Века страданий и борьбы
ТЕМ, кто погиб, сражаясь за свою землю
ТЕМ, кто пал жертвой несправедливости
ТЕМ, кто борется с нею, где бы ни находился
ТЕМ, кто страдает от голода и нищеты
Это чистая, истинная и действительная правда...
Бартоломе де Лас Касас
Колониализм неотделим от пыток, насилия и убийств.
Франц Фанон
Индейцам нужно проповедовать не смирение и кротость, а гордость и непокорность.
Мануэль Гонсалес Прада
12 октября
Я не случайно придал предыдущему предложению как можно более бесстрастный характер, избегая выражений «открытие Америки», «сближение Старого и Нового Света», «встреча культур» и т. д. Ибо чем ближе указанная дата, тем более ожесточенные споры ведутся вокруг этих (и традиционных, и недавно возникших) терминов, а также о том, насколько правомерно или неправомерно отмечать пятисотлетие успешного окончания труднейшего, полного испытаний и драматизма плавания Колумба.
Прежде всего ставится под сомнение допустимость применения термина «открытие» вообще, когда речь идет о том, что представитель одной страны, одного народа, неважно кто: купец, путешественник, разведчик, миссионер, спасающийся от преследования уголовник или революционер — ступает на территорию другой страны, уже населенной людьми. Страна уже открыта этими людьми, этими представителями человеческого рода, и именно они являются ее законными владельцами. Термин же «открытие» сам по себе как бы предусматривает права «открывателя» и стоящего за ним государства, народа, церковного ордена или, наконец, политической организации на «открытую» землю и населяющий ее народ, на освоение, на колонизацию территории другого народа, на захват, разграбление, разрушение созданных им материальных и духовных богатств, на угнетение народа. Итак, лишь открытие еще не заселенного района земного шара представителями (или представителем) человеческого рода дает основание к применению данного термина. С этой точки зрения (вполне закономерно говорить, например, об открытии Антарктиды русской экспедицией Ф. Ф. Беллинегаузена М. П. Лазарева и недопустимо - об открытии Америки или Австралии.
Но возражения против определения итогов экспедиции Колумба как открытия нового континента носят не только общий характер. Большое число ученых, научных учреждений, политических организаций, национальные движения и даже целые государства, не возражая против самого термина, тем не менее оспаривают у великого генуэзца право считаться открывателем Америки.
Некоторые ученые пытаются обосновать ту точку зрения, согласно которой еще в III тысячелетии до н. э. (или даже раньше) бури занесли в район Анд группу японских рыбаков.
Канадскими учеными расшифрованы надписи, оставленные мореплавателями из Северной Африки (Карфагена) на трех камнях, обнаруженных в
Весьма серьезные доказательства выдвигаются в пользу открытия Америки древними кельтами. Среди них — расшифровка найденных в США записей 800— 300 гг. до н. э., сделанных огамическим алфавитом, которым пользовались древние кельты, а также обилие кельтской лексики в языке одного из североамериканских индейских племен. Похоже, что следует по-новому осмыслить древнеирландскую сагу о таинственном плавании Брана, сына Фебала.
Обнаруженные в бразильской бухте Гуанабара амфоры, поразительно напоминающие древнеримские, указывают на моряков античного мира как на вполне реальных претендентов на звание предшественников Колумба. Об этом свидетельствует и римская монета, обнаруженная в Мексике.
Сказания о гигантах и об их обычаях, заключенные в хронике великого историка и писателя Инки Гарсиласы де ла Веги, с большой долей вероятности позволяют выдвинуть гипотезу о посещении задолго до Колумба южноамериканского тихоокеанского побережья полинезийскими мореплавателями-разведчиками. Более того, существует мнение, что обитающий главным образом в Чили народ мапуче (арауканы), прославившийся своим необычайным свободолюбием, произошел от смешения древних индейских племен с переселившимися сюда полинезийцами.
Однако если вся вышеприведенная информация не выходит за рамки догадок, гипотез и предположений, то сведения об открытии западного полушария (Винланда) скандинавами почти за полтысячелетия до Колумба не вызывают ни малейшего сомнения.
Впрочем, ни у кого не вызывает сомнения также то, что подлинными, изначальными первооткрывателями континента были те представители человеческого рода, которые десятки тысячелетий тому назад перешли с Чукотки через район Берингова пролива на Аляску и принялись за освоение девственного материка. Эти люди эпохи неолита вместе с последующими переселенцами, шедшими в основном тем же путем, и дали начало тем многочисленным индейским этносам, которые населяли континент в конце XV в. н. э. Это они, индейцы, сумели освоить необозримые степи и горные долины, холодные районы Аляски и тропические леса Амазонии, озера Тескоко, Титикака, пять Великих озер и пустыню Атакаму. Они приспособились к новым, суровым природным условиям, приспособились и морально, и физически, и даже физиологически. Именно они, индейцы, открывшие и освоившие континент, являются его законными владельцами. И следует сказать, что среди некоторой части современников плавания Колумба и пришедших потом завоевателей (конкистадоров) Нового Света родились идеи, утверждавшие права индейцев на владение своей землей, на свободу и независимость. Выразителем этих идей стал один из первых великих европейских гуманистов и обличителей колониализма испанский священник Бартоломе де Лас Касас.
Однако этим благородным идеям противостояли другие, заимствованные из законодательно-богословских актов, проповедей апологетов колониального разбоя и расизма, идеи, строящиеся на корыстных расчетах правящих кругов европейской метрополии.
Колонизаторы вырабатывали свою собственную «законность» и «мораль» в отношении «открываемых» и порабощаемых ими народов.
Нет слов, огромное личное мужество требовалось от Колумба, чтобы отправиться по неизведанному пути, а главное, довести свою флотилию до цели, несмотря на недовольство команды, близкой к бунту. Деяние великого мореплавателя — это подвиг. Но не будем забывать, что «мечтатель и царь генуэзец Колумб», как назвал его поэт Николай Гумилев, руководствовался не столько мечтой или жаждой знания, сколько вполне определенной задачей — открыть новые земли, чтобы подчинить населяющие их народы испанской короне. Эту задачу исправно выполнял и сам Колумб, и его последователи, воздвигая в каждой вновь открытой стране крест и виселицу в качестве символов власти «католического величества». Буквально «вдогонку» первой экспедиции Колумба в начале мая
Некоторые современники забыли или не знают, что именно Христофор Колумб предложил превращать индейцев в рабов. Но это хорошо знают латиноамериканские общественные деятели, ученые, а тем более лидеры современных индейских национальных движений. Один из них, поэт и этнограф, в беседе со мной высказал такую мысль: «Личная отвага, мужество и бесстрашие еще недостаточны, чтобы считать героем обладателя этих качеств. Если эти качества используются для свершения деяний на благо других людей, тогда он герой. Но если эти подвиги совершаются в целях порабощения других людей, тогда он не герой, о ком бы речь ни шла: об Отто Скорцени, о Чингисхане или о Христофоре Колумбе». На мой взгляд, доля истины в этих словах имеется.
В дальнейшем для оправдания колониальных захватов в Новом Свете возникли десятки теорий, концепций и доктрин — антигуманных и антинаучных в своей основе. Некоторые из них носили чисто расистский характер. Так, епископ Франсиско Томасо Ортис в документе, представленном в Совет по делам Индий — высший орган управления испанскими колониями,— писал, что индейцы, как и звери, являются бездушными существами. Один из наиболее видных идеологов конкисты — монах Хинес де Сепульведа, основываясь на возникшей в античном мире концепции о том, что некоторые люди самой природой предназначены к рабству, применив этот тезис ко всему коренному населению Нового Света, утверждал, что индейцы так же отличаются от испанцев, «как обезьяны от людей».
Разумеется, антигуманная расистская сущность идеологических построений колонизаторов и защитников их интересов проступала не всегда явно, как у Сепульведы и Ортиса. Весьма тонко, даже с оттенками заботы об индейцах строились теории и концепции о «застойности» автохтонных американских обществ, о великой прогрессивной миссии, якобы выполненной в Новом Свете европейскими пришельцами.
На этом вопросе стоит остановиться особо, поскольку миф о «неспособности» индейцев (равно как африканцев и азиатов) управлять своей страной, развивать экономику, науку, культуру и в наши дни используется для оправдания колониального разбоя вообще, испанской конкисты в частности. К сожалению, этот миф оказал определенное влияние и на некоторых советских ученых. А между тем только тот факт, что индейцы прошли путь от неолита до высокоразвитых цивилизаций, не оставляет камня на камне от подобного рода концепций и теорий.
Поступь прогресса ощущалась и в момент вторжения на континент европейцев. В царстве ацтеков он активно проявлял себя в политической области, а именно в процессе завершения перехода от союзно-племенного устройства к государству типа восточной деспотии. У чибча-муисков наблюдалась тенденция объединения небольших царств в единую державу, что, несомненно, стимулировало бы дальнейший рост производительных сил. Ощутимые признаки этого роста наблюдались в момент прибытия Колумба у инков. Они уже знали и широко применяли парус, совершая порою далекие плавания. Во время одного из них, длившегося примерно год, они открыли Старый Свет. Инки умели плавить многие цветные металлы и изготовлять качественную бронзу. Инкские мастера к тому же знали холодную обработку гематитного железа и были на пути к тому, чтобы начать плавку черных металлов, что означало бы революционный скачок в развитии производительных сил. Оросительные системы инков — одни из лучших в мире. Насосы, сконструированные руками древнекечуанских (то есть инкских) мастеров, могли поднимать воду на несколько десятков метров.
Однако следует иметь в виду одно обстоятельство: если мы не хотим встать на евроцентристские позиции, мы не должны мерить шаги прогресса индейских этносов европейскими мерками. Общественное развитие индейцев порождало такие достижения в сфере материальной и духовной культуры, которые были неизвестны либо непонятны жителю Европы: циклопические постройки необычайной прочности с точной и тончайшей пригонкой многотонных каменных глыб; счетно-решающие устройства неизвестной в Старом Свете системы; «узелковое письмо» кипу, до небывалой высоты развивавшее мнемонические способности человека; прекрасно организованная и эффективно действующая система охраны экологического равновесия и многое другое.
Генеральная же линия прогресса в Новом Свете была той же, что и в Старом,— переход от доклассового общества к классовому.
Таким образом, совершенно несостоятельны попытки оправдать «открытие» Американского континента с целью овладения им ссылками на отсталость индейских обществ и на экспорт прогресса из Европы.
Миссия европейцев состояла не в том, что они привнесли поступательное движение, развитие в судьбы индейцев, а в том, что, по выражению Ф. Энгельса, «испанское завоевание оборвало всякое дальнейшее самостоятельное их развитие»1.
Означает ли это, что «открытие» Колумба, последующую за ним колонизацию, сопровождавшуюся порабощением и геноцидом местного населения, следует рассматривать лишь в негативном плане?
Сделать попытку ответить на этот вопрос можно только при конкретном рассмотрении событий и явлений в свете принципов историзма.
Будучи феодальным государством, Испания, естественно, привнесла феодальные отношения в Новый Свет. В американских колониях широко распространилась «энкомьенда» - форма феодального поместья. На основании королевского указа испанские завоеватели распределяли между собой значительную часть завоеванных территорий и проживающих на них индейцев. Индейцы, прикрепленные к земле, должны были работать на своих господ. Владелец земли обязан был заботиться об индейцах, опекать и просвещать их. Индейцы как бы поручались ему королем, поэтому он назывался «энкомендеро» (дословно «тот, кому поручено»). Нечего и говорить, что «заботы и опека» проявлялись в безудержной, большей частью ничем не регламентированной эксплуатации, нередко приводившей к массовой гибели коренного населения.
Феодальный строй был, несомненно, большим шагом вперед по сравнению с первобытнообщинным строем, преобладавшим в большинстве районов континента, или даже в сопоставлении с неокрепшим рабовладельческим строем инков, майя, ацтеков и муисков. Известно, что в любом эксплуататорском обществе прогресс носит противоречивый характер. Это положение тем более справедливо в отношении докапиталистических формаций. Имелся целый ряд факторов, которые в значительной степени ограничивали прогрессивность феодализма в испанской Америке в колониальный период. В этом нетрудно убедиться даже при беглом ознакомлении с особенностями феодального строя в американских колониях Испании. Первая его особенность заключается в том, что новый тип производственных отношений возник здесь не в результате естественного исторического развития индейских этносов, а был привнесен извне и навязан силой в результате завоевания. Возникает новый вопрос: насколько прогрессивным можно считать такой переход населения Америки к новым общественным отношениям?
