Анхель
Все-таки летчики – не только отважные, но и необыкновенные люди. В те редкие моменты, когда они сознательно не делают великих географических открытий, они, по крайней мере, привлекают внимание к давно «открытым» местам нашей планеты. Местам удивительным, но совершенно незаслуженно забытым. Для этого им приходится идти на всякие рода ухищрения, дабы заставить человечество прозреть. Вот и американскому пилоту Джеймсу Анхелю (английский вариант фамилии, встречающийся в различных публикациях – Эйнджел) пришлось посадить свой самолет-моноплан на самую вершину горы, и не просто на вершину, а на Ауян-Тепуй, с которого буйным потоком низвергается вниз самый большой водопад в мире! А чтобы окончательно обратить внимание на это уникальное природное явление, открытое известным исследователем Эрнесто Санчесом Ла Крусом еще в начале двадцатого века, американский пилот еще и самостоятельно спустился в объятия цивилизации живым и невредимым, вместе с беременной супругой Мари и двумя спутниками. Всего за одиннадцать дней. То есть совершить настоящий подвиг, достойный восхищения и пера Экзюпери. Несчастному самолетику «Фламинго» повезло гораздо меньше – его оставил на вершине на долгих тридцать три года. В наши дни справедливость все же восторжествовала, и героический моноплан, эвакуированный с вершины горы вертолетом, занял заслуженное место на пьедестале прямо перед аэропортом города Сьюдад-Боливар. Джеймс не оставил общественности шансов – обывателям пришлось встрепенуться и назвать водопад гордым именем Анхель в честь героя-летчика, а заодно и вспомнить старую аксиому: «Удивительное – рядом». Справедливости ради стоит заметить, что находилось это «удивительное» не совсем рядом, а в глухом тропическом лесу. Чтобы окончательно не идеализировать американского пилота и события 1937 года, поясним, что мысли Джеймса были далеки от географических и прочих открытий. Он искал, по разным версиям, золото или алмазы. Второй вариант выглядит более правдоподобно, поскольку плато, на котором находится водопад, изобилует кварцем, смутившим множество искателей приключений и драгоценностей.
Так уникальный водопад, общая высота которого составляет почти один километр, получил свое второе открытие и второе имя. Первое, данное индейцами: «Водопад глубокого места». Любопытно, что название горы Ауян-Тепуй на языке аборигенов означает «Вершина дьявола», так что крылатый «ангел» сел на гору врага рода человеческого. Кто-нибудь еще верит в совпадения? Завершая лингвистические упражнения, спешим сообщить, что низвергает водопад Анхель с высоты примерно 979 метров воды реки Чурун – «Громовой реки». Полноценной рекламе самого большого в мире водопада мешал и тот факт, что местные племена, точно так же, как и большинство исследователей, избегали горы Ауян-Тепуй и не поднимались на ее плоскую вершину. Причина тому – легенда об обитающем в этих местах злом духе, крадущем души людей. По всей видимости, и зловещее индейское название горы родилось именно из этой легенды.
Находится водопад Анхель в Южной Америке, в стране Венесуэла, на территории национального парка Канайма. Честь и хвала венесуэльцам, сохранившим и сохраняющим этот уникальный «затерянный мир», несмотря на вполне понятные искушения. В 1994 году ЮНЕСКО внесло Национальный парк Канайма в список Всемирного наследия. Так что, будем надеяться, что угроза вырубки лесов и прочих «прелестей» цивилизации миновала. Но туристический бизнес, конечно же, диктует свои суровые законы. Полностью обезопасить национальный парк от экскурсий никогда не удастся. Можно сколько угодно рассыпаться в экологических лекциях, но факт остается фактом – туризм, это важнейшая статья доходов Венесуэлы. Ежегодно к водопаду направляются сотни экскурсий, но местность эта все еще считается труднодоступной из-за тропического леса, поэтому самые популярные и дешевые экскурсии – воздушные. Туры на водопад включают перелет из Каракаса или Сьюдад-Боливар в Канайму, поселок, являющийся «воротами национального парка». Дальше - по реке на «моторизированном» каноэ, с якобы не говорящим по-испански индейцем. Любителей пешеходных прогулок, безусловно, порадуют следующие два с половиной километра, которые им предстоит пройти на своих двоих по тропическому лесу. Правда, в сопровождении опытного проводника. К несчастью для парка, таких любителей экстрима с каждым годом становится все больше и больше. Сам городок Канайма стремительно превращается в настоящий туристический центр – к нему подвели грунтовую дорогу, построили маленький аэропорт для туристов. Магазины, отели, бары, клубы, дешевые сувениры и кварцевые «алмазы», которые искал американский пилот. «География» туристов, посещающих парк, тоже стремительно расширяется. Сейчас в тропическом лесу, окружающем знаменитый водопад, можно легко услышать не только английскую и испанскую, но и датскую, шведскую, китайскую речь.
