Территориальный аспект развития национальной культуры Перу
Анализ уровня развития культуры любой страны будет страдать известной абстрактностью и неполнотой, если эта культура не характеризуется как итог формирования сложной структуры региональных особенностей. Перу в этом отношении не является исключением. Достаточно указать на наличие в Перу резко отличающихся друг от друга географических зон (Коста, Съерра, Сельва), на существование совершенно различных этнических групп, на неодинаковость и неравномерность развития хозяйственной жизни, на своеобразие исторического пути, пройденного каждой этнической группой и каждой географической зоной.
Предлагая весьма общую характеристику культурной географии Перу, представляется наиболее целесообразным положить в ее основу принцип деления на культурно-географические зоны или ареалы.
Географически территория Перу распадается на три области: Косту — побережье, Сьерру — горные районы и Сельву — тропические джунгли на востоке страны (Ориенте). Это определяет различную степень населенности зон, разный уровень промышленного и сельскохозяйственного развития и вместе с тем — различия в культурно-географических характеристиках.
Коста (включая подзоны север, центр и юг) охватывает до 1/10 национальной территории, сосредоточивает более 1/3 всех жителей и дает 4/5 валового национального продукта. По физико-географическим характеристикам — это полоса пустынных береговых равнин вдоль Тихого океана. Наибольшей ширины равнинные участки достигают на севере, в пустыне Сечура (до
При средней плотности населения по стране около 10 человек на 1 км2 побережье заселено наиболее густо (так, в департаменте Лима плотность населения 87 человек на 1 км2). В этническом отношении жители Косты — главным образом испаноязычные перуанцы, составляющие свыше 2/5 всего населения Перу. По социально-производственному признаку метисы — ремесленники, торговцы, квалифицированные рабочие, служащие, интеллигенция. В наиболее крупных городах побережья небольшой аристократический слой составляют «белые» креолы. Усиливающаяся в последнее десятилетие иммиграция крестьян из районов Сьерры в города Косты вызвала значительное увеличение доли индейцев среди жителей побережья; они сосредоточены на окраинах Лимы, Трухильо. Дополняют этническую картину населения в прибрежной зоне внешние иммигранты, осевшие в Лиме: японцы и китайцы.
Имея много общего в этническом, хозяйственном и культурно-географическом отношениях, северная, центральная и южная подзоны Косты все же неоднородны. Это особенно ярко проявляется при культурно-географическом анализе центральной части, где находится столица республики Лима.
Концентрация экономической активности в столичном районе выражается в следующих показателях. Здесь производится 1/3 национального валового продукта, сосредоточено 4/5 мощностей обрабатывающей промышленности, размещено более 4/5 банковских депозитов. Эти экономические факторы определяют более высокий уровень жизни населения района и особенно столицы. Доход на душу населения в департаменте Лима вчетверо выше, чем, например, в департаментах Сан-Мартин (на севере), Уануко (в центре) и Аякучо (на юге Перу). Только в Лиме обучается 1/3 перуанских учеников начальной и почти половина учащихся средней школы[1].
Лима — старейший учебный центр не только Перу, но и всей Южной Америки. Главный национальный университет Сан Маркое служил основным центром распространения испанