В какую нежить верили индейцы науа?
Дмитрий Иванов
вопрос:
Уважаемые эксперты!
В доступной мне литературе по мифологии народов Месоамерики нигде нет данных, что имелись какие-либо верования в духов умерших. Только есть сообщения о том, как царицы майя вызывали образы предков из пастей змеев. Пожалуйста, расскажите, были ли у народов Месоамерики верования в нежить, сходные с нашими (привидения, возвращенцы с того света, вурдалаки, зомби, некромантия и пр.) или же таковых не было, особенно хотелось бы узнать про ацтеков и др. науа, так как создаётся такое впечатления, будто подобных персонаже у них не было совсем.
Заранее спасибо за ответ,
с уважением Дмитрий Иванов.
Калюта Анастасия Валерьевна — к.и.н, научный сотрудник высшей категории, Российский этнографический музей.
ответ от 04.09.2015 г.:
Могу сказать, что с злобными и опасными существами «не от мира сего» до прихода испанцев у науа было все в порядке. По их представлениям мир буквально был наводнен духами, причем по большей части зловредными и особенно активными по ночам.
Поэтому, например, беременной женщине ночью не рекомендовалось выходить из дома, а если уж было крайне необходимо, то нужно было взять с собой и спрятать под одеждой обсидиановое лезвие в качестве защиты от ....
- черепов, прыгающих по дорогам и летающих в воздухе и кусающих запоздалых путников за лодыжки,
- оборотней-науалей, принимающих вид любых животных, в том числе хищных зверей и ядовитых змей, нападающих на людей.
- крошечной и заросшей волосами с головы до ног женщины, имеющий способность ходить/пятиться задом вперед.
- ночных ветров (ehecatl), которых нельзя было увидеть, зато можно было услышать в качестве неясно бормочущих голосов и жуткого смеха, пугающих людей до смерти или по меньшей мере до серьезной болезни. Меня лично мои информаторы в Науапане предупреждали об опасностях встречи с «ветрами» в темноте в 2004 г., причем вполне серьезно.
- Тескатлипока имел обыкновение ночами спускаться на землю и принимать различные пугающие обличья на «радость» людям. Самым страшным считалось его воплощение в качестве человеческой фигуры без головы и с двумя створками на груди, которые при ударе друг о друга издавали звук, похожий на стук топора. Впрочем, молодым воинам, которые вступали в бой с этим существом, могла улыбнуться удача. В награду за храбрость они получали от Тескатлипоки агавовые шипы, количество которых равнялось количеству пленных, которых они возьмут в предстоящем бою. Но те кто бежали от него, погибали.
Следует добавить сюда цицимиме, скелетообразных существ, которые по наступлении конца света должны были спуститься с небес и пожрать всех людей и сиуатетео, женщин умерших при родах, которые часто отождествлялись с цицимиме. Каждые четыре года в дни 13-дневного цикла, начинавшегося со знака 1 Орел, они спускались на землю причем среди бела дня, насылая паралич на всех встречных, особенно детей. По этой причине детей из дома в эти не выпускали и сами старались не выходить.
Сейчас свойство вредить детям в частности пить их кровь приписывается науалям, которые так и летают по ночам в виде огненных шаров. Что касается духов, то каждый умерший им становился, но возможности вредить окружающим или возвращаться на землю имелись далеко не у всех. Духи воинов, павших в битве через 4 года возвращались на землю, превратившись в бабочек, колибри, розовых колпиц и других птиц с красивым оперением.
Про женщин, умерших в родах, смотри выше. В Примерос Мемориалес Саагуна есть рассказ о преждевременной смерти, пребывании в Тлалокане и воскресении знатной женщины по имени Кецальпетлатль. Позже другой францисканец Хуан де Торкемада переделал его в рассказ о смерти и воскресении сестры Мотекусомы Шокойоцина Папанцин. Один английский писатель, большой любитель мистики, использовал его в своей повести «Дочь Монтесумы». Но, естественно Папан встретилась с ангелом и приняла после прихода испанцев крещения.