Отвечая на него, мы должны обратиться ко второй особенности феодализма, привнесенного в Америку из Испании. Она состоит в том, что этот феодализм в самой метрополии давно уже пережил эпоху зрелости и вступил в стадию умирания и разложения. Уровень производительных сил, достигнутый в Испании, находился в резком противоречии с одряхлевшими феодальными отношениями. Если говорить о том, что из Испании в Америку были импортированы новые производительные силы (лошади, железные орудия труда, крупный рогатый скот, некоторые виды культурных растений, а также новые производственные навыки), то нужно напомнить и о том, что вместе с ними были привнесены их оковы — феодальные производственные отношения, регламентируемые разного рода запретами и ограничениями, исходившими от колониальной администрации. Таким образом, феодально-колониальный строй в Америке с самого начала выступает не как импульс для быстрого подъема производительных сил, а как их тормоз. Уже одно это обстоятельство в значительной степени ограничивало прогрессивность нового общественного строя на континенте. К тому же известно, феодализм пришел в Америку далеко не мирным путем. Недаром освоение испанцами новых американских территорий было описано Лас Касасом в книге, метко и выразительно названной «Разрушение Индий». Испанцы действительно несли с собой колоссальное разрушение производительных сил, и прежде всего главной производительной силы — людей. Разрушению и уничтожению подверглись грандиозные системы орошения, средства связи и транспорта (дороги, мосты, плавучие средства), города, селения, племена и народности. В ряде случаев производительные силы были доведены до такой степени упадка, что они не могли быть восстановлены на протяжении всего трехвекового господства испанской короны; в отдельных же случаях они не восстановлены и до наших дней. Недаром президент Перу Ф. Белаунде Терри до своего избрания в
Естественно, что массовое уничтожение производительных сил, сопутствующее приходу феодализма в Америку, также ограничивало прогрессивный характер нового общественного строя.
Было бы ошибкой полагать, что разрушение производительных сил Нового Света имело место лишь в момент его завоевания. Хищническая эксплуатация природных богатств, геноцид по отношению к местному населению приводили к опустошению целых областей. Недаром боливийцы говорят, что если из серебра, добытого в рудниках Потоси, можно построить мост через океан от Боливии до Испании, то точно такой же мост можно построить из костей индейцев, погибших в потосинских рудниках от непосильного труда.
Упоминание об эксплуатации коренного населения подводит нас к третьей особенности феодализма на территории испанской Америки. Феодализм, привнесенный испанскими колонизаторами, существовал здесь не в чистом виде, а наряду с рабовладельческой эксплуатацией, широко применяемый и в сельском хозяйстве, и в рудниках, и на золотых приисках, и в текстильном производстве. Это также ограничивало прогрессивность феодального общественного строя: рабовладельческий уклад отвлекал на себя значительную часть производительных сил и большую долю общественного производства. Реакционная сущность такого симбиоза заключалась также и в том, что рабовладение оказывало сильное влияние на методы и степень применения внеэкономического принуждения в тех сферах производства, где господствовали феодальные формы эксплуатации. Испытывая это влияние, экономическое принуждение здесь в целом достигало больших, чем, скажем, в феодальной Европе, размеров, осуществлялось более жестокими методами, приводило к изъятию относительно большой части производимого продукта, в большей степени ограничивало личную свободу труженика, резко снижая тем самым заинтересованность производителя в результатах своего труда и сильно тормозя развитие производительных сил.
Тяжелой повинностью для индейцев стала уплата подушной подати — трибуто. Хотя формально размеры ее были невелики, налагалась она лишь на мужчин, причем дети и юноши (до 18 лет), равно как и старики, были освобождены от ее уплаты, однако вследствие произвола, царившего в колониях, размеры трибуто возрастали во много раз. Подать обогащала не только казну, но и все звенья колониального аппарата, начиная с вице-короля и кончая сборщиком податей. Индейцы, как правило, не имели представления об ее подлинных размерах, а местные власти всячески поддерживали это неведение. Фактически вся семья должна была трудиться от зари до зари, чтобы ее глава мог вовремя уплатить трибуто. Дело доходило до того, что индейцев обязывали вносить подушную подать за умерших односельчан, за детей, еще находившихся в чреве матери. Часто трибуто собиралась по несколько раз в год.
Наряду с вопросом о прогрессивности феодального строя на территориях Нового Света встает вопрос о том, насколько прогрессивным было открытие и завоевание континента применительно к судьбам не только индейцев, но и народов иных стран, в том числе и метрополии.
