Испытание
ГЛАВА III
САН-ЛОРЕНСО. МЕКСИКА.
Они были флейтистами, певцами, стрелками из выдувной трубки, художниками, скульпторами, резчиками по камню, ювелирами.
«ПОПОЛЬ-ВУХ»
Туг-Ансенг волновался. Юноша не замечал ни свежести раннего утра, ни ласкового ветерка, обдувавшего его разгоряченные щеки. Сегодня у него был очень важный день: ему должны поручить изготовить вещь, после которой его будут считать уже не учеником, а мастером. Какое ответственное дело! Справится ли он? И что будет с ним, если его постигнет неудача?
Только после полудня юношу призвали к дому начальника скульпторов. В тени строения на большой циновке сидели пять самых уважаемых и старых мастеров, в том числе и Ах-Шооч, наставник Туг-Ансенга. По его обычно спокойному лицу было видно, что и он сам сильно взволнован. Такое испытание бывает раз в жизни, и по работе ученика судят, каков и его учитель. Ведь создать произведение искусства — это одно, а научить этому — совершенно другое.
Ах-Шакан, начальник скульпторов Ниваннаа-Чакболая, внимательно оглядел склонившегося в глубоком поклоне Туг-Ансенга, почему-то покачал головой и, помедлив, сказал:
— Скоро закончатся твои годы учения, о юноша! Семь долгих лет ты впитывал знания от твоего учителя Ах-Шооча. Теперь тебе настало время доказать веем нам, что ты учился не напрасно и овладел всем, что мог дать тебе наставник. Песок быстро впитывает воду, но так же быстро она и уходит из него. Труднее насытить водой глину, но она прочно держит жидкость, особенно если ее обжечь. Теперь мы увидим, из какого материала тебя создали боги...
Он оглянулся на мастеров. Старики утвердительно закивали головами. Лишь Ах-Шооч оставался, недвижим, лицо его застыло каменной маской. Сделав паузу, Ах-Шакан продолжал:
— Сейчас я вручу тебе прекрасное изделие камнерезов. Много дней провели они, обрезая, обтачивая и шлифуя этот великолепный и драгоценный камень. Теперь настала твоя очередь. Ты должен украсить этот предмет своим рисунком и вырезать его уверенно и осторожно. На нем надо изобразить священного младенца. Срок для работы дается тебе небольшой — полторы луны '. Через этот промежуток времени мы снова соберемся здесь и примем от тебя выполненное... Работая, ты все время должен помнить, что топор — это триединое целое. Он — орудие в руках бога дождей, следовательно, податель влаги, благодаря ему податель нашей жизни обрел первое кукурузное зерно — пищу для человека. Но топор и орудие смерти. И нефрит тоже триединство. Он — символ воды, зеленой растительности, но он же и кровь! Помни об этом непрестанно!
1 Примерно сорок три дня.
Ах-Шакан развернул белую тряпку, лежавшую у него на коленях, вынул из нее какой-то предмет и протянул испытуемому.
Это был продолговатый топор из великолепного сине-голубоватого нефрита. Камнерезы действительно изготовили его на славу. Острия, плавно изогнутого, страшно было коснуться, а шлифовка была такой совершенной, что орудие казалось влажным, словно окунутым в воду.
Темный румянец пополз по щекам юноши. Ему доверили такую вещь! Туг-Ансенг знал, что, если он испортит топор, не хватит труда всей его жизни, чтобы заплатить за него.
Один из мастеров наклонился вперед и что-то шепнул на ухо Ах-Шака-ну. Тот добавил:
— Это священная вещь, и предназначена она для самых великих и тайных обрядов. Поэтому, чтобы не осквернить ее, ты пройдешь очищение, тебя запрут в хижине в лесу, и никто в это время не должен видеть ни твоей работы, ни твоего лица. Пищу тебе будут приносить к порогу ночью. Когда пройдет необходимый срок, за тобой придут. Прощай, о Туг-Ансенг, мы все желаем тебе упорного труда и удачного завершения!
