Штурм и падение Вилькапампы
Помимо сложных внутренних проблем Толедо получил тяжелое наследство, связанное с завершением конкисты на окраинах вице-королевства. Испанскому наступлению активно противостояли воинственные чиригуаны на альтиплано и диагиты на севере аргентинской пампы, уже в течение 30 лет регулярную войну в Чили вели непокорные племена арауканов, остро стояла необходимость укрепления Магелланова пролива в связи с участившимися нападениями европейских корсаров. На этом фоне особенно вопиющей представлялась ситуация с непокоренной Вилькапампой, где вот уже три десятилетия правили неоинки. Находясь в самом центре Перу, всего в каких-то сотне км от Куско, руководимая инкскими правителями Вилькапампа была прямым вызовом стабильности и самим устоям колониального режима. Ставились под вопрос легитимность власти испанского короля и всего процесса массовой христианизации индейских народов. Вокруг неоинков консолидировались здоровые силы многочисленной инкской аристократии, широких метисных и индейских масс, все еще хранивших верность древним языческим традициям.
Между тем на 60-е годы XVI в. пришлось завершение инкского тысячелетнего календарного цикла, за которым, по древним воззрениям, должна была последовать новая "счастливая" эра. За прошедшие 30 лет индейские народы уже глубоко почувствовали и осознали тяжкие последствия обрушившегося на них нового колониального порядка, поставившего их на грань жизни и смерти. Неудивительно, что ожидание "счастливых" перемен в массовом сознании индейцев оказалось связанным с одной-единственной целью полным разрывом с миром чужеземных колонизаторов. В эти годы в долинах Центральных и Южных Анд среди общинного крестьянства, метисных слоев и индейской аристократии Куско, Уаманги и других городов возникло стихийное мессианистское движение - Такионкой. Его возглавили жрецы - служители древних святилищ-уак. На 1565 г. только в окрестностях Абанкая действовало более 200 индейских религиозных проповедников. В процессе экстатического обрядового танца они возвещали о возвращении старых андских богов, призывали к священной войне против завоевателей-испанцев с целью уничтожать не только их самих, но и построенные ими города, привезенный скот, орудия труда, отказаться от навязанной ими религии. Это было тотальное отрицание всего нового порядка вещей, установившегося на древней андской земле и не в последнюю очередь оно вдохновлялось заразительным примером непокоренных инков Вилькапампы.
Толедо предпринимает решительные шаги, чтобы навсегда покончить с противостоянием инкской и испанской государственности. За последние четверть века все предшественники Толедо на посту вице-короля пытались разрубить затянувшийся узел путем мирных переговоров, которые фактически ничего не дали. Неоинки в лице Манко Инки и его наследников или вели активную борьбу с колониальными властями, или, умело маневрируя, шли на эпизодические контакты, но границы Вилькапампы продолжали твердо защищать.
В 50-60-е годы туда неоднократно засылались посольства (1557, 1566 гг.) для ведения дипломатических переговоров и выработки "почетных" условий, на которых наследники Манко Инки могли бы сложить оружие: например, высокая годовая рента в 17 тыс. песо, богатые земельные пожалования и мн. др. Велась активная переписка. Эти усилия имели частичный успех: так, один из сыновей Манко - Сайри Тупак прибыл в Лиму в январе 1558 г., где крестился вместе с многочисленной свитой. Однако героическая Вилькапампа в лице старшего сына Манко - Титу Куси Юпанки продолжала сопротивление, получив поддержку значительной части инкской аристократии в Куско.
В 1566 г. в местечке Акопампа было наконец подписано соглашение "о вечном мире", при этом Титу Куси объявил себя вассалом испанского короля в обмен на признание его законным наследником инкской династии. Многие исследователи полагают, что путем переговоров Титу Куси пытался связать руки испанцам и избежать нежелательной прямой военной конфронтации. Вилькапампа согласилась также принять несколько монахов для обращения местных индейцев в христианство. Подписанные документы были отправлены в Испанию в Совет Индий на утверждение королю Филиппу II.
В 1571 г. Титу Куси умер. Пришедший ему на смену молодой инка Тупак Амару отказался признать перемирие и закрыл границы и подходы к Вилькапампе. В июле и октябре 1571 г. Толедо выслал две мирные делегации в мятежную Вилькапампу в расчете добиться признания владычества испанского короля. Однако в обоих случаях сначала два монаха, а затем и личный представитель Толедо были убиты при попытке перейти границу владений неоинков. Это поставило их на грань новой войны с колониальными властями.
