Воспитание
Система воспитания у древних племен основывалась на развитии физических способностей личности, потому это их знание основывалось не на логическом объяснении происходящего, а прежде всего на чувственном восприятии окружающего мира. Индейцы стремились выработать наиболее точные и совершенные движения, особенно те, что были необходимы в повседневной деятельности. Жизнь среди дикой природы требовала большой физической выносливости. Поэтому физическим упражнениям уделялось особое внимание как основе всего воспитательного процесса. С другой стороны, воспитание было разнообразным и осуществлялось повседневно, в течение всей жизни как в семье, так и вне ее: во время работы, игр, отправления обрядов. И материнская забота, и наставления отца-охотника, и советы старших, и предсказания мачи — все это было частью общей воспитательной системы, глубоко уходящей корнями в племенные традиции. Мозг индейца «настраивался» таким образом, чтобы тонко контролировать чувственные реакции; поощрялась восприимчивость к сигналам из внешней среды, «тренировалась» защита от всего, что могло привести к утрате такой способности.
С точки зрения современной методологии у мапуче не существовало какой-либо упорядоченной воспитательной системы. Но сама практика формировала людей весьма искусных в работе, многие из них становились настоящими мастерами своего дела.
Обучение у мапуче не имело, конечно, каких-либо наукоподобных принципов или методов, а состояло в том, чтобы привить способность и умение совершать нужные действия. Учитель выступал как наставник: он не руководил процессом обучения как таковым, а лишь направлял волю ребенка на достижение необходимых результатов. Обучение — это практика, в процессе которой приобретается физическая ловкость и сноровка. Индейцы не сковывали инициативу детей, понимая, что приобретенные ими навыки окажутся им необходимы в последующей жизни. Таким образом, мапуче придавали воспитанию, по существу, творческий характер, что соответствует передовым современным системам воспитания. Ребенок мапуче с самого раннего возраста не пассивно осваивал знания, а активно подтверждал их опытным путем. Сочетание направленности обучения с общественными целями выражалось в том, чтобы привить навыки к общественно полезной деятельности, а не к иждивенчеству, как это имеет место в традиционном буржуазном воспитании.
Детям прививали гордость за свой народ, учили быть независимыми, храбрыми в бою, ловкими в играх, почитать обычаи, традиции и культ предков. Они должны были уметь говорить достаточно долго и хорошо, уважать старших, помогать родителям, защищать беспомощных.
С учетом возраста и физического развития дети приобщались к исполнению различных домашних обязанностей, помогали взрослым в работе. Физическое воспитание, как уже говорилось, было главным. Мальчики проводили много времени на воде и становились отличными пловцами. Во время игр они совершенствовались в стрельбе из лука, владении лассо и болеадорой, занимались борьбой и бегом. Они сопровождали мужчин на охоту и по мере возможности участвовали в ней: ловили гарпуном рыбу, помогали забивать лам и гуанако, освежевывали туши и готовили чарки.
Дети должны были уметь имитировать голоса птиц, подражать звукам, издаваемым животными, находить и читать следы, различать породы деревьев и многое другое. Вместе с женщинами дети участвовали в уборке урожая. Подростки уже знали, когда надо обрабатывать землю, когда сеять, когда сажать овощи. Они должны были знать растения и их полезные свойства. Приобретение навыков шитья, крашения тканей, изготовления гончарной посуды было важной частью воспитания и обучения. Специально для девочек изготавливали маленькие веретена, на которых они пряли грубые нитки. Девочек учили также готовить пищу и напитки. Девочки старше 14 лет уже стремились к самостоятельности, выбирая работу по своему вкусу и наклонностям. Благодаря природной изобретательности, они обычно вносили какие-то изменения в производственный процесс. Сделанное ими отличалось от обыденного и привычного хрупкостью или особым изяществом и не годилось для повседневного использования, но было основанием гордости и славы мастериц. Знания ©б окружающем мире передавались от матери к дочери и дочь становилась как бы отражением своей матери. Так передавались обычаи и традиции.
Подобное происходило и с мальчиками. Тот, кто проявлял способности в изготовлении луков, барабанов, в строительстве хижин и т. п., занимался именно этим делом. Другие проявляли свое умение в постройке каноэ или обработке дерева.
Детей учили и более сложным вещам: ориентироваться в горах, идти по следу зверя или врага, предсказывать погоду, находить укрытие в ненастье, различать свойства древесины, получать красители из растений, отличать лекарственные растения.
Будущий проводник должен был иметь исключительную зрительную память, чтобы знать и помнить каждую тропинку, особенности почвы, увидеть и запомнить все в мельчайших деталях; а также обостренное чувство направления. Эти качества также тренировали с детства.
Мапуче, как правило, не умел рисовать, но зато память его была совершенно удивительной. Пройдя однажды какое-то место, он уже никогда не забывал его, так же как все, с чем ему довелось столкнуться, ощутить хотя бы один раз. Острота зрения и слуха индейца была почти феноменальной. Он хранил в памяти мельчайшие, порой казалось бы незначительные детали всего увиденного и прочувствованного. Его наблюдательность приводила в изумление самых искушенных исследователей.
