Обыкновенный феодализм или необычный капитализм?
Уровень развития испанских и португальских колоний накануне освободительных революций первой трети XIX в. оценивается учеными-латиноамериканистами по-разному. Эти различия во многом оп-ределяются методологией, используемой тем или иным исследователем. Однако надо отметить, что применительно к истории Латинской Америки такие понятия, как феодализм и капитализм, остаются ключевыми, причем, ими пользуются не только те авторы, которые стоят на позициях марксизма.
И полвека назад, и сегодня можно встретить тезис о феодальном характере колониальной экономики. Дело в том, что в Иберо-Америке крупное землевладение довольно быстро консолидировалось в неотчуждаемые латифундии, которые принято было рассматривать как поместья (асьенды) феодального типа. В советской историографии такой взгляд утвердился еще в 40-е гг. XX в., и в течение длительного времени в отечественной (а иногда и в зарубежной) научной литературе ставился знак равенства между латифундизмом и феодализмом — на том основании, что в латифундиях господствовали докапиталистические методы ведения хозяйства и эксплуатации работников, включая рабов. Особое внимание наши исследователи обращали на необычайно широкое использование рабского труда в Бразилии, и если не называли сложившийся там экономический уклад «рабовладельческим способом производства», то говорили о его исключительно феодальном характере.
Согласно этой логике, и североамериканские плантации, причем даже в середине XIX в., представляли собой «феодальные поместья». Между тем еще К. Маркс заметил, что плантаторы Северной Америки — это капиталисты, строящие свое хозяйство на рабском труде негров. Понятно, что и испано-американские латифундии вряд ли можно считать хозяйствами слегка «перестроившихся» феодалов.
Есть все основания полагать, что задолго до начала освободительного движения в колониях феодальные отношения собственности хотя и сохранялись юридически, в действительности были если не разрушены, то во всяком случае серьезно подорваны. Земельные пожалования даже на раннем этапе колонизации по прошествии четырех лет считались окончательными, и ими можно было свободно распоряжаться, в том числе продавать. Часто земля захватывалась колонистами самовольно, но с течением времени появилась возможность узаконить эти захваты. Так, с конца XVI в. испанская корона начала широко практиковать соглашения («композиции») с претендентами на те или иные земельные владения, которые выплачивали ей определенную компенсацию. Поэтому к началу XIX в. частная собственность на землю в Испанской Америке была уже достаточно распространена, то есть система держаний постепенно себя изжила.
Кроме того, для подстраховки своего основного бизнеса земельные владения приобретали торговцы или хозяева рудников и мануфактур. Из соображений престижа они нередко стремились породниться с аристократией либо иным путем добыть себе дворянский титул, но это никоим образом не свидетельствует о феодальном характере землевладения богатых колонистов. Правда, в Иберо-Америке сохранялись атрибуты феодализма — некоторое количество неделимых майоратных поместий, передававшихся по наследству сыновьям в порядке старшинства, земли церковных корпораций (которые, как мы знаем, активно занимались предпринимательской деятельностью и ростовщическими операциями), наконец, существовала общинная индейская собственность на землю, хотя она также постепенно разрушалась.
В отечественной исторической литературе весьма распространено и утверждение о том, что в колониальный период в Испанской и особенно Португальской Америке капитализм развивался очень медленно, особенно в сельском хозяйстве. Постепенному утверждению буржуазных отношений способствовали капиталы переселенцев в Америку, необходимые для увеличения горнодобычи, налаживания промышленного и сельскохозяйственного производства, но в целом слабая колониальная экономика лишь обслуживала потребности европейского капитализма.
В последние десятилетия некоторые российские ученые пересмотрели прежние представления об отсутствии или крайне медленных темпах развития в колониях капиталистического уклада. Они отмечают, что плантационное хозяйство, сложившееся в прибрежных зонах Иберо-Америки, было изначально ориентировано на экспорт, на территории Рио-де-Ла-Платы быстро набирало силу экспортное животноводство, продукция рудников и приисков также поставлялась на внешний рынок. Товарность колониального производства оказалась достаточно высокой, и при этом, бесспорно, ее рост искусственно сдерживался метрополией. Тем не менее иберо-американские колонии быстро превращались в одно из звеньев мирового капиталистического хозяйства, а латифундисты (плантаторы и скотоводы) были тесно связаны с внешним рынком и растущей прослойкой местной торгово-посреднической буржуазии или сами становились торговцами. Иными словами, они представляли уже не феодальный, а буржуазный класс производителей, то есть превратились в капиталистических предпринимателей.
