Горшечницы из Тлатилько
Берега мелководного озера Тескоко влекли к себе людей всегда. Местные древнейшие поселения датируются 24 ооо годом до н. э. Это были охотничьи стойбища, расположенные на площадках, освобожденных от береговой гальки. Звероловы использовали инструменты из андезита, вулканической породы, трудно поддающейся обработке. Между 1500 годом и юоо до н. э. на берегах озера селились земледельцы. В Тикомане, Сакатенко и Тлатилько они строили тростниковые хижины, а также занимались обработкой обсидиана, что делать было легко. В Тлатилько имелись вода, тонкие глины и — на протяжении нескольких веков — дрова для печей.
1000 год до н. э. В деревне Тлатилько уже работали многочисленные керамические мастерские. Продукция была богата и разнообразна, кухонные сосуды, а также предназначенные для погребений глиняные фигурки, изображающие людей такими, какими они были в жизни.
Уже в начале нашей эры андская керамика отличалась разнообразием форм и декора. Стили чави, мочика, наска или чиму позволяют датировать изделия с большой точностью. Разнообразны и типы изделий. Тут и глиняные кувшины или емкости хозяйственного назначения, тут и сосуды в виде масок (1) или человеческих голов (2), из которых многие настоящие портреты. Различны их ручки (3), а также ножки (треногие сосуды, 4) Удивительно также богатство полихромного декора наскских сосудов (4) Сосуд с ручкой в виде «стремени» является вполне реалистическим портретом человека эпохи мочика.
На «альтиплано», близ инкской столицы Куско, на протяжении веков индейцы делают свои кир- пичи-«абоды», набивая глиной узкие дощатые ящички. Этот сырец высушивается па солнце и затем используется для строительства домов.
Возникла настоящая столица керамического производства. Громадные сосуды для воды, «пульке», емкости для хранения в земле стручкового перца и кукурузы, сосуды поменьше для острых соусов и еще меньше для самых странных, на наш вкус, духов — все это делалось вручную. Кроме сосудов изготовлялись изящные статуэтки, чаще всего изображающие обнаженных женщин. Их находят в захоронениях, рядом с мертвыми, под домами или на обширных кладбищах, насчитывающих до трехсот могил. Хозяйственный мусор, сломанные или недоделанные фигурки с течением времени скопились в так называемом «культурном слое» толщиной до восьми метров.
Аргентинская пампа. Индеец наносит воск пчел (без жал!) на громадный сосуд, «сотканный» из растительного волокна. Воск сделает его таким же водонепроницаемым, как любой глиняный горшок. Коллега украшает сосуд, аккуратно наклеивая на воск шнурок за шнурком.
В начале нашей эры ремесленники внесли изменение в свой ассортимент: чаще стали появляться среди их продукции изображения мужчин, а также житейские сцены с участием супругов, матерей и детей... Лепили они и большие головы без туловищ, танцовщиц, акробатов, чудовищ, двухглавых существ, увечных и хворых, людей с легко угадываемыми болезнями. Огромные толстощекие лица возвестили скорое появление монументальных каменных голов ольмеков, относящихся к основополагающей цивилизации Америки.
Перуанская горшечница заканчивает статуэтку в стиле мочика, изображающую воина. Декор полихромный, геометрический, его спирали и меандры, хотя и напоминают «греческий фриз», ничего общего с критским или эллинским искусством не имеют. Чистое совпадение!
Штат Нью-Мексико. Одна из деревень, находящихся севернее Рио-Гранде и состоящая из домов, сооруженных из необожженного кирпича и камня на краю обрыва. Индеец пуэбло плетет большую расширяющуюся кверху корзину. Он принадлежит к так называемой «цивилизации корзинщиков» (basket makers) В 1000 году этот народ занялся гончарным производством.