Мексиканская археология и североамериканские археологи
Очерк о том, что означают для Мексики археологические исследования, которые проводятся на ее территории североамериканцами, и какие результаты извлекают из них как они сами, так и мексиканцы, в обязательном порядке требует критического, но объективного анализа всего сделанного, поскольку обе группы исследователей использовали одни и те же материалы и решали одни и те же проблемы, и их деятельность проходила на территории одной и той же страны.
В немногочисленных работах, главной темой которых является развитие археологии как в США, так и в Мексике, имеются существенные расхождения. Для североамериканцев главным является выяснение того, кто, когда и какими методами работал в области археологии, с тем, чтобы составить некую законченную периодизацию, в которой, однако, практически не принимается в расчет самое главное — зачем и для чего проводятся археологические исследования. При этом данная периодизация сама страдает недостатком, неоднократно подвергавшимся критике сторонниками этой аналитической системы, — описательностью [1, с. 42—88]. В статьях же мексиканских авторов, небольших по объему и менее претенциозных, отчетливо проявляется исторический подход, позволяющий проследить причины и цели создания археологии [2, с. 137—151].
Чтобы показать взаимосвязь археологической теории и практики, необходимо проследить тот философский фон, на котором развивалась археология в обеих странах. Отправной точкой освещения данной проблемы я считаю момент появления испанцев и англичан на Американском континенте.
Между завоеванием испанцами Мексики и началом колонизации территории, ставшей в дальнейшем Соединенными Штатами Америки, прошел почти целый век, насыщенный бурными историческими событиями. Испания и Португалия к моменту колонизации представляли собой абсолютные монархии с господством феодального способа производства. Соответственно управление колониями они строили в значительной мере по тому же типу. Англичане и голландцы, подданные государств с парламентским строем, эксплуатировали свои колонии в основном на капиталистической основе. В первом случае колонии управлялись из метрополии, посредством назначаемых королем и наделенных всей полнотой власти лиц, во втором — спустя короткий промежуток времени установилась своя система представительных органов.
Что касается религии, испанское духовенство было вынуждено досконально изучать индейские общества и их верования, поскольку лишь этим путем можно было их христианизировать. Миссионерские задачи англичан в Северной Америке были значительно уже: они практически не затрагивали индейское население.
Большое значение имеет то обстоятельство, что испанцы столкнулись на территории Анахуака[1] с уже сложившейся системой эксплуатации многочисленного населения, плоды труда которого целой системой сборов и податей отчуждались в пользу правящего класса. По сравнению с этим возможности эксплуатации местной рабочей силы на атлантическом побережье Северной Америки были ограничены.
Кроме того в Новом Свете испанцы повседневно встречались с остатками грандиозных сооружений, построенных до их прибытия, постоянно пользовались изделиями местных ремесленников, проложенными местным населением дорогами, ирригационными системами и акведуками. К этому прибавлялось само присутствие индейцев, по-прежнему многочисленных, несмотря на гибель многих из них во времена Конкисты [1, с. 23—28].
Колонизатор-англосакс лично и непосредственно овладевает природными ресурсами «своей» территории; испанский колонизатор овладевает природными ресурсами через посредство местной рабочей силы и, кроме того, вступает в браки с местными индейскими женщинами.
Началом сознательного отношения к древностям в Новой Испании XVI в. можно считать выдачу частным лицам разрешений на раскопки захоронений индейских вождей, осуществлявшуюся испанской королевской властью. При этом пятая часть найденных драгоценностей и золота отчислялась государству. Этот и последующий века были периодом расширения захваченных территорий, упрочения власти завоевателей и расового смешения: вследствие своей многочисленности метисы и креолы начинают участвовать в общественной жизни, хотя их роль в ней и невелика.
