ПРОЛОГ К ПУТЕШЕСТВИЯМ
Кецаль... зелено-сверкающая птица с длинным пером, которая умирает от скорби, когда становится пленницей или когда у нее ломается или ранится перо хвоста.
Хосе Марти
Мексика — последняя из магических стран; магии и тайны полны ее древность и ее история, магии и тайны полны ее музыка и ее природа.
Пабло Неруда
ПРОЛОГ К ПУТЕШЕСТВИЯМ
От побывавших в Мексике одни ждут рассказов об экзотической природе, другие — о легендарной истории и древнеиндейских цивилизациях, третьи — о всемирно известных художниках-монументалистах. Многих интересуют «проблема нефти» и связанные с нею вопросы социально-экономического развития страны в последние годы и взаимоотношения с «северным соседом», и, конечно, всех интересует отношение Мексики и мексиканцев к СССР.
Не ставя цели дать всеобъемлющую характеристику этой удивительной страны, авторы решили поделиться своими впечатлениями от поездок по ее центральным и южным районам. Идею совершить поездки именно по этим маршрутам нам подал великий мексиканский художник, выдающийся прогрессивный общественный деятель Давид Альфаро Сикейрос. Беседа эта состоялась еще в конце 60-х годов.
Авторы. Говорят, что Мексика фотогенична, но даже сотни цветных фотографий, сотни метров пленки не дают ощущения, что вникаешь в существо понятия «Мексика». Оно осталось фантастичным и для Пабло Неруды, и для Сергея Эйзенштейна, и для Владимира Маяковского.
Д. А. Сикейрос. Сами мексиканцы его еще до конца не разгадали. Ясно одно — без обращения к индейскому началу, без синтеза взаимодействия «мексиканец — мексиканская природа» не нарисовать даже приблизительного портрета нашей многоликой и разновременной страны.
Авторы. Какой ориентир Вы, маэстро, нам посоветовали бы для поисков этой первоосновы «мексиканского мира»?
Д. А. Сикейрос. В наших южных лесах живет красивая птица кецаль. Это священная птица древних мексиканцев, особенно ацтеков и майя. Она считалась образцом красоты и изящества. Постарайтесь ее увидеть, а точнее, понять индейскую любовь к ней.
Куда ехать? Пожалуй, пять маршрутов откроют вам важную часть души Мексики: один — к тольтекским памятникам в штате Идальго, расположенном севернее Мехико, другой — на земли тарасков (это в основном штат Мичоакан), далее — в зону побережья Мексиканского залива (ольмеки, тотонаки), а также в штат Оахака (сапотеки, миштеки), район майя — на юге, штат Чьяпас и полуостров Юкатан. Какое разнообразие мексиканской самобытности, мексиканской природы!
Ну а прелюдия к путешествиям, конечно, знакомство со столицей республики. Мехико — это концентрированное выражение Мексики древней, сегодняшней и завтрашней.
Так родился план попытаться посмотреть на Мексику наших дней через ее индейское прошлое.
Сегодняшний «индейский мир» Мексики — это понятие не только культурное, этнографическое, но и социальноисторическое. Оно неразрывно связано с будущей жизнью всей страны. Так его понимал Сикейрос. Таким художник показал его в своих произведениях.
О том, как Сикейрос смотрел на связь древнего индейского искусства с искусством современной Мексики и на роль в нем такого фактора, как мексиканская природа, он рассказал во второй беседе, фрагменты из которой авторы приводят в одной из глав книги.
Традиции древней культуры мексиканских индейцев оказали большое и плодотворное влияние на культуру Мексики колониальной эпохи и периода после завоевания независимости от Испании. Но особенно сильно это влияние проявилось после буржуазно-демократической революции 1910— 1917 гг., покончившей с тридцатилетней диктатурой генерала Порфирио Диаса, поддерживаемого буржуазно-помещичьей олигархией, реакционным духовенством и военщиной.
Идеологи режима, руководствуясь фальшивым тезисом о неспособности мексиканцев превратить свою страну в высокоразвитое государство (идеалом для Диаса была Франция), считали, что только с иностранной помощью, заимствуя культуру европейских стран и США, Мексика сможет рассчитывать на более или менее сносное существование. Отсюда антинациональная внешняя и внутренняя политика. Страна была открыта для проникновения иностранного капитала. Любое неповиновение масс жестоко подавлялось. Серьезнейший удар был нанесен индейским общинам — главным очагам индейской самобытности. Индейские народы подвергались жестокому национальному гнету. Их пытались «растворить» путем метисации. Расовая политика диктатуры была направлена на закрепление за креолами всех руководящих постов в государстве. Об этом свидетельствовал и состав правящей группировки.
Революция содействовала созданию более благоприятных условий для участия индейцев в экономической и культурной жизни страны и при всей половинчатости ее результатов ослабила напряжение и антагонизм в национально-расовом вопросе.
Противоречия между индейскими и испанскими компонентами мексиканской нации были несколько смягчены. Тем не менее национальная проблема остается одной из основных в современной Мексике, затрагивая все стороны жизни страны: экономику, политику, культуру. Мексиканские прогрессивные силы выступают за решение «индейского вопроса» путем проведения в стране кардинальных социально-экономических преобразований.
Крупнейшие представители мексиканской интеллигенции, думая о будущем своей страны, постоянно обращаются к «индейской теме». Древние индейские художественные традиции, преломленные в современной эпохе, оживают в творчестве всемирно известных писателей и поэтов М. Асуэлы, К. Фуэнтеса, О. Паса, художников — Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. А. Сикейроса, X. Гонсалеса Камарены, X. Чавеса Морадо, А. Гарсии Бустоса, композиторов — М. М. Понса, К. Уисара, Л. Санди.
«Индейский мир» в Мексике проявляется на каждом шагу — и в географических названиях, и в культурных традициях, и в традициях быта, и в хозяйственной деятельности.
Итак, мы решили посетить главные археологические зоны страны, расположенные в центральных и юго-восточных районах Мексики, где живут наиболее многочисленные индейские народы. «Археологические зоны»—эти музеи под открытым небом — комплексы древних пирамид и других сооружений, которые притягивают миллионы мексиканцев и служат своеобразной школой мексиканского патриотизма. Силуэт пирамиды на фоне мексиканского пейзажа стал символом не только прошлого величия страны, но и символом надежды ее народа на лучшее будущее своей родины.
Нефтяные вышки — это символ современной Мексики, отстаивающей свою экономическую независимость. Эти два символа как бы представляют лицо сегодняшней Мексики.
День вчерашний, день сегодняшний, день завтрашний. Как трудно в Мексике порой найти границы между ними! В этом мы не раз убеждались, путешествуя по стране, и легендарная птица кецаль была нашей путеводной звездой. А теперь мы отправляемся в Мехико — город, где бьется пульс страны.