Вступление
Юкатан как историко-культурная область отличается от Юкатана в географическом и административном значении. Историко-культурный Юкатан не включает некоторые южные районы географического полуострова Юкатан, в частности, бассейны Рио-Ондо, Рио-Бек и Бассейн Эль-Мирадор, с другой стороны, помимо территории современного мексиканского штата Юкатан, он охватывает также большую часть штатов Кампече и Кинтана-Роо, всего около 100 тыс. квадратных километров.
По своим природным условиям Юкатан менее разнообразен, чем области майя так называемого Южного Пояса (Петен, Чьяпас, Белиз и долина реки Мотагуа). По преимуществу это плоская равнина, покрытая на юге тропическими лесами, которые к северу переходят в лиственные субтропики, а на крайнем северо-западе – в саванну. Невысокая, до 100 метров, возвышенность Пуук расположена на западе полуострова. Из-за пористого характера местных пород на полуострове отстутствуют надземные водоёмы, реки имеются только на крайнем юго-западе и юго-востоке. В остальных частях источниками воды являются атмосферные осадки и подземные водоёмы, доступ к которым открывается через карстовые провалы.
На Юкатане можно выделить несколько историко-культурных районов. Одним из них являлся юго-восток с его лагунами и болотами. Достаточно однородную общность представлял собой северо-восток и центр полуострова. Самостоятельно развивался степной и лесостепной северо-запад. Значительным своеобразием отличалась холмистая местность Пуук. Отдельные районы представляли собой находящиеся к северо-западу и юго-западу от неё территории, а также занимавшая юго-восток современного штата Кампече область Ченес.
Лес в районе Кобá, полуостров Юкатан. Фото К. Дельгадо
Природные особенности Юкатана делали невозможным использование наиболее производительных сельскохозяйственных технологий так называемого «гидравлического» земледелия. Основной системой ведения сельского хозяйства являлось подсечно-огневое земледелие, дававшее урожай вчетверо меньший, чем распространённые у классических майя Петена и Чьяпаса «приподнятые поля»[1]. Кроме того, Юкатан беден минеральными ресурсами (кроме соли). В силу этого для обеспечения жизнедеятельности одного городского поселения нужна была гораздо большая площадь сельскохозяйственных угодий. Соответственно число городов на Юкатане по сравнению с южными областями было меньшим, а их размеры более скромными. История городов-государств Северного Юкатана, насколько мы сегодня можем судить, началась позже, чем майяских политий Петена, Чьяпаса и западного Гондураса. В течение Классического периода они не достигали такого размаха, политического влияния и высот искусства как центры Южного пояса. Юкатанская культурная традиция, особенно на раннем этапе, была в значительной степени вторичной по отношению к южным соседям.
Выжигание леса под посев на Юкатане. Фото Дж. Гюйо
Тем не менее, экономическая база общества юкатанских майя оказалась достаточно прочной и надежной, чтобы не только создать предпосылки для развития городской культуры, но и преодолеть катастрофический «великий коллапс» IX – Х веков, который города юга не пережили. Именно индейцы Юкатана в течение следующего полутысячелетия оказались хранителями и продолжателями наследия цивилизации майя вплоть до трагического для неё столкновения с европейцами.
Население северного Юкатана отличалось от жителей Петена и Чьяпаса в этническом отношении. Язык, на котором оно говорило, относился к другой группе языков майя. При этом иероглифические надписи на Юкатане составлялись не на разговорном юкатекском языке, а на чужом для местных жителей, хотя и родственном, «классическом чольти». Элементы юкатекского начинают проникать в надписи только со второй половины VIII века, хотя так полностью и не вытесняют из текстов лексику и грамматические черты древнего письменного языка. Впрочем, признаки культурной самобытности наблюдаются на Юкатане с позднего Классического периода; одной из наиболее заметных является оригинальная система датировки, так называемые «юкатанские даты».
С точки зрения исторического исследования Северный Юкатан позволяет использовать более широкий круг источников, чем классические города Юга: помимо данных археологии и иероглифических текстов, события юкатанской истории отражены в записанных латиницей индейских текстах колониального периода и основанных на индейской традиции свидетельствах испанских авторов. Попыткой краткого синтеза их сообщений является предлагаемый ниже очерк.
[1] На Юкатане в районе Чичеен-Ицы средний урожай кукурузы составлял около 1 тонны с обрабатываемого гектара (Гуляев В.И. Города-государства майя. М., 1979. С.51). В то же время, урожай с «приподнятых полей» мог достигать 4 – 5 тонн с гектара (см.: Denevan, William M. Hydraulic agriculture in American Tropics: Forms, Measures, a Recent Research // Maya Subsistence: Studies in memory of Dennis E. Puleston. New York, 1982. Pp. 190-191; Turner, Billie Lee. Agricultura y desarrollo del estado en las tierras bajas Mayas. Estudios de Cultura Maya 13. México, 1981. Pp. 285-306). Однако даже при такой урожайности 1 квадратный километр общей площади сельскохозяйственных угодий на Юкатане мог прокормить 66 человек.