Кукурузная кухня
Срезав обсидиановым серпом кукурузу посредине и отделив початки, индейцы бросают их в корзины, а затем раскладывают на решетках-плетенках для просушки. Сбор маиса, первого съедобного растения, возведенного в сан божества, неизменно превращается в великое торжество.
Первые кукурузные початки, маленькие и многочисленные, были найдены в окрестностях Теуакана, севернее Пуэблы. Благодаря искусственному орошению, они увеличились в размерах и стали боле устойчивыми к внешнему воздействию. Со временем маис распространился по всему тихоокеанскому побережью: на севере — до Нижней Калифорнии и на юге — по всему андскому региону, вплоть до Патагонии. Таковы были направления первых переселений, на которых зародились великие городские цивилизации.
Вот совершеннейшее кулинарное оборудование! Мельница и зернодробилка, вытесанные из вулканического базальта горы Попокатепетль. На прямоугольном камне мельчили зерно, а па круглой «метате» растирали красный и зеленый стручковый перец.
Кукуруза, зерновая культура, характерная для американского континента, употребляется в самых различных видах. Ее можно грызть сырой, но, поджаренная, она становится изысканным лакомством. Зерна, выдержанные в смеси воды с известью и затем размолотые на «метате», используются для приготовления теста, которое месят вручную. Кукурузные лепешки и поныне являются основной пищей индейцев от Рио-Гранде, что на границе Соединенных Штатов, вплоть до Крайнего Юга. В них заворачивают кусочки мяса или фасолевое пюре, а также растертый стручковый перец или кусочки рыбы.
С каким нетерпением ждут угощения дети! Их мать па раскаленных камнях печет из золотистого кукурузного теста вкусные хрустящие лепешки, составляющие основное питание индейцев доколумбовской эпохи. Несколько других камней разогреваются на костре напротив.
В пищу индейцы употребляют и многие другие плоды: папайю, манго, гуайяву, цитрусовые, бананы, орех коко, шишки кактуса-олунции — все это в зависимости от территории проживания и климата. Агава «магуэй», произрастающая на сухих почвах, развивается медленно и начинает цвести лишь к десяти годам, чуть ли не накануне своей естественной смерти. Ее цветоножка достигает длины нескольких метров, что придает мексиканскому пейзажу характерный вид.
«Магуэй» — настоящий дар для индейцев. В основании этой агавы имеется несколько литров сладковатой влаги, очень ими ценимой. Через полую тростинку они перекачивают ее в калебасы, а затем переливают в кожаные мешки или большие кувшины, где оставляют бродить, чтобы получить «пульке».
Будучи растением универсальным, «магуэй» имеет самое разнообразное применение. В его основании скапливается жидкость, которой индейцы, оказавшись в пустыне, утоляют жажду. При разумной эксплуатации этой агавы можно получить до пятисот литров сока, сбродив который, получают «пульке», крепкий алкогольный напиток, употреблять который у ацтеков позволялось только по достижении семидесятилетнего возраста...
Крутые горы Теуантепекского перешейка покрывает непроходимый душный лес. Его кокосовые заросли доходят до берегов Мексиканского залива. Длинные пальмовые листья, трепещущие при малейшем ветерке, служат своеобразным продуваемым перекрытием для легких шалашей, в которых туземцы спасаются от палящего солнца. Какое удовольствие выпить прохладного кокосового молока прямо из ореха, а затем отведать его белой душистой мякоти, в то время как находящееся в двух шагах море обдает тебя солеными брызгами!
Прихожая этого митлского дома украшена цветным фризом, где преобладает геометрический орнамент, похожий на так называемый «греческий фриз» Миштекская девушка растирает «фрисоль», или фасоль. Для придачи вкуса этому пресному пюре она добавит стручкового перца.