Огнем, топором и мотыгой...
Ресурсы амазонского душного, влажного и жаркого леса ограничены. Здесь фауна бедна и мало людей. Мы видим, как группа индейцев с большим трудом расчищает огнем поляну, чтобы затем с помощью каменного топора разрыхлить почву и посадить рассаду сладкого батата или маниоки.
Коллективное существование доколумбовских индейцев основывалось на собирательстве и звероловстве. Как во всех первобытных обществах, оно зиждилось на бережном отношении к природе, изменять состояние которой запрещалось. Производители продуктов питания (на американском континенте, почти не знавшем животноводства, ими в основном являлись крестьяне) должны были все «добывать из земли»!
XIV век (в Европе идет Стоолетняя война) Первые ацтеки обустраивают берега озера Тескоко. Они роют канавы, вынимают землю,устанавливают фашинные плотины, закладывают основания молов...
Чтобы выращивать фасоль, калебасы, кукурузу и сладкий батат, земли надо было подготавливать. Огнем, топором и мотыгой среди пущ расчищались поляны. Борясь с крутизной склонов Андских гор, на них создавались террасы, то есть горизонтальные площадки, пригодные для сельскохозяйственного использования. Подготовка почв в Америке с ее весьма разнообразным рельефом велась по-разному, в зависимости от местных климатических условий.
Инкские крестьяне оборудуют крутые склоны Мачу-Пикчу, что напротив Уайна-Пикчу, на высоте 2300 м. Они расчищают узкие площадки и укрепляют их каменными стенами. Так создаются террасы-«анденны»
Дренаж, выводящий лишнюю воду из почвы, здесь был совершенно необходим. Потому-то и роют индейцы каналы в лагунах находящегося в центре мексиканского высокогорного плато озера Тескоко, на чьих берегах вот уже две тысячи лет живет огромное количество людей. Сооружались каналы и в Петенских лесах (в стране майя), превращаемых в обширные болота частыми ливнями. Эти сооружения требовали постоянного за собой ухода, и как только майя перестали это делать, их цивилизация рухнула.
Там, наоборот, недостающую для угодий воду приходится доставлять. Теуаканские оросительные каналы существенно способствовали развитию и расширению кукурузоводства. В Андах, в окрестностях Куско и Писака, во многочисленных инкских поселениях, благодетельная влага течет то по акведукам через овраги, то по туннелям сквозь горы.
Маис по-прежнему является главным средством существования этой деревни, затерявшейся па просторах андского «альтиплапо» Построенные из «абодов» дома с плоскими кровлями лепятся к склонам гор. Мы видим просторный ток, а на нем индианок, граблями переворачивающих насыпанные для просушки кукурузные початки.
Главным для земледельцев божеством являлся Тлалок, бог столь желанных дождей. В колумбийских Андах, в стране «Трех рек», выше Сан-Аугустино, посреди реки возвышается аккуратно обтесанный пятидесятиметровый квадратный камень. Население всего этого района поклоняется рекам, текущим одни в Тихий океан, другие в Атлантику.
Фашинная плотина укреплена камнями и зафиксирована кольями, ее линия выправлена. Теперь она представляет собой длинный мол, соединивший берега озера Тескоко с находящимся посреди него островком, тем, что виднеется па горизонте. Мы приближаемся к Теночтитлану, столице- «амфибии» ацтеков. Небольшая квадратная тростниковая хижина — не что иное, как «общественное заведение», необходимое для поддержания чистоты в городе, где уборные практически отсутствуют.