«Цивилизация», «варварство» и оборотная сторона прогресса
С середины 40-х гг. XIX в. в либеральных кругах большую популярность приобрела концепция «цивилизации и варварства», оказавшая исключительное влияние на духовное развитие Латинской Америки. Ее выдвинул известный аргентинский либерал и будущий президент страны Доминго Фаустино Сармьенто, автор книги «Факундо, или Цивилизация и варварство. Жизнь Хуана Фа-кундо Кироги». История Аргентины и других латиноамериканских республик представлялась Сармьенто как постоянная борьба двух начал — темного, варварского, и светлого, прогрессивного, отождествляемого с цивилизацией. Цитаделью варварства он считал отсталую провинцию с ее патриархальными традициями и пережитками колониальных времен, а центрами цивилизации — города. Концепция Сармьенто появилась в период диктатуры Росаса, когда, как считали либералы, возобладало «варварство» и консервативная провинция одержала верх над поднимающимися городами, оплотом капиталистических отношений. Не случайно носителями варварского начала были для Сармьенто невежественные аргентинские гаучо и провинциальные каудильо, использовавшие простой народ для достижения своих целей. Герой книги Факундо Кирога — именно такой каудильо, причем вышедший из среды гаучо и достигший высокого положения в обществе. Восприняв идеи Ривадавии, Сармьенто мечтал о превращении Аргентины в государство североамериканского типа и отождествлял цивилизацию исключительно с США и Европой.
Либералы — последователи Сармьенто относили к понятию «варварство» такие «пережитки прошлого», как сохранение влияния и богатства церкви, общинного землевладения, «диких» индейских племен, рабства, жесткой централизации власти. Но можно ли было сразу одним ударом, сломать ту систему социальных и экономических отношений, которая складывалась веками, и произвести «революцию в умах»? Кроме того, результаты либеральных преобразований имели двойственный характер. С точки зрения потребностей буржуазного развития латиноамериканских стран реформы либералов, безусловно, являлись мерами прогрессивными, другой вопрос — как они отражались на положении народных масс?
Очевидно, что некоторые из «пережитков колониального прошлого» имели отношение к земельной собственности, которую латиноамериканская буржуазия стремилась превратить в единую частную собственность, свободно отчуждаемую и продаваемую, и это касалось прежде всего земель церковных, а также индейских, принадлежавших общинам либо кочевым племенам. Отобранные у индейцев земли не только продавались латифундистам, но и заселялись иммигрантами, причем исключительно из «цивилизованных» европейских стран — Англии, Франции, Германии.
Уже в первые годы независимости попытка проведения либеральных реформ натолкнулась на мощную оппозицию внутри латиноамериканских республик. Традиционно это объяснялось сопротивлением «консервативных олигархических кругов» и узкокорыстными устремлениями каудильо, однако есть и другое мнение — самыми решительными противниками преобразований либералов оказались народные массы. Почему же народ не поддержал те нововведения, которые в либеральной и марксистской историографии рассматривались как прогрессивные?
Уничтожение подушной подати и миты облегчило положение индейцев, но одновременно усилило замкнутость и натуральный характер крестьянских хозяйств. Разрушение общинного землевладения лишало индейцев и взаимной поддержки, и защиты со стороны государства от злоупотреблений латифундистов. Не случайно индейцы всячески сопротивлялись проведению этой реформы. В результате ликвидировать общинное землевладение, то есть превратить индейцев в наемных работников-пеонов, первым либералам не удалось. В конце концов им пришлось отложить осуществление своих планов и восстановить подушную подать — так произошло в Перу, Боливии, Колумбии, Эквадоре. Как уже упоминалось, для уплаты подати индейцы все равно вынуждены были продавать свой труд, и это отвечало интересам латифундистов — ведь рабочей силы в бывших колониях по-прежнему не хватало, тем более что все больший размах приобретало бродяжничество. Чтобы заставить праздношатающееся население работать в поместьях и на различных предприятиях, в молодых республиках Латинской Америки, как в свое время в Англии и других европейских странах, появились законы, обязывающие бродяг трудиться и карающие их за уклонение от работы.
Наступление либералов всех поколений на позиции церкви было связано не только с проблемой собственности, но и с тем, что священнослужители оставались мощной силой, способной влиять на политическую жизнь общества, умы людей, поведение народных масс. Свидетельством тому стали народные восстания, которые нередко возглавляли церковники, не ладившие с либеральной властью. Однако буржуазные круги Латинской Америки были заинтересованы в том, чтобы контроль над «низами» находился в их руках, и не желали делить это право ни с церковью, ни с провинциальными каудильо. Если же опять-таки принять во внимание положение народа, то его эксплуатация со стороны церкви или патриархальных латифундистов — это «цветочки» по сравнению с либеральной экспроприацией народной собственности и суровыми мерами против бродяжничества. Иными словами, нельзя забывать об «оборотной стороне» либерализма, в данном случае — латиноамериканского, который представлял собой весьма неоднозначное явление.
Вполне понятно, что либеральная историографическая традиция вынуждала многих авторов подчеркивать прежде всего прогрессивные результаты буржуазных реформ. Историки-«ревизионисты», напротив, стремились показать отрицательные стороны политики либеральных реформаторов и положительно оценивали роль индейской общины, церкви и провинциальных каудильо в деле защиты народа от «цивилизации и прогресса».