В Северной Америке в XVII в. происходит образование колоний, увеличение их населения и предпринимаются попытки расширения колоний, что приводит к первым столкновениям с туземным населением. Естественно, что ни здесь, ни в Новой Испании не возникло отношение к местным древностям, подобное отношению к греческой и римской культурам в Европе ввиду отсутствия духовной связи между индейцами и колонистами.
В XVIII в., и прежде всего во второй его половине, в Америку приходят идеи Просвещения. Проникают в Америку также идеи Руссо — представление о «благородном дикаре», обладающем всеми положительными качествами рода человеческого, многие из которых исчезли с развитием цивилизации.
Американская и французская революции в испанских колониях нашли последователей в лице представителей креольской буржуазии. Именно эти прогрессивные элементы Новой Испании в той или иной форме ставят вопрос об индейском прошлом, с которым они связаны своими корнями.
Существовало четкое противопоставление метрополии и колонии. Принятый уроженцами Новой Испании подход к истории Мексики и Испании позволил нм начать борьбу против теорий Бюффона и де Пова, которые, подходя ко всему миру с европейской меркой, превознося европейскую действительность и не зная американской, отрицали применительно к новому континенту всякую возможность развития.
Несомненно, именно идеи Просвещения пробудили самосознание жителей Американского континента, проявлявшееся, в частности, в стремлении показать имевшиеся здесь достижения, что стимулировало интерес к широкому изучению всего, относящегося к Америке.
Первенство в области проведения археологических работ в Америке принадлежит, без всякого сомнения, Томасу Джефферсону, а раскопки, осуществленные нм в 1784 г. в Виргинии, вошли в историю археологии как первые научные археологические работы. Причиной, побудившей Джефферсона предпринять это исследование, было стремление получить данные для решения вопроса о происхождении и назначении искусственных холмов [1, с. 36—38]. Его современники и соотечественники также проявляли интерес к лежащим на поверхности или случайно обнаруживаемым остаткам древних предметов и, естественно, строили всевозможные предположения об их происхождении.
В эту эпоху Новая Испания находилась под правлением Карла III, типичного представителя просвещенного деспотизма, который, будучи королем Неаполитанским, был знаком с археологией; в частности, он отдал распоряжение о проведении раскопок в Помпее и Геркулануме. Поэтому капитану Антонио дель Рио было приказано в 1786 г. совершить путешествие к развалинам Паленке (Чиапас, Мексика). Раньше, в 1773 г., эти развалины посетил монах Рамон де Ордоньес-и-Агилар, посвятивший им памятную записку, а в 1776 г. их посетили алькальд селения Санто Доминго де Паленке Хосе Антонио Кальдерон и архитектор Антонио Бернаскони [5].
Хосе Антонио де Альсате-и-Рамирес побывал на развалинах Шочикалько и Тахина, о чем он рассказал на страницах «Гасета де литература» в 1791 г., не указав, однако, даты путешествия. В 1792 г. дон Антонио де Леон-и-Гама, физик и астроном Королевского католического университета Мехико, опубликовал большую работу о статуе богини Коатликуэ и о «Камне солнца» — двух монолитах, найденных при ремонте мостовой на площади Сокало в Мехико; к этому он добавил очерк о календаре древних мексиканцев.
Следует также упомянуть, что между 1771 и 1779 гг. вице-король Букарелли распорядился о создании университетского музея в Мехико, где были бы собраны древние индейские памятники; это решение было принято, несомненно, не без влияния Карла III, основавшего подобные музеи в других городах [2, с. 137—151].
Завоевание американцами Североамериканского Запада, начавшееся с Версальского договора 1783 г. и завершившееся Месильским (Гадсденским) договором 1853 г., прежде всего породило интерес к «большим холмам» в долине Огайо, возведение которых, как считали, не могло быть делом рук местных индейцев. Предполагалось, что их насыпали египтяне, финикийцы, ацтеки и даже инки. Как бы то ни было, был проведен ряд исследований: в кабинетных условиях, на основе книжной эрудиции и буйного воображения, и на местности, путем раскопок. Появление колонистов па территории, названной впоследствии «Юго-Западом», привело к контакту первых исследователей с местным населением, обитавшим в многолюдных оседлых поселениях. В непосредственной близости от них находились руины более древних поселений. Конечно, некоторые сведения о них, почерпнутые из рассказов испанских конкистадоров и монахов, были известны и раньше. Однако теперь перед исследователями были уже не страницы древней хроники, а осязаемая реальность.
