Клюква и её использование индейцами
Сейчас клюква, точнее клюквенный соус, является главным составляющим традиционного стола в США на День благодарения. Однако история применения клюквы не ограничивается этим – коренные жители Америки широко использовали ягоду задолго до появления колонизаторов.
Индейцы алгонкины, чиппева (оджибве), кри и многие другие собирали дикие ягоды клюквы, в частности, на территориях современных штатов США Мэн, Массачусетс, Нью-Джерси, Висконсин, Орегон и Вашингтон, а также канадских провинций Британская Колумбия и Квебек, отмечает профессор Университета штата Канзас Девон Эббот Михесуа (Devon Abbott Mihesuah), член индейского племени чокто. Так, алгонкины называли клюкву «сассаменеш» (sassamenesh), а вампаноаги и делавары – «ибими» (ibimi), что в переводе означает «горький» или «кислые ягоды». Клюкву использовали буквально для всего – от кулинарии до текстильных красителей и медицины.
Индейцы ели клюкву как в сыром, так и сушеном виде, изготавливая своеобразные плитки для долгого хранения. Из листьев ягоды готовили чай. А инуктитуты с востока Канады листьями клюквы заменяли табак. Индейцы кри варили ягоду, чтобы покрасить иглы дикобраза, которые использовались в одежде и в качестве украшений. Чиппева использовали ягоды в качестве приманки для американского беляка.
Используя пищевую ценность ягод (в клюкве содержится повышенное содержание антиоксидантов и считается, что она уменьшает риск сердечных заболеваний), ирокезы и чиппева применяли клюкву в медицинских целях – в качестве «очистителя крови», как слабительное, а также против жара, желудочных колик и в качестве примочек для родовых травм у новорожденных.
Одним из примечательных способов применения ягоды была смесь, которую индейцы называли «пеммикан» - своего рода энергетический батончик. Индейцы смешивали в равных частях растолченные ягоды клюквы и сушеную оленину с жиром, а результат хранили в кожаных мешках. Жир позволял еде храниться долго, а кислота ягод противостояла росту бактерий, поэтому пеммикан мог храниться месяцами и его использовали в качестве пищи во время долгих путешествий. Торговцы мехом, как индейцы, так и европейцы, особенно ценили пеммикан во время следования по зимним маршрутам торговых путей, а для канадских метисов он также выступал предметом торговли.
При этом на важность пеммикана для торговцев мехом и первых поселенцев указывают события 1814-1816 годов в Канаде. В 1814 году тогдашний губернатор Колонии Ред-Ривер Майлз Макдонелл издал запрет на экспорт пеммикана из колонии в следующем 1815 году, что стало поводом для открытого конфликта между Компанией Гудзонова залива (HBC) и Северо-Западной компании (NWC). Запрет губернатора был ударом по канадским метисам и Северо-Западной компании. В 1816 году канадские метисы захватили у HBC груз с пеммиканом и направились к NWC, чтобы продать его. По пути следования 19 июня они встретились с Робертом Семплом (Роберт Семпл - губернатор Компании Гудзонова залива с осени 1815 года) и ок. 60 людьми компании, произошла пятнадцатиминутная перестрелка, в которой, несмотря на численное неравенство, чуть более 25 канадских метисов, будучи отменными стрелками, взяли вверх над отрядом Семпла, убив его и 20 его людей, потеряв при этом раненым 1 человека. Эта битва получила название Сражение у Семи Дубов.
Впрочем, прибывшие в Северную Америку из Европы первые поселенцы отнеслись индифферентно к пеммикану. Пеммикану они предпочитали в пище начинки и запеканки. Ягоду же они предпочли использовать в традиционных для себя кислых приправах к дичи. Вскоре после того, как в 1622 году европейские поселенцы привезли с собой пчёл, использование клюквы стало встречаться реже.
В коммерческих целях культивирование клюквы началось с середины XIX века. К тому времени индейцев в населенных ими регионах уже практически не осталось и они в этой деятельности не участвовали. «Индейцам с трудом удавалось просто выживать, - пишет Девон Абботт Михесуа. - Даже если они где-то и выращивали клюкву, то длилось это недолго».
По материалам «National Geographic».
Перевод – Sam (www.IndiansWorld.org), 2013.