избавить правителя Мексики и его подданных от заблуждений и оказать им тем самым великую милость. Поэтому Кортес во что бы то ни стало должен увидеть Монтесуму и не вернется, пока не встретится с ним.
Услышав столь дерзкий ответ, послы, не в силах сдержать свое возмущение, вскочили на ноги и заявили Кортесу, что, видимо, учтивостью здесь ничего не добиться и они позаботятся о более действенных средствах для исполнения приказа своего государя. Индейцы поспешно удалились, а вскоре и все туземцы, обитавшие в шалашах возле лагеря испанцев, покинули своп жилища.
Храм Кецалъкоатля в Теотиуакане с головами «пернатого змея», и мотыльком — символом бога дождя
Почему же Монтесума, правитель столь могущественного государства, не послал своих воинов уничтожить эту горстку чужеземцев, а задаривал и упрашивал добровольно покинуть страну ацтеков?
Хронисты характеризуют правителя ацтеков как человека суеверного, верившего в сны и дурные приметы, чудеса и пророчества. Он считал, что осуществляется предначертание одной из старинных легенд, в которой говорилось о бледнолицем боге Кецалькоатле с пышной волнистой бородой и шлемом на голове, ничуть не походившем на индейцев.
Этот светлый, добрый бог в незапамятные времена пришел в Мексиканскую долину к озеру Тескоко. Был он мудр, как змей, и носил зеленое одеяние (Кецалькоатль — зеленоперый змей). Кожа его была белого цвета, и потому его называли также белолицым богом. Все травы и звери были ему послушны. Он властвовал над богами и людьми. Он научил индейцев Мехико и Тескоко охоте и земледелию, выращиванию маиса с початками в человеческий рост и разноцветного хлопка, строительству каменных домов, обработке металла. Он создал для них календарь, обучил их искусству письма, дал им мудрые законы и добрые обычаи. Этот бог не требовал кровавых жертв и хотел покончить с человеческими жертвоприношениями, он боролся против злых богов и войн. Предания рассказывали, что между добрым богом Кецалькоатлем и злым — богом тьмы и ночи Тескатлипокой, ниспосылавшим войны и пожиравшим человеческие тела, шла непрерывная война. Злой бог был когда-то солнцем на небесах, но Кецалькоатль свергнул его на землю и сам занял его место. Злой бог упал в море, но затем, снова поднялся на небо в виде созвездия Большой медведицы, а потом, превратившись в ягуара, в свою очередь свергнул с небес Кецалькоатля.
В конце концов злой бог победил доброго, и тому пришлось покинуть страну ацтеков. Взяв с собой свои законы, письмена и песни, Кецалькоатль решил вернуться на восточное побережье океана. По пути он остановился в Чочуле, проповедовал там свое учение и возвестил, что удаляется за море на восток.
Дойдя до берега Атлантического океана, белый бог упал на колени и горько заплакал. Затем он сел на корабль (или на плот из змеиной кожи) и на этом крылатом корабле поплыл в Страну Восходящего Солнца. Его вела неодолимая тоска по далекой родине.
Согласно другому преданию, плот этот в море загорелся. Сгорел и белолицый бог, а сердце его вознеслось на небо и превратилось в утреннюю звезду.
Еще одна легенда гласила, что светлый бог бросился в пылающий костер и пепел его взвился к небесам стаей белых птиц.
Итак, согласно легендам ацтеков, Кецалькоатль покинул их страну и либо улетел на небо, либо уплыл в неведомые восточные страны. Но все легенды в один голос утверждали, что придет время, когда белый бог вернется вместе с другими такими же белолицыми людьми й снова будет править этой страной. Он свергнет темнолицего Тескатлипоку, и людей больше не будут приносить в жертву, ибо светлый бог предпочитает запаху крови ароматы цветов и благовонных курений. Будет свергнут и бог войны Уицилопочтли. Навсегда прекратятся войны, исчезнет угнетение, наступит всеобщая справедливость.
Но может быть, эту страну действительно в древности посетили белолицые пришельцы из дальних стран? Известно, например, что за несколько столетий до Колумба у берегов Америки побывали норманны. Возможно также, что судно какого-то мореплавателя унесло ветром и течениями на ту сторону океана и европеец, попав в Мексику, обучил там индейцев всему, что умел сам? Таких пришельцев могло быть и много, но в памяти народной сохранилась легенда об одном белом боге. Могло быть так, могло быть иначе, но как теперь установить истину...