Разумеется, само по себе успешное завершение плавания Колумба открывало многообещающую перспективу контактов между цивилизациями Старого и Нового Света, их взаимообогащения и тем самым создавало новые благоприятные возможности для быстрого и значительного подъема производительных сил во всем мире. Однако, как мы отмечали, прогрессивность нового общественного строя в Америке, навязанного силой в результате разрушительного и жестокого завоевания, оказалась относительной. Но и на судьбах народов Европы завоевание открытого континента сказалось двояко. С одной стороны, золото, серебро, платина и изумруды инков, ацтеков, муисков, захваченные завоевателями, внесли большой вклад в ускорение первоначального накопления капитала и тем самым в развитие буржуазного строя. Но с другой стороны, поток драгоценных камней и благородных металлов из недавно завоеванных земель, рост королевских доходов в связи с монополией на колониальную торговлю усилили экономические позиции испанского феодального абсолютизма. Кроме того, подавление народов колоний, а следовательно, и необходимость содержания разветвленного и действенного аппарата подавления способствовали укреплению политико-административных основ феодальной монархии. Важно и то, что легко добытые золото и другие сокровища так же легко уплывали за пределы Испании в обмен на иностранные текстильные товары, предметы роскоши и т. д., что тормозило развитие испанской мануфактуры и способствовало консервации феодальных форм производства в Испании.
Короче говоря, порабощение народов Америки своей обратной стороной имело наступление реакции и застойность феодальных отношений на Пиренеях, что и предопределило отставание Испании, ее превращение из сильной державы в третьеразрядное государство.
Само же порабощение индейцев происходило в крайне жестоких, бесчеловечных формах. Колонизаторам недостаточно было объявить индейцев животными. Им было необходимо низвести гордые племена и народности до положения животных в физическом и моральном отношении, посеять в них животный страх перед белыми, вытравить из их сознания мысль о сопротивлении. И колонизаторы изощряются: на деревянных решетках на медленном огне сжигают индейских вождей, обливают их кипящим маслом, вспарывают животы беременным женщинам, вешают маленьких детей на виселицах, прикрепленных к бедрам матерей, отрубают пленным мужчинам и женщинам обе кисти рук, скармливают обезумевшим от голода индейцам мясо их собственных детей и творят многие другие зверства, при упоминании о которых стынет кровь. Тысячи раз был прав великий гуманист Бартоломе де Лас Касас, когда писал, что подобные зверства по отношению к индейцам творились «для того, чтобы посеять ужас в их сердцах и заставить при одном слове «христиане» дрожать, как при виде дьявола». В другом месте Лас Касас столь же справедливо замечает: «...испанцы стремились совершить как можно больше зверств и жестокостей, дабы нагнать смертельный страх на всю ту землю, и это им вполне удалось».
Однако, заглушая чувство страха, в индейцах пробуждались и росли сильные и возвышенные человеческие чувства: ненависть к колонизаторам и неугасимое стремление к свободе. Индейцы поднимались на борьбу.
Перипетии этой борьбы, с ее героизмом, драматизмом и трагизмом, и стали центральной темой книги Хосефины Оливы де Коль, изданной в
Мне довелось слышать мнение об этой книге в разных странах Латинской Америки: Перу, Эквадоре, Колумбии, Венесуэле, Никарагуа, Мексике. В критических замечаниях недостатка не было. Одни отмечали, что автор не сумела полностью освободиться от традиции окружать кровавые похождения конкистадоров ореолом романтики и рассматривать их как подвиг первооткрывателей, что особенно бросается в глаза при чтении главы пятой («Непокоренная Флорида»). Другие полагают, что автор слишком много места уделила бесчинствам конкистадоров, их издевательствам над индейским населением, что заслоняет основную тему книги — борьбу индейцев против колонизаторов. Третьи упрекают автора в небрежном ведении библиографического аппарата. Четвертые указывают на отсутствие унифицированного написания индейских личных имен. Находились и такие, которые ставили автору в вину чрезмерную приверженность к «черной легенде»2. Они утверждали, что покорение индейцев, дескать, вовсе не сопровождалось их массовым уничтожением и садизмом, как об этом говорится в трудах Лас Касаса и других свидетельствах.
