Виктория Окампо, создавшая культурный центр ЮНЕСКО в Аргентине
ЖАК РИГО — Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по административным вопросам и осуществлению программы.
15 января 1973 года две уроженки Аргентины, Виктория Окампо и ее сестра Анхелина Окампо, пожертвовали в дар ЮНЕСКО поместья Сан-Исидро (Буэнос-Айрес), в том числе большую виллу «Окампо» (справа). В соответствии с пожеланием сестер Окампо вилла будет использоваться «в целях поощрения, исследования и развития деятельности, связанной с вопросами культуры, литературы, искусства и общественных связей, направленной на совершенствование качества жизни людей...». Вилла обеспечивает прекрасные условия для организации «постоянных студий, для осуществления исследовательских и экспериментальных программ и производственной деятельности в области кино, телевидения, театрального искусства, музыки и литературы, переводческого дела и информации, а также для поиска новых видов и средств художественного самовыражения, творчества и художественного воспитания».
Слева: Виктория Окампо в 1947 году с первым Генеральным директором ЮНЕСКО Джулианом Хаксли. Справа: несколько лет спустя, В. Окампо с французским писателем Андре Мальро.
Фото – В. Окампо, Буэнос-Айрес.
Ей было бы довольно легко представить историю жизни и деятельность Виктории Окампо как интеллектуальные забавы богатой наследницы, увлеченной литературой. Но поступить так было бы не только крайне несправедливо по отношению к женщине, которая боролась и подвергала себя риску, это означало бы также обойти вниманием значительные результаты, которых она одной из первых добилась в содействии сближению различных культур.
Виктория Окампо родилась в конце прошлого столетия, в семье, история которой тесно переплетается с историей самой Аргентинской Республики, У нее было счастливое детство, за которым последовало всестороннее образование, доступное в то время представителям привилегированных слоев; подобно другим представителям своего круга, она могла бы довольствоваться этим в блеске и роскоши, защищенная миром богатых. Однако ей была уготована иная судьба.
Рано развившийся интеллект, щедрость души и ума, которые подстегивали ее к действию, неутомимая энергия, ненасытная любознательность, смелость, жаждавшая, чтобы ее подвергли испытанию, несравненный дар превращать своих друзей в своих сторонников и вовлекать их в активную деятельность — все эти качества предопределили жизнь Виктории Окампо, полную творческих свершений и подвигов.
Все началось в 1924 году, когда она пригласила в дом своих родных в Сан-Исидро, близ Буэнос-Айреса, Рабиндраната Тагора, который довольно долго пробыл в Аргентине по причинам, связанным со здоровьем. Благодаря этой встрече Виктория открыла для себя не только одного из великих индийских писателей, но и увлеклась индийской культурой и, что не менее важно, обнаружила свое призвание в жизни, которое заключалось в том, чтобы принимать у себя писателей, художников и представителей других видов творчества, ободрять их, помогать им и знакомить их друг с другом. И вот с тех пор Виктория Окампо выполняет свою миссию, и притом так энергично, что это заставляет ее забыть о старости.
Деятельность эта прославила оба ее дома: каменный дом в Сан-Исидро и созданную ею духовную обитель — помещение редакции журнала «Юг». В Сан-Исидро ее гостями были многие знаменитости нынешнего века: Хосе Ортега-и-Гасет, Игорь Стравинский, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Пьер Дрие-ла-Рошель, Пабло Неруда, Жак Маритен, Эрнест Анеерме, Альбер Камю, Андре Мальро, Сен-Жон Перс, Жюль Сюпервьель, Грэм Грин, Роже Кайуа, Индира Ганди, Ален Роб-Грийе и Мишель Бютор. Невозможно перечислить всех тех, кто побывал в этом роскошном доме, ставшем храмом культуры.
Что касается журнала «Юг», который Виктория Окампо возглавляет начиная с его основания в 1931 году, то вряд ли что-либо может соперничать с ним по смелости, проницательности и эклектичности. Когда в 1976 году я посетил виллу Окампо, погруженную в меланхолическую ностальгию аргентинской осени, где запах прелых листьев смешивался 6 ароматом поздних цветов, Виктория с гордостью показала мне полный комплект своего журнала. Взяв в руки первый том подшивки и перелистывая его, я увидел в первом номере подпись Алехо Карпентьера (см. статью на стр. 8). Следовало обладать безошибочным чутьем, чтобы сорок шесть лет назад опубликовать произведение этого талантливого романиста.
