Совет жрецов
ГЛАВА IV
САН-ЛОРЕНСО. МЕКСИКА.
И тогда все владыки собрались на совет...
«пополь-вух»
На следующий день Анаиб-Унгир созвал совет жрецов великого города Ниваннаа-Чакболая.
Степенно и важно входили они в большой храм при святилище богов. Первым, как всегда, явился Мишпитиакук. Он заметно потолстел за прошедшие десять лет, держал себя теперь с значительно большим достоинством, но перед Анаиб-Унгиром заискивал по-прежнему. За ним, бормоча что-то непонятное себе под нос, пришел старец Ax-Маш, как всегда рассеянный и углубленный в свои календарные расчеты. Торжественно внес свое тучное тело Нианг-Хинах, главный жрец молодого бога ишима*. Он весь излучал сияние: приближался главный праздник его божества. Высокий и худой Тумех-Цахинг, жрец страшного бога подзем,ных недр и землетрясений, как всегда появился незаметно, казалось, он возник из воздуха. Даже жрецы сторонились его и держались с ним крайне почтительно. Окруженный толпой учеников, в зал шумно вошел Беленг-Хиш, самый молодой и блестящий среди собравшихся. Анаиб-Унгир встретил его изысканно вежливо, но сразу было видно, что они недолюбливают друг друга, как это часто бывает у соперников. Верховная служительница Матери богов Текайма-Пойа, носившая одно из имен своей богини — Иш-Кан-Леош, вошла медленно и как будто неохотно: очевидно, предстоящие разговоры совсем не радовали ее. К ней сразу же направился Беленг-Хиш, они уединились в наиболее удаленном от Анаиб-Унгира уголке и начали перешептываться. Ученики и прислужники бога солнца почтительно стали в отдалении, образуя что-то вроде живого занавеса, отделявшего беседующих от верховного жреца.
Последним в зале появился правитель Ниваннаа-Чакболая, мужчина средних лет с худым, озабоченным лицом. Сложная татуировка испещряла его щеки. Отвечая на почтительные поклоны собравшихся, он подошел к Анаиб-Унгиру и после нескольких приветственных слов уселся на единственное в зале сиденье. Повелитель страны был одет в простую белую накидку безо всяких украшений. Не сопровождал владыку и никто из вельмож: на этой беседе из-за ее исключительной важности могли присутствовать только посвященные высокого ранга.
Убедившись, что все приглашенные уже находятся в зале, Анаиб-Унгир начал тихим голосом свою речь.
—Мы собрались здесь, чтобы решить несколько очень важных дел, — сказал он. — Приближается срок выбора очередного лем-хоолома. Благодетельный посев должен быть произведен через три года, считая от этого, но надо заранее позаботиться и о камне, и о достойном представителе. Священная игра, следовательно, должна состояться через два года. Я не ошибаюсь в своих расчетах, мудрый Ax-Маш? — обратился он к хранителю календаря.
—Нет, нет, все совершенно правильно! — рассеянно отозвался тот, не отрываясь от рукописи, которую держал в руках.
—Благодарю тебя! Итак, со сроками все ясно. Посев будет, как всегда, произведен на священном поле. Мы получили от начальника скульпторов Ах-Шакана новый топор, изготовленный одним из учеников. Если совет одобрит его, то можно будет приступить к церемонии освящения. Он ведь у тебя, почтенный Мишпитиакук? Покажи, пожалуйста, его благочестивым!
Мишпитиакук повиновался приказанию верховного жреца. Топор переходил из рук в руки, вызывая сдержанный гул одобрения.
— Великолепный нефрит, и цвет его очень подходит для священного дела! — воскликнул радостно Нианг-Хинах. — Где ты достал его, мудрый Анаиб-Унгир?
— Этот кусок давно хранился в наших кладовых, — ответил верховный жрец, — но он считался плохим из-за тусклости верхнего слоя. Я отдал его искусному камнерезу, и он выявил, что сердце у камня чистое.
Нианг-Хинах, все еще не решаясь передать топор соседу, задумчиво взвесил его на руке.
— У него и тяжесть, необходимая для великого обряда, и изображения очень хороши! — заявил наконец он. — Я думаю, что мы можем принять его и освятить!