Пожалуй, со всеми этими критическими замечаниями, кроме последнего (о приверженности к «черной легенде»), в определенной мере можно согласиться. Тем не менее никто из оппонентов не подвергал сомнению ценность книги, важность и актуальность ее тематики. Несмотря на то что книга носит в какой-то степени компилятивный характер, она воспринимается как единое, целостное повествование о героической, хотя и неравной борьбе коренного населения против колонизаторов. Олива де Коль собрала в своем труде материалы о сопротивлении в разных странах и районах, и это следует считать ее большой заслугой, поскольку в латиноамериканских странах в школьных программах и учебниках речь идет о борьбе индейцев лишь своей страны. Так, рядовой эквадорец ничего не знает о восстании Гуайкайпуро в Венесуэле, равно как и подавляющее большинство венесуэльских граждан ничего не слышали и не читали об отважном и мужественном Руминьяуи, поднявшем на борьбу царство Киту (ныне Эквадор). Разумеется, в сравнительно небольшом издании Хосефина Олива де Коль не могла охватить все без исключения выступления коренного населения в защиту своей независимости. Однако воссозданная на страницах книги панорама борьбы подводит к выводу: освободительное движение индейцев на Американском материке носило повсеместный характер, и без его анализа не может быть написана подлинная история народов Латинской Америки.
Борьба индейцев почти повсюду завершилась поражением. В тех же редчайших случаях, когда испанские колонизаторы оказались неспособными одолеть свободолюбивые племена, их покорение завершили буржуазно-помещичьи правительства уже независимых латиноамериканских стран.
Как величайшее бедствие восприняли индейцы, подлинные открыватели континента и его законные владельцы, утрату своей свободы и независимости и свое порабощение чужеземцами.
Плачьте, собратья!
Поймите: погиб мексиканский народ, —
поется в песне, сложенной ацтеками после падения и разрушения их столицы, города Теночтитлана, войсками Кортеса.
С чувством глубокого драматизма повествуется о приходе завоевателей в книге майя.
Белые!
Из их пальцев брызжет огонь. Они припасли свой яд, Они припасли веревки, Чтобы повесить наших отцов! Горе в нашем краю! Рабство, согнувшее нас, Вышло из чрева христианства.
Один из кечуанских вождей, свидетель вторжения отряда Писарро в Тауантинсуйо (империю инков) и казни Атауальпы, последнего инки, вопрошает с болью:
Думая об этом,
Как я не умер?
Сердце вырвалось из груди,
И все еще жив я?
Неизбывная боль через поколения и века перешла к современным латиноамериканским народам. Великий поэт и патриот чилиец Пабло Неруда сложил полные горечи и гнева строки, обращаясь к гибели инки Атауальпы:
Один, в безлюдье равнин,
Я плакать хочу, как река,
Только ночь я вижу, да, ночь
Под землей и под сводом звезд.
Сон нелепый, как смог он змеей
Доползти до красной черты?3
Очи скорби!
Ветвистый мрак!
Горечь ветра зачем ты вкусил?
Как случилось, что Манко Капак
Не поднялся в блеске светил?!4
случилось?.. Этот вопрос вот уже на протяжении полутысячелетия будоражит сознание миллионов людей.
Как случилось, что горстка европейцев-авантюристов одолела сопротивление миллионов индейцев?
Как случилось? — вопрошали и продолжают вопрошать индейские вожди и европейские монархи, школьники и маститые ученые, поэты и философы, журналисты и политические деятели.
Зададим этот вопрос и мы. Здесь мы не имеем возможности подробно анализировать клерикально-феодальные концепции некоторых испанских хронистов и официальных испанских кругов, возникшие после вторжения европейцев в Америку и объясняющие успехи испанских конкистадоров покровительством святой девы Марии либо святого Яго, который из «Сантьяго Порази Мавров» (Santjago Matamoros) превратился в «Сантьяго Порази Индейцев» (Santjago Mataindios). Точно так же мы отвергаем без всякого анализа расистские в своей основе измышления об особой «храбрости и отваге испанцев», ибо кто действительно показывал чудеса мужества и отваги, так это как раз индейские воины, в то время как основными «моральными» качествами конкистадоров были коварство, лицемерие, вероломство и садизм.
