Знамение и разгром
Пылают, обращаются в пепел его сердце и его тело.
«И появилось [на небе] будто бы большое пламя, а под вечер пошел дождь и пал туман, и, когда темнота сгустилась, вновь показался огонь. Казалось, что он спускается с неба и кружит подобно вихрю.
Появилось пламя, похожее на цветок, и сколь быстро оно росло, столь же быстро стало и уменьшаться, пока не превратилось в искру; потом, подгоняемая ветром, эта искра взлетала, потрескивала и сверкала.
Покружив над дамбой, она долетела до Койонаско, а затем направилась в центр озера и там потухла.
Никто даже не вскрикнул, не заговорил в полный голос.
Наши враги по-прежнему оставались в своем стане... а капитан с крыши... из-под разноцветного навеса глядел на город...
А Куаутемокцин и остальные касики... все предводители собрались в Тольмайекане и размышляли, что же делать, что мы можем предложить в качестве дани и на каких условиях можем покориться врагу.
Потом посадили Куаутемокцина в лодку. Только два человека сопровождали его: касик Тепоцитолько и Ястачималь, слуга Куаутемокцина; на веслах сидел индеец по имени Сеньяотль.
И когда повезли Куаутемокцина, весь народ заплакал. Люди говорили: «Он идет сдаваться богам, испанцам».
И когда высадили его, испанцы были весьма поражены; они взяли его за руки и повели к дому капитана, и, пока Куаутемокцин стоял перед домом капитана, тот смотрел на него и восхищался его волосами.
Потом они усадили его рядом с собой и произвели залп из пушек...
Потом вновь началось побоище, и было много убитых. А после наступило время исхода: война была проиграна. Посреди шума и криков слышалось: «Хватит, пора уходить, пошли!»
Услышав это, народ пришел в движение: люди направились к озеру и к большой дороге, где еще многие были убиты. Испанцы разгневались на то, что некоторые индейцы все еще не расстались со своими мечами и щитами.
Те, кто жил в городских домах, ушли... И все, кто жил в лодках, ушли по воде; некоторым вода доставала до груди, другим до шеи, некоторые утонули на глубоких местах. Маленьких детей сажали на плечи...
Повсюду на улицах испанцы грабили людей, искали золото, а драгоценные зеленые каменья, перья кецаля и бирюза для них ничего не значили. Женщины уносили золото [тайком] на животе, под юбкой, а мы, мужчины,— в маштли96 и во рту.
Испанцы хватали, отбирали себе красивых женщин, тех, у кого была светлая, золотистая кожа. И некоторые женщины, узнав об этом, обмазывались глиной, прикрывали бедра и грудь лохмотьями. Но христиане повсюду искали женщин. Они задирали им юбки, ощупывали, осматривали уши, грудь, волосы.
Хватали и мужчин, крепких взрослых мужчин, и юношей, которые должны были стать их слугами. Некоторым тут же ставили клеймо на подбородке, или на щеке, или около губ.
Когда был опущен герб, поскольку мы были побеждены, шел год под знаком Трех Домов, а в ряду дней это был первый день Змеи...
«В тот день до самой полуночи шел дождь, сверкали молнии, гремел гром, и воды было гораздо больше, чем в прошлые разы. И с тех пор, как был пленен Гуатемус, мы, солдаты, словно оглохли, как будто раньше какой-то человек бил во все колокола и вдруг замолчал... А говорю я это потому, что все девяносто три дня, что мы находились у стен этого города, ни днем ни ночью не умолкали крики и команды мексиканских капитанов, готовивших отряды, которые должны были сражаться на улицах; другие отдавали распоряжения гребцам лодок, которые должны были сражаться с бригантинами, тем, кто делал частокол и углублял каналы, тем, кто готовил копья и стрелы, женщинам, собиравшим круглые камни для метания из пращи... И все это время не переставали звучать в языческих храмах и башнях с идолами барабаны, свирели и пронзительные атабали...»97
В грустном повествовании анонимного автора из Тлателолько также говорится о дожде, который не прекращался всю ночь:
«Вот каким образом умирали мексиканцы, жители Тлателолько. Они покинули город. Все мы находились в Амашоке. И у нас уже не было щитов, не было палиц, и не было у нас никакой пищи... И всю ночь лил на нас сверху дождь».