Когда по материалам журнала «Юг» будет составлен полный аналитический указатель и антология, то по именам[1], которые можно в нем встретить, и по темам, которые в нем обсуждаются, смелости мысли и терпимости, которые были его отличительными чертами, всем станет ясно, что это издание представляет собой подлинный образец международного интеллектуального сотрудничества.
Самый последний том, выпущенный в конце 1976 года, посвящен проблемам перевода — пренебрегаемого, но важного аспекта взаимоотношений между разными культурами. Эти проблемы рассматриваются в журнале в серьезной, требовательной манере и со свойственным Виктории Окампо истинным литературным воображением.
Жизнь Виктории Окампо не ограничивается, однако, ее функциями в качестве хозяйки дома-салона и издателя литературного журнала. Она писала и пишет сама, а за ее гражданские выступления ее, бывало, сажали в тюрьму. На протяжении нескольких лет она была распорядителем Национального фонда искусств. Неутомимая путешественница, Виктория Окампо — всегда в курсе последних событий интеллектуального мира.
Виктория Окампо была слишком сильной личностью, чтобы избегать полемических ситуаций. Люди такого масштаба всегда вызывают уважение но в то же время встречают и резкое противодействие. И все же стоит иногда послушать критические замечания в отношении нее лишь для того, чтобы увидеть, как легко их можно отвести.
Хотя ее иногда осуждают за космополитизм и она действительно приложила немало усилий, чтобы в Аргентину проникли литература и искусство других стран, вряд ли можно найти более верную патриотку Аргентины, чем Виктория Окампо.
Вот что писал о ней в 1962 году никак не склонный к лести французский писатель Этьембль: «На протяжении тридцати лет она тратила большую часть своего состояния на издание и распространение произведений авторов, которых ценила независимо от того, были ли они американцами, аргентинцами или представителями Европы, покупали ли их произведения или нет; на протяжении тридцати лет, вопреки всякому коммерческому здравому смыслу, она дарила миру лучший литературный журнал, из числа выходящих на испанском языке, — разве может кто-либо хотя бы подумать, что она не служила интересам своей страны?»
То, что она сделала, чтобы обеспечить международную известность Борхесу, Сабато и многим другим аргентинским писателям, доказывает истинную природу ее привязанности К своей родине, к стране, для поддержания культуры которой она не жалела сил.
Ее также осуждали за то, что она отдавала предпочтение европейской культуре. Однако Тагор, Неру и ряд японских писателей признавали, что и они перед ней в долгу; Октавио Пас говорил, сколь многим обязана ей вся Латинская Америка. Этнолог Альфред Метро отметил однажды, что Виктория Окампо «считает себя американкой в географическом смысле слова: ей нравится выявлять темы и элементы, характерные для литературы Нового Света и отличающие ее тем самым от европейской литературы».
Можно ли охарактеризовать Викторию Окампо только лишь как человека с литературными интересами? Нет, потому что нельзя забывать, как много сделала она для таких архитекторов, как Ле Корбюзье, или таких музыкантов, как Ансерме и Стравинский, а также о том неизменном интересе, который проявлял «Юг» к общественным наукам.
А если кто-то пожелал бы вообразить, что ей, как представительнице высшего общества, было нетрудно вести такую блестящую жизнь, то на это следует ответить, что Виктории Окампо было вовсе не легко ратовать за эмансипацию женщин в Аргентине 30-х годов нашего века не только на словах, но и на деле, рискуя из-за своей деятельности не только принадлежащим ей состоянием, но и своей свободой, короче, расплачиваясь за свои привилегии тем, что она непрерывно подвергалась опасностям, встречала непонимание и даже оскорбления.
И наконец, некоторые могут сказать, что опекаемые ею деятели и ее заслуги ныне устарели, что это пережиток прошлого, от которого мир давно отошел. Но даже и на этот раз воображаемый критик будет вынужден признать, что Виктория Окампо не только тепло приветствовала появление «романа нувель», но она, кроме того, помогала и продолжает помогать молодым писателям и всегда готова воспринять любую новую идею, откуда бы она ни поступала. Она, несомненно не принадлежит к числу тех, кто подобно французскому политику и философу XIX века Руайе-Коллару с грустью признает: «В моем возрасте уже не читают, а только перечитывают».