Первое серьезное мнение, притом весьма широко распространенное, состоит в том, что поражение индейцев объясняется наличием у испанцев огнестрельного оружия и лошадей. Несомненно, военно-техническое превосходство испанцев сыграло свою роль. Именно используя ружья, пушки и лошадей, испанцы смогли оказывать на индейцев устрашающее, деморализующее воздействие и нанести индейским отрядам тяжелые потери. Однако этот фактор никак нельзя считать определяющим. Самые простые расчеты показывают, что армии и ополчения инков, ацтеков, муисков располагали достаточными силами и обладали необходимым вооружением, чтобы в рукопашном бою уничтожить всю без остатка артиллерийскую прислугу и всех лошадей вместе со всадниками. Что же касается устрашающего воздействия огнестрельного оружия и кавалерии, то индейцы очень скоро потеряли веру в их сверхъестественную природу, а некоторые племена и народы (например, инки, мапуче) сами стали использовать в борьбе против колонизаторов и то, и другое.
Широко распространено и другое объяснение причин поражения индейцев. Они, по существу, сводятся к удачному осуществлению чисто военных замыслов Кортеса, Писарро, Кесады и других конкистадоров, причем даже не стратегических, а тактических. Рассмотрим этот вопрос несколько более детально на примере империи инков. Ее падение объясняется успешным исполнением замысла Писарро по пленению инкского царя Атауальпы. «Писарро взял Атауальпу в плен, что положило конец всякому сопротивлению со стороны индейцев»,— пишет американский ученый А. Б. Томас. Альваро Юнке, аргентинский историк, утверждает: «Писарро понял, что с обезглавливанием иерархической империи, в которой инка был богом, все рушилось».
В какой-то мере эти авторы правы. Атауальпа считался богом на земле; его пленение и смерть должны были оказать необычайно сильное морально-политическое воздействие на его подданных. И все же считать это основной причиной падения Тауантинсуйо нельзя. Главное, что опровергает попытки представить смерть верховного правителя в качестве важнейшей причины крушения целой империи,— это мощное и героическое сопротивление со стороны индейцев, которое испанцы встретили именно после казни инкского монарха.
Имеется и более обоснованная точка зрения на причины победы испанцев над теми индейскими обществами, которые достигли классовой структуры и соответствующего уровня цивилизации. Частично ее разделял выдающийся чилийский ученый А. Липшутц. Ее существо сводится к тому, что в обществе, разделенном на антагонистические классы, сила сопротивления чужеземному вторжению ослабляется из-за острых социальных противоречий. Теоретически это правильное положение. Однако исторический опыт показывает, что в момент грозной опасности, нависающей над независимостью страны, именно широкие массы трудового населения проявляют подлинный героизм и самопожертвование в борьбе против внешнего врага. В такие моменты истории на какой-то отрезок времени может возникнуть единство интересов между патриотическими элементами самых различных социальных групп одной этнической общности. И в самом деле, например, в том же Тауантинсуйо из всех социальных групп, принадлежащих к кечуанскому этносу, лишь рабы-янакуны, и только на первых порах, активно выступили против инков-угнетателей на стороне испанцев-«освободителей». Поддержка же, оказанная испанцам другими группами кечуанского населения, диктовалась отнюдь не классовыми интересами этих групп, а соображениями, связанными с династической войной, которая велась в то время в Тауантинсуйо. Вскоре после казни Атауальпы испанцам пришлось столкнуться с противником, ряды которого пополнялись представителями почти всех слоев древне-кечуанского общества: от членов царской семьи до рабов-янакунов. То же самое можно сказать и об ацтеках, поднявших массовое народное восстание после резни, учиненной в священном месте конкистадором Альварадо. Таким образом, наличие социальных противоречий в индейских государствах, будучи одной из важнейших причин их поражения, тем не менее не может быть признано основной и главной причиной.
