Древнее Перу [1941]
В 1492 году Христофором Колумбом была открыта Америка. Начался период так называемой конкисты – кровавого покорения народов и племен вновь открытого материка. Углубляясь в страну, конкистадоры столкнулись с двумя достигшими высокого развития очагами древнеамериканской культуры: государствами Мексико и Майя – в Срединной Америке и древним Перу – на западе Южной Америки. Прошло примерно 40 лет, и обе эти древние цивилизации были сметены с лица земли, оставив после себя лишь археологические памятники. Правда, Перу оказалось в более выгодном положении, благодаря тому что непосредственно вслед за покорением этой страны ряд испанских авторов занялся изучением ее истории и описание ее состояния во время конкисты.
Задача настоящего очерка – описать культуру древнего Перу на основании как археологического материала, так и сочинений испанских хронистов.
1
Древнее Перу было расположено в Южной Америке. Две идущие параллельно цепи Анд делили страну на три различных географических района: низменную береговую полосу вдоль Тихого океана, орошаемую незначительными реками и почти совершенно лишенную осадков, плоскогорье, также не имеющее больших рек, но зато орошаемое дождями, и, наконец, полосу тропического леса. Умеренный, ровный климат дал основание назвать Перу «Страной вечной осени». Природа страны в общем небогата. Лишь недра ее в различных местах изобилуют золотом, серебром и медью.
Произведенные на территории Перу археологические раскопки дали довольно большой материал по неолиту. Оставляя эти данные в стороне, обращаемся к истории Перу с того момента, когда здесь возникла, судя по археологическим показаниям, обработка металлов. С этой точки зрения, наиболее ранние памятники истории Перу датируются (хотя датировка эта не лишена спорности) IX веком до нашей эры. Так или иначе, археологические памятники, как добытые путем раскопок, так и наземные, свидетельствуют о том, что в течение ряда веков до нашей эры в прибрежной полосе современной республике Перу существовала развитая культура, в частности три центра городского типа: Трухилла, Наска, Тиахуанако. Создателями этой культуры были народности чиму, или юнка, и аймара, остатки которых сохранились и поныне.
Наиболее величественными и вместе с тем характерными памятниками этого периода Перу являются мегалитические сооружения, сохранившиеся до настоящего времени в различных местах страны, в частности грандиозные ступенчатые пирамиды, одна из которых достигает 40 метров высоты. Техника сооружения древнеперуанских мегалитов замечательна: вес отдельных каменных блоков доходит до 150 тонн; они сложены без всякого скрепляющего материала, но благодаря тщательной оттеске краев так плотно пригнаны, что между отдельными блоками невозможно просунуть даже лезвие ножа. По этим памятникам древнейший период истории Перу иногда именуют мегалитическим.
Фигурный глиняный сосуд. Древнее Перу.
Наряду с мегалитами древнейшая культура Перу характеризуется замечательной фигурной керамикой: сосудами, имеющими форму овощей, плодов, животных и людей (причем сосуды, изображающие людей, часто имели портретное сходство); далее – рельефными изображениями на камне и, наконец, изумительными текстильными изделиями. Изделия эти по своей прочности, тонкости выделки, оригинальности рисунка и яркости красок остаются непревзойденными. Найденные при археологических раскопках, эти древнеперуанские ткани сохраняют всю свою прочность и красочную яркость.
Историю мегалитического периода восстановить более полно сейчас невозможно.
Более или менее достоверная история древнего Перу (не лишенная все же некоторой легендарности в отношении самой ранней поры) начинается только с XI-XII веков нашей эры, со времени завоевания страны инками. Инки представляли собой, судя по всем данным, одно из племен этнической группы кичуа, обитавших в центральной части прибрежной полосы Перу и на территории современной Боливии. Предание рассказывает, что инки явились на плоскогорье, покорили обитавшие здесь племена аймара, а затем в течение трех-четырех веков распространили свою власть на обширную территорию, охватывавшую современные Перу, Экуадор, частично Колумбию, Чили, Боливию и даже Аргентину. Создав таким образом обширное государство, инки сделались его высшим правящим сословием, а вождь племени инков – главой этого государства. По примерному подсчету, численность населения древнего Перу доходила до 12 миллионов.