В Соединенных Штатах в 1794 г. было создано Американское философическое общество, чей интерес к археологии проявился в 1799 г. в издании циркулярного письма членам общества, в соответствии с которым в 1812 г. было основано Американское общество антиквариев.
В Мехико с 1831 г. существовал основанный Лукасом Аламаном Национальный музей, а в 1833 г. было создано Мексиканское общество географии и статистики, первоначально носившее название Национального института географии и статистики Мексиканской республики, где часто читались доклады и об археологических исследованиях. В 1865 г. император Максимилиан Габсбург передал Национальному музею здание Монетного двора, где музей размещался до 1964 г. [2].
В 1846 г. возникает Смитсоновский институт, а в 1866 г.— музей Пибоди Гарвардского университета. Смитсоновский институт, в свою очередь, основал в 1879 г. Национальный музей и Этнологический отдел (с 1894 г.— Бюро американской этнографии).
Создание этих учреждений явилось ответом на растущий интерес к прошлому Америки. Этот интерес нашел отражение и в работах Александра Гумбольдта; хотя в них непосредственно древностям доиспанского происхождения уделяется немного места, о них постоянно говорится в связи с другими проблемами [6]. Начиная с этого времени проводятся важные исследования в Мексике, Центральной Америке и в Андской области; при этом одни исследователи пытаются доказать, что столь величественные развалины могут быть остатками лишь пришлых цивилизаций — египетской, финикийской или китайской; другие же пытались доказать, что речь идет о развитии автохтонных культур. Первые придерживались традиционного европейского взгляда на историю, вторые отстаивали новую, американистскую точку зрения.
Типичным представителем исследователей того времени был Дж. Л. Стефенс, человек образованный и пытливый. Большой успех имели его очерки о путешествиях по Египту и Ближнему Востоку, где он ознакомился с методами работы европейских археологов. Дж. Л. Стефенс, несомненно, был знаком с работами Ф. Вальдека и А. Гумбольдта. Вскоре были опубликованы две известные его работы — «Некоторые эпизоды путешествия в Центральную Америку, Чиапас и на Юкатан» (1841 г.) и «Некоторые эпизоды путешествия на Юкатан» (1843 г.). Эти работы, по мнению фон Хагена, содержат идеи «археологического монроизма»[2]. В них он призывает новых обитателей Американского континента обратиться к эстетическим ценностям, созданным древними обитателями Нового Света и стоящим в одном ряду с достижениями прочих цивилизаций. Другими словами, можно говорить о том, что древняя Америка ни в чем не уступала Египту, Греции и Риму.
В 1843 г. У. Прескотт опубликовал работу «История завоевания Мексики», которая возбудила интерес к доиспанскому периоду. Это историческое исследование можно считать выдающимся для своего времени [7]. Следует упомянуть и тот большой вклад, который внес в решение проблемы X. Банкрофт, выпустив в свет в 1882 г. фундаментальное исследование по истории Америки [8].
Однако этот период имеет также и отрицательную сторону, связанную с деятельностью музеев. Я считаю, что любой археолог-профессионал, восхищаясь археологическими экспонатами музеев, глубоко переживает тот факт, что большинство этих вещей было получено в результате грабительских раскопок, непоправимо разрушивших археологические памятники. Однако это было общепринято в то время: предметы собирались для заполнения залов и витрин, в условиях жестокой конкуренции; для этого во все страны посылались экспедиции, в которых порою военных было больше, чем ученых.