Здесь можно было бы перечислить целый ряд разнообразных версий и гипотез, каждая из которых имеет своих горячих приверженцев.
Долгое время господствовало мнение, что все достижения цивилизации в Новом Свете были занесены туда извне.
Бог ветра Кецалькоатль с крестом на щите (из индейской рукописи)
Утверждалось даже, что жители Америки ведут свое происхождение от библейского Ноя, пережившего всемирный потоп, описанный в Ветхом Завете и упоминающийся также в легендах многих народов.
Открытие и колонизация Америки приписывались древним иудеям, финикийцам, карфагенянам, грекам и скифам, а в более поздние времена — китайцам, шведам, норвежцам, кельтам и ирландцам.
Особенно много предположений связано с таинственной Атлантидой и островами Атлантического океана. После гибели Атлантиды ее обитатели атланты якобы нашли себе убежище на ближайших материках, в том числе и в Америке. О влиянии атлантов на развитие цивилизации, по мнению приверженцев этой версии, свидетельствует сходство египетских и мексиканских пирамид, орнаментов, керамики, обелисков, а также существование здесь и там особой касты жрецов, культ солнца, сходная система летоисчисления, успехи в астрономии, одинаковые способы бальзамирования трупов.
Приводились и другие доказательства, свидетельствовавшие, по мнению ряда ученых, о древних связях народов Европы, Америки, Африки и Азии. Так, например, крест, символизировавший у индейцев вечную жизнь, воскресение, был также символом таинственных знаний у египтян, финикийцев и шумеров. Индейские сказания повествовали об умершем на кресте человеке, величественностью превосходившем солнце. Походят на европейские и легенды индейцев о богочеловеке, рожденном непорочной девой и творившем чудеса, исцеляя больных, возвращая зрение слепым и воскрешая мертвых. Есть у ацтеков и легенды, подобные библейским сказаниям о древе познания добра и зла, о Вавилонской башне и смешении языков, о всемирном потопе. В последнем фигурирует ацтекский Ной — Нат, предупрежденный, богами о грядущем потопе и получивший у них совет построить кипарисовый ковчег. Упоминается даже голубь, принесший весть об окончании потопа.
Упоминались и такие факты: у племени майя, как и у европейцев, «число «13» считается мистическим; в календаре мексиканских племен было пять несчастливых дней, когда разрешалось не соблюдать законы, обманывать, не отдавать долги; подобный же обычай существовал в Египте, Вавилоне, Индии.
Ряд ученых полагает, что в Америке задолго до норманнов побывали кельты из Ирландии, основав там в III веке до нашей эры государство белого человека — Витраманаленд. Кельтский флот ежегодно посещал эту заокеанскую колонию до тех пор, пока не был уничтожен римлянами под командованием Гая Юлия Цезаря. Так связь с заокеанской страной прервалась. Грекам и римлянам якобы был известен западный морской путь, а, по утверждению Плиния, карфагеняне и финикийцы пересекали океан.
Высказывались предположения, что европейцы достигли Америки и со стороны Тихого океана. Финикийцы побывали в Полинезии, а флот царя Соломона, достигнув Малайского архипелага, отправился дальше, к берегам Америки. У ее берегов якобы побывал и флот
Александра Македонского. Имеются сведения, что великий полководец в 323 году до нашей эры собрал на берегах Персидского залива около пяти тысяч мореходов и корабельщиков и приказал выстроить огромный флот в пятьсот кораблей. Этот флот, выйдя в море, отправился на восток и бесследно исчез в морских просторах. Между тем в храмах на Американском материке найдены фрески, изображающие бородатых людей в шлемах, весьма похожих на головные уборы воинов Александра Македонского.
Некоторые факты якобы свидетельствуют о том, что и народы Азии будто бы имели сношения с Америкой: это — сходные черты храмов племени майя и кхмеров Камбоджи, одинаковые духовые трубки для метания стрел, лассо, сладкий картофель-батат, растущий как в Океании, так и в Америке, и др.