В начале XVI века, как раз в то время, когда древнее Перу достигло своего наибольшего расцвета, в Южной Америке появились испанцы. Завоевание Перу было облегчено происходившей в тот момент междоусобной борьбой двух братьев, претендентов на престол, Атахуальпы и Гуаскара. В течение 1524-1535 годов Перу было покорено и разграблено, древняя перуанская культура разрушена до основания. Поднятое в 1535 году третьим братом, инкой Манко-Капаком, восстание было жестоко подавлено. В настоящее время потомки древних перуанцев влачат жалкое существование полуколониальных рабов. Частично они смешались с завоевателями.
2
Древнеперуанская культура, культура инков, представляет очень большой интерес.
В технике перуанцев, в оружии и орудиях преобладали в качестве материала камень наиболее твердых пород, в частности обсидиан. При этом перуанцы знали плавку и литье меди, серебра и золота, знали также бронзу, качество которой было здесь весьма высоким.
Основным занятием перуанцев было земледелие, а основной культурой – маис. На андском плоскогорье, в особенности в отдельных местностях, крупную роль играл картофель (пáпа на языке кичуа), употреблявшийся в вареном и сушеном виде. Как в настоящее время установлено, именно район Перу и Чили является родиной культурного маиса и картофеля; именно здесь эти культуры были впервые выведены из местных диких видов туземными племенами ещё в первобытную эпоху их истории.
Обрабатывалась земля мотыгой. Природа страны в общем не особенно благоприятствовала развитию земледелия, главным образом из-за недостатка влаги. Вопрос об орошении разрешался различным образом в двух разных районах страны. На засушливом побережье была устроена сложная система ирригации. Вся эта область была покрыта сетью каналов, тянувшихся на сотни километров. Каналы проходили частично по естественным руслам, частично по руслам, выложенным камнем, в некоторых местах – через тоннели и акведуки длиной в 15-20 метров. Для сохранения воды были сооружены огромные резервуары. Размер одного из таких резервуаров, уцелевшего до сей поры, - 1200 на 800 метров; в него поступала вода из двух источников, находившихся на расстоянии: один – 22 километров, другой – 8 километров.
На гористом плоскогорье проблема орошения была разрешена иным образом. Здесь были устроены грандиозные многоступенчатые террасы, тщательно укрепленные камнем и снабженные системой каналов для стока воды. По всей видимости, в засушливое время года вода на террасы доставлялась в горшках. Превосходным удобрением служили скопившиеся на прибрежных островах мощные залежи птичьего помета – гуано. Повидимому, именно перуанцы впервые использовали этот вид удобрения, получившего затем широкое распространение.
Перуанцы – единственные из всех племен и народностей туземной Америки – знали скотоводство. Они вывели из местных диких видов небольшое верблюдообразное животное – ламу и его разновидность – альпаку. Оба эти животные использовались на мясо и на шерсть, а также в качестве вьючных (впрочем, значение их в этом отношении не было велико, потому что лама берет не больше 50 килограммов и способна на переход не более 20 километров в день, а альпака и того меньше). Родственные этим животным хуанако и вигонь, оставшиеся дикими, также использовались на мясо и шерсть. Перуанцы приручили собаку и имели домашнюю птицу (вид утки).
Фигурный сосуд. Древнее Перу.
Довольно высоко было развито в древнем Перу ремесло, в частности керамическое. О торговле имеется мало данных: источники упоминают о существовании рынков и дорожных торговых пошлин. Деньгами служили раковины, слитки меди и кружки золота.
Общественный строй древнего Перу близок к строю древних восточных рабовладельческих обществ. Рабство достигло в Перу, повидимому, весьма значительных размеров, хотя каких-либо данных о численности рабов не существует. Источниками рабства было взятие в плен и дань людьми, которой облагались покоренные племена. Активная завоевательная политика инков сопровождалась захватом целых племен, которые обращались в рабство и переселялись внутрь страны. Рабы поступали в первую очередь в распоряжение главы страны – Инки, являвшегося крупнейшим рабовладельцем, затем – знати, получавшей пленных рабов в порядке пожалования, и, наконец, - жрецов и храмов. После этого рабы отдавались, вероятно, и отдельным рядовым свободным. Рабы использовались как в домашнем хозяйстве, так и в земледелии.
Основную массу населения древнего Перу составляли свободные общинники – hatunruna. Древнеперуанская община – айлю – носит, судя по описаниям, отчетливые черты родовой общины. Каждая айлю имела свой тотем, которым являлись животные, растения, элементы и явления природы: змеи, кондор, маис, гора, река, гром, молния и пр. Разделение на айлю сохранялось и в городах (деление города на кварталы). Родовая община состояла из семей, представлявших собой основные хозяйственные ячейки. Во главе общины стоял ее старшина.
Ткань с мифологическими изображениями. Древнее Перу.
Более полное представление о древнеперуанской общине и об общественном строе древнего Перу дает ознакомление с системой землевладения и землепользования, а также с отношениями частной собственности.
Вся годная к обработке земля делилась в древнем Перу на 3 части. Одна треть этой землю находилась во владении и пользовании общины. Две другие трети распределялись следующим образом: часть, именовавшаяся «землей Инки», предназначалась на содержании самого Инки, войска и чиновничества; другая часть, именовавшаяся «землей Солнца», предназначалась на содержание жречества и храмовой прислуги, а также больных, вдов, сирот и пр. Все эти земли обрабатывались рабами и свободными общинниками, которые несли также ряд натуральных и трудовых повинностей. Общинная земля распределялась в зависимости от числа членов семьи. Каждый мужчина, вступающий в брак, наделялся одним участком – tupu («мера» на языке аймара), размер которого был неодинаковым в различных районах Перу и зависел от условий местности и почвы. Затем прибавлялось по одному tupu на каждого родившегося сына и на каждого слугу (раба?) и по ½ tupu на дочь. Из этого расчета составлялся надел семьи, причем ежегодно он изменялся, в зависимости от изменения численности семьи. Во владении отдельных семей находилась, повидимому, только пахотная земля, а поля, луга, лес и другие земли, по особому расчету распределявшиеся по общинам, находились в коллективном владении и пользовании всей общины.
Помимо термина «айлю» в источниках фигурирует также древнеперуанский термин «марка», по замечательному совпадению созвучный с древнегерманским термином. И так же, как спорно значение германской марки, спорным оказывается перуанский термин. Надо прежде всего заметит, что тогда как айлю является словом языка кичуа, марка принадлежит языку аймара, и возможно, что оба термина однозначны. Высказывались, однако, различные мнения о значении термина «марка». Одни считают, что марка представляет собой всю землю общины, другие, - что она означает ту часть общинной земли, которая оставалась в коллективном владении общины, третьи полагают, что марка представляла собой соединение нескольких айлю, наконец, четвертые видят в марке соседскую общину в отличие от айлю, как общины родовой.
Помимо земли каждая семья владела небольшим количеством скота (лам и альпака). В свою очередь вся община также владела коллективно небольшим стадом, мясо и шерсть которого распределялись по семьям. Частной собственности на землю древнеперуанская айлю, как правило, судя по источникам, не знала. Однако отдельные указания источников говорят о том, что земельная собственность начала уже выделяться из общинной земли, сосредоточиваясь в руках старшин.
Таким образом, следует сделать вывод, что господствующей общественной форме в древнем Перу была родовая община с зачатками частной собственности. Наряду с этим имеются признаки, правда, весьма неотчетливые, что родовая община переходила в соседскую (в некоторых местах во всяком случае). Происходило ли это в силу процесса имущественной диференциации в среде общины и проистекающего отсюда падения родственных связей либо же вследствие тех массовых переселений, которые практиковались в Перу, решить сейчас невозможно.
3
Господствующее сословие в древнем Перу состояло из высшего чиновничества, военачальников и местных правителей, повидимому, племенных вождей. Источники иногда называют эту группу инками, утверждая, что именно потомки инков-завоевателей образовали правящее сословие древнего Перу. Вряд ли это точно. Повидимому, прямые потомки завоевателей действительно составляли в древнем Перу особый аристократический слой, однако ряды знати, как видно из отдельных указаний, пополнялись и не только инками. Знать владела на основе частной собственности землей, рабами, скотом, драгоценностями, роскошными одеждами и пр.
Инки имели особое отличие – оттянутые мочки ушей, к которым привешивались украшения, нечто вроде длинных серег, причем размер этих серег находился в соответствии с рангом данного лица. Испанцы называли их orejones (от oreja – ухо) – ушастые. Но это отличие, составлявшее привилегию инков, получали в порядке пожалования и не-инки за военные и другие заслуги.
Наряду со знатью особо привилегированное сословие составляло жречество, весьма многочисленное, организованное по принципу строгой иерархии. Жречество также владело землями на правах частной собственности, помимо земель, принадлежавших храмам. Главным жрецом был всегда брат или дядя правящего Инки.
Испанские хронисты, как и последующие авторы, особенно охотно и очень подробно останавливаются на личности самого правящего Инки. Инка был верховным наследственным правителем страны, одновременно верховным военачальником и жрецом. Особа его считалась священной; он назывался «сыном Солнца» и обожествлялся. Инка обладал громадным личным богатством и был окружен исключительной роскошью. Помимо собственных земель и громадных стад лам и альпака, Инка владел несметным количеством драгоценностей. Когда один из последних Инков, Атахуальпа, был захвачен испанцами, он предложил в качестве выкупа наполнить золотом и драгоценностями комнату в 40 кубических метров, в которой он был заточен. Уплата выкупа не помешала, впрочем, испанцам предательски убить Атахуальпу.
По описаниям, одежды Инки были осыпаны золотом и драгоценными камнями и украшены перьями редкостных птиц. Он ел и пил из золотых сосудов, никогда не прикасаясь дважды к одному и тому же сосуду, никогда не надевая вторично того же платья и т.д. Появление Инки обставлялось торжественной церемонией. Когда он путешествовал, его несли на великолепных носилках. Он восседал на золотом троне; простые смертные не смели взглянуть Инке в лицо. Приблизиться к нему можно было только с босыми ногами, имея в знак покорности какую-либо ношу на голове. Инка имел много жен. Главной его женой, койя, была, по обычаю, его старшая сестра. Сын Инки от этой жены становился его законным наследником. Умерший Инка мумифицировался и помещался на золотом кресле в храме Солнца.
Столицей древнего Перу был город Куско, представлявший обширный населенный центр с роскошным дворцом, великолепными храмами, чудесными садами и пр. Сейчас Куско – один из крупных экономических и культурных центров современной республики Перу.
Как уже говорилось, инки вели активную завоевательную политику. Перуанская армия была основана на всеобщей воинской повинности, а военное воспитание начиналось с десятилетнего возраста. В дальнейшем производился отбор годных к строю, а негодных назначали на вспомогательные работы – в носильщики и пр. набор в армию был рассчитан таким образом, чтобы 1/10 часть всего взрослого мужского населения страны постоянно находилась в войсках. Снабжение армии производилось, как было указано, за счет земель Инки; сверх того население поставляло для армии натурой одежду, оружие и пр. запасы снабжения армии хранились в особых складах – магазинах и арсеналах.