Мексике следовало защищать свои археологические ценности как от иностранных коллекционеров, так и от своих собственных. Правительство Мексики было вынуждено ввести законодательство по вопросам археологии: законы 1827 г. запрещали разграбление найденных при раскопках археологических находок и их вывоз за границу. В 1882 г. был издан закон об экспроприации в общественных интересах земель, где расположены один или несколько археологических объектов. Постановление 1868 г. напоминало местным властям, что все найденные в стране древности должны по возможности передаваться в Национальный музей и что не разрешается производить археологические раскопки лицам, не имеющим выданного правительством соответствующего разрешения. Тогда же указывалось, что не разрешается отчуждение заброшенных владений, на территории которых имеются археологические памятники, и они должны оставаться национальной собственностью, поскольку «... остатки сооружений, сохранившиеся на нашей земле от ее прошлых обитателей, должны оберегаться со всей тщательностью...» В 1885 г. была учреждена должность инспектора-хранителя археологических памятников республики. а в 1896 г. было четко определено, что в соответствии с законом археологические памятники являются собственностью нации [9, с. 121 — 145].
Интересно отметить, что эти мексиканские законы укрепляли присущий абсолютной монархии принцип государственной собственности на землю и ее недра, куда включались не только полезные ископаемые, по и, как уже говорилось, археологические памятники. Поэтому часто наши коллеги из США, работающие в Мексике, не понимают основополагающих принципов нашего законодательства, столь отличающихся в данном аспекте от принятых в их стране. Законодательство XIX в. было расширено в 1930 г. после работ Э. Томпсона в священном колодце Чичен-Ицы. В 1934 г. в закон внесены изменения, а в 1939 г. новые добавления; наконец, в 1972 г. было принято еще одно новое, значительно более жесткое и детальное законодательство, берущее под защиту наше культурное наследие. Но одних законов для этого мало, необходимо воспитывать в народе уважение к реликвиям прошлого, а также готовить специалистов для проведения необходимых исследований.
Еще в 1558 г. в Королевском католическом университете Мехико была организована кафедра индейских языков, которым обучали также будущих монахов и священников в монастырях. Однако лишь в 1895 г. некоторым местным языкам стали обучать в светских учебных заведениях. В это же время в Национальном музее был создан Отдел антропологии, который с 1907 г. занимается также изучением археологии и этнографии, а с 1909 г.— физической антропологии.
Президент Колумбийского университета США Н. М. Батлер еще в 4904 г. вынашивал идею организации в Мексике центра по изучению американской этнографии и археологии путем объединения усилий ряда американских университетов, некоторых европейских стран и научных учреждений Мексики. В 1910 г. Ф. Боас и Э. Зелер предприняли новые попытки в этом направлении.
В 1911 г. была открыта Международная школа американской археологии и этнографии. Ее членами-основателями явились Пенсильванский, Гарвардский и Колумбийский университеты, Американо-Испанское общество, а также правительства Соединенных Штатов, Пруссии, Франции и Мексики [10, с. 235—262].
Ф. Боас начал чтение лекций в Мехико, в Высшей школе, с 1910 г. За время своего пребывания в Мексике он ознакомился в общих чертах с развитием археолого-этнографических исследований, и это позволило ему разработать план решения основных проблем археологии. Одной из них была археология долины Мехико. Ее решению был посвящен ряд работ, среди которых выделяются работы мексиканца Мануэля Гамио.
В 1906—1908 гг. Мануэль Гамио прослушал в Мексиканском Национальном музее курсы археологии, этнографии и физической антропологии. Затем с 1909 по 1911 г. он учился в Колумбийском университете. В это же время он принял участие в организованной Музеем американских индейцев экспедиции в Эквадор, которую возглавил М. Савий. Мануэль Гамио закончил университет в 1911 г., в 1921 г. ему было присвоено звание доктора, а в 1948 г. Колумбийским университетом — звание почетного доктора наук. По возвращении в Мексику в 1911 г. Мануэль Гамио проводит ряд раскопок, самыми известными из которых явились раскопки в Сан Мигель Амантле, так как именно там впервые была применена стратиграфическая фиксация находок по слоям, величина которых определялась как фактической мощностью природных напластований, так и количеством находок. Эти находки, прежде всего керамика, анализировались, классифицировались и сравнивались между собой с учетом их общего количества в каждом слое. Результаты этих новаторских исследований были представлены в 1912 г. в Мехико на выставке, организованной Международной школой [11, с. 1 — 22].
