Загадочные мексиканские фигурки
Некоторыми из месоамериканских самых интригующих артефактов очень восхищались, но до недавнего времени мало кто знал что-либо о них.
В музее Гилкриз университета Талсы археологи Роберт Пикеринг и Шэрил Смолвуд-Робертс используют медицинский эндоскоп, чтобы определить подлинность керамических фигурок из западномексиканского штата Наярит.
Весьма высоки шансы, что и у Вашего местного музея есть коллекция отличительных керамических фигурок из западной Мексики. На них могут изображаться воины, музыканты, игроки в мяч, семьи и даже небольшие собачки. Эти эксцентричные артефакты впервые привлекли к себе внимание в 30-х гг. прошлого столетия, когда художники Фрида Кало и Диего Ривера начали формировать свою коллекцию из данных фигурок. Их появление стало результатом грабежей древних захоронений западной Мексики: штатов Наярит, Халиско и Колима. В то время считалось, что эти статуэтки были сделаны тарасками, современниками ацтеков. Кало и Ривера высоко оценили фигурки, называя их лучшим художественным выражением доколумбового искусства. С приобретением известности у остального мира, коллекционеры, в частности мексиканские и калифорнийские, взвинтили на них цены, что, в свою очередь, привело к увеличению скорости разграбления памятников в западной Мексике. Следствием популярности и высокой цены стало наводнение рынка древностей подделками, которые оседали как в частных так и в музейных коллекциях. К 1960-м годам фигурки настолько популярны, что большая коллекция актёра Винсента Прайса участвует на страницах журнала в рекламе Калуа, ликёра с кофейным вкусом. Как раз к этому времени археологи определили, что статуэтки не были сделаны тарасками – им было 2000 лет и они были сделаны людьми культуры, которую учёные назвали Культурой шахтовых могил (по форме гробниц, где были захоронены фигурки).
2000-летняя фигурка музыканта из шт. Наярит, играющего на инструменте из черепашьего панциря при помощи оленьего рога.
Данные статуэтки стали иконой западной Мексики, однако их истинные значения до сих пор остаются непонятными для учёных. По большей части это произошло из-за того, что огромное количество фигурок были изъяты из своего археологического контекста грабителями. Тем не менее, технологии последних двадцати лет позволяют учёным проводить исследования фигурок из музейных коллекций. Так, исследователи пытаются узнать каков посыл данных статуэток, что они хотят нам рассказать? Совместно с археологами, раскапывающими памятники Культуры шахтовых могил, им удаётся взглянуть по-новому не только на сами статуэтки, но и на то, как жили древние люди, их сделавшие.
Две стилистически разные фигурки из Наярита. Женщины положили свои руки на бока своих животов, что может означать их беременность.
Для археолога Роберта Пикеринга, куратора музея Гилкриз университета Талсы, тысячи западномексиканских фигурок из коллекции музея представляют собой непочатый источник информации. «Есть у нас все эти прекрасные фигурки, - говорит археолог. – Но они все вырваны из контекста и многие считали, что они не представляют ценности для исследований». Но г-н Пикеринг думает обратное – все они, прямо как фотоснимок, показывают множество деталей одежды, украшений, в т.ч. нательных и могут обеспечить нас ключом к разгадке жизни древних людей. Но сначала, зная о проникших в музейные коллекции подделках, Пикерингу необходимо отличить аутентичные древние предметы от современного новодела.
Рассчитывая на свои познания, приобретённые им будучи судебным антропологом, Пикеринг начал детальное изучение полых предметов при помощи медицинского эндоскопа. Кураторы и консерваторы прошлого, действуя из лучших побуждений, вычистили фигурки снаружи, удаляя, таким образом, и все индикаторы аутентичности. Однако, как надеется г-н Пикеринг, более пристальное изучение внутренней части фигурок может помочь ему отличить оригинальный артефакт от подделки. И предчувствие не обмануло его. Археолог сделал удивительное открытие: высушенные куколки насекомых, как промежуточные формы между личинкой и взрослой особью, до сих пор находятся прикреплёнными к внутренней поверхности многих артефактов и в некоторых случаях их можно датировать радиоуглеродным методом. Из 1500 изученных археологом с коллегой Шэрил Смолвуд-Робертс предметов, 700 имели останки древних насекомых. Их присутствие без сомнения указывает на подлинность фигурок, однако отсутствие ещё не обязательно означает подделку. Сканируя аутентичные предметы рентгеновским компьютерным томографом, исследователи могут увидеть, как они были сделаны – так можно сравнить их с теми, где не были обнаружены куколки насекомых. Таким образом учёные могут отсортировать подделки и несколько таких были обнаружены Пикерингом в его собственной музейной коллекции. Так, была определена, как фейк любопытная аутентичная фигурка собаки с добавленной в наше время человеческой маской.