Юноша осторожно завернул драгоценность в тряпку и, отвешивая поклоны, удалился. Мастера молча смотрели ему вслед.
— Он справится, — произнес наконец один из стариков, — видно, что он выполнит задание.
Ах-Шакан снова покачал головой. Чувствовалось, что его одолевали сомнения, но сказать об этом вслух он не решался: в такой ответственный момент неосторожное слово могло принести облако неудачи испытуемому.
Вечером того же дня четверо младших жрецов отвели Туг-Ансенга в глубь леса, где уже была сооружена легкая временная хижина, почти шалаш. После необходимых церемоний очищения, когда его окурили травами и окропили священной водой*, юношу оставили одного. На чисто выметенном и посыпанном крупнозернистым розоватым песком полу хижины были разложены на циновке все необходимые инструменты — резцы, бамбуковые сверла. Скромное ложе из свежих ветвей было покрыто грубой тканью, рядом лежала еда на сутки. Снаружи, по углам сооружения, дымились четыре курильницы, благовонный дым должен был отгонять злых духов.
Эту первую ночь и половину следующего дня Туг-Ансенг бездействовал. Он был в полном отчаянии и даже ни разу не взглянул на топор, положенный им в самый дальний угол жилища. Ему казалось, что он ничего не сможет сделать, все его знания, опыт и воображение словно улетучились. Только в следующий полдень после короткого получасового сна на солнце он наконец решился взять в руки топор. И снова безупречный блеск камня, совершенство формы привели его в отчаяние. Горечь комом стала в горле. У него никогда не хватит смелости провести резцом хотя бы раз по этой великолепной гладкой поверхности! Он сразу же все испортит!
С ощущением полной беспомощности и безнадежности своего положения юноша улегся внутри хижины и после долгого и бесцельного рассматривания звезд,* видневшихся через плетенку из тростника, заменявшую в хижине крышу, наконец крепко заснул.
Туг-Ансенг спал долго, он проснулся лишь перед самым восходом солнца. Лес был заполнен криками птиц. Изредка слышался голос обезьяны-ревуна, еще не улегшейся спать. Перед входом юноша заметил три тыквенные чаши с едой. Кукурузная каша в одной из них была еще теплой, и ее запах приятно щекотал ноздри. Ученик скульптора сразу вспомнил, что он еще ничего не ел с утра позавчерашнего дня. Быстро покончив с кашей, Туг-Ансенг съел всю еду, что была в хижине, слегка стыдясь чувства пробудившегося голода. После этого он снова улегся на циновку...
Проворочавшись в течение получаса с боку на бок, Туг-Ансенг встал и опять развернул камень. Он долго вглядывался в его поверхность, но струившиеся в прозрачной глубине нефрита прожилки ничего не подсказали ему. А ведь он как-то должен использовать их в своем рисунке. Хороший мастер обязан видеть все особенности камня, должен суметь выявить их, а не заглушить. А вот этот кружок почти в самом центре топора — что с ним делать?
Туг-Ансенг отложил в сторону драгоценный предмет и бессмысленно уставился на яркую весеннюю зелень леса. Он словно чего-то ждал. Текли минуты, но юноша не двигался и по-прежнему смотрел в одну точку.
И вдруг — о чудо! — перед его невидящим взором словно всплыл, сложившись из узора переплетенных ветвей и лиан, какой-то рисунок. Это был Кьяахоль-Болай — предок ольмекского народа, божественный младенец, полуягуар-получеловек. Но в этот раз он виделся Туг-Ансенгу вовсе не милостивым, хотя из его головы и вырастал длинный стебель кукурузы — символ его доброты. Нет, Кьяахоль-Болай явно сердился, и его полураскрытый рот словно издавал недовольное рычание. А кружок в камне оказался просто крупной серьгой в его ухе!