Это фундаментальное археологическое исследование было, несомненно, первым, осуществленным совместными усилиями Соединенных Штатов, Мексики и Германии. Следует упомянуть, что в это время в Международной школе работали: Альфред М. Тоззер, Дж. Олден Мэсон, Джордж Энгерранд и Эдуард Зелер. Хотя упомянутые ученые и оказали известное влияние на Мануэля Гамио, необходимо признать, что замысел исследования и его результаты, опубликованные в книге «Население долины Теотихуакан» в 1922 г., целиком принадлежат мексиканскому ученому [10, с. 235—2(12].
Идеологической основой своей деятельности М. Гамио считал вовлечение индейского крестьянства в активную жизнь нации. Для этого, по его мнению, необходимо исследовать не только современное положение индейцев, но и их происхождение, прошлое и особенности окружающей их природной среды. Подобная постановка вопроса была для того времени уникальной, и работы, проведенные в Теотихуакане, в течение многих лет оставались примером для подражания [12].
М. Гамио был также выдающимся организатором науки. Именно ему мы обязаны созданием первого в Мексике официального археологического учреждения в 1917 г. — Управления археологических и этнографических исследований, переименованного в 1921 г. в Антропологическое управление. Любопытно, что это учреждение оставалось в составе Министерства земледелия до 1925 г., когда оно перешло в подчинение Министерства народного образования. В 1939 г., слившись вместе с другими государственными учреждениями, это Управление превратилось в Национальный институт антропологии и истории.
В 1937 г. Национальный политехнический институт основал Национальную школу антропологии при Национальной школе биологических наук, и в 1942 г. эта школа была включена в состав Национального института антропологии и истории [10, с. 235—262]. С самого начала своей деятельности Национальная школа антропологии сотрудничала с Институтом общественных наук Калифорнийского университета по программе изучения Западной Мексики и, в частности, памятников индейцев-тарасков. Некоторые из первых исследований, осуществлявшихся там, были чисто археологическими; позднее, когда к проведению работ присоединился Институт социальной антропологии Смитсоновского института, ставший их руководителем, основные усилия, естественно, направлялись в область социальной антропологии.
В 30-х — 40-х годах группой североамериканских археологов в Мексике был проведен ряд раскопок. Вместе с раскопками, осуществленными в это же время мексиканскими археологами, они легли в основу периодизации конкретных памятников и целых областей, при этом попользовались методы стратиграфии и установления хронологии путем сопоставления и корреляции, затем к ним добавился и радиокарбонный метод. Эти работы, а также изучение календаря майя легли в основу всех хронологических построений мексиканской археологии [10, с. 235—262].
С начала 20-х годов на территории майя начал работать Институт Карнеги, но его исследования подверглись критике за то, что они были преимущественно описательными, без каких-либо попыток общей интерпретации материала. Хотя эта критика справедлива, полученные работами Института конкретные данные представляют несомненную ценность. Доказательством этого служат монографии общего характера, основанные на материалах, добытых экспедициями Института Карнеги. Отрицательным моментом в его деятельности можно считать реконструкции архитектурных сооружений, но не потому, что они были плохо выполнены, а лишь потому, что благодаря пм возникло отношение к реставрированным археологическим памятникам прежде всего как объектам туризма. А это тяжело отразилось на развитии нашей науки. Однако вина за это ложится, в сущности, не на Институт Карнеги, а на распространение археологического туризма, который породил «туристическую археологию», примерами чего служат Теотихуакан, Ушмаль, Чолула, Теотенанго и т. д. [1, с. 88-129].