Люди постепенно возвращались в Тлателолько. Победители поселились в Койоакане. «Там повесили Макуильшочитля, правителя Уицилопочко. А потом и Пицоцина, правителя Кульюакана... А Тлакатекатля из Куаутитлана и управителя Черного Дома затравили собаками. Также и нескольких человек из Сочимилько разорвали собаки. И трех мудрецов из Эхекатля, тоже тескоканцев по происхождению. Хотя они сами пришли сдаваться. Никто их не приводил. Они пришли лишь со своими рукописями...»98
После захвата города и пленения его защитников испанцы разрушили оставшиеся здания и заровняли всю территорию, решив таким образом проблему захоронения многочисленных трупов. После этого началось строительство нового города. Конкистадор и его свита переехали в Койоакан. Туда же перевезли и пленников: Куаутемока и его соратников Коанакоча и Тетлепанкецаля. И начались их страдания, переносимые с достоинством, в полном молчании. Юная жена Куаутемока, дочь Монтесумы, Текуичпо — это имя в переводе означает «клочок хлопка» — разделила судьбу многих пленниц: Кортес изнасиловал ее, отдал своим солдатам, затем вновь забрал к себе99.
Испанцы нетерпеливо искали сокровища, потерянные ими во время бегства из Теночтитлана ночью, которая вошла в историю под названием Ночи печали. Касиков спрашивали об их местонахождении и, не добившись вразумительного ответа, прибегли к пыткам. Куаутемоку сожгли ноги, и он стал инвалидом. Касики не говорили ни слова. Они с поразительным мужеством переносили мучения и молчали.
Солдаты требовали золота. Среди них распространились слухи о том, что сокровищами завладел Кортес и раздает их тем, чье расположение хочет завоевать. Тогда Кортес решил послать часть своих людей на завоевание новых земель. Кристобаля де Олида он отправил в Ибуэрас, где надеялся отыскать заветный проход к другому морю. Однако Олид предварительно заехал на Кубу и заключил союз против Кортеса с его заклятым врагом Диего Веласкесом. Узнав об этом, Кортес решил немедленно покарать Олида. Он взял с собой большой отряд вооруженных испанцев и индейцев-слуг, которые несли на себе все необходимое для долгого похода. «Для большего спокойствия» Кортес взял с собой и покоренных касиков: Куаутемока, Коанакоча, Тетлепанкецаля, Циуакоуацина — словом, всех побежденных вождей. «Индейцы... пришли в уныние, видя, что Кортес уводит с собой их вождей и сеньоров в столь далекие земли... Они решили, что он уводит их, чтобы предательски убить, что и случилось на самом деле».
Испанцев сопровождал правитель Тескоко, их верный союзник, получивший при крещении имя Фернандо Кортес Истлильшочитль. Однако и этот верноподданный слуга завоевателей и предатель своего народа не смог смягчить жестокость победители: ему не удалось облегчить участь пленников, ни тем более избавить их от позорной смерти.
Конкистадоры выбрали дорогу на юго-восток, полагая, что легко доберутся до Ибуэраса. Переправились через реки Коцакоалько, Тонала... и неожиданно оказались в болотистой тропической зоне. Они сбились с пути, с трудом продирались сквозь чащу; жители окрестных селений разбегались при приближении отряда. Съестные припасы подошли к концу, начинался голод. Экспедиция превратилась в сущую пытку: голод, жажда, страх, болезни, невероятная усталость не покидали испанцев. И лишь пленные касики невозмутимо переносили все тяготы пути в окружении своих соплеменников. Прибыв в провинцию Акалан (теперешний штат Кампече), индейцы на привале танцевали арейто, вспоминали героическое прошлое. Кортесу донесли, что касики смеются и шутят так, словно их ничуть не заботит будущее. Ему стало не по себе. И он решил разом избавиться от пленников под тем предлогом, что они якобы затевают заговор с целью перебить всех испанцев. И вот Куаутемока, славного представителя героического народа, повесили на священном дереве — сейбе. Вместе с ним был повешен и Тетлепанкецаль. Шел 1525 год.
Историк добавляет: «...И мне поистине было очень жаль Гуатемуса и его двоюродного брата, ибо они проявили себя настоящими сеньорами... И была казнь, на которую их обрекли, очень несправедливой, и никому из нас, бывших там, это не понравилось»100. Этот протест, несмотря на сдержанность, более красноречив, нежели сухая фраза «...таким образом были повешены эти двое», содержащаяся в пятом «Письме» Кортеса императору, где он излагал причины, побудившие его к этому. В «Истинной истории» Берналя Диаса есть строки о том, что после этой казни Кортес надолго лишился сна.
Смерть подстерегала и остальных соратников великого героя. «Но не один он отправился на тот свет; все те знатные сеньоры и сановники, которых Кортес захватил с собой из мексиканской провинции, нашли свой конец в тех краях: одни умерли сами, другие погибли насильственной смертью, будучи повешенными, затравленными собаками или убитыми иным способом...»101