Женщины мапуче
На раннем этапе становления человеческого общества женщина играла основополагающую роль. Ее активное присутствие в реуэ было синонимом экономического благополучия. Индейцы во время набегов стремились в первую очередь брать в плен именно женщин, иногда набеги устраивались исключительно с целью захвата женщин. Их заметная потеря вела к упадку производительной способности общества. Поэтому женщина была также и предметом обмена, а отношение к ней зависело от ее физических данных, на что обращалось особое внимание при заключении браков, ибо отсутствие таковых сказывалось в значительной степени на производительности труда всей общины.
Не имея возможности далеко и надолго отлучаться от семейного очага, обремененная многочисленными домашними обязанностями — смотреть за детьми, готовить пищу, следить за порядком в доме, — женщина была тем центром, вокруг которого группировались все домочадцы.
Круг женских дел был обширен и многообразен: она занималась земледелием, стирала, готовила, изготавливала посуду, заготавливала дрова и воду, собирала дикие плоды, выделывала ткани, воспитывала детей. Такое положение женщины в обществе определяло и генеалогию происхождения по материнской линии: дети принадлежали не к роду отца, а к роду матери.
Как уже было объяснено, считалось, что отец не имеет никакого физиологического отношения к рождению ребенка: он появляется на свет по воле одного из предков матери. Уход же за ребенком со стороны отца — это лишь проявление дружеского расположения, но вовсе не обязательное. Все заботы по уходу и воспитанию ложились на мать — ребенок был ее плотью.
Женщина полностью и беспрекословно подчинялась мужу. Даже жизнь ее зависела от него; заподозрив жену в неверности, муж мог убить ее безнаказанно. Но женщина не пыталась ни протестовать, ни тем более восставать против такого положения: она понимала свою роль в обществе именно такой — способствующей его существованию; ее поведение должно полностью соответствовать интересам группы.
Символом женщины была луна, ибо фазы луны соответствуют регулам крови, что сказывается на половой активности и способности к деторождению, отражается на плодовитости.
Мистический оттенок носило занятие женщины земледелием — она олицетворяла собой плодородие и изобилие. Сельскохозяйственная деятельность не была навязанной женщине извне. Просто считалось, что тот, кто обрабатывает землю, должен передать ей свою способность плодоносить. А такой способностью обладают только женщины. Земля же, обработанная мужчиной, может подвергнуться напастям, в конце концов она не принесет урожая, и голод постигнет племя. Дабы избежать этих несчастий, не мужчины, а женщины должны взять на себя эту работу. Мужское дело — тяжелая работа по выкорчевке леса, но они ни в коем случае не должны обрабатывать поле, а тем более сеять.
Способность женщины беременеть также для мапуче что-то мистическое, ибо, как мы уже говорили, существовало поверье, что в этом отражается воля одного из предков, избравшего женщину для ее исполнения.
Мужчина — охотник н воин — постоянно отсутствует, часто покидает дом для участия в коллективных работах, которые всегда заканчиваются развлечениями, идет на другие празднества. Поэтому управление домом было обязанностью женщины. Физическая выносливость женщины мапуче поразительна: ее стойкость поддерживала равновесие и здоровый дух в семье. Ее отвага не уступала отваге мужчины.
Женщина никогда не принадлежала сама себе, не располагала собой. В брак она вступала по воле отца или в качестве возмещения за ущерб, или же ее отдавали замуж с целью поддержать целостность реуэ. И она всегда была покорна. Но женская сущность все-таки находила выход в кокетстве, стремлении всегда выглядеть хорошо, быть привлекательной. Она тщательно ухаживала за своими черными как смоль волосами. Причесывалась много раз на дню, тщательно заплетая длинные косы, спускавшиеся ниже колен. Обрезать волосы для женщины было бесчестьем. А если все же надо было привести их в порядок, укоротить, она разделяла волосы на прядки и опаляла> концы горящей палочкой. Расческа, «рена», делалась из твердых побегов растений в виде щеточки. Волосы мыли специальным раствором, настоенным на различных травах и дробленой древесной коре.
Женщины красили лицо красками, предпочитая для одних торжеств красную краску, для других — голубую. Изготовляли кремы из цветной земли или красящих растений, смешивая их с жиром лам или птиц. Эти краски использовали и мужчины, отправляясь на войну, дабы устрашить врага. Ежедневно мылись в заводях или реках и летом и зимой. Купание было делом естественным, а потому женщины и мужчины купались раздетыми, не испытывая при этом стыдливости.