Во вновь завоеванных областях, на границах страны возводились укрепления, строились крепости и т.д. Произведенной в недавнее время аэрофотос’емкой были обнаружены остатки грандиозной стены – оборонительной линии, которая шла на большой протяжении вдоль восточной границы древнего Перу.
Древнее Перу подчиняло соседние племена не только путем завоеваний, но и путем сложной внешней политики: туземные племенные вожди подкупались, в честь побежденных устраивались пышные празднества, и если эти вожди из’являли полную покорность, то оставлялись на своих местах, но при этом в покоренных землях размещались перуанские гарнизоны. Однако наиболее действительным средством территориального расширения древнего Перу были очень распространенные массовые переселения. Покоренные племена целиком переселялись внутрь страны либо в неплодородные местности, которые они должны были осваивать. На место выселенных переводились целые группы уже замиренного населения из других областей.
Очень высокого поставлено было в древнем Перу внутренне управление страной. Основу административной системы составляло разделение всего взрослого мужского населения в возрасте от 25 до 50 лет на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Каждое подразделение имело своего главу. Вся страна в целом делилась на четыре части – по сторонам света; во главе каждой части стояли наместники Инки. Вся эта система служила целям как управления, так и распределения повинностей и натуральных поборов. Система эта основывалась на тщательно проводимом учете населения и ресурсов страны, причем ежегодно поступавшие новые сведения контролировались особоуполномоченными, посылавшимися на места.
Развалины укреплений. Древнее Перу.
Особую черту древнеперуанской организации управления составляла сеть складов и магазинов. Сюда поступал весь урожай с земель Инки и земель Солнца, а также натуральные поборы с населения в виде сырья, сушеного мяса, одежды, обуви и пр. Склады были расположены по всей стране, близ населенных пунктов и вдоль дорог. Каждый склад состоял из 20-50 небольших помещений, удаленных одно от другого на случай пожара. Состояние складов постоянно проверялось особыми надсмотрщиками, испорченные продукты уничтожались и т.д.
Наконец, исключительно высоко стояла в древнем Перу организация дорожного дела и службы связи. Ряд авторов утверждает, что на протяжении всей истории вплоть до XIX века, ни одна страна не обладала такой развитой и благоустроенной сетью сухопутных дорог и такой организацией связи, как древнее Перу. В труднейших природных условиях, преодолевая все естественные препятствия, при крайне низкой технике древние перуанцы покрыли всю свою страну сетью превосходных дорог, достигавших 6-8 метров ширины, вымощенных смесью щебня с глиной, укрепленных от размыва и защищенных от заноса песком. Древнеперуанские дороги были сооружены настолько основательно, что некоторые из них сохранились до настоящего времени. Сооружение и поддержание дорог в образцовом порядке оставляло повинность местного населения. Во вновь завоеванных областях первым делом сооружались дороги. Две главные магистрали шли вдоль всей страны: одна – вдоль берега океана, другая – по плоскогорью; обе эти артерии соединялись поперечными дорогами, сеть которых все время расширялась. Мосты, при всей своей технической примитивности (перуанцы не знали гвоздей, досок и пр.), представляли собой весьма прочные сооружения из камня, дерева и иного строительного материала.
Примерно на равных расстояниях одно от другого по всем дорогам были расположены tampu – обширные здания, представлявшие собой станции – места для отдыха войска и путешествующих. Тут же помещались и склады или магазины военного снабжения.
Наконец, вся эта система увеничивалась особой курьерской службой. Курьеры специально смолоду тренировались в беге и приучались переносить голод и жажду. Они помещались по два человека в хижинах, расположенных на известном расстоянии одна от другой в возвышенных местах, и должны были постоянно следить за возможным появлением на дороге другого курьера. Завидев его, один из них бежал ему навстречу, а затем к следующему пункту. Второй курьер предназначался на случай, если новое поручение приходило в отсутствие первого. Передача сообщений производилась при помощи узелковых знаков – «кипу» (о которых мы еще будем говорить) – и просто голосом. В экстренных случаях несложные известия передавались путем дымовых сигналов. Благодаря такой системе связи известия и распоряжения передавались из одного конца страны в другой в течение нескольких дней.