Но не все так плохо. Джунгли национального парка все еще обладают уникальным и разнообразным животным и растительным миром. Обезьяны, ленивцы, ягуары и гигантские выдры пока не чувствуют себя гостями в своем собственном доме, а на склонах гор растут орхидеи удивительной красоты, вдохновлявшие индейцев племени варао (варрау) на столь же прекрасные легенды. Недалеко от самого водопада Анхель находится удивительно уютная и живописная лагуна, благодарно принимающая воды окружающих ее маленьких водопадов. Самый большой из них – Сальто-эль-Сапо, что по-испански значит Лягушка. По легенде, испанское название произошло от индейского, а лягушка у варао – символ жизни. И когда-то воды этого водопада имели точно такие же свойства, как и русская «живая вода». Но, видимо, это время безвозвратно прошло. Кстати, за ревущей стеной водопада Лягушка прячется от назойливых поклонников огромный грот-кинозвезда. Именно там снималось несколько эпизодов культового фильма «Последний из Могикан». Конкуренцию ему может составить и главный герой национального парка - сам водопад Анхель тоже «засветился на большом экране», в частности, в художественном фильме 2015 года «На гребне волны».
В декабре 2009 года экстравагантный Президент Венесуэлы Уго Чавес переименовал водопад Анхель в Керепакупаи-меру, вернув ему первоначальное местное название: «Водопад глубокого места». Такое решение Чавес объяснил тем, что водопад был частью национального богатства Венесуэлы и до того, как на него приземлился Джеймс Анхель. Следовательно, и водопад не должен носить его имя. Наверное, это правильно, но как, в таком случае, быть с самой Венесуэлой - «Венецией», да еще и маленькой? Выбора, видимо, нет - придется искать подходящее индейское название. На мой скромный взгляд, подобные вопросы надо решать очень тонко и осторожно, ориентируясь не только на политический курс действующего правительства. В конце концов, предавая забвению имена первооткрывателей и путешественников, мы, вольно или невольно, нивелируем значимость и самого открытия. Возвращение к истокам – прекрасный процесс но, наверное, не стоит при этом сбивать локтями статуи настоящих героев.
Пролетая над национальным парком Канайма, внимательно смотрите вниз. Вы увидите настоящие чудеса затерянного мира: горы, огромный водопад, романтические лагуны и густой тропический лес, прорезаемый зеленоватой жилкой реки. Быть может, вам повезет, и вы увидите идущих на водопой животных или, при достаточно развитом воображении, вам удастся заметить племя легендарных белокожих индейцев, о контактах с которыми варао сложили множество красивых преданий. Может быть, вы увидите что-то, что изменит вашу жизнь, ваш взгляд на этот мир навсегда? Но все же закройте на минуту глаза, отвлекитесь от восторгов спутников и шума двигателя. И вы услышите, обязательно услышите, Голос Древней Земли. Канайма поведает вам свои тайны, а водопад Анхель расскажет, что ему абсолютно безразлично, как называют его преследующие свои быстро проходящие интересы люди. Важно только то, что он есть, что эта уникальная земля существует. И, быть может, Голос попросит вас сделать все, чтобы она существовала всегда.
Автор - Олег Нагорнов