Храм Пернатого змея: рельефная скульптура на западном фасаде
Вступление
Великий город в долине Мехико был назван Теотиуаканом ацтеками – его название означает «Место богов». Это весьма подходящее название для города, в котором монументальные строения являются примерами сильной приверженности его жителей богам. Третье по размерам городское строение, Храм Пернатого змея, занимает площадь ок. 4225 кв.м.
Раскопанный в начале XX века храм с повторяющимся изображением пернатого змея и ещё одной неопознанной фигуры, как считается, был посвящён мифу происхождения времени. Два изображения, опоясывающие храм, были с умыслом наложены друг на друга – так передавалась мысль о дуальности месоамериканской религии, при этом её фокусом оставалось взаимоотношение между мирским и божественным мирами, что видно по строению и по иконографии Храма Пернатого змея.
Строение
Храм Пернатого змея находится в южной части Теотиуакана в пределах стен Сьюдаделы, примыкая к её восточной стороне. Раскопки в Теотиуакане были инициированы федеральным правительством в 1905 году, но лишь в 1917 году Мануэль Гамио обнаружил здание, построенное во II веке н.э. – оно было частично покрыто толстым слоем штука. Позднее было обнаружено, что это здание на самом деле построено поверх другого, с резными блоками и трёхмерной резьбой на поверхности. Далее было обнаружено, что западный фасад с лестницей остались нетронутыми, в то время, как большая часть других сторон была сильно разрушена. У четырёхступенчатого строения (когда-то оно было семиступенчатым, однако верхние уступы пирамиды сильно повреждены) есть центральная лестница, окаймлённая скульптурами. Вся ступенчатая пирамида украшена подобными скульптурами. Благодаря находящейся в непосредственной близости платформы Адосада, хорошо сохранился западный фасад храма Пернатого змея (выделены в красном круге на рисунке ниже).
Само здание храма выстроено в стиле талуд-таблеро (этот стиль использовался для строительства зданий по всему Теотиуакану). Стиль характерен поочерёдно повторяющимися горизонтальными платформами с вертикальными краями (tablero) и платформами со скошенными краями (talud).
Как уже отмечалось, вся поверхность западного фасада была покрыта рельефными скульптурами, считается, что и на остальных сильно повреждённых ныне частях храма картина была схожей. Всего, по подсчётам учёного Сабуро Сугиямы, было 377 скульптурных голов: 191 змеиных голов (включая и те, что украшают балюстраду) и 186 голов с головным убором (об этих фигурках будет рассказано ниже) [Sugiyama 2005:56].
При ближайшем рассмотрении: Пернатый змей
На храме представлены два узора – змея с перьями и ещё один персонаж с клыками и кольцами на лбу. Первый узор определён, как Пернатый змей, бог жизни и богатого урожая, также сопоставляющийся с ацтекским богом-творцом Кецалькоатлем. Голова змеи выступает из расположенных кольцом одиннадцати перьев, а по всей боковой поверхности тянется покрытое перьями тело, которое заканчивается хвостом с трещоткой. Это можно увидеть не только на прямоугольном таблеро, но и на барельефе талуда – змея охватывает весь храм, напоминая текущую реку. Изображение Пернатого змея можно также увидеть на балюстраде центральной лестницы.
Кто такой Пернатый змей?
Самый известный месоамериканский бог в форме пернатого змея известен под многими именами. Впервые его образ зафиксирован у ольмеков – у них отмечаются постоянно повторяющиеся образы пернатого змея, имя которого нам неизвестно. У майя он известен под именем Кукулькан, «бог Пернатый змей», а также Гукумац, «повелитель пернатый змей». Для тольтеков и ацтеков он известен под именем Кецалькоатль, змеи с перьями кецаля, и в качестве бога-творца. В данной статье это божество будет именоваться «Пернатым змеем». Следует понимать, что образы Пернатого змея использовались в Месоамерике повсеместно и, соответственно, он известен под разными именами на разных языках. Часто на рельефы на храме ссылаются, как на Кецалькоатля, используя имя бога ацтеков, обосновавшихся недалеко от Теотиуакана в XIV веке. Нужно отметить также, что Кецалькоатлем во многих источниках именовали правителей месоамериканских городов – отличать реальных правителей от мифа задача для учёных не из простых. Все последующие мифы и рассказы о Пернатом змее взяты из разных культур, но, в целом, у них в основе одна сюжетная линия.