Эта аутентичная фигурка собаки из штата Колима носит добавленную в наше время человеческую маску.
Когда тяжёлый труд по определению подлинности был завершён, Пикеринг и Смолвуд-Робертс смогли заняться вопросами, которые на самом деле их интересуют: что изображают предметы и каково их реальное значение? Они начали с оформления анкеты для каждой из фигурок с ок. 70 пунктами, куда в т.ч. входили следующие: позиция тела, пол, возраст, украшение – так была сформирована объёмная база данных. «На стили мы не сильно обращали внимание, пока анализировали огромный объём деталей, вместе составляющих значение фигурок», - говорит г-н Пикеринг.
В прошлом учёные были склонны видеть в этих фигурках отображения божеств, однако, у г-на Пикеринга другая теория. «В основном в Месоамерике художественные изображения были царственными портретами правителей или божеств этих царств, - отмечает учёный. – Но я вижу в этих фигурках точное отображение жизни [общества] не похожим на остальную часть Месоамерики способом». Вполне возможно, что их помещали в захоронения для отражения статуса усопшего, которого он достиг при жизни. Пикеринг указывает на то, что среди часто встречающихся фигурок женщины с руками на боках живота, что может указывать на их беременность. «Но это также может указывать на что-то, что является не просто фактом беременности, - говорит Пикеринг. – Возможно, так указывается факт первой беременности или понятие вождя, или здесь как-то отмечена важная свадьба». Изображения музыкантов, воинов или гончарных дел мастеров может указывать на прижизненную роль умершего в обществе. Представляли они настоящих личностей или были просто отображением типов, фигурки могут позволить учёным детально реконструировать социальный статус в древней западной Мексике.
Пикеринг и Смолвуд-Робертс сейчас работают с другими специалистами, анализируя осадок на некоторых предметах, особенно тех, которые изображают несущие чаши – возможно, в них когда-то был напиток брожения. Недавно они стали использовать рентгеновскую флуоресцентную пушку, позволяющую им реконструировать пигменты, невидимые глазу. Одновременно они продолжают посещать другие музеи, собирая информацию по фигуркам. Они надеются составить базу данных из 5000 предметов.
Детальный осмотр стоящей фигурки выявил пигменты, позволившие определить, что изначально на фигурке были белые шорты.
Работа г-на Пикеринга с коллегами над музейной работой дополняется недавними находками в поле. В штатах Наярит и Халиско археологи раскопали около 60 гробниц, датируемых периодом между 300 гг. до н.э. и 200 гг. н.э. Обнаружение артефактов в оригинальном контексте даёт учёным шанс увидеть какого типа фигурки клали вместе с усопшими. Более того, новые перспективы на понимание значения предметов появляются после раскопок памятников других типов, например, остатков домов и ритуальных центров, которые были проигнорированы прошлым поколением археологов. Учёные нашли и там различные фигурки. «Как археологи, мы должны понимать, что если артефакт и оказался там, где его нашли, то это не означает, что он был создан лишь для того, чтобы туда быть положенным», - говорит Кристофер Бекман из Денверского университета штата Колорадо, обнаруживший фигурки во время раскопок ритуального памятника в шт. Халиско. Найдя фигурки вне погребальных комплексов, Бекман и другие пришли к мысли, что эти артефакты имели продолжительную жизнь до захоронения. «Некоторые из гробниц были со следами использования, - говорит Бекман. – А с учётом того, что мы находим их вне погребального контекста, то можно предположить, что они создавались для ритуалов при жизни и, как и человеческие останки, их помещали в гробницу навечно. Но их не создавали для того, чтобы сразу же захоронить».
Древняя керамическая сценка из западномексиканской гробницы, на которой показана месоамериканская игра в мяч в самом разгаре.
Также проливает свет на тему причины их появления сравнение со сложными керамическими диорамами, которые также были обнаружены в западной Мексике. Бекман считает, что этот набор, сцены с фигурами, имеют некую повествовательную форму – здесь показано как люди взаимодействуют друг с другом. Такие сцены могут раскрыть нам роль фигурок, которую они могли играть до момента захоронения. Вполне возможно, что им (по крайней мере, некоторым из них) отводилась некая роль для проигрывания сцен на таких панелях во время важных событий, когда рассказывался некий сюжет/история. Рассказчик мог использовать ряд фигурок, чтобы помочь запомнить определённое проигрываемое им событие или рассказ.
По Бекману, подобные предметы, ранее считаемые произведениями погребального искусства, могли быть актёрами в ярких драмах, пересказываемых людям, жившим 2000 лет назад. «Все эти фигурки маленькие и мобильные, это не большие панели или стелы, - отмечает г- Бекман. – Это те произведения искусства, с которыми вы можете что-нибудь поделать».
Источник – «Mexico’s Enigmatic Figurines», Eric A. Powell. Ж-л Archaeology, сентябрь/октябрь 2015.