Туг-Ансенг на мгновение закрыл глаза, чтобы лучше удержать видение, а затем опрометью бросился к циновке с инструментами. Конечно, здесь лежала гладко выструганная дощечка и несколько хорошо отожженных мягких угольков. Промелькнула в голове благодарная мысль о заботливости учителя: он предусмотрел все! Но она быстро исчезла, потому что в мозгу молодого скульптора все ярче вырисовывался облик божественного младенца. Рука будто летала над дощечкой, пытаясь закрепить в рисунке найденный образ. Юноша стирал проведенную линию и снова проводил ее, в нетерпении крошил уголек, слишком крепко нажимая на него, быстро брал следующий...
Действительно, Кьяахоль-Болай получался совсем не такой, как обычно изображали его мастера. Голова была повернута в профиль, что помогало выявить недовольный или грозный оскал божества, ноздри трепетали от гнева. Тела видно не было, Туг-Ансенг нарисовал только украшенную браслетом правую руку, крепко прижатую к груди... Из головы появлялся толстый кукурузный стебель — обычный символ божественного младенца...
Композиция на оборотной стороне сложилась в сознании сразу: она должна была изображать схватку двух сил — добрых помощников Великой Матери богов и их противников, слуг страшного Сердца земли. Вооруженные палицами, они яростно сражались друг с другом. Но исход битвы был уже предрешен заранее: несмотря ни на что, Кьяахоль-Болай появится и принесет людям обильную пищу...
С этого часа молодой скульптор не замечал ничего, кроме работы. Лихорадка творчества захватила его полностью. Он машинально ел; охваченный усталостью, засыпал на несколько часов, не выпуская из рук топора. Рисунок с дощечки был перенесен на поверхность камня при помощи замешанной на смоле красной краски, и юноша работал резцами, высверливал углубления бамбуковыми трубочками, заменявшими сверла, полировал готовые части изображения мягкой пемзой и тонко выделанной шкурой мертворожденного олененка. Он забыл все, в том числе и счет дней...
Когда работа была закончена, Туг-Ансенг бегло оглядел ее и, завернув снова топор в тряпку, положил драгоценный предмет около пустых чаш из-под еды на пороге хижины. Странное безразличие и какая-то опустошенность овладели юношей. Теперь он ясно видел все недостатки своего произведения, но ни за что не смог хотя бы еще раз прикоснуться к нему. Молодой скульптор с наслаждением выкупался в протекавшем неподалеку от его временного жилища небольшом ручье и лег спать. Впервые после начала работы юноша спал спокойно и долго.
Прислужник, приносивший по ночам пищу испытуемому, немало удивил Ах-Шакана, когда положил перед ним сверток с топором. С начала .срока прошло всего двадцать дней, и работа не могла быть выполнена. «Значит, — размышлял начальник скульпторов, и лицо его нахмурилось, — юноша просто не справился с заданием и возвращает вещь в знак отказа от всех претензий. Не случайно что-то в этом Туг-Ансенге сразу не понравилось мне...»
Вдруг на лбу Ах-Шакана выступил холодный пот. Не сломал ли парень топор? При сверлении или грубом нажиме резца такие происшествия могут случиться... Что же тогда он, Ах-Шакан, скажет верховному жрецу? И начальник скульпторов мысленно проклял и Туг-Ансенга, и Ах-Шооча, уговорившего его отдать такую ответственную работу ученику, пусть и хорошо показавшему себя. Нет! Больше он никогда не будет так рисковать!
«Правда, — вспомнил Ах-Шакан, — сам великий жрец рекомендовал когда-то принять этого мальчика в обучение. Значит, и ответственность за совершенное в конечном счете лежит на самом Анаиб-Унгире». Эта мысль немного успокоила начальника скульпторов. И все-таки сколько будет лишних хлопот и волнений!
Долго, ох как долго сидел Ах-Шакан, не решаясь дотронуться до лежащего перед ним свертка. Наконец он развернул его и при первом взгляде на топор буквально оцепенел. Этот ученик, этот мальчишка оказался превосходным мастером! Он выдержал испытание, и выдержал его блестяще.
С повеселевшим лицом Ах-Шакан приказал слуге немедленно призвать сюда Ах-Шооча, а сам прикрыл драгоценность тряпицей и стал мысленно подсчитывать все приятное, что может выделить ему верховный жрец за такую быструю и великолепную работу.