Однако все это гипотезы, к тому же не слишком новые, с трудом поддаются доказательству. Убедительных фактов, неопровержимо свидетельствующих о том, что развитие древних цивилизаций Америки было связано с какой-либо цивилизацией Старого Света, нет. Напротив, появляются все новые доказательства того, что развитие индейских племен шло самобытным путем, и прошло все стадии — от позднего палеолита до высокоразвитой культуры, которой отличались Мексика, Центральная Америка и Перуанское плоскогорье.
Конечно, не исключено, что в древности существовали какие-то связи между материками, однако вряд ли они могли носить регулярный характер. Рассказ о. белолицем боге, по всей вероятности, является только легендой, созданием народной фантазии.
С надеждой и страхом ожидали в Мексике возвращения белолицего бога: многие племена, страдавшие под гнетом Теночтитлана, надеялись, что с возвращением Кецалькоатля придет конец кровавому владычеству ацтеков. Последние, в свою очередь, видели в этих предначертаниях конец своего могущества и опасались, что удержать власть им будет не под силу.
В последние перед нашествием испанцев годы произошел ряд необъяснимых явлений, которые, по мнению ацтеков, предвещали близкое возвращение Кецалькоатля.
Так, в 1510 году, в тихую, безветренную погоду, без какого-либо землетрясения, воды озера Тескоко вдруг вышли из берегов, хлынули на улицы Теночтитлана и разрушили многие здания.
Потом совершилось новое чудо: с неба спустился огненный шар и, остановившись над главным храмом, вспыхнул ярким пламенем и погас; и сразу на этом месте взвился огненный столб — храм Кецалькоатля загорелся, и никто не смог его спасти.
В последующие годы на небе появились три кометы, а незадолго до прибытия испанцев на востоке разлилось удивительное сияние, простиравшееся до самого зенита. Оно было подобно широкому огненному потоку или таинственному вееру, рассыпавшему вокруг искры. Город огласился воплями и стенаниями, возвещавшими великие бедствия и несчастья, неизбежные перемены и гибель государства.
Вскоре умерла сестра повелителя ацтеков Папацин, но спустя четыре дня после смерти она восстала из гроба (очевидно, проснулась от летаргического сна) и произнесла несколько непонятных слов. Жрецы объявили, что Папацин предсказала падение династии, гибель государства и приход белого бога Кецалькоатля. Испуганным людям теперь уже во всем виделись чудеса и знамения. Когда отряд ацтеков, отправившись в какую-то отдаленную область, погиб под внезапно обрушившимися на него скалами, кто-то увидел на небесах изображение сражавшихся воинов.
Неожиданное появление испанцев на берегу Мексиканского залива утвердило ацтеков в уверенности,' что наступил час возвращения потомков Кецалькоатля. Белолицые люди убивали своих противников издалека, извергая из копий громы и молнии. Этим пришельцам из неведомого мира повиновались невиданные чудовища о четырех ногах. Чужеземцы уже покорили индейцев табаско, хотя последние обладали огромным численным превосходством и сражались отважно.
Узнав обо всем этом, Монтесума впал в отчаяние. Он попытался кровавыми жертвами умилостивить бога войны Уицилопочтли, но, считая, что этого мало, повелел покрыть его храм сверху донизу золотом и драгоценными камнями. Хранителя сокровищ, осмелившегося заикнуться о том, что поборы и так велики, повелитель ацтеков приказал казнить.
Среди покоренных ацтеками племен, надеявшихся на возвращение Кецалькоатля и прекращение кровавых жертвоприношений, началось брожение. Незадолго до того Монтесума также испортил отношения с Тескоко: вмешался в спор о наследовании власти и старался навязать угодного ему человека — своего племянника Какамацина (Какаму). Началась война, которая к приходу белых еще не закончилась.
Вот почему Монтесума и его военный совет решили, что сопротивляться пришельцам бесполезно, что воины грозного, но справедливого бога Кецалькоатля непобедимы и древние пророчества должны свершиться.
Полный тяжких предчувствий, Монтесума приказал выставить на побережье и в горах посты. Поэтому весть о появлении на берегу войска Кортеса не застала его врасплох. По приказу повелителя ацтеков испанцам был оказан радушный прием. Некоторые члены семьи Монтесумы и его военачальники убеждали властелина оказать пришельцам сопротивление, одолеть их хитростью и численным превосходством, другие же считали, что ни хитрость, ни превосходство сил не помогут — надо задобрить белолицых пришельцев богатыми дарами и оказать им дружественный прием.