Реформы Франсиско де Толедо
Ранний период колонизации Перу, пришедшийся на 30-50-е годы, поначалу полностью держался на традиционной индейской производственной базе. Быстро развившаяся новая каста крупных землевладельцев-энкомендеро фактически монополизировала все производительные силы и богатства андских народов в своих целях, что лишало растущую колонию стимулов дальнейшего развития. На фоне катастрофического падения численности индейцев выросло число новых колонистов в Перу, хотя в абсолютной пропорции на одного испанца все еще приходилось до 50 тыс. коренных жителей. В 1536 г. на 2 тыс. испанцев приходилось 500 энкомендеро, в 40-е годы они составляли уже 1/8 часть, а в середине 50-х - только 6%. Показательны эти цифры на конец 60-х годов; в Лиме на 2500 испанцев приходилось всего лишь 32 энкомендеро - весино, в Куско на 500 - 80 (т.е. каждый шестой), и Арекипе на 400 - 35, т.e. каждый 12-й! Ждать энкомьенду приходилось от 5 до 10 лет. В эти же годы в колонии насчитывалось более 3 тыс. вооруженных до зубов людей (половина всего испанского населения), не имевших каких-либо занятий, кроме грабежа и разбоя, что порождало высокую социальную нестабильность.
К началу 60-х годов резко упала добыча серебра в Потоси, основанная на местной экстенсивной индейской технологии, открытые залежи истощились. Состояние королевской казны в казначействе Лимы стабильно падает: годовой дефицит равняется 150 тыс. песо. Под вопрос ставится политическая власть испанской короны. И хотя период гражданской войны уже закончился, в Перу нарастает новый кризис в ответ на разгоравшуюся борьбу и передел власти и прибыли между новыми и старыми социальными сословиями колониального общества.
Перед вновь прибывающими иммигрантами встала проблема выживания: они оказались вне системы энкомьенды и тесно связанного с ней рынка товаров и продуктов. В развернувшейся острой конфликтной борьбе энкомендеро как первопоселенцы - antiguos de la tierra, с одной стороны, боролись против новых претендентов на их власть в колонии, с другой - требовали у двора "навечного" признания их полной гражданской и уголовной юрисдикции над коренным населением, т.е. полного феодального статуса в обмен на повышение налоговых выплат в пользу короны до 7600 тыс. песо. Оспорив власть самой метрополии, каста энкомендеро превратилась в дестабилизирующий фактор, вот почему корона перешла в наступление. В итоге энкомендеро проиграли и их "золотое время" навсегда осталось позади.
С середины 60-х годов в Перу вводится новая система управления, передавшая нею полноту власти на местах губернаторам-коррехидорам.
Коррехидор совмещал в одном лице административную, судебную и фискальную власть как губернатор и представитель вице-короля, как судья первой инстанции и, что самое важное, как налоговый инспектор и распорядитель трудовыми ресурсами, другими словами, соединял в своих руках жесткий монопольный контроль над всеми видами экономической деятельности на подведомственной территории. Вся прежняя местная иерархия (от энкомендеро до индейского касика) была низведена до простых сборщиков налогов и отошла на второй план. Что же касается индейского населения, то оно было отдано под всесторонний "отеческий" контроль коррехидора. Всевластие и бесконтрольность на два века сделали из него одну из самых одиозных фигур колониального режима. Вице-королевство Перу получило новое административное деление, отныне оно состояло из 71 провинции, или коррехимьенто, которые и возглавлялись коррехидорами.
Этими мерами испанская корона стремилась установить возможно более жесткий контроль над экономическим и социальным развитием богатейшей колонии.
Жизненно важное значение приобретала задача задействовать традиционные андские институты в условиях все более усложнявшегося общества и качественно нового цивилизационного базиса, складывавшегося в Перу.
К реформам подталкивали и процессы в самой метрополии. Во второй половине ? веку с вступлением на престол Филиппа II Испания вошла в полосу затяжного экономического и финансового кризиса. Собравшаяся в 1568 г. чрезвычайная сессия Кастилии санкционировала переход к бескомпромиссной политике "максимальной экономической пользы". Она основывалась на двух направлениях: всемерном ужесточении налогового гнета и интенсификации добычи драгоценных металлов и резкого увеличения колониальных доходов. С начала 70-х годов в двух крупнейших вице-королевствах - Новой Испании и Перу - к ее осуществлению приступили вице-короли - М. Энрикес де Альманса и Франсиско де Толедо.