По понятиям мапуче женская красота выражается прежде всего в фигуре. Женщина не должна была быть слишком высокой: высокий рост — достоинство мужчины. Но и не слишком маленькой, чтобы не быть похожей на ребенка. Не толстой, ибо полнота — это признак лени, но и не слишком худой — худоба свидетельствует о плохом здоровье.
По отношению к детям с особым тщанием женщина осуществляла начальное воспитание, окружая их лаской и нежностью, заботясь о них в первые годы жизни неустанно. Куда бы она ни шла, она несла дитя в люльке, «купельуэ», привязанной к спине через плечо так, чтобы можно было свободно поворачивать голову. Когда мать работала в поле, она ставила люльку на землю, подпирала ее шестами с двух сторон.
Ребенка кормили без какого бы то ни было режима — пока он не высасывал все молоко. Детской диеты, ясно, не было.
Женщины были хорошими рассказчицами, и дети подолгу и с интересом слушали их. В минуты отдыха женщины играли с детьми, учили их что-нибудь мастерить в зависимости от их возраста и способностей, внушая им в то же время почтение к предкам и перешедшей от них культуре. Забота о престарелых и больных также была обязанностью женщины.
Мужья-мапуче были чистоплотными, и женщины должны были следить за тем, чтобы одежда их была опрятной и даже изящной. Стирали на берегу реки или озера в корыте с горячей водой. Вместо мыла употребляли кору и рубленые ветки некоторых деревьев, а также золу чертополоха. Если пятна не сходили при ручной стирке^ белье терли остовом кукурузного початка.
Женщина-мапуче жила под властью мужчины, отца или мужа, а потому заботилась о его благополучии больше, чем о своем собственном. Свой трудовой день она начинала с восходом солнца и заканчивала поздно ночью: домашние дела, работа занимали все ее время настолько, что порой она подолгу не могла навестить ни своих соседок, ни замужних дочерей. Общественная деятельность женщины и ее социальные связи поэтому были весьма скудны и ограничивались в основном общением с теми, кто непосредственно окружал ее.
Во время войны женщины носили еду воинам, ухаживали за ранеными. В тяжелые периоды войны участвовали в битвах наравне с мужчинами.
Можно без преувеличения сказать, что война за свободу Арауко потерпела бы поражение при первом же столкновении с испанцами, если бы в ней не участвовали женщины. Женщина никогда не отступала, вселяла мужество в «конас», готовность к самопожертвованию, особенно когда речь шла о защите родной земли. История? мапуче знает много примеров героизма женщины.
До наших дней живет в памяти народа образ отважной Ханекео. В одном из боев пал ее муж, и она встала» на его место, взяв на себя командование отрядами мапуче. После нескольких успешных атак мапуче удалось захватить город-крепость. Эта арауканская Жанна д’Арк? возглавила впоследствии одно из самых больших и победных индейских восстаний.
Если бы кто-то пожелал воздвигнуть памятник самоотречению во имя своего народа, за образец он мог бы взять женщину-мапуче тех времен — послушную, но способную пожертвовать собой, сознающую свою социальную ответственность за сохранение и поддержание традиций т культуры своих предков.
Четыре века упорной освободительной борьбы не уничтожили ни духа непокорности, ни чувства собственного достоинства индейцев именно потому, что благодаря женщине сохранился и собственный язык — сила, определяющая культуру и служащая препятствием ее разрушению.
Однако не следует думать — мы это подчеркивали, — что женщина не обладала индивидуальностью и была забитым существом и игрушкой в руках мужчины, покорно подчиняющейся и теряющейся в несчастьях, неспособной дать отпор. Женщина-мапуче решительна, а в случае необходимости может проявить волю. Она ответит на несправедливое наказание, если считает себя невиновной. Если ей нанесено оскорбление, то она не остановится в выборе средств, чтобы отомстить за обиду, она умеет защищаться. Если с ней плохо обращаются или на нее нападают, она превосходно может отразить атаку.
Во время опасности она действует решительно. Ее излюбленное оружие — горящая головешка, которая всегда наготове, в очаге. Другое грозное оружие женщины — кипящая вода, которой она поливает всякого, кто пытается приблизиться к ней с недобрыми намерениями. И головешку, и кипящую воду она с не меньшим успехом использует и в супружеских спорах, если считает свою правоту доказанной. Решимость индейской женщины способна сдерживать агрессивность любого мужчины: пытаясь заигрывать с ней, он рискует в один прекрасный момент остаться уродом. Кто однажды столкнулся с разгневанной женщиной-мапуче с головешкой в руке, второй раз этого уже не захочет. Женщина ловко и метко бросает камни, а если требуют обстоятельства, то прибегает и к чисто мужским видам оружия.
Иными словами, подчиненное положение женщины-мапуче вовсе не означало ее порабощения.