Жизнь и работа в древней Мексике
[стр. 135]
Когда сын правителя достигал 5 лет, его отправляли в храм, чтобы он там служил и получал наставления по вопросам, относящимся к служению богам. Жрецы воспитывали его
[стр. 136] с большим усердием, и он должен был быть первым во всём. Сына правителя, не выполнявшего с большим старанием службу в храме, жестоко наказывали. Он оставался на этой службе до своей женитьбы или пока не достигал возраста, когда уже можно отправиться на войну. Дочь правителя…
[стр. 138]
Другие важные люди [не правящая знать, предположительно] и рядовые жители также уделяли много внимания обучению и наставлению своих детей. Они оберегали их от пороков, заставляли их поклоняться идолам, которых считали за богов, и брали их с собой в храмы. Они также следили за тем, чтобы их дети занимались ремеслом, к которому проявляли склонность и способность. Однако, как правило сын наследовал занятие его отца. Отцы жестоко наказывали своих детей когда те озорничали. Когда сын сам отлучался от родительского дома, его возвращали назад два, три или более раз; но если он оставался неисправимым, то его родители отказывались от него как от грешника. Большинство таких мальчиков становились рабами.
[...]
Среди них было много молодых людей. В храмах обучались сыновья правителей и сыновья некоторых вождей. Других приводили в Тельпочкалли, которые содержались районами города. Каждый дом возглавлял старейшина, который собирал мальчиков и нёс ответственность за их обучение. Юноши приносили топливо в храмы, чинили их и
[стр. 139] делали тоже самое для дома, в котором они проживали. Также они возделывали поля, находящиеся вне территории храма, для обеспечения своего дома.
Их учителя следили за тем, чтобы они постились в определённое время, жестоко наказывали за все их проступки и удерживали их от праздного безделья. Были определённые часы, когда учителя делали замечания и упрекали молодых людей, и показывали им их ошибки. Мальчики, у которых были особые способности, шли на войну, а остальные шли вместе с ними, чтобы наблюдать за ними и учиться у них как вести сражение. Так они были хорошо воспитаны, что мальчик никогда бы не отказался от выполнения того, что ему поручено, а выполнил бы это незамедлительно.
Когда мальчик достигал возраста для брака, который наступал при достижении двадцати или чуть выше лет, он запрашивал разрешение у их старейшины. Того, кто женился без разрешения, считали неблагодарным и плохо воспитанным. Это позволение было дополнительным к тому, которое он получал от своих родителей. Свадьба без родительского разрешения была редким случаем, так как считалась постыдным поступком.
Если юноша был беден, то, когда он женился, его дом помогал ему продукцией со своего склада. Если он был сыном богатого человека, то, когда он покидал дом, его отец одаривал подарками дом и учителя, заботившегося о его сыне.
Во время пребывания мальчиков в таком доме, они иногда получали разрешение отлучиться на несколько дней для помощи своим отцам, если те были фермерами; и они приносили с собой назад в дом часть собранного ими урожая. Они получали спартанское воспитание, так как питались небольшим количеством чёрствого хлеба и спали под небольшим покрывалом, наполовину открытые ночному воздуху, в открытых как крыльцо помещениях и комнатах. Индейцы обычно говорили, что раз уж война идёт не прекращаясь, то просто необходимо молодых людей приучать к трудностям.
Если юноша не женился и по прошествии возраста для брака, то его исключали из дома, особенно в
[стр. 140] Тлашкале. Однако, практически никто не отказывался жениться, когда ему советовали поступить так.
Когда юноша покидал дом, в который его когда-то привели, старейшина произносил длинную речь, в которой наставлял юношей быть очень усердными в служении богам и помнить то, что они выучили там, много работать, чтобы обеспечивать свою жену и семью, не пренебрегать обучением своих детей и быть храбрым на войне. Если он исполнит все эти наставления, то боги будут ему помогать. Он должен уважать своих родителей, почитать пожилых и следовать их советам.
Когда юноша женился, его вписывали в реестр женатых людей, которые также имели главных в группе и своих вождей; так как все делились на группы для взимания дани и для других целей, с продуманной систематичностью и порядком.
Источник:
- Alonso de Zorita, Life and Labor in Ancient Mexico: The Brief and Summary Relation of the Lords of New Spain, trans. Benjamin Keen (New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1963)
- http://www.chronofus.net
Перевод - Sam (www.indiansworld.org)