Историки не пишут об инициации, обряде посвящения, существовавшем у мапуче. Но старые ульмены и мачи проводили нечто вроде краткосрочных курсов по подготовке юношей и девушек к переходу в возрастной класс мужчин и женщин, готовя их к производственной, общественной и семейной жизни. Передаваемые им предписания и заветы назывались «адмапу». Посвящение происходило в торжественной обстановке традиционного обряда. С этого момента юноши и девушки уже считались зрелыми членами общества и могли принимать активное участие в общих собраниях и решениях, что накладывало на них соответствующие обязанности и ответственность за судьбу сообщества.
Инициации происходили в просторной хижине, специально для этой цели построенной, для юношей и для девушек отдельно. Во время совершения церемонии никто посторонний не мог войти в хижину. В день инициации созывались крестные отцы каждого посвящаемого, которые занимали отведенное им место в хижине. Входил апоульмен. Тело его было покрыто красной краской и разрисовано черно-белыми полосами. Он подавал знак приготовиться. Юноши , сидели на корточках каждый перед своим крестным. Апоульмен открывал собрание торжественной речью, в которой говорил об обязанностях и правах, предписываемых кодексом адмапу, и которые они, посвящаемые, должны будут исполнять в течение всей своей жизни. Они должны чтить предков и почитать богов, уважать старость, заботиться о детях, защищать женщин, хорошо работать и охотиться, не причинять зла родственникам и друзьям, бороться за единство реуэ, быть верными, уметь хорошо говорить, быть нечувствительными к боли, уметь терпеть голод, стойко переносить физические и душевные страдания. В час обеда женщины через небольшое отверстие в стене хижины подавали пищу, но только для крестных, так как посвящаемые должны были несколько дней не есть, сосредоточившись на этой длительной священной церемонии.
Для девушек обряд совершался в другой хижине, и речь уже шла о приобщении к женским делам: умению сеять, готовить пищу, ткать, шить, воспитывать детей, ухаживать за мужем и угождать гостям, стирать, содержать в чистоте дом и т. п.
Церемония инициации продолжалась обычно четыре дня. Наконец крестные позволяли своим крестникам встать. Вновь появлялся апоульмен и приглашал новых взрослых членов реуэ на торжественный пир с музыкой и танцами. Во время этого праздника часто заключались браки между посвященными.
Очень большое значение мапуче придавали красноречию. Умение хорошо говорить превращалось в настоящую профессию. Таких ораторов приглашали на собрания с целью обоснованно убедить молодых воинов в необходимости участвовать в войне. К ораторам относились и уэркены — посланцы, выбираемые из молодых людей, задачей которых была передача каких-либо известий.
Так как мапуче не имели письменности, они полагались исключительно на память: традиции и обычаи передавались изустно, а уэркены должны были их точно передавать. Не существовало, естественно, ни почтовой службы, ни системы эстафет. Сообщения для касиков соседних племен передавались посланцами. Поэтому память также тренировали с детства, заставляя детей запоминать речи каждый раз более сложные и продолжительные. Занятия начинались в 8 лет, а в 18 юноши уже были способны исполнять обязанности уэркена. Некоторые уэркены могли абсолютно точно повторить речь, прослушав ее, всего один раз. Любой касик чувствовал себя увереннее, если имел хороших посланцев. А если уэркен был его собственным сыном, это значительно повышало влияние касика.
Физическая выносливость уэркена была фантастической: он мог преодолевать расстояние 60 километров в день. Передав послание и получив ответ, он на следующий же день снова отправлялся в дорогу.
Ответственность, возлагаемая на гонцов, была чрезвычайно важной: от верно или неверно переданного сообщения зависела дружба и добрые отношения между соседними племенами. Ошибки и забывчивость посланцев строго наказывались. Вмененные уэркену столь важные обят занности ставили его в особое положение в сообществе, которое относилось к нему с большим уважением.
...В конце XVI века в Вальдивии вспыхнуло восстание индейцев, в самом начале которого испанцами был схвачен один из уэркенов. Принужденный силой к даче показаний, он расшифровал послание так: касик Лепитрая посылает касику Марикану прон, содержащий инструкции о том, как поднять восстание. Прон состоял из частей толстой палки, в которой было выдолблено углубление. Внутри лежал палец испанца, обмотанный ниткой, а на конце была прикреплена трехцветная красно-черносиняя полоска ткани. На черной части полоски было 4 узелка, что означало: гонец вышел из Пангипулли спустя 4 дня после последней луны. На синей—10 узелков, означавших, что через 10 дней после этой даты начнется восстание. На красной же полоске получатель должен был сделать узелок в знак согласия присоединиться к восстанию. Красный цвет у индейцев — символ крови, поэтому красный узелок означал, что война будет не на жизнь, а на смерть, и в ней должны принять участие все племена айльяреуэ. В случае же отказа касик должен связать синюю и красную полоски. Это так называемая узелковая система, где каждый узелок имел свой смысл и значение. Понятно, что враги стремились брать в плен именно уэркенов.