Предложение жреца молодого бога кукурузы было принято остальными без возражений. Только Тумех-Цахинг сердито сверкнул глазами и поджал тонкие губы, но не промолвил ни слова.
Приступили к освящению. Была принесена большая чаша, наполненная священной водой, разожгли высокие курильницы. Под звуки торжественного гимна, который пели все присутствующие, Анаиб-Унгир, бормоча молитвы, трижды окунул топор в чашу, а затем провел его над дымом курильниц. Его сменил Тумех-Цахинг, проделавший то же самое. Он произносил слова молитвы энергично и отчетливо.
Пение гимна прекратилось. Все собравшиеся молча и настороженно следили за выполнявшими обряд. Малейшее упущение в ритуале — и бесценная вещь станет бесполезной. И тогда таким топором можно будет только рубить деревья...
Последнее трехкратное погружение совершил Нианг-Хинах, но уже молясь про себя. Наконец на широкой полосе зеленой ткани топор поднесли к правителю, и он прикоснулся к нему правой рукой. Освящение было закончено. Верховный жрец передал священный предмет Нианг-Хинаху, в храме которого топор должен был сохраняться до необходимого времени.
— Кто же будет избранником? — вдруг спросил Беленг-Хиш, и в его голосе послышалась скрытая насмешка. — Ты, как всегда, уже позаботился и об этом, мудрый Анаиб-Унгир?
К немалому удивлению присутствующих, верховный жрец кратко и спокойно ответил, что об этом не задумывался и что поиски будут производить, как и следует по установлениям, жрецы бога ишима. Нианг-Хинах засиял от удовольствия; Мишпитиакук, хотя и знал нечто большее, не пошевелил ни одним мускулом лица при неожиданном заявлении Анаиб-Унгира. Только Беленг-Хиш был явно недоволен сдержанным ответом верховного жреца, казалось, он искал повода для ссоры. Но в этот раз он промолчал. Тогда в поддержку жреца солнечного божества неожиданно выступила Иш-Ка-н-Леош. Правда, внешне ее речь не имела ничего общего со словами Беленг-Хиша.
— Старые обычаи приходят в забвение! — гневно провозгласила она. — Почему же ты, Анаиб-Унгир, не подумал и не позаботился о новом лем-хооломе? Ты — верховный жрец, и если этим не занялся Нианг-Хинах, то ты, именно ты, должен был заставить нерадивого жреца выполнить свои обязанности. Я уже не говорю о том, что Великая Мать богов давно находится в забвении. Приношения поступают в ее храм все реже и реже, благочестие среди простого народа падает. Вот уже семь лет, как Четырехликой не приносили Большую жертву. Разве не ты как верховный жрец должен был найти для богини красивую девушку? Через три месяца будет осенний праздник Текайма-Пойа. Не медли, о Анаиб-Унгир, подумай об этом!
Слова жрицы сразу же были подхвачены Беленг-Хишем, который заявил, что подобные упущения недопустимы. В плавной, цветистой речи он намекнул, что совет может избрать и другого первосвященника, если Анаиб-Унгиру не под силу его почетные обязанности.
Жрецы в смущении переглядывались. Открытое нападение Беленг-Хиша и Иш-Кан-Леош на верховного жреца беспокоило их: это означало, что надо принимать серьезное решение. Кроме того, прежде чем высказаться, хорошо было бы знать, чью сторону в споре возьмет живой бог — правитель Ниваннаа-Чакболая. А он пока только слушал и молчал.
Затянувшуюся паузу прервал Анаиб-Унгир. Очень спокойно, ласковым голосом, словно он говорил с балованным ребенком, верховный жрец заявил:
— Мудрая Иш-Кан-Леош совершенно права! Разве мы можем забыть Великую Мать богов перед праздником ее возлюбленного сына! Конечно, жертва будет принесена. Но искать ее не надо: ваш слуга, о мудрейшие, уже позаботился об этом. А не говорил я лишь потому, что считал уместным возвестить это в конце нашего собрания. Но воля великой жрицы Четырех-ликой для меня закон! Если она хочет знать имя избранницы, то она его услышит. У скульптора Ах-Шооча, почтенного и доброго человека, есть дочь по имени Нам-Цук. Эта девушка красива и добродетельна. Она будет достойной жертвой для богини на осеннем празднике!
О словах Беленг-Хиша Анаиб-Унгир и не упомянул, словно их и не было. Иш-Кан-Леош, озадаченная таким быстрым исполнением своего требования, вопросительно поглядывала на жреца солнца. Но тот, убедившись, что большинство собравшихся не на его стороне, предпочел промолчать. Вместо него внезапно возвысил свой голос Тумех-Цахинг.
— А думает ли кто-нибудь о жертве моему господину, Сердцу земли? — с горечью спросил он. — Или сам бог должен искать себе жертву?
При этих словах все присутствующие содрогнулись: они слишком хорошо знали и страшные обряды этого божества, и суровый характер Тумех-Цахинга. И каждый, даже Беленг-Хиш, внутренне порадовался, что верховный жрец не он и что отвечать на такой вопрос придется Анаиб-Унгиру.
Но последний показал, что он достоин своего высокого сана. Не торопясь, Анаиб-Унгир сказал спокойным голосом:
— Особому подобает особое, о Тумех-Цахинг! Надо, чтобы жертва была достойна твоего бога, здесь не подобает просто какой-нибудь юноша. Будем молиться Сердцу земли и ждать его знамения. А пока я хотел бы просить тебя о другом. Знаете ли вы, мудрые, — обратился он ко всем присутствующим, — что в селении Тахкум-Чаканг, совсем рядом со столицей, обнаружен молодой земледелец, почти каждодневно предающийся страшному греху — пьянству?
Ропот удивления прокатился по залу. Все переглядывались. Действительно, наверное, близок конец света, если появляются такие нечестивцы. Неслыханно!
—Он бьет жену и даже выходит нетрезвым на улицу! — вставил Мишпитиакук.
—Ужас, ужас! — послышались возгласы жрецов. — Подумайте, к чему это может привести! Наказать! Наказать!
—Его надо немедля достойно наказать! — горячо воскликнул Тумех-Цахинг.
—Вот об этом я и хотел просить тебя, мудрый служитель Сердца земли, — сказал Анаиб-Унгир. — Возьмешься ли ты за исправление нечестивца?
Тумех-Цахинг радостно согласился и обещал провести церемонию в ближайшие дни. Он был явно доволен. Остальные про себя еще раз восхитились мудростью верховного жреца.
Совещание было закончено и все уже собрались расходиться, когда раздался жалобный голос хранителя календаря:
— О Анаиб-Унгир, когда же мы обсудим новый вид календаря, который я предлагаю?
Ax-Маш неожиданно повернулся к правителю:
— О великий! Нельзя жить при таком несовершенном летосчислении.
Подумай, через каждые сто четыре года обозначения повторяются...
Правитель бесстрастно окинул взглядом фигуру жреца и ничего не ответил. Тогда поспешно вмешался Анаиб-Унгир.
— Я обещаю тебе, мудрый Ax-Маш, что при следующей встрече мы обстоятельно обсудим предлагаемое тобой нововведение, — сказал он. — Эта тема слишком значительна, чтобы заниматься ею наспех. Ты приготовишь нам в письменном виде все расчеты...
Хранитель календаря покорно выслушал решение верховного жреца, повернулся и, еще больше сгорбившись, направился к выходу, но его тут же догнал Беленг-Хиш.
—Как ты думаешь, мудрый Ax-Маш, сочетать священный круг с большим периодом? — спросил он. — Это меня очень интересует! Не сможешь ли ты мне хотя бы вкратце рассказать о твоих замыслах...
—Основная мысль моя состоит в следующем, — обрадованно заговорил старый жрец. — Природа времени не кругообразна, не циклична, как мы думаем. Иными словами, время не замкнутое кольцо, а бесконечная лента, тянущаяся от прошлого к бесконечному будущему...
—Очень глубокая мысль, — сказал торжественно Беленг-Хиш, хотя по выражению его лица было ясно, что он ничего не понял.
Обрадованный хранитель календаря, крепко уцепившись за руку жреца солнца, на ходу продолжал с жаром что-то объяснять ему. Странная пара вышла, провожаемая неотрывным взглядом Анаиб-Унгира.