Миф
Кецалькоатль в переводе означает «Пернатая змея», он покрыт зелёными перьями и его образ встречается у многих месоамериканских культур. Для тольтеков он, как божество, ассоциируется со сценами человеческих жертвоприношений. Его также противопоставляют небесному богу, зелёные перья олицетворяют земную поверхность. Кецалькоатль также был Утренней звездой, противостоящей Шолотлю, Вечерней звезде. Согласно мифу, Кецалькоатль был обманом вовлечён Тескатлипокой на совершение «сексуального преступления» (Burland 1952:127), что вынудило его покинуть Мексику и сгореть на плоту из змеиных кож – с того времени его сердце вознеслось на небеса и стало Утренней звездой. Говорили, что он вернётся в день Эхекатль года Се Акатль. Эхекатль означает ветер, который также ассоциируется с Кецалькоатлем, потому что «он был также повелителем ветров и поэтому ещё и дыханием жизни» (Burland 1952:127). Эхекатль в иероглифической форме выражен через ветряную маску, которая может объяснить другую фигуру на храме.
При ближайшем рассмотрении: неопределённая фигура
Вторая барельефная скульптура, чередующаяся с Пернатым змеем, имеет большие глаза и клыки. На текущий момент у учёных нет единого мнения кого представляет эта фигура. Есть две версии – либо это репрезентация Тлалока, ацтекского бога дождя, либо это головной убор в форме Сипактли.
Главным богом Теотиуакана был Тлалок, бог дождя (и воды), правитель подземного мира, живущий в месте глубоко под землёй, где встречаются воды небес и подземного мира, он возрождает здесь жизнь. Обычно его изображали с большими газами и клыками, носящего головной убор из перьев цапли и гремучую змею. Всё указывает на загадочный рельеф храма, однако последние исследования приводят нас к другим выводам.
Кольца, которые ранее считались расположенными вокруг глаз Тлалока, на самом деле находятся на лбу. Глаза, расположенные ниже колец, находятся прямо над тем, что выглядит, как верхняя челюсть (в которой видны зубы и клыки). Прямоугольные формы образуют чешуйчатый узор и узел на голове. Учёные Сабуро Сугияма и Карл Таубе пришли к выводу, что рельеф представляет собой головной убор на телах Пернатого змея. С. Сугияма утверждает, что головной убор относится к знаку дня Сипактли – первому дню ацтекского ритуального календаря (Pasztory pp. 111). Ассоциации с началом календаря могут в равной степени связаны с началом времени, нового цикла календаря. Воспринимая головной убор как Сипактли, мы понимаем, что храм был посвящён мифу о создании времени.
На изображении вверху справа выделен головной убор, запечатлённый на теотиуаканском храме. Другие примеры головного убора найдены в Теотиуакане на фресках Сакуалы (а), где показана часть тела пернатой змеи с наложенным поверх головным убором (Berlo pp. 209), а также на фреске из Тепантитлы (b). Пернатого змея с наложенным поверх головным убором можно отследить в боковой части фрески (Berlo pp. 207).
Двойственная сущность
Даже несмотря на определённую неуверенность, изображение следует интерпретировать вместе с Пернатым змеем, отражая «двойственную сущность» всей картины (Sugiyama 2005:56). Противопоставление двух фигур очевидно: по форме головы (одна круглая, другая квадратная), похожие на лепестки перья Пернатого змея против квадратных чешуек головного убора, по расположению скульптур (на противоположных сторонах змеиного тела). Противопоставления в Месоамерике выражают дуальность, двойственность. Пернатый змей является символом жизни, плодородия (возможно, связан с сезоном дождей), а в ацтекской иконографии он также выступает символом огня, представляя сухой сезон (Pasztory pp. 110). Так, совмещённые вместе образы отражают дуальность – жизнь и смерть. Для жителей Теотиуакана каждый день и сезон был связан с богами и образы на храме служили постоянным напоминанием об этом веровании. Архитекторы спроектировали не просто барельефы на фасаде храма, а практически трёхмерное отображение скульптур. О символизме выступающих голов будет рассказано в следующей части статьи.