4
В древнем Перу существовало хорошо разработанное неписанное право. Наказания были весьма суровы. Особо преследовались убийство, кража и пьянство; последнее все же было довольно широко распространено. Распоряжения власти об’являлись во всеуслышание на рынках.
Особую черту древнеперуанской жизни, черту, о которой очень много писали и которая, несомненно, значительно преувеличивалась, составляла регламентированность всей жизни и быта. Она проявилась в надельном распределении земли, в десятиричном делении всего населения. Источники свидетельствуют о том, что в древнем Перу были регламентированы занятия охотой, право резать скот, даже потребление топлива. Брак считался обязательным. Если верить источникам, через каждые два-три года, в определенное время производился сбор всех девушек, достигших 18-20 лет, и молодых людей, достигших 24-26 лет, причем особоуполномоченное лицо соединяло супружеские пары. Если это сообщение соответствует действительности, то тут, во всяком случае, надо видеть лишь нечто вроде принудительного брака для перешедших брачный возраст.
Домашний быт древних перуанцев каким-либо особенностями не отличался. Широко было распространено ношение всевозможных украшений. Окраски тела и татуировки, практиковавшейся у многих других индейских племен и народностей, перуанцы не знали. Табак, который курили и жевали по всей Америке, в Перу употреблялся только в качестве медицинского средства.
Весьма неполные и неотчетливые данные сохранились об одном любопытном учреждении древнего Перу. Судя по этим данным, ежегодно со всей страны собирались самые красивые девушки, которые помещались в особые дома, где проводили по нескольку лет, обучаясь под руководством старух домашнему хозяйству и совершению культовых церемоний. По окончании курса обучения одни девушки шли в гарем Инки, другие отдавались в жены знати, наконец, особо избранные посвящались богу Солнца, осуждались на безбрачие и становились служительницами храмов. Их обязанностью было поддерживать священный огонь и выпекать священный хлеб. Они же шили одежды для правящего Инки. Число таких «дев Солнца» доходило в древнем Перу до нескольких тысяч.
Духовная культура древнего Перу находилась на довольно высоком уровне.
Письменности в древнем Перу не существовало. Счет был десятеричный. Для изображения чисел служили шнурки с узелками. Это первобытное средство обозначения числа, известное ряду народностей, иногда именуемое «узелковым письмом», было доведено в древнем Перу до высокой степени совершенства. Перуанское «кипу» состояло из толстого шнура, к которому был привязан ряд тонких шнурков разной длины и разного цвета с узелками. Цвет соответствовал предмету, для изображения которого служил данный шнурок, например красный – для войска, желтый – для золота. Иногда к тонким шнуркам были прикреплены ещё более тонкие для изображения деталей. Но «кипу служило не только для счета (в частности для обозначения статистических данных). Этим способом передавались также сообщения. «Кипу» служило и календарем. Наконец, судя по указаниям источников, то же «кипу» использовалось для увековечивания исторических событий.
Астрономические показания перуанцев были, повидимому, невелики. Календарь состоял из 12 лунных месяцев; солнечный год был неизвестен. Высоко стояла в древнем Перу хирургия. Перуанцы знали не только ампутацию конечностей, но и трепанацию черепа. Найденные при раскопках погребений препарированные черепа хранят, согласно произведенной экспертизе, бесспорные следы того, что операция была сделана при жизни. Знали древние перуанцы и анестезию. Они культивировали местный кустарник кока, листья которого употреблялись в качестве болеутоляющего средства. Те же листья в смеси с золой с’едобного растения квиноа (или хиноа) либо гашеной известью перуанцы жевали в качестве наркотика. Таким образом, древнее Перу является родиной кокаина, а одновременно и кокаинизма.