Вместе с тем плантаторы не могли широко использовать наемный труд, а именно его применение, как известно, служит важнейшим признаком развития капиталистических отношений. Объяснялось это довольно просто — наем работников обходился слишком дорого, а лишние затраты снижали рентабельность плантационных хозяйств, которые требовали много рабочей силы. В колониях имелось столько неосвоенных земель, что они могли прокормить значительное количество населения, и потому желающих добровольно наняться на работу здесь было немного (подобная ситуация наблюдалась и в американских колониях Англии). Пока в Иберо-Америке рабочая сила не стала более дешевой, латифундисты предпочитали сохранять полукрепостническую зависимость пеонов и рабство вместо того, чтобы нанимать свободных тружеников. Плантаторы владели обширными массивами земель и могли без ущерба для себя предоставлять ее в пользование пеонам, а содержание рабов в условиях теплого климата особых расходов не требовало — правда, их покупка обходилась недешево. Что касается скотоводческих хозяйств, то они не нуждались в большом количестве рабочих рук, и в них трудились не только люди зависимые, но и наемные работники. В целом феодальные методы эксплуатации колониального населения и сохранение рабства, видимо, не препятствовали, а, напротив, способствовали развитию в Испанской и Португальской Америке капиталистического уклада и повышению товарности латифундий. Так, «рабовладельческая» Бразилия, которая в середине XVI в. представляла собой «маргинальную» с точки зрения португальской колонизации территорию, к концу следующего столетия превратилась в «жемчужину португальской короны» и основной центр производства сахара, с которым безуспешно пытались соперничать другие владения Португалии. Близость тростниковых плантаций и энженьо к портам, а также дешевизна фрахта судов, доставлявших бразильский сахар в Европу, превращали его в недорогой и потому конкурентоспособный товар.
Историки часто пытались примирить различные оценки уровня развития колоний к началу Войны за независимость 1810—1826 гг. и найти некую «золотую середину». В этом случае способ производства в Иберо-Америке определялся как полуфеодальный или полукапиталистический либо говорилось о сосуществовании здесь капитализма, феодализма и рабовладения. Иными словами, большинство исследователей отмечало, что в целом колониальная экономика оставалась многоукладной и сочетала в себе элементы капитализма, мелкотоварного производства, патриархально-общинного и натурального укладов, и все это соединялось с феодальными методами эксплуатации и рабством.
Капиталистический уклад был представлен, помимо плантационных и скотоводческих хозяйств, крупными горнодобывающими предприятиями и мануфактурами, производящими товары первой необходимости. В Новом Свете, как и в Европе, особенно распространенной была рассеянная мануфактура, причем не столько в городах, сколько в сельской местности. Мелкотоварное производство было ориентировано на внутренний рынок, и лишь частично — при посредничестве крупных торговцев — на экспорт. Оно базировалось на небольших крестьянских хозяйствах, ремесленных мастерских, примитивной горнодобыче множества старателей, разрабатывавших мелкие копи на свой страх и риск. В глубинных районах было немало натуральных крестьянских хозяйств, обеспечивавших земледельцев всем необходимым, и кустарных производителей ремесленных изделий, которые работали не на рынок, а на заказ. Патриархально-общинный уклад долго сохранялся в тех областях Испанской Америки, где прежде существовали цивилизации майя, ацтеков, инков и других земледельческих племен.
Капиталистическое предпринимательство развивалось быстрее там, где для него в буквальном смысле была «расчищена почва», то есть вытеснены или уничтожены аборигены, а вместе с ними и традиционные общественные отношения. Создать нечто новое, вложив в это имеющийся капитал, оказалось проще, чем перестроить старый, традиционный социально-экономический уклад. Очень часто именно это обстоятельство служило для исследователей объяснением «феномена двух Америк» и позволяло ответить на вопрос, почему североамериканские колонии Англии и Франции уверенно вступили на путь капитализма и развивались успешнее, чем испанские и португальские. На территории будущих США и Канады не было земледельческих индейских цивилизаций с их устоявшимся патриархально-общинным бытом, и потому новый тип производственных отношений утвердился там сравнительно быстро, да и колонизация Северной Америки происходила позднее, когда в «передовых метрополиях» уже укоренились многие элементы капитализма.