Франсиско де Толедо завершил период административных реформ и заложил основы колониального режима в Перу. Личность и деятельность этого самого видного и своеобразного из 40 вице-королей, правивших в стране на протяжении трех веков колониальной истории, занимает особое место. Выходец из высшей кастильской аристократии, потомок графов де Оропеса и герцогов де Альба, Франсиско сделал блистательную карьеру. В 15 лет он был представлен Карлу V и состоял при дворах королевы Изабеллы и Леонор, сестры короля. В 19 лет стал членом военно-монашеского ордена Алькантара, исполнял ответственные дипломатические поручения во Франции и Фландрии, состоял в дружбе с кардиналом Гислие - будущим папой Пием V. В 1568 г. Толедо принял предложение занять вакантный пост вице-короля, губернатора и капитан-генерала Перу. Солдат и дипломат, очень широкого европейского кругозора, жизнь которого совпала с расцветом Испании как могущественной колониальной державы, Толедо отныне стал вершителем судеб самого богатого ее колониального владения.
В ноябре 1569 г. Толедо прибыл в Лиму. Одетый во все черное, с золотой шпагой у пояса, по определению современника, "странная смесь солдата и монаха", Толедо поразил всех не только внешней суровостью, но и той жесткой непреклонностью, с которой он сразу же принялся защищать здесь "интересы Бога и Короля". Колониальная бюрократия встретила действия его карающей десницы глухим ропотом. Вскоре он перерос в яростное противостояние, потоки протестов и жалоб хлынули в королевские инстанции Мадрида. По собственному выражению Толедо, отныне он "был распят между столичной и колониальной бюрократией". Толедо получил от испанского короля чрезвычайные полномочия, чтобы осуществлять новую генеральную инспекцию "ради всеобщего устроения вице-королевства. Генеральная инспекция земель вице-королевства стала уникальным событием колониальной истории Перу. Она продолжалась пять лет, с конца 1570 г. по 1575 гг. В течение этого времени Толедо в буквальном смысле слова объехал и исследовал все 14 провинций Перу. Его сопровождала блестящая свита из предателей колониальной бюрократии, юристов, теологов и ученых, среди них известный космограф П. Сармиенто де Гамбоа, натуралист Томас Васкес.
Инспекция осуществлялась по тщательно разработанной программе, в основу которой легла Генеральная инструкция, специальные опросные листы, содержавшие до 200 вопросов. Фактически применив метод массового сплошного «анкетирования», Толедо задался целью собрать объективную информацию, точно отражающую демографические, культурно-хозяйственные особенности каждого региона, а также общинные и семейно-родовые отношения, "налоговую" и трудовую систему, нормы обычного права, практиковавшиеся в инкском обществе. Подробное многостороннее обследование имело целью познать все движущие пружины инкской государственности с тем, чтобы максимально адаптировать все наиболее ценное из производственно-социального опыта инков. Прагматизм, проявленный испанской короной, неопровержимо доказывает, что произошло практическое признание испанцами достижений инкской цивилизации и ориентация на синтез местных традиций и привнесенных испанских институтов.
Первоочередная задача Толедо заключалась в том, чтобы установить так называемую "справедливую" налоговую систему, "с взаимной пользой" для испанцев и индейцев, "чтобы индейцы, - по словам королевского указа, - скорее обогащались, чем разорялись, и чтобы не было препятствий для роста их численности, благосостояния и веры". При этом "полезное" для королевской казны лицемерно уравнивалось "со справедливым" для индейцев. Установить "справедливость" означало передать в руки вице-короля централизованное право определять уровень и объем эксплуатации коренного населения, весь механизм отчисления и последующего распределения прибыли, созданной трудом индейцев и бывшей важной частью всей производительной системы колонии. Таким образом, государственный аппарат в лице светской и духовной бюрократии стал главным агентом в деле извлечения колониальной прибыли во всех формах.
На деле это выглядело следующим образом. Новая система налогообложения максимально расширила податное сословие и фактически означала поголовное обложение, при этом часть ренты была переведена в денежную форму. Помимо индейских общин налогом впервые стали облагаться беглые индейцы-форастерос, жившие вне пределов общин и энкомьенд, полузакрепощенные янаконы, группы переселенцев-митайо, работники приисков, а также вдовы, холостые, потомки смешанных браков. Повышена денежная рента на энкомендеро. Оброк установлен от 20 реалов до 10 песо в год, частью в песо, частью в натуре - текстильными изделиями, маисом, картофелем, кокой в зависимости от места проживания. Трибуто выплачивало все взрослое население от 18 до 50 лет (на деле же от 16 до 55 лет), он собирался дважды в год: на праздник Сан-Хуана в июне и на Рождество в декабре. В целом задача, поставленная испанским двором перед Толедо, была решена им самым радикальным образом: трибуто в Перу было увеличено до суммы, в 3-5 раз превышающей таковую же в Новой Испании.