Ах-Шооч не замедлил появиться. По его лицу было видно, что он не ждал ничего хорошего от этого неожиданного вызова. Ах-Шакан не отказал себе в удовольствии повторить с ним то, что пережил сам. Сперва он кратко известил учителя Туг-Ансенга, что юноша прислал топор назад. По встревоженному вопросу: «Вещь цела?» — начальник скульпторов не без удовольствия отметил, что думают они совершенно однаково. Он притворился, что еще не смотрел изделия, а ожидал Ах-Шооча. С позволения Ах-Шакана Ах-Шооч заметно дрожащими пальцами сдернул тряпицу. Беспокойство на его лице сменилось живым интересом, удивлением, а потом — глубоким удовлетворением. Оба скульптора долго смотрели на лежавший на земле топор. Наконец Ах-Шооч поднял его и еще раз тщательно осмотрел со всех сторон.
— Мне кажется, что испытание он выдержал, — нарочито сдержанно произнес Ах-Шооч, — очевидно, избранный для работы месяц был благо приятен...
Теперь Ах-Шакан мог уже не скрывать своих чувств. Сановитость и важность сразу слетели с него, и перед Ах-Шоочем появился талантливый мастер и тонкий ценитель прекрасного.
—Выдержал? — негодующе переспросил он. — Признайся, Ах-Шооч, что ты, опытный мастер, не мог бы сделать лучше! А я, — начальник скульпторов невольно понизил голос, — наверное, исполнил бы даже хуже. Ты посмотри, какая у него сила воображения, необычна и смела композиция, и все это при такой уверенности линии. И не забудь: задание исполнено меньше чем за половину отведенного ему времени! Туг-Ансенг — прекрасный мастер уже сейчас, а в будущем — поверь мне — превзойдет всех нас! Боги щедро, очень щедро одарили его...
—Что же, — согласился Ах-Шооч, — наверное, ты прав! Кажется, этого юношу тянет к крупным формам. Работа по нефриту не его удел. И тем не менее он справился с нею отлично. Но прошу тебя, поговори с ним о своих работах и, когда представится возможность, дай ему исполнить объемное и большое произведение!
—Хорошо! — кратко ответил начальник скульпторов. — А пока давай завтра соберем старейшин, и пусть они подтвердят наше мнение.
Утром следующего дня ласковое прикосновение к плечу разбудило Туг-Ансенга. С тех пор как юноша убедился, что топор взят, он сделался вялым и спокойным. Может быть, таким образом он невольно избавлялся от творческих мук и напряжения предшествующих дней. Он предпочитал не думать, как будет оценена его работа и что ждет его в будущем.
- Учитель! — растерянно воскликнул Туг-Ансенг, быстро вскакивая на ноги. — Я не ждал тебя!
—Уже не учитель, а твой старший собрат, — серьезно произнес Ах-Шооч. — Привет тебе, мастер скульпторов, самый молодой ваятель Ниван-наа-Чакболая!
Он крепко обнял смущенного юношу и продолжал:
— Приведи себя в порядок, и идем на совет старейшин. Ты хорошо выполнил задание, и я горжусь тобой! Уверен, что сегодня тебе единогласно присудят это звание, ты доказал, что заслужил его! Но через два дня я хотел бы тебе кое-что показать и потом серьезно побеседовать. За это время ты отдохнешь и от работы, и от почестей нынешнего дня. Итак, не забудь: мы встретимся через два дня в моем доме, после того как спадет жара. А теперь иди и готовься!
Собрание мастеров высоко оценило работу Туг-Ансенга, ему единогласно присудили звание мастера. Юноша услышал много лестного. Затем последовала длительная, но волнующая церемония посвящения ученика в мастера, а после этого — празднество в доме Ах-Шакана.
К матери Туг-Ансенг добрался только поздним вечером. И Ош-Чоч, и младший брат после всех волнений этого длинного дня теперь с замиранием сердца слушали подробный рассказ юноши о всех событиях. Вопреки обычаю, они засиделись далеко за полночь, но все трое были необыкновенно счастливы.