Очень часто в научной литературе, особенно зарубежной, обращалось внимание не на уровень развития покоренных индейских племен, не на климатические и географические особенности различных территорий Америки, а прежде всего на обычаи, мировоззрение и «цивилизованность» колонизаторов. Поэтому излюбленной темой многих авторов исторических трудов стало сопоставление англо-пуританской и иберо-католической колонизации. Англичане представлялись как предприимчивые, привычные к тяжелому труду, гонимые и суровые пуритане, вынужденно покинувшие родину и проникнутые «капиталистическим духом». Они не стремились установить над индейцами свое господство и не смешивались с местными племенами, а лишь вели с ними торговлю, оттеснив их затем за пределы территорий, где те издавна обитали (заметим, что в Северной Америке земли индейцев считались «свободными»). Как известно, лучшим моральным оправданием любого поступка пуританина служил достигнутый им успех, и он стремился к нему всеми доступными способами. Когда владычество Англии было свергнуто, оставалось лишь устранить некоторые пережитки колониальных времен и спокойно двигаться дальше, то есть совершенствовать уже пустившую корни на американской земле западную цивилизацию, поскольку английские (как и французские) колонизаторы изначально привнесли в свои колонии основы капитализма и буржуазный менталитет.
Совсем другой результат, по мнению сторонников концепции «двух колонизации», имела колонизация иберо-католическая, когда белый господин нуждался в земле и подневольных работниках, а значит, был заинтересован в сохранении и упрочении на новом месте феодально-крепостнических отношений. Иберийские завоеватели, прежде всего испанцы, «сберегли» индейцев, тем более что как правоверные католики они обязаны были нести «дикарям» слово Божье и приобщать их к своей вере. В итоге испанской и португальской колонизации произошла расовая и культурная метисация жителей Иберо-Америки, а сами колонии, в которых утвердились феодальные порядки, отстали в социально-экономическом отношении — ведь именно период феодализма характеризуется отсутствием единого внутреннего рынка и разобщенностью населения, еще не превратившегося в нацию.
Критики указанной концепции справедливо отмечали, что она совершенно не объясняет того, что происходило в других колонизуемых регионах мира, поскольку те же англичане, французы, голландцы, захватив обширные владения в Азии и Африке, не превратили их в быстрорастущие капиталистические анклавы, подобные США и Канаде. То же можно наблюдать и на островах, например, Карибского моря, многие из которых не принадлежали Испании или Португалии, а были колонизованы передовыми европейскими странами, однако так и остались крайне отсталыми территориями. Следовательно, нужно внимательнее присмотреться не только к колонизаторам, но и к колонизируемым, тем более что методы ограбления колоний у всех европейских метрополий были в сущности одинаковыми.
Есть и другая важнейшая проблема: если в испанских и португальских колониях, несмотря на все преграды, развитие капитализма все же имело место, то к какому периоду относится его зарождение? Здесь
разброс мнений также достаточно велик. Зарубежные авторы иногда отмечали, что уже в начале колонизации Иберо-Америка оказалась тесно связана со странами быстрорастущего капитализма, и потому раннее возникновение и развитие капиталистического уклада в самих колониях было неизбежно. Часть советских исследователей социальной и экономической истории Латинской Америки утверждала, что капитализм в этом регионе дал о себе знать лишь к концу XVIII в. Наконец, на рубеже 1960—1970-х гг. в отечественной историографии появилась концепция «зависимого капитализма». Не затрагивая всех ее постулатов, отметим лишь то, что важно для нас в данном случае: сторонники этой концепции датировали начало капиталистического развития Латинской Америки концом XIX в.! Если же ученые, разделявшие подобные взгляды, все-таки соглашались, что pi до этого рубежа в странах региона присутствовали элементы капитализма, то они, с их точки зрения, привносились извне, из тех центров, где капитализм уже стал системообразующим укладом.
Сейчас латиноамериканцы разных стран вновь обращаются к проблемам, связанным с характером и уровнем развития колониальной экономики. Используя новую и достаточно убедительную аргументацию, они пытаются ответить все на те же вопросы: феодализм или капитализм, а если все-таки капитализм, то когда он зародился и насколько быстро завоевал прочные позиции, возник ли этот уклад внутри колоний или был привнесен из передовых стран Европы? В последнее время все больше исследователей склоняются к тому, что экономика Иберо-Америки развивалась по капиталистическому пути, хотя латиноамериканский капитализм отличался (и отличается ныне) множеством особенностей и потому весьма своеобразен. А есть ли на свете страны, лишенные своеобразия?