Денежное обложение революционизировало все сферу трудовых отношений, так как имело следствием усиленную продажу индейцами своих услуг горному и аграрному европейскому сектору и резко увеличило продажу сельскохозяйственных излишков на местных рынках. Однако при этом был сохранен общинный принцип круговой поруки, когда индейцы нанимались на работу за деньги всей общиной, а не персонально. В итоге уже не только энкомендеро, но и сами индейские касики в массовом порядке стали сдавать в аренду мужское население подопечных им общин для различных хозяйственных и сезонных работ.
Другим направлением реформаторской деятельности Толедо стала широкомасштабная переселенческая политика, выразившаяся в создании так называемых редукций. В определенном смысле она продолжила традиции инкской государственности и затронула главным образом индейское население. Отныне индейские общины, искони практиковавшие рассеянное поселение по вертикали окрестных полей и предгорий, принудительно переводились из прежних мест обитания в новые большие поселения-редукции, максимально приближенные к городам и поселкам, горным разработкам и караванным дорогам.
До 1572 г. было создано 614 редукций, в том числе на севере Перу - в провинциях Ламбаеке, Либертад, Кахамарка, Тумбес, в Центральной сьерре - Уарасе, Уанкайо, Абанкае и др. В провинции Кольясуйо, под Арекипой, 226 селений были сведены в 22 редукции и разделены между 13 приходами.
Так, Диего Ганилан, сподвижник Писарро, рехидор Уаманги, имел в окрестностях города энкомьенду, в которую входило 17 населенных пунктов, где проживало около 10 тыс. человек. После декабря 1570 г. подопечные индейцы были сведены из поселений, из них около 3 тыс. переселены в один из кварталов Уаманги, остальные распределены в 6 больших селениях-редукциях, от 556 до 2245 жителей. При этом все прежние поселки, хижины и хутора подлежали уничтожению, "чтобы и следа не осталось от старых домов": за возвращение на старое пепелище виновнику, простому индейцу, грозило наказание в 100 ударов плетью, а индейскому старосте потеря должности и 30 песо штрафа. Ни один индеец не мог отныне по своей воле и ни под каким предлогом, оставить редукцию. Это была поистине средневековая кабала. Редукции имели автономное управление, соединявшее испанские и андские черты. Они строились на испанский манер, т.е. на основе регулярной уличной планировки с главной площадью в центре, где возводились здания для индейского поселкового совета-кабилъдо, церковь или монастырь с приходским священником, больница и тюрьма. Первая такая редукция была создана в предместье Лимы: здесь был выстроен квартал домов из адобов, окруженный стеной, где и разместилось окрестное индейское население.
Насильственное перемещение индейских масс на новые места жительства имело далеко идущие экономические и политические цели: обеспечить все отрасли хозяйства дешевым и доступным рынком рабочей силы, надежным исполнением налоговых сборов, облегчить духовный и церковный контроль и сам процесс христианизации. Так, острую заинтересованность в политике редукций видели церковные ордена: францисканцы получили обширные редукции под кипой и Кахамаркой, августинцы - под Ламбаеке и Уамачуко. Проводившаяся лицемерным лозунгом "защиты индейских общин" политика редукций имела выраженный патерналистский характер, наделяя их необходимым минимумом иных площадей, как в древности - по едокам, пастбищами, и водами. Одновременно индейцам обеспечивался жесткий "охранный режим ": в редукцию строго возбранялся доступ чиновников и колонистов, энкомендеро не имел права не только жить, но и торговать, иметь там мастерские, запрещалось использовать личный труд индейцев или заменять налоги отработкой. Запрет на тесные контакты с индейцами не только испанским колонистам, но неграм, и представителям смешанных рас превращал редукции в настоящее гетто, возводя вокруг них искусственные барьеры и фактически противоречил широко развернувшемуся процессу метисации, этнического смешения на перуанской земле. Эта политика не имела успеха и была отторгнута самой жизнью. Такой же смешанный характер имел и новый институт касиков как представителей традиционной власти в самой гуще коренного населения. Законы, как известно, приравнивали индейскую аристократию к испанскому дворянству и обеспечивали ей привилегированный статус. Социальный эксперимент был продолжен за счет создания редукции индейского самоуправления во главе с кабильдо. Это был совершенный для андских традиций орган, хорошо, однако, известный по испанской системе: он состоял из выборного старосты и двух его заместителей-варайоков, двух субалькальдов, следивших за границами вод и земель, писаря-кипукамайока, пристава-аалача. Кабильдо имело свое тамбо и общинную кассу, ведало местными гражданскими и уголовными делами, организацией религиозных празднеств, рынков и др. Деятельность контролировали коррехидоры, губернаторы провинций. В общинные кассы (кахас де комунидад) поступали средства от продажи скота и урожая, от аренды общинных земель и продажи тканей и одежды, произведений общинных обрахе. После выплаты налогов энкомендеро или казне, жалованья коррехидору и индейским касикам и варайокам, остававшиеся средства шли на содержание сирот и инвалидов, богаделен, ремонт храма. Кассой распоряжались на принципе коллективной ответственности коррехидор, главный касик и самый старый алькальд в общине.
