Находки 2015 года в Ла-Короне и Эль-Ачиотале
Сайт «Мир индейцев» уже сообщал о том, что в городище Ла-Корона, одном из важных центров цивилизации майя классического периода, весной этого года были найдены новые иероглифические надписи.[i] Какие либо подробные комментарии или фотографии находок в открытых источниках в то время отсутствовали, поэтому мы обещали читателям вернуться к этой теме по мере поступления дополнительной информации. Именно более детальному рассказу о новых памятниках и будет посвящена настоящая заметка.
Марчелло Кануто с коллегой рядом со стелой 1 из Эль-Ачиоталя
Итак, команда «Археологического проекта Ла-Короны» в 2015 году проводила раскопки в этом городище, а также в расположенном примерно в 20 км на восток от него небольшом городище Эль-Ачиоталь. Последний, по оценкам археологов, достиг расцвета между 400 годом до нашей эры и 550 годом нашей эры, то есть в поздний доклассический и ранний классический период. Эль-Ачиоталь, несомненно, служил резиденцией для царской династии, на фресках из этого городища изображены символы власти священного владыки.[ii] В этом году там были найдены два фрагмента разбитого монумента, стелы 1. Хотя Эль-Ачиоталь очень пострадал от мародеров, стела сравнительно хорошо сохранилась, поскольку майя еще в древности «захоронили» ее части внутри закрытого святилища. На лицевой стороне монумента изображен правитель Эль-Ачиоталя, тогда как тыльная сторона покрыта иероглифической надписью. По словам эпиграфиста Дэвида Стюарта, стела датируется 418 годом, то есть относится к раннему классическому периоду и в то же время к последнему этапу в истории Эль-Ачиоталя. Говоря о значении находки, Стюарт особо подчеркнул, что рубеж IV-V веков – это время больших трансформаций в центральной области майя, связанных с прибытием туда в 378 году из Теотиуакана военачальника Сихйах-К’ахк’а и установлением нового политического порядка, опорой которого стал Тикаль. Правитель Эль-Ачиоталя пришел к власти вскоре после этих бурных событий, поэтому есть надежда, что новая стела поможет исследователям узнать больше об одной из знаменательных вех в политической истории майя.[iii]
Стела 1 из Эль-Ачиоталя. Портрет правителя
Интересные открытия ожидали ученых и в самой Ла-Короне. При раскопках дворца в городище были найдены два скульптурных блока, возможно, панели или ступени иероглифической лестницы. Оба некогда являлись частью более крупных монументов, еще в древности их извлекли из оригинального контекста и перенесли во дворец. В настоящее время эти памятники предварительно обозначены как элемент 55 и элемент 56 из Ла-Короны, по мере дальнейшего изучения эти обозначения могут быть изменены или уточнены.[iv]
Археологи Максиме Ламоре и Марчелло Кануто с элементом 55 из Ла-Короны
На элементе 55 представлено изображение танцующего правителя, сопровождаемое короткой иероглифической подписью. Из этого текста следует, что танец состоялся в день окончания календарного десятилетия 9.13.10.0.0, 7 Ахав 3 Кумк’у (26 января 702 года), а исполнил его «Священный Канульский Владыка», известный в литературе как Йукноом-Тоок’-К’авииль. По всей вероятности, изначально рядом с ним был изображен еще один танцор, местный правитель из Сакникте’ (Ла-Корона), но теперь вторая половина сцены утрачена. Добавим, что Йукноом-Тоок’-К’авииль назван в новой надписи «восточным калоомте’». Титул калоомте’ считался высшим в политической иерархии майя классического периода и сопоставим с европейским «император». О происхождении и точном значении титула ведутся споры, но был тесно связан со сторонами света и неким образом отражал представления майя об общем политическом пространстве. Расширенная форма «восточный калоомте’» до сих пор встречалась редко и присутствует в частности на стеле 9 из городища Ламанай (Белиз). В надписи из Йашчилана «восточной калоомте’» названа канульская царевна, супруга местного правителя. Теперь понятно, что такой же титул мог носить и сам канульский владыка. Весьма любопытно, что извечные и самые опасные враги канульских царей, «Священные Кукульские Владыки» (династия Тикаля) вели свое происхождение от «западного калоомте’», правителя Теотиуакана. Было бы очень заманчиво увидеть здесь сознательное противопоставление, но у нас слишком мало данных для широких выводов.[v]