Виктория всегда с воодушевлением относилась к новым идеям и талантам, а все связанное с «истэблишментом» ее быстро утомляло. Подобно Борхесу, Сабато и Кортасару, она поглощена желанием вникать в суть вещей, не придавая значения внешним оттенкам.
«Подвергнуться ее расспросам — занятие отнюдь не из легких: она высказывает сомнения, вызывает на спор и донимает своего собеседника, пока не докопается до истины, и только после этого ее можно видеть, — писал Октавио Пас, — протягивающей руку готовую к рукопожатию».
Связи Виктории Окампо с ЮНЕСKO возникли очень давно, да и было бы удивительным, если бы она, одна из первых поборников международного сотрудничества в интеллектуальной области, не проявила интереса к созданию организации, цель которой состоит в том, чтобы служить постоянной основой именно для такого сотрудничества. Джулиан Хаксли посетил Буэнос-Айрес и беседовал с Викторией Окампо о ЮНЕСКО, и эта беседа, очевидно, произвела на нее глубокое впечатление ибо спустя много лет она завещала два своих дома в Сан-Исидро и Мар-дель-Плато ЮНЕСКО, с тем чтобы обеспечить продолжение начатой ею деятельности.
В этой связи ЮНЕСКО разрабатывает соответствующие планы на будущее в тесном сотрудничестве с Викторией Окампо, Как ясно показала вся ее жизнь, успех в области культуры нередко зависит от личной инициативы небольшого числа людей, от предвидения и отваги немногих обладателей творческих способностей, а также от деятельности таких людей, как она, обладающих даром претворения в дело идей, создающих потребности, способствующих творческим связям и побуждающих тех, кто наделен творческим талантом, превзойти собственные возможности.
А уж после того, как подобного рода инициатива была проявлена, само общество должно продолжить начатое отдельной личностью и обеспечить непрерывность этой деятельности, не уменьшая при этом ее первоначальных значений и активности.
Личность Виктории Окампо — это гармоничное воплощение благородной идеи единения различных культур, которая лежит в основе всей деятельности ЮНЕСКО. Продолжая ее работу, пропагандируя преподанный ею пример, которому можно последовать в любом месте и в любое время, ЮНЕСКО всегда будет помнить о самой драгоценной черте ее личности, которую она сохраняла при всех превратностях своей жизни, а именно — о ее энтузиазме, засвидетельствованном поэтом Сен-Жоном Персом: «На свете встречаются «реальные» люди, самый образ жизни которых заставляет в них верить. Жизнь и деятельность Виктории Окампо можно представить себе как могучее древо, растущее в ее родной стране; или лучше — поскольку деревья привязаны своими корнями к определенному месту — как величественную Рио-де-Ла-Плату, с которой связаны ее детство, отрочество и зрелые годы, ритм волн которой она неизменно несет в себе. Эта река верно следует по своему руслу, неся плодородие земле, и, обвенчавшись с океаном, вливается в его течения, вместе с которыми ее воды доходят до других берегов.
Дорогая Виктория, великое создание, преисполненное мощи и искренности, столь же неотделимое от своей родины и обладающее такой же притягательной силой, как сама Рио-де-Ла-Плата, нас много — в Европе, Америке и Азии, — тех, кто считает Вас одним из прекраснейших образцов аргентинской души, всегда такой гордой в своих проявлениях, души многогранной и очень сложной, самоотверженной, порой склонной к фатализму, страстной в своих порывах, пренебрегающей последствиями своих действий и не проявляющей интереса к их продолжению».
Все же это прекрасное выражение признательности нуждается в поправке в отношении того, что «непроявление интереса» в настоящее время преобразовалось «в желание, чтобы деятельность была продолжена», что и является одной из задач, которую поставила перед собой ЮНЕСКО.
[1] От Лорки до Джойса, от Казандзакиса до Фолкнера, от Сартра до Тойнби, от Хейдеггара до Пиранделло и от Габриелы Мистраль до Томаса Манна.