Таким образом, заимствованные из испанского опыта общинные кассы выполняли двоякую роль, для казны они были прежде всего гарантами выплаты налога, на который содержались местные власти и пополнялась королевская казна. Одновременно они выступали в качестве страхового фонда для помощи наиболее ущемленной части общинников. Однако на практике общинное имущество и средства открыто разграблялись колониальной администрацией. Так, в 90-е годы XVI в. именно индейские общинные кассы собрали для Филиппа II "добровольных" пожертвований на 1,5 млн дукатов.
Массовые перемещения обернулись для индейского общинника новой трагедией, новым наступлением на его жизненные права, разложением традиционных родственных связей, потерей значительного фонда резервных земель, он лишился доступа к природным ресурсам, так как система вертикального контроля была повсеместно нарушена.
В колонии ускорился процесс складывания новой экономики. С одной стороны, резко увеличилось предложение труда индейцами в производственные отрасли, которые контролировали испанцы, с другой - на освободившихся общинных землях, захваченных колонистами, начали создаваться частные землевладения, те самые асьенды, ориентированные на обслуживание горной отрасли товарами и продуктами.
Политика редукций обеспечила решение возможно самой первостепенной проблемы - острой нехватки рабочих рук, которую испытывали аграрный испанский сектор и горная индустрия, что, по словам самого Толедо, обрекало "вице-королевство на погибель". А между тем именно резкий подъем добычи серебра и был поставлен тогда во главу угла всей колониальной политики испанской монархии. Не случайно Филипп II называл серебряные шахты Потоси главным нервом Перу. Чтобы обеспечить подъем горного дела Толедо вновь обращается к инкскому наследию. Трудовая повинность - мита - инкского общинника-пуреха получила новую жизнь и была превращена в жестко регламентированную систему принудительного труда. В качественно новых исторических условиях инкская мита стала централизованной разверсткой рабочей силы индейцев для главных хозяйственных отраслей в невиданном дотоле масштабе - как по охвату населения, так и по интенсивности эксплуатации. Как справедливо отметил отечественный историк Г.И. Иванов, это была своеобразная форма феодальной отработочной ренты, трудовая рекрутчина в пользу испанской короны и всех имущих слоев колонии как совокупного эксплуататора. Естественно, что на первом месте оказалась именно горная отрасль, "ведь без миты не будет Потоси, - считал Толедо, - а без Потоси и самого вице-королевства Перу".
По расчетам Толедо, основанным на данных переписей, для работы на шахтах и инхенио Потоси были приписаны 95 тыс. индейцев-общинников 18-50 лет из 16 провинций Центральной и Южной сьерры. 1/7 часть их (13 500 человек), сменяясь ежегодно по принципу миты - ротации, должна была отработать в течение 18 недель в году. При этом из Чаркаса было приписано 17% индейцев, Ла-Паса - 18, Кальяо - 15, Куско - 10% и т.д. Для работы на золотых приисках в Карабайе 9 шахтовладельцам выделялось от 20 до 90 митайо, а всего около 300 человек из селения Асило и др. На ртутные шахты Уанкавелики и Уаманги направлялось 3 тыс. индейцев из окрестных общин. Мита стала "черным рабством" и проклятием андского индейца, символом колониального угнетения.
Какими преимуществами для испанцев обладала мита? Она имела общинный, коллективный характер, распространялась на целые селения и провинции, это не только соответствовало андским традициям, но и значительно удешевляло труд в забое. Именно дешевая рабочая сила компенсировала огромные расходы и обеспечивала рентабельность производства серебра в уникальных условиях андских высокогорий.
Второй по значимости формой миты была мита обрахера - работа на ткацких предприятиях - обрахе - от частных мастерских до крупных "мануфактур". Степень эксплуатации индейского труда в обрахе превосходила даже каторжные условия труда на горных выработках. Испанские ученые-путешественники X. Хуан и А. де Ульоа, наблюдавшие местные порядки в середине XVIII в., писали: "Это нож, жестоко нацеленный в самое сердце и достоинство индейца, одна из самых ранящих и бесчеловечных картин испанского колониализма в Андах".
Помимо горной и ткацкой миты общинное крестьянство подлежало насильственной контрактации и на миту сельскохозяйственную. Целыми семьями уходили индейцы на полных шесть недель в хозяйство крупных эстансьеро и асендадо, не имевших энкомендированных индейцев, для выполнения всего цикла работ: от выпаса скота до обработки полей и сбора урожая зерновых, картофеля, коки. За 22,5 реала в месяц, мизерную сумму, уходившую на оплату налога. Активно использовалась и гак называемая мита де пласа (площадная мита) для обслуживания живущих в городах и поселках чиновников и гражданских лиц, священников. Еженедельно часть приписанных общинников, живших в окрестностях городов, должны были выходить на площади этих городов во главе со своими касиками и наниматься на поденную работу носильщиками воды, дров, каменщиками, для домашних услуг за нищенскую плату в 1 реал в день.
Система насильственной контрактации охватывала и общинную молодежь: так, мичис и агуатирис (пастухи и подпаски), как правило, дети 10-12 лет, пасли кур, коз и свиней; мулерос (юноши 15-17 лет) - стада мулов у всех собственников за плату; специальная "детская мита" до 3 месяцев в году распространялась на детей 10-11 лет, прислуживавших в храмах. Особняком стояла печально знаменитая понгеахе - кабальная личная служба в усадьбе и в доме коррехидора, чиновника, эстансьеро (к северу от Лимы - уасикама) всей семьей без всякой оплаты, только за прокорм. Понгеахе - это символ бесправия и унижения индейского крестьянина.
Так, в частности городское хозяйство Лимы, крупнейшего города вице-королевства, полностью функционировало за смет мяты: производство продуктов питания, предметов первой необходимости и роскоши и рынок услуг, включая транспорт и почту. Индейцы провинции Уарочири как столичного округа всецело были сориентированы на обслуживание столицы. Они подвергались контрактации по трем видам. Горная мита предусматривала, что 1/7 часть общинного мужского населения работала на серебряных шахтах так называемого Нового Потоси (Серро-де-Паско), а также на добыче и доставке лъда с гор в Лиму для "холодильников". Мита на площадях Лимы привлекала 1/6 часть мужчин, нанимавшихся на сезонную работу в прибрежные асьенды как пополнение к работавшим там рабам-неграм. 1/7 часть работников раз в 4,5 года направлялись на главную наземную транспортную артерию вице-королевства, бывшую "королевскую" дорогу инков Лима-Потоси. Они обязаны были ремонтировать дорогу и мосты, обслуживать придорожные постоялые дворы и почтовые станции - тамбо, поставлять туда дрова, воду, пищу, корм для караванов лам и мулов, а также проводников для солдат, чиновников и частных лиц. Почтовая служба в лице часки - этого уникального изобретения организаторского гения инков, продолжала обслуживать новых хозяев Перу и спустя два столетия. Известно, что в середине XVII в. 200 индейцев одновременно несли почтовую службу в виде часки.
Таким образом, широкая программа социальных и экономических реформ, осуществленных в правление вице-короля Толедо, имела исключительные последствия и определила ускоренное вхождение индейских традиционных структур "в меркантилистскую экономическую систему", созданную в колонии испанцами. При этом, как отмечает перуанский историк Ассадуриан, даже резкий демографический спад индейского населения между 1570 и 1620 гг. не помешал бурному развитию товарной экономики. Это стало следствием использования европейской технологии в аграрном, ремесленном и транспортном секторах и увеличения производительности труда занятой в них рабочей силы.