Иконография зеркал
Учёная Сесилия Клейн предположила, что кольцеобразные «глаза» Тлалока связаны с зеркалом. Подобные зеркала ассоциировались с глазами и их можно встретить во всём Теотиуакане. По мнению Джорджа Кублера глаза в теотиуаканской иконографии представляют «сияющий блеск» (Berlo 1988:181). Они также представляют лицевую поверхность зеркала, которую можно увидеть в центре головных уборов (в т.ч. тех, что на фасаде храма). На рисунках (ниже) представлены зеркала, которые встречаются в центре головных уборов, выполненных в теотиуаканском стиле.
Теперь, когда мы рассматривает Пернатого змея на храме, то понимаем, что кольцо из перьев у выступающей скульптуры можно осмыслить, как «зеркало в виде цветка» (в данном случае лепестками являются перья), что является указанием на естественную форму (Пернатый змей ассоциируется с зелёной землёй). Считается также, что зеркала представляют огонь или воду – это всё другие атрибуты Пернатого змея. «Зеркала-лица» (Berlo 1988:182) могут быть поверхностями, отражающими человеческий мир, но ещё более достоверным объяснением является интерпретация зеркала, как пещеры. Зеркала считались «сверхъестественными пещерами и проходами» (Berlo 1988:194), они отражали «мир, в который можно заглянуть, но в который живой человек попасть не может» (Berlo 1988:194). Повсеместно считалось, что зеркала были «пещерами, через которые боги могут попасть в мир людей» (Berlo 1988:195). В искусстве индейцев майя встречаются выходящие из зеркал змеи (Berlo 1988:195). Создаётся ощущение, что на храме змеиное тело проходит через окольцованное перьями зеркало и так попадает в людской мир; так бог связывается с миром живых (Berlo 1988:197). Пернатый мир с головным убором буквально вторгается в мир людей из мира божеств, чтобы передать сообщение жителям Теотиуакана и чтобы удовлетворить самих богов (удовлетворение богов обычно проходило посредством человеческих жертвоприношений). Подробнее о действиях граждан Теотиуакана и о том, как они связывали свой мир с миром богов будет рассмотрено в следующей части статьи. Изображения ниже показывают зеркала, как проходы, представляемые другими народами Месоамерики.
Соединяя миры человеческий и божественный
Пернатый змей, запечатлённый в архитектуре, по мнению А. Лопеса связан с одним из атрибутов настоящей змеи, которая связывала божественный мир с человеческим.
«Пернатые змеи были связаны со временем фундаментально; считалось, что эти существа принесли в этот мир время и, совершив это, они определили пространство. […] их часто использовали в качестве колонн, чтобы сохранять пространство открытым и чтобы прочие существа могли жить между или под ними. Это космогоническое понятие может лежать в основе понимания представлений о Пернатых змеях на колоннах, балюстрадах или на молдингах пирамид и по краям фресок, определяющим священное пространство. Этот взгляд, по всей видимости, подходит для толкования значения голов с головными уборами […] на его теле» (Sugiyama 2005:62).
Определив храм в качестве священного пространства, теперь уже само строение приобретает совершенно новое значение. Это уже не простое квадратное пирамидальное монументальное строение – теперь это священное место, куда приходят боги, чтобы общаться с человеческим миром (как это отражено в иконографии зеркал).
