В поисках империи команчей
Народ, называвший себя нумуну «настоящие люди» и получивший от соседей название команчи «враги», доминировал на Великих равнинах в течение двух столетий, но от этого периода истории команчей сохранилось крайне мало материальных свидетельство. Лишь в XXI веке археологи нашли наскальные рисунки команчей в штате Нью-Мексико.
Команчи говорят на языке юто-ацтекской семьи, их близкие родственники – шошоны. Когда-то предки команчей были охотниками и собирателями, жившими небольшими общинами в Скалистых горах, по берегам реки Платт. В XVI веке они пришли в район Великих равнин и сменили жизненный уклад, став охотниками на бизонов. В 1680 году южнее мест, где жили команчи, произошло событие, повлиявшее и на их судьбу. В долине Рио-Гранде индейский народ пуэбло восстал против захвативших их земли испанцев и изгнал их с обширной территории. В руках индейцев остались принадлежавшие испанцам лошади. Сначала коневодством занялись пуэбло и юте, затем от них искусство верховой езды переняли и их соседи команчи. С тех пор основным занятие команчей стала конная кочевая охота на бизонов.
К началу XVIII века, когда команчи впервые попали в поле зрение европейцев, они начинали свою экспансию на юго-западе современных Соединенных Штатов, вытесняя другие народы, и к середине века контролировали обширные территории Великих равнин, включавшие современные штаты Нью-Мексико, Техас, запад Оклахомы, юго-восток Колорадо и юго-запад Канзаса. Территория, где главенствовали команчи, получила название Команчерия, а сами они называли ее Нумунуу Соокобиту. В период расцвета общая численность команчей достигала 45 тысяч человек. В течение XIX века они неоднократно совершали успешные воинские походы на Мексику и успешно противостояли, наступавшим на их границы испанцам, мексиканцам и американцам.
Профессор Оксфордского университета Пекка Хямяляйнен, посвятивший команчам книгу, считает их земли кочевой империей, в которой была развиты внутренние торговые связи и влияние которой испытывали народы от Мексики до Канады. Хотя команчи не имели единовластного правления и всегда оставались разделенными на несколько групп, они были способны в случае необходимости быстро выставить конную армию численностью несколько тысяч. Многие поселения европейцев на юго-западе были больше связаны экономически и политически с индейской конфедерацией команчей, чем со своим номинальным правительством в Мексике. По мнению историка, причиной, по которой они уступили, в конце концов, европейцам, была не слабость в военной организации, а эпидемии оспы и холеры конца 1840-х годов.
Однако, хотя команчи контролировали большую территорию в течение двух веков, свидетельства их жизни были практически неизвестны археологам. «Мы считали, что культура команчей была направлена на то, чтобы оставаться невидимыми, избегать обнаружения, – признавался археолог из Барнард-колледжа Северин Фаулз (Severin Fowles). – Если кавалеристы США не могли найти никаких следов лагеря команчей спустя несколько дней, после того, как те совершили нападение, то на что могли надеяться археологи, разыскивающие его через двести лет».
В 2007 году Северин Фаулз и его коллеги начали масштабную экспедицию, посвященную исследованию ущелья Рио-Гранде к западу от города Таос (штат Нью-Мексико). Основной их целью был поиск артефактов эпохи древнейших племен охотников и собирателей юго-запада (7000 – 2000 лет назад). Им удалось найти немало каменных святилищ и наскальных надписей, созданных предками народа пуэбло. Не желая пропустить никаких древних свидетельств, Фаулз дал своей команде указание фиксировать все встреченные изображения на скалах, включая современные. В результате экспедиция собрала немало знаков, оставленных пастухами XIX века, и надписей, сделанных нынешними туристами. Но ученым неоднократно попадались странные рисунки, точный возраст которых нельзя было установить.
Наскальные рисунки из Виста-Верде. Фигуры воинов с пиками на лошадях, а также лошадей без всадников. Предположительно, изображает поход с целью захвата лошадей, характерный для воинов-команчей.
Наиболее часто среди таких изображений попадались рисунки треугольников. «Мы задавались вопросом, какой чудак так любил изображать треугольники», - вспоминал потом Северин Фаул. Наконец, летом 2008 года участница экспедиции Энни Деннис (Annie Dennis) из Колумбийского университета обнаружила валун с рисунками, с помощью которого удалось идентифицировать создателей странных изображений. На камне под слоями граффити XIX и XX веков оказались не только треугольники, но и вполне узнаваемые изображения лошадей и церемониальных кожаных мешков, известных под французским названием «парфлеш». После того, как стало понятным, что рисунки были созданы в эпоху команчей, разрешилась и загадка треугольников. Так изображались типи – традиционные жилища индейцев Великих равнин.
Воин с круглым щитом и луком ведет перестрелку с противником (слева). Справа к нему на помощь приходит товарищ.
После того, как археологи научились распознавать рисунки команчей, они стали находить их чаще. Наиболее много их оказалось на базальтовых горных хребтах, окружавших впадину, известную под названием Виста-Верде. На скалах были изображены табуны лошадей, сражения, ритуальные предметы и целые деревни из типи. Возможно, рисунки были расположены вдоль горной тропы, которой индейцы пользовались в течение десятилетий.
Около двух десятков типи и лошади с всадниками. Один из самых распространенных сюжетов.
В XVIII веке команчи использовали каньон для нападений на испанские поселения, до которых было всего полдня езды на лошади, или же для торговых поездок к ним же. На изображениях некоторых воинов видны характерные головные уборы народа юте, который тогда был союзником команчей. Интересны изображения индейских воинов в необычных капюшонах. Согласно устным преданиям, команчи захватывали капюшоны католических миссионеров и потом носили их в походах.
Многочисленные батальные сцены, встреченные на скалах, ученые считают повествованиями о случившемся в походах. Возле некоторых из воинов на рисунках начинаются извилистые линии, которые ведут к изображениям их противников. Возможно, это указания на взятых пленников или поверженных врагов. Поскольку боевые подвиги были крайне важны для престижа молодых команчей среди соплеменников, поэтому их следовало обязательно отобразить.
Наскальный рисунок с возможным изображением кометы.
На одном из камней возле Виста-Верде над лошадью виден неизвестный вытянутый объект. По мнению современного представителя народа команчей Джимми Артерберри (Jimmy Arterberry), там изображена комета 1680 года, которая была видна даже днем.
Источник – Полит.Ру
Деталь рисунку, где индеец, возможно, объезжает дикую лошадь. Индеец верхом на лошади в верхнем левом углу. Позади него развивается его головной убор. Прорисовка: Severin Fowles.
На рисунке запечатлён вероятный набег команчей на стоянку типи. Внизу слева воин на коне связан полосками с другим мужчиной - это может указывать на подсчёт ку. Прорисовка: Severin Fowles.
На рисунке запечатлёны различные пешие воины со щитами и в головных уборах. Инициалы ET (вверху слева), возможно, сделан каким-либо ковбоем или же современным туристом. Линии, связывающие людей, могу указывать на подсчёт ку. Прорисовка: Severin Fowles.