В 1940 г. был основан городской колледж Мехико, где мексиканские преподаватели подготовили большую группу археологов из США. многие из которых одновременно вели те или иные курсы в Национальной школе антропологии и истории. Подготовка национальных и иностранных кадров археологов в Мексике оставалась в руках мексиканцев.
В настоящее время развитие археологии в Мексике законодательно возложено на Национальный институт антропологии и истории. Институт обладает также правом выдачи разрешений на проведение работ мексиканским и иностранным археологам. Национальный институт антропологии и истории имеет ряд археологических отделов. Национальный музей антропологии является исключительно местом экспонирования и хранения материала, хотя его сотрудники, чтобы не потерять профессиональный навык, также периодически работают в археологических экспедициях [13]. Порою из-за исследовательской деятельности Института его смешивают с учреждениями университетского типа; это вытекает также из существенных различий в подходе к археологическим памятникам в Мексике и в США.
С момента своего основания Национальный институт антропологии и истории был свидетелем ряда перемен в археологии США. Этап «музейных поставщиков» сменился там этапом независимых исследований, финансируемых университетами, предоставляющими определенные суммы для проведения фундаментальных работ, которые составили так называемый период «исторической классификации». Это был также этап крупных экспедиций, имевших большие средства для выполнения долгосрочных исследований [1, с. 131 — 178].
Но постепенно стали появляться лица, которых можно охарактеризовать как «проводящих отпуск в Мексике». Не располагая крупными средствами, они использовали летние месяцы для осуществления небольших раскопок. О деятельности подобного рода «исследователей» порою становилось известно лишь из небольшого доклада, прочитанного на той или иной археологической конференции; эти доклады назывались обычно «предварительными отчетами», однако по большей части на этом все и кончалось.
В настоящее время в Мексике работают археологи, осуществляющие многолетние исследовательские программы. Некоторые из них имеют серьезный недостаток: для быстрого получения результатов зачастую поступаются качеством исследований. Это связано с необходимостью немедленной демонстрации конкретных результатов для дальнейшего финансирования работ. Вследствие ограниченности средств к работам часто привлекаются студенты, которые не только используются в качестве рабочей силы, но и должны также оплатить стоимость проезда и даже нести часть общих расходов по экспедиции. Однако подобная практика, как и так называемые «полевые школы», теперь запрещены.
Одним из вариантов крупных программ в последние годы являются разного рода теоретические разработки, представляющие, по сути дела, не более чем умозрительные построения. Для реализации таких программ необходимы, однако, значительные затраты и самые экзотические манипуляции, в результате которых в некоторых случаях доказывается очевидное, но в самых «научных терминах», которыми так грешит «новая археология» [1, с. 183—189]. Следует вспомнить, что представители этой «новой археологии» всегда оказывались не в состоянии работать в тех районах, где предварительно не поработали сторонники «старой» «и пришедшей в упадок» археологии, и что все их модели имеют в основе традиционную археологию. Им удалось сделать некоторые уточнения, однако лишь за счет лучшей технической оснащенности. Я не верю в существование «старой» или «новой» археологии. Я искренне верю просто в археологию, которая является продуктом своего времени. Однако я признаю, что была, есть и всегда будет «хорошая» археология и «плохая» археология.
Как уже указывалось, в Мексике работали и работают многие археологи из США, и это объясняется не в последнюю очередь экономическими причинами, поскольку стоимость проезда невелика, а обменный курс валют приемлем. Надо при этом отметить, что сейчас среди работающих в Мексике американцев образовалась группа людей с высоким профессиональным уровнем.