Если второй образ является репрезентацией Тлалока, тогда храм мог бы быть связан с найденными человеческими жертвоприношениями и, в конечном счёте, с войной (человеческие жертвоприношения тесно связаны с Пернатым змеем и Тлалоком). В Храме Пернатого змея были найдены останки приблизительно 200 принесенных в жертву молодых людей. Следует отметить, что жертвоприношения связаны с поверьями людей о том, что бог дождя прольёт воду на землю, когда ему совершат подобные подношения. Немаловажно указать, что юноши были одеты как воины, а на их спинах были размещены зеркала (К. Таубе считает, что зеркала были также символами войны, поскольку ассоциировались с огнём и водой) (Berlo 1952:365). На них также были головные уборы, схожие с теми, что запечатлены на фасаде храма (на это указывали два кольца, известные также как «очки»). Человеческими жертвоприношениями умиротворяли богов, а кровь воинов по определению была сильней, лучше – считалась, что она «утоляла жажду богов, как море обеспечивает водой высохшую землю» (Read 2002:47).
Если, как считает С. Сугияма, на храме запечатлено изображение головного убора Сипактли, тогда это «эмблема царской власти» (Pasztory 1997:110). Его бы поместили вместе с Пернатым змеем для отображения политической связки «жрец-правитель» в Сьюдаделе (Pasztory 1997:111). Сьюдадела была тем местом, где могли проводиться церемонии, например, коронация царя или общение верховного жреца. Карл Таубе также связывает рельеф на храме с формой огненного (или военного) змея, имеющего ассоциации с войной. Он утверждает, что головной убор, помещённый на его тело, вероятно, олицетворяет специфические атрибуты Пернатого змея (Sugiyama 2005:76). Головной убор дополняет своим значением значение помещённого на храм Пернатого змея и всё вместе усиливает значение всего храма, служащего для коммуникаций между человеческим и божественным мирами. Люди устанавливают связь через жертвоприношения, в то время, как божества приходят в мир людей и приносят с собой воду, т.е. жизнь в город Теотиуакан.
Заключение
Скульптуры на западном фасаде храма в Теотиуакане являются репрезентациями Пернатого змея, носящего на своём теле головные уборы Сипактли. Археологический материал (рельефные скульптуры), найденный в начале XX века соответствует иконографическим данным и его интерпретацией. Два мотива намеренно были помещены наложенными друг на друга, создавая, таким образом, двойственную сущность, что соответствует дуальности месоамериканской религии. Сделанные выводы показывают, как такая организация помогает понять значение и назначение всего храма Пернатого змея, представляющего собой время и жизнь, которыми нас обеспечивают божества, и связывающего миры человеческий и божественный.
Библиография
Acosta, Jorge R.
1966 Teotihuacan: Official Guide. Mexico: Instituto Nacional de Antropología e Historia.
Berlo, Janet Catherine.
1992 Art, ideology, and the City of Teotihuacan: A Symposium at Dumbarton Oaks 8th and 9th October 1988. Washington, D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection.
Berrin, Kathleen
1988 Feathered serpents and flowering trees: reconstructing the murals of Teotihuacán. San Francisco, CA: Fine Arts Museums of San Francisco.
Burland, C.A
1952 The Wind Mask of Quetzalcoatl. Man 52 (Aug.): 127-128.
Lubman, David and Brenda Kiser
2000 Ancient Echoes: The Origins of Sound Sculptures. Public Art Review 11 (2): 8-12.
Pasztory, Esther
1997 Teotihuacan: An Experiment in Living. University of Oklahoma Press.
Read, Kay Amere and Jason Gonzalez.
2002 Mesoamerican Mythology. USA: Oxford University Press.
Saburo, Sugiyama
1989 Burials Dedicated to the Old Temple of Quetzalcoatl at Teotihuacan, Mexico. American Antiquity 54 (1): 85-106.
1993 Worldview Materialized in Teotihuacan, Mexico. Latin American Antiquity 4 (2): 103-129.
2005 Ideology at the Feathered Serpent Human Sacrifice, Militarism, and Rulership: Materialization of State. New York: Cambridge University Press.
Источник - http://ant3145teotihuacan.wikispaces.com/Temple+of+the+Feathered+Serpent
Фотографии: Д.Иванов (Екатеринбург)