Вице-король переходит к решительным действиям, кабильдо Куско объявляет Вилькапампе "войну огнем и мечом". Подготовка наступления ставится на широкую ногу: объявлен набор колонистов и ветеранов конкисты, а также традиционных противников инков - индейцев каньяри и уанка, объявлены награды в виде раздачи новых энкомьенд и должностей, идет разведка дорог и перевалов к Вилькапампе, затерянной в высокогорном районе тропической сельвы до 4 тыс.м высотой. К маю 1572 г. в Куско собралась мощная экспедиция в составе 250 испанцев, кавалеристов и пехотинцев, вооруженных аркебузами и пушками, в их числе и ветераны конкисты - известные конкистадоры Серра де Легисамо и Алонсо де Меса и 2 тыс. индейских воинов. Одновременно с целью нейтрализовать оппозицию была арестована группа влиятельных инкских аристократов, обвиненных в тайной поддержке неоинков и в заговоре против испанского короля.
В конце мая 1572 г. началось массированное наступление в долину Виткоса, которая была окружена с трех сторон. Первый бой произошел на границе у моста Чукичако. Хроника экспедиции пестрит сообщениями об "исключительной отваге" и "неистовой храбрости" индейских воинов, они буквально бросались на дула аркебузов, в рукопашной схватке «не считались с жизнью». Однако силы оказались неравны. В течение июня, преодолевая отчаянное сопротивление защитников, укрепивших высокогорные проходы завалами, ловушками и засадами, экспедиция подошла к крепости Уайна Пукара. Построенная на самой вершине отвесного каньона, по словам очевидцев, она "выглядела совершенно неприступной" и к тому же прикрывала Вилькапампу на стратегическом направлении. Однако, как это не раз уже случалось в истории завоевания Перу, дорогу в крепость выдали перебежчики с инкской стороны. Так судьба неоинков была решена.
24 июня 1572 г. карательная армия вошла на улицы горящей Вилькапампы после ожесточенного четырехдневного сражения. Молодой инка Тупак Амару покинул город вместе с семьей и ближайшими сподвижниками и скрылся в сельве на востоке. Однако и его дни были сочтены. Преданный одним из своих родственников Тупак Амару вскоре попал в руки испанского отряда, преследовавшего его по пятам. В руках испанцев оказались и священные реликвии инкской династии, в том числе и золотой идол Пунчау, в полости которого хранился пепел сожженных сердец предшествующих правителей инков. Последний оплот инкского сопротивления, легендарная столица неоинков Вилькапампа перестала существовать.
21 сентября 1572 г. карательная экспедиция вернулась в Куско. Через три дня последний Сапа Инка был обезглавлен на центральной площади Куско в присутствии жен, двух малолетних дочерей и 15-тысячной толпы индейцев. На настоятельные просьбы местных священников, "на коленях просивших Толедо помиловать Инку и выслать его в Мадрид", тот ответил решительным отказом. [Полагают, что казнь была освящена и санкционирована сверху. Так, в личном послании Филиппу II от 24 сентября 1572 г. Толедо писал: "...распоряжение Вашего Величества относительно инки выполнено" (цит. по: Historia del Peni. Т. IV. P. 95-96).] Это был ярко выраженный политический процесс в угоду высшим интересам испанской короны. Казнь Тупака Амару произвела гнетущее впечатление на всех современников без различия сословий и рас, подвергших Толедо резкой критике. Трагедия правящей инкской династии, начавшаяся вероломной казнью Атауальпы на площади Кахамарки в 1533 г., через 40 лет завершилась бесчеловечной расправой над его потомком. Отныне на века имя Тупака Амару станет символом сопротивления андских народов в их борьбе с колониальным угнетением.
* * *
Реформаторская деятельность Толедо имела противоречивые последствия. Они дали повод называть его одновременно "великим тираном" и "великим гуманистом". Стремясь ограничить крайности эксплуатации индейского населения, исповедуя государственный прагматизм и своеобразные идеи раннего "просвещенного абсолютизма", Толедо далеко опередил свое время: его трудовой регламент рассматривал митайо как вольнонаемного работника; в нем устанавливалась продолжительность рабочего дня, обеденный перерыв, воскресный и праздничный отдых, бесплатное лечение, оплата дорожных расходов и мн. др.; его указы призывали обучать индейцев испанской грамоте, он ополчился против массового употребления коки как наносящей "большой ущерб здоровью и нравственности индейцев". Эти и другие полезные начинания, оставшиеся и по сей день актуальными, были отвергнуты колониальной действительностью.
Что же касается главной цели, то за более чем 10-летний срок (1569-1580) вице-королю Франсиско де Толедо как "архитектору колониальной системы" удалось укрепить королевскую власть в Перу, создать жестко централизованный аппарат управления и подчинить ему все категории светской и духовной бюрократии, земельной знати и торгово-промышленных слоев, заложить юридические основы социальной и классовой структуры. При этом высоко оценив достижения инкской государственности в области социально-производственной практики, Толедо заставил их работать в новом историческом контексте, что способствовало развитию интегральных процессов в перуанском обществе и преемственности всего хода исторического развития на андских землях. Но коренное население заплатило за это страшную цену.