Элемент 55 из Ла-Короны
Элемент 56 не содержит изображений, зато на нем представлен длинный и насыщенный событиями иероглифический текст. Первая часть монумента опять-таки утрачена, поэтому рассказ начинается с середины. Главный герой повествования – правитель Сакникте’, имя которого традиционно читалось Чак-Ак’аач-Йук, хотя на новом монументе он четко записан как Чак-Ак’-Паат-Куй и, скорее всего, именно такое чтение имени теперь станет общепринятым. На элементе 56 очень подробно, буквально по дням, описан путь царевича Чак-Ак’-Паат-Куйа на отцовский трон в августе-сентябре 689 года. Ярко показано, сколь сложным, долгим и многоэтапным процессом была подготовка к коронации нового правителя. Особое внимание уделяется взаимоотношениям Чак-Ак’-Паат-Куйа с сюзереном, «Священным Канульским Владыкой» Йукноом-Йич’аахк-К’ахк’ом (предшественник Йукноом-Тоок’-К’авииля, о котором говорилось выше). Собственно, царевич прошел через все подготовительные обряды (включавшие одевание особого ритуального костюма, повязание налобной повязки и посещение некоего места) и был объявлен новым царем еще в Чиикнаахбе (Калакмуль), столице Канульской державы. Лишь в день 9.12.17.8.18, 3 Эц’наб 1 Кех (28 сентября 689 года), через семнадцать дней после собственной коронации, он прибыл в родное Сакникте’, в котором теперь должен был править. Одним из первых начинаний Чак-Ак’-Паат-Куйа стало почитание памяти своих родителей, для которых он в 690 году освятил поминальный храм (буквально «опочивальню»).[vi]
Элемент 56 из Ла-Короны
Таким образом, обе новые надписи из Ла-Короны в очередной раз привлекают исследователей к проблеме взаимоотношений между царскими дворами Сакникте’ и Кануля. Очевидно, что две династии были тесно связаны между собой, принадлежавшие к ним цари часто встречались и проводили совместные церемонии. В заключение хотелось бы еще раз отметить тот примечательный факт, что как стела 1 из Эль-Ачиоталя, так и обе скульптуры из Ла-Короны были еще в древности разбиты на куски и спрятаны в закрытых помещениях. Именно благодаря этому обстоятельству они хорошо сохранились до настоящего времени.
[i] Смотрите: В городище Ла-Корона найдены новые надписи. URL: http://www.indiansworld.org/News/v-gorodishche-la-korona-naydeny-novye-nadpisi.html
[ii] El Achiotal Archaeological Investigations. URL: http://science.nationalgeographic.com/science/archaeology/el-achiotal-project/
[iii] Archaeologists Unearth Key Maya Monuments. Press release of La Corona Archaeological Project. URL: http://mari.tulane.edu/PRALC/Files/Press%20Release_2015_final_english.pdf
[iv] О новой системе обозначения монументов из Ла-Короны смотрите: Stuart D., Canuto M., Barrientos T. The Nomenclature of La Corona Sculpture // La Corona Notes 1(2), 2015. URL: http://www.mesoweb.com/LaCorona/LaCoronaNotes02.pdf
[v] Следует принять во внимание, что Ла-Корона расположена на юго-запад от Калакмуля. Возможно, Йукноом-Тоок’-К’авииль назван «восточным калоомте’» именно потому, что он был с востока, то есть из Кануля.
[vi] Прорисовки элементов 55 и 56 из Ла-Короны, а также более подробный анализ содержания их надписей смотрите в: Stuart D., Canuto M., Barrientos T. et al. Preliminary Notes on Two Recently Discovered Inscriptions from La Corona, Guatemala // Maya Decipherment: A Weblog on the Ancient Maya Script, July 17, 2015. URL: https://decipherment.wordpress.com/2015/07/17/preliminary-notes-on-two-recently-discovered-inscriptions-from-la-corona-guatemala/