Несмотря на отсутствие в древнем Перу подлинной письменности здесь существовала история. Это была своеобразная «устная история», передававшаяся из поколения в поколение. Существовали в древнем Перу и «историки». Источники рассказывают, что когда умирал правящий Инка, собирался совет высших должностных лиц и подвергал обсуждению жизнь и деятельность умершего. Если жизнь его признавалась бесполезной, то в устную хронику вносились только имя, если – полезной, то поручалось поэтам-певцам увековечить память умершего в песнях, которые и передавались из поколения в поколение. Рассказывают также, что один из Инков собрал всех своих «историков», заставил их рассказать все о своих предшественниках, а затем приказал главные события прошлого изобразить в виде рисунков на больших досках, которые были помещены в одной из зал храма Солнца.
Ворота с барельефом. Древнее Перу.
Историки в древнем Перу входили в сословие ученых, пользовавшееся особым почетом. Круг ведения ученых был весьма разнообразен. Они производили астрономические наблюдения и составляли календарь, занимались межеванием и составлением земельных планов и географических карт, хирургией, драматическим искусством и музыкой, они же подготовляли законы.
Школа и образование были привилегией знати. В программу школьного преподавания входили, помимо военного дела, различные науки и искусство. Выпускной экзамен включал испытание в силе, уменье преодолевать опасности и пр.
Памятников изобразительного искусства Перу сохранилось крайне мало. Живопись, главным образом вазовая, оригинальная, весьма экспрессивна, но все же, с точки зрения чисто художественной, стоит не особо высоко. Орнамент преимущественно геометрический. Очень хороши стилизованные изображения на тканях. Высоко стояли различные виды художественного ремесла: керамика, ювелирное дело и замечательная мозаика из пестрых птичьих перьев. Характерными чертами древнеперуанской архитектуры являются прочность, простота и симметричность. Дворцы и храмы отделывались с необычайной роскошью: нередко стены храмов и дворцов внутри и снаружи были облицованы толстыми золотыми и серебряными пластинами. Особенность древнеперуанской архитектуры – дверное отверстие в форме трапеции и внутренние ниши, служившие, возможно, для помещения статуй.
Религия перуанцев, повидимому, уже оформилась в стройную, централизованную систему. Из области первобытных верований стойко сохранялись элементы тотемизма, культа природы и культа предков, причем отдельно почитались семейные, родовые и племенные. Предки мумифицировались. Господствующей религией был культ Солнца. Во главе пантеона стояло Инти-Солнце; Луна был сестрой – супругой Солнца. Остальные боги – Гром, Радуга, Море, Маис и др. – были их слугами. Каждый бог имел свои храмы, культы, церемонии и празднества.
Религия играла в древнем Перу очень большую общественную и политическую роль. Идолы – боги завоеванных стран – перевозились в Куско и помещались в храм Солнца.
Храм этот представлял собой, судя по описаниям испанцев, грандиозное сооружение. Он состоял из нескольких зданий, окруженных стеной, имевшей много ворот. Здесь же находились отдельные храмы, посвященные Луне и младшим богам. Рядом помещался дом «дев Солнца». В главном храме было воздвигнуто громадное изображение бога Солнца из литого золота, украшенное драгоценными камнями, перед которым «девы Солнца» поддерживали неугасимый огонь. Здесь же, на золотых креслах, помещались мумии умерших Инков. К храму прилегал «золотой парк», как его назвали испанцы. В этом парке растения, цветы, плоды, птицы, бабочки, животные, изображения людей — все было сделано из чистого золота.
Такова в основных чертах культура древнего Перу.