В последние десятилетия стала распространяться концепция о неизбежности поражения страны (или народа), если ее общественно-экономические отношения находятся на более низком уровне, чем общество противника. Эту концепцию также стали использовать для объяснения поражения индейцев. При всей её наукообразности она должна быть отвергнута. Принятие ее неизбежно привело бы к выводу о бесполезности борьбы угнетенных народов против колонизаторов, поскольку они стоят на более высокой ступени общественного развития. Ее несостоятельность подтверждается многочисленными историческими фактами. Достаточно вспомнить поражение рабовладельческого Рима в столкновении против «варваров», стоявших на последнем этапе первобытнообщинного строя; победу феодально-крепостнической России над огромной армией Наполеона, представлявшего буржуазную Францию; поражение капиталистической Италии в войне против рабовладельческо-феодальной Эфиопии (1885—1887 гг.) и, наконец, поражение феодально-буржуазной Испании на территории Латинской Америки в длительной войне против араукан (мапуче), стоявших на уровне военной демократии. Очевидные преимущества более высокого общественного строя вовсе не дают основания для фаталистических утверждений и концепций. Исход любых военных конфликтов между странами и народами зависит от множества конкретных факторов. Но прежде всего такие конфликты следует анализировать с позиций марксистско-ленинской теории о войнах справедливых и несправедливых. Исходя из этой теории, несправедливая, захватническая война испанских конкистадоров против индейцев совсем необязательно должна была завершиться победой.
Главная и основная причина поражения индейцев кроется в отсутствии единства между ними. Трудно предугадать, какая участь постигла бы отряд испанского конкистадора Франсиско Писарро, если бы он вторгся в страну инков двумя десятками лет раньше (или позже), а не в момент ожесточенной гражданской войны между сторонниками двух претендентов на инкский престол — Уаскара и Атауальпы. Завоевывая Тауантинсуйо, абсолютное большинство сражений испанцы выиграли с помощью индейцев, а некоторые сражения исключительно руками индейцев. Сначала «союзниками» испанцев были сторонники Уаскара, а затем Атауальпы.
Незавидной была бы и судьба Кортеса, если бы ого малочисленное войско (в разные периоды от 500 до 1000 с небольшим человек) не было поддержано многотысячной армией племен и народностей, враждебных ацтекам. По некоторым данным, эта армия насчитывала до 300 тысяч человек.
Индейскую Америку испанцы завоевали руками индейцев.
Несмотря на поражение индейцев, историческое значение их борьбы весьма велико. Она сыграла огромную прогрессивную роль, заложив основы освободительных тенденций и традиций, воспринятых затем и другими группами населения: креолами, метисами, мулатами, самбо, из которых складывались мексиканская, венесуэльская, коста-риканская, перуанская, аргентинская и другие латиноамериканские народности, а впоследствии нации. Великое освободительное движение указанных народностей и наций в первой четверти XIX в., известное как война за независимость, сплошь и рядом воспринималось и трактовалось ее руководителями как возрождение борьбы индейцев, которая началась с момента «открытия» Америки, и как отмщение за несправедливости, жестокости и гнет, обрушенные на индейцев колонизаторами. Эта мысль заключалась в словах креола Мигеля Идальго, великого борца за освобождение Мексики от испанского ига, с которыми он обратился к своим соотечественникам 16 сентября
Симон Боливар, возглавивший борьбу за независимость народов пяти стран (Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу и Боливии), обосновывая цели и намечая перспективы этой борьбы, неоднократно обращался к событиям эпохи конкисты, осуждая жестокости конкистадоров и восхищаясь оказанным им сопротивлением индейцев.
Традиции освободительной борьбы индейцев времен сопротивления конкистадорам не заглохли после освобождения стран Латинской Америки в первой четверти прошлого века. В последние два-три десятилетия происходит, используя терминологию ученых Латинской Америки и других континентов, «извержение», «взрыв» индейских национальных движений, которые придерживаются различной социально-политической ориентации: буржуазно-либеральной, социалистической, церковно-клерикальной и даже пролатифундистской и проимпериалистической. Но в большинстве случаев эти движения носят революционно-демократический характер. И почти все эти движения в качестве своих великих предтеч называет имена героев индейского сопротивления — Куаутемока, Гуайкайпуро, Канека,.Инки Манко, Тупак-Амару, Лаутаро, Кауполикана и других индейских вождей и полководцев, отважно противостоявших агрессии колонизаторов.
Но связующая нить тянется не только от индейцев XVI и XVII вв. к индейцам наших дней. Традиции свободолюбия, порожденные борьбой индейцев минувших веков, прочно вошли в политическую культуру и в общественное сознание современных латиноамериканских народов и стали одним из слагаемых революционного потенциала в их борьбе против империализма и союзной с ним олигархии, за социальный прогресс, мир и демократию.
Ю. А. Зубрицкий