По моему мнению, в настоящее время как мексиканская, так и американская археология переживает интересный момент в своем развитии, связанный с осмыслением самого предмета археологической науки. В Соединенных Штатах есть сторонники «изменений» и «системного подхода», «процессуальной археологии» и даже «социальной археологии». Некоторые из нас, кто не согласен с тезисом, что «археология — это либо антропология, либо ничто», напротив, считают, что археология — это общественная наука. Вспомним, что еще в 1942 г. Гордон Чайлд утверждал: «или во главе общественных наук стоит история, или же они не существуют как таковые» [14, с. 49—60].
В заключение можно подчеркнуть, что археологи из США являются сторонниками либо чисто полевой, либо теоретической археологии, в то время как мы, кроме этого, вкладываем в археологию историческое и общественное содержание.
Мы спокойно смотрим на фейерверк работ о «системах и изменениях», поскольку деятельность их авторов полностью оторвана от реальной действительности. Без исторического подхода к предмету невозможно понять ни «систем», ни «изменений». Не может быть человека без корней, без прошлого. Североамериканские археологи оценивают сейчас все происходившее лишь с позиций своей двухвековой истории, и им пока трудно понять тех, кто, как мы, мексиканцы, имеет многовековое прошлое.
ЛИТЕРАТУРА
- Willey G. R. Sabloff J. A. A History of American Archaeology. San Francisco, 1973.
- Bernal I. Cien anos de arqueología mexicana. 1780—1880.— Cuadernos Americanos, 11 (2). México, 1952.
- Zea L. La Filosofía en México. V. 1—2. México, 1955.
- Xiran R. Introducción a la Historia de la Filosofía (Tercera Edición). México. 1971.
- Ballesteros Gaibrois M. Nuevas noticias sobre Palenque de un manuscrito del siglo XVIII.— Cuadernos del Instituto de Investigaciones Históricas. No. 11. México. 1960.
- Ortega y Medina J. A. Estudio preliminar, revisión del texto, cotejos, notas y anexos al «Ensayo político sobre el Reino de la Nueva España», de Alexander von Humboldt. México. 1966.
- Ortega y Medina J. A. Prólogo, notas y apéndices a la «Historia de la Conquista de México» de William H. Prescott. México, 1970.
- Bancroft H. H. The Native Races. San Francisco. 1882.
- Bernal I. La arqueología mexicana de 1880 a la fecha.— Cuadernos Americanos. 11 (6). Mexico, 1952.
- Bernal I. La arqueología mexicana del siglo veinte.— Memorias del Congreso Científico Mexicano, 13. México. 1953.
- Strug D. Manuel Gamio. The Escuela Internacional and the Origin of Stratigraphic Excavations in the America. Ms. Columbia University. N. Y., 1970.
- Villero L. Los grandes momentos del indigenismo en México, 1950.
- Disposiciones legales del Patrimonio Cultural. México, 1980.
- Childe V. G. Archaeology as a Social Science. L., 1946.
J.L. Lorenzo
MEXICAN ARCHAEOLOGY AND NORTH AMERICAN ARCHAEOLOGISTS
Summary
The article by a prominent Mexican archaeologist deals with the emergence and development of Mexican archaeology and relations between Mexican and North American scholars. It presents a considerable interest for the history of world archaeology.
Источник – «Советская Археология», № 4, 1983. Изд-во «Наука», Институт археологии РАН, Москва
[1] Анахуак (Anahuac) — так ацтеки называли долину Мехико и прилегающие к ней районы.
[2] Доктрина Монро — декларация принципов внешней политик» США. провозглашенная в форме послания президента США Дж. Монро конгрессу 2 декабря 1823 г. Разработана в связи с угрозой интервенции Священного союза в Латинскую Америку в целях восстановления господства Испании в ее американских владениях. В послании выдвигался принцип разделения мира на европейскую и американскую системы и провозглашалась идея невмешательства США во внутренние дела европейских стран и соответственно невмешательства последних во внутренние дела стран Американского континента (отсюда принцип «Америка для американцев»). В данном случае имеется в виду распространение принципов доктрины Монро на археологию.