5
Пораженные обширностью страны, ее благоустроенностью, сравнительно высокой культурой, громадной властью ее правителя, распространявшейся на ряд соседних народностей, завоеватели-испанцы назвали древнее Перу «империей». В XVII веке некоторые элементы общественных отношений древнего Перу, рассматриваемые сквозь призму распространенной тогда идеализации экзотических обществ, дали повод назвать Перу «социалистическим государством». В конце XIX века основой общественного строя Перу считали «аграрный коммунизм», причем в целом древнее Перу рассматривалось не как классовое общество, не как государство, а лишь как насильственное и в известной мере искусственное соединение отдельных племен.
Все эти концепции в тех или иных комбинациях существуют в буржуазной литературе и в настоящее время.
Действительно, в древнем Перу, как и во всех ранних классовых обществах, сохранялись элементы первобытно-общинных отношений, но они не являлись господствующими и ведущими. С другой стороны, мы должны констатировать в древнем Перу отсутствие некоторых элементов классового строя, в частности отсутствие подлинной письменности. Тем не менее, ряд весьма значительных элементов культуры: металлургия, развитая и централизованная ирригация, высоко стоявшее дорожное дело, строй земельных отношений, отчетливое выделение господствующей верхушки общества, развитое рабство, верховная власть, постоянная армия, жреческое сословие, централизованная религия, наконец, общий высокий уровень развития искусств, в частности архитектуры, — все это представляет собой явления, свойственные только классовому строю. На основании этого можно сделать вывод, что в древнем Перу было, несомненно, классовое общество.
Остается решить, к какой классовой формации следует отнести древнее Перу. В этом древнеамериканском государстве существовало развитое рабство, но какова была численность рабов и какое место занимал рабский труд в общественном производстве, точно неизвестно.
Однако не только рабы в юридическом смысле, рабы как лично несвободные, решают в данном случае дело. От свободной родовой общины в Перу оставалось весьма мало. Система надельного распределения земли вместе с принудительными переселениями сводила свободу пользования землей, основным источником: средств существования, к минимуму. На свободных общинниках, не считая наборов в армию, лежал ряд тягчайших натуральных и трудовых повинностей (обработка земель Инки и земель Солнца, частновладельческих земель знати, жречества и храмов, работа на постройках различных сооружений, дорог и пр.). Ясно, что при таких условиях номинально свободные общинники древнего Перу находились в фактическом рабстве. Первобытная родовая свобода была подавлена классовой эксплоатацией.
Таким образом, следует признать, что древнее Перу представляло собой раннеклассовое рабовладельческое общество восточного типа.
Конечно, древнеперуанское общество вполне своеобразно, что еще раз подтверждает действие закона неравномерности развития различных обществ и отдельных элементов культуры в каждом данном обществе. Действие этого закона с полной отчетливостью сказывается и в других рабовладельческих обществах того же типа, и каждое из этих обществ по-своему столь же своеобразно. Но и в восточных рабовладельческих обществах, и в древнем Перу, при всем своеобразии каждого из них, был один и тот же способ производства. В культуре древнего Перу имеются свои особенности, но общество, тип производственных отношений остается тем же, что и на древнем Востоке.
Вариантами этого типа являются рабовладельческие общества Египта, Месопотамии, Индии, Китая.
Вопрос о сходстве древнеперуанской культуры с культурами древнего Востока был уже поставлен давно. Ставился и вопрос о возможных влияниях, или заимствованиях, но для ответа на него пока нет решительно никаких данных. Однако ряд параллелей и аналогий можно без труда провести: сюда относится наличие в Перу централизованной ирригации, дорожного строительства, деления общества на рабов, общинников, знать и жречество, постоянного войска и воинской повинности, административных переселений, централизованной религии и храмов, династического брака на сестре, мумификации, пирамид.
Как известно, отдельные из этих элементов присущи и различным раннеклассовым обществам Восточного полушария.
Проф. М. Косвен
Источник – «Исторический журнал». № 3, 1941 г. Стр. 91-99. Изд-во «Правда».