Жилища. От равнин до высокогорных плато
Головокружительные известняковые каньоны Меса-Вердэ находятся в штате Колорадо. Индейцы пуэбло возводят свои дома из глины и камня на краю прочных каменных утесов.
Всякий народ строит свои жилища, сообразуясь с условиями района обитания, а также с избранным образом жизни, разумеется, используя местные строительные материалы. Удивительно велико разнообразие жилищ, усеявших континент, простирающийся от Аляски и Баффиновой Земли, страны ледяного припая, до холодных районов Огненной Земли и мыса Горн, царства дождей, ветров и бурь!
На Севере мы встречаем то приземистые дома, сложенные из бревен, чтобы не замерзнуть и не погибнуть под снегопадом, то конические палатки охотников-кочевников, сооружающих свои обиталища, набрасывая несколько бизоньих шкур на составленные пирамидон жерди. В краях с более сухим климатом дома возводятся из кирпича, высушенного на солнце, или из песчаника — в зависимости от состава почвы.
В центре двойного американского континента путешественник оказывается в труднопроходимых тропических пущах с характерным для них тяжелым влажным и жарким климатом. Свои хижины майя ставят на рукотворные земляные возвышения, защищающие их от болотной сырости и лихорадки. В силу частых землетрясений эти легкие постройки состоят из тростниковых стен, сквозь которые беспрепятственно проникает воздух, принося прохладу. Напротив, дворцы инков опираются на мощные фундаменты, сложенные из громадных камней. Если первые жилища можно быстро отстроить заново, то вторые призваны выстоять при любых сейсмических катаклизмах. На «альтиплано», высокогорных плато Боливии и Перу, лежащих на высоте трех-четырех километров, дома зарывают в землю, во-первых, чтобы их не сдуло ветром и, во-вторых, чтобы сохранить тепло. Рыбаки с озера Титикака ставят свои жилища вдоль берегов или же на плавучие тростниковые острова.
Эти приземистые дома из бревен и толстых досок занимают заросшую высокими елями долину Дуглас, что в Британской Колумбии. Иx двухскатные крыши имеют небольшой наклон по причине дождей и снега. Тотемные столбы могут достигать двадцатиметровой высоты.
На весьма юном американском материке можно встретить столько разновидностей человеческого жилья, сколько Старый свет не создал за миллион лет своего существования. Причина этого в том, что доколумбовский человек, приспосабливаясь к крайнему разнообразию климата, рельефа, способов хозяйствования и существования, предлагавшимися данным континентом, сумел проявить замечательную изобретательность, которую, увы, конкистадоры удушили и навсегда уничтожили.
На южных плоскогорьях Патагонии подобные шалаши из веток служат жилищем для целых семей алакалуфов. Эти индейцы ходят нагишом, натершись китовым жиром. Появившийся после прихода Колумба обычай носить одежду и, намокшую, сушить ее прямо на теле стал причиной распространения туберкулеза, существенно сократившего численность патагонцев.
Находящийся в Теотиуакане «город богов» в плане представляет собой скопление квадратов. У подножия пирамиды Солнца стоит весьма характерное здание: его квадратные комнаты смотрят во «внутренний двор-рынок», а по лестницам можно добраться до верхнего этажа и террас.
Эскимосы продовольствуются охотой и рыбной ловлей на Баффиновой Земле. Они строят полукруглые «иглу», используя для этого вырезанные ножом из смерзшегося снега большие кирпичи, законопачивая пазы между ними свежим снегом.
В юкатанском лесу с его полянами, засеянными кукурузой, майя сооружают свои дома из вертикально поставленного тростника, легко пропускающего воздух. Плотно сплетенные пальмовые листья успешно предохраняют от сильных и частых дождей. Вся мебель состоит из нескольких висящих гамаков.