Наряду с этим представляет интерес обучение профессии мачи и калку. Обучение осуществлялось старыми и опытными «колдунами» до тех пор, пока они не убеждались, что «кандидат» постиг «науку» и может самостоятельно совершать эзотерические действия. Обучение этой профессии включало в себя постижение заклинаний, гипноза, изготовления лекарств из растений, окуривания и т. п. Занятия проходили обычно в заброшенных пещерах, темных и диких местах, где обитал сам учитель. По прошествии определенного времени учитель освящал право ученика на самостоятельную практику.
Посвящение в мачи требовало точного совершения ряда действий. Чтобы узнать их, а затем приступить к исполнению технически нелегкой работы, необходимо было подвергнуть себя лишениям и жертвам. Если девушка однажды услышала глас, призывающий ее посвятить себя магии, она просила у родителей разрешения стать мачи. Считалось весьма почтенным иметь в лоне семьи мачи, служащую всему племени. Обучение длилось около года. Девушка училась отбивать на барабане особый ритм, исполнять ритуальные танцы и песнопения, впадать в прострацию, вызывать в памяти определенные события, предсказывать будущее, наблюдая и анализируя природные явления. В течение всего времени обучения строго следили за тем, чтобы никто не нарушал ее уединения. Еда ее в это время была очень скудной и состояла из муки, замешенной на воде.
Церемония посвящения в мачи — большое событие для сообщества. За день до церемонии готовится все необходимое. Вблизи селения подыскивается открытое место, устанавливаются навесы, посередине водружается столб в 3—4 метра в обхвате, вкопанный наклонно и возвышающийся на 2 метра над землей. Наклон дерева должен облегчить мачи восхождение на него. На стволе делаются 7 зарубок, символизирующих 7 плоскостей мира. В течение четырех дней до этого события претендентка строго соблюдает «диету», а наставница дает ей последние советы и заставляет неустанно повторять формулы обряда. В назначенный день в большом количестве прибывают приглашенные и располагаются вокруг столба. И вот появляется новая мачи под звуки музыкальных инструментов. Все танцуют, приносят в жертву животных, жарят мясо. Подается чича или мудай. Мачи начинает свое движение по столбу-реуэ под приветственные крики. Каждый пытается дотронуться до нее прежде, чем она дойдет до конца. Смолкает музыка. В небесно-голубой одежде девушка держит в руках новый барабан — култрун о бубенчиками. На вершине столба, прикрепленный к длинным веткам коричного дерева, развевается белый флаг. Девушка ударяет в бубен, танцует и поет, пока не падает без сознания. К ней подходит наставница и острым камнем делает ей легкий надрез на языке. Такую же ранку она наносит и себе и смешивает кровь обеих. То же самое она проделывает с большими пальцами рук, передавая таким образом девушке свою магическую силу. Придя в себя, девушка направляется к столбу-реуэ, поднимается по лесенке, сопровождаемая другими мачи, которые, несмотря на ее сопротивление, срывают с нее ритуальную одежду. Затем она спускается и попадает в объятия присутствующих. На этом обряд заканчивается и новая мачи может приступить к своим обязанностям. В разных местностях этот обряд имел отличия, но в принципе он соответствовал описанному. Мы уделили внимание этому обряду потому, что мачи играли и кое-где до сих пор играют важную роль и оказывают большое влияние на всю жизнь мапуче. Считалось, что мачи умела изгонять злых духов и призывать добрых, обеспечивающих процветание ремесел, хороший урожай, успех в войне и т. д.
Злой колдун — калку — был олицетворением человека с отрицательным воздействием на события, он накликал беду на сообщество. Калку ненавидели, боялись и преследовали. Однако обращались иногда и к ним с целью навлечь несчастье на врагов, разрушить их замыслы, наслать на них засуху, чуму или причинить зло их касику.
Обучение калку также начиналось с детства. Основанием для такого выбора обычно служила злобность характера. Как правило, кандидатами в калку были дети с врожденными физическими или умственными дефектами. Считалось, что ребенок с отклонениями от нормы самой природой предназначен для ведовства. У этих несчастных не было возможности выжить иначе, как занявшись этим ремеслом. Индейцы были очень трудолюбивы и не понимали людей, не способных что-либо делать. Неполноценный ребенок отстранялся от физических занятий и вынужден был делать то, что не требовало затрат мускульной энергии.
Обучение калку проходило в странной, загадочной для окружающих обстановке. Когда калку выходили из своих убежищ, их появление вызывало беспокойство и страх. Обучали калку различать ядовитые растения и приготов- лить из них яды, танцевать, совершать заклинания, издавать гортанные крики, чревовещать и многому другому, что могло произвести впечатление на окружающих. Обучение длилось несколько лет. Калку боялись. Если с кем-либо случалось несчастье, то в этом обычно винили колдуна. Его отыскивали и нередко убивали. Умерших калку нельзя было хоронить на кладбище. Тело бросали в глубокий овраг на растерзание хищникам. К этому месту потом боялись приближаться.