Арбитр, миссионер, предприниматель
Помимо Испании и Португалии, в борьбу за раздел мира включились другие морские державы. Франция, Англия и Голландия также стремились проникнуть на южноамериканский континент, особенно в Гвиану, но их внимание больше привлекали территории, лежавшие севернее испанских владений в Мексике. В Южной Америке на первый план вышел конфликт между иберийскими монархиями. Португальская корона не могла смириться с невиданными достижениями Испании, которой принадлежала честь открытия нового материка, и, следовательно, преимущественное право на его завоевание и освоение. Испано-португальское соперничество, начавшееся еще в XIV в. из-за контроля над побережьем Северной и Западной Африки и близлежащими островами, вспыхнуло с новой силой.
В качестве арбитра, призванного урегулировать территориальные споры, выступила католическая церковь, а споры были нешуточными. В результате впервые в истории произошел раздел мира между двумя европейскими державами. В 1493 г., после первого плавания Колумба, папа Александр VI (выходец из Испании) пожаловал испанской короне права на все земли, лежащие в 100 лигах к западу от Азорских островов и островов Зеленого Мыса. Португальцы оспорили это решение, и при посредничестве Святого престола между двумя сторонами было заключено компромиссное соглашение, известное как Тордесильясский договор 1494 г. Согласно договору, прежняя демаркационная линия была изменена в пользу Португалии. Теперь «папский меридиан» пересекал Атлантический океан на расстоянии 370 лиг (около 2 тыс. км) от самой западной точки островов Зеленого Мыса. Все моря и земли, лежащие к востоку от этой линии, признавались владениями Португалии, к западу — Испании. Таким образом, северо-восточный выступ Южной Америки (современная Бразилия) отошел к Португалии, а прочие территории остались под властью Испании. Испанская Америка была поделена, во всяком случае теоретически, между Кастилией и Арагоном, но незадолго до смерти Фердинанд Арагонский передал свою часть под юрисдикцию Кастилии.
Католическая церковь сказала свое слово не только при решении вопроса о разделе мира, ей принадлежала и важнейшая роль в испано-португальской колониальной экспансии. Папа и духовенство стремились усилить свое влияние, а также увеличить доходы за счет христианизации завоеванных земель. Во время второго плавания Колумба на американскую землю были доставлены первые миссионеры, а с середины 20-х гг. XVI в., согласно закону, в каждой экспедиции в Новый Свет должен был участвовать хотя бы один священнослужитель. Однако миссия святых отцов не ограничивалась донесением слова Божьего до аборигенов, им надлежало укреплять в вере и самих завоевателей. Церковь вдохновляла конкистадоров на «великие подвиги» ради распространения христианства среди «язычников» и порой закрывала глаза на жестокость и алчность завоевателей. Впоследствии в Америку двинулись целые отряды миссионеров, представителей различных духовных орденов. Многие священнослужители пытались оградить индейцев от бесчеловечного обращения и не допустить их массового истребления.
Между тем при знакомстве с отечественной научной литературой создается впечатление, что чуть ли не единственным, кто отваживался заступаться за индейское население, был августинец Бартоломе де Лас Касас, проживший в Америке почти полвека (1502—51) и не понаслышке знавший об ужасающем варварстве конкисты. В мемориалах, регулярно представляемых испанскому правительству, Лас Касас ходатайствовал о смягчении участи коренных жителей Америки, о более гуманном обращении с ними. В 1516 г. он был назначен «протектором индейцев», то есть представителем мадридского двора, уполномоченным наблюдать за тем, чтобы конкистадоры не обращались с индейцами излишне жестоко. В трактатах Лас Касаса, получивших широкую известность в Европе, осуждались насилие над аборигенами, их порабощение, принуждение к тяжелому труду. Начав с обличения отдельных преступлений конкистадоров, он пришел к пониманию несправедливости захвата чужих земель и признал право индейцев на сопротивление.
В то же время деятельность Лас Касаса оценивается учеными по-разному — хотя бы потому, что его гуманизм был весьма своеобразен. Так, чтобы оградить индейцев от непосильной работы, он считал возможным использовать труд рабов-африканцев. Возможно, Лас Касас не предвидел, каковы будут последствия его советов для судьбы Африки и самой Америки, или же, как и многие его современники, смотрел на порабощение негров как на обычное явление, поскольку оно получило к тому времени широкое распространение. Не только светские сеньоры, но и слуги Божьи охотно пользовались услугами чернокожих невольников и не считали, что это противоречит христианской морали. В целом роль церкви в конкисте и освоении Америки неоднозначна — одни историки считают ее преступной, другие полагают, что только благодаря вмешательству священнослужителей индейцы были спасены сначала от массового уничтожения, а затем от полной потери общинных земель. Важно и то, что деятельность Святого престола, церковных корпораций и отдельных священнослужителей была многогранна — арбитраж, миссионерство, предпринимательство, в том числе торговые и финансовые операции, включая ростовщичество.
Обращенные в христианство местные жители облагались церковной десятиной, а также вносили плату за совершаемые духовенством обряды. Католическая церковь владела в колониях населенными землями, обширные территории принадлежали монастырям, особенно в Новой Испании. Монахи-миссионеры проникали в глубинные районы, где прямое завоевание было затруднено. Обратив индейцев на путь истинный, они создавали редукции — крупные хозяйства, к которым приписывались (редуцировались) индейцы, насильственно переселяемые с других территорий.
К концу XVI в. огромные редукции появились на юге Парагвая, где обосновались представители ордена иезуитов. Так сложилось своеобразное теократическое государство, имевшее свою армию и фактически не подчинявшееся испанской короне. Королевские чиновники на территорию редукций не допускались, все дела здесь вершили сами миссионеры, а индейцы вели строго регламентированный образ жизни. Собранный урожай и произведенные в мастерских изделия отправлялись в специальные хранилища, откуда работникам выдавалось лишь то, что святые отцы считали для них необходимым. В середине XVI в. иезуиты обосновались и в Бразилии. Они основывали свои миссии там, где индейцы обладали хоть какими-то навыками земледельческого труда. Бразильские миссионеры также стали богатыми землевладельцами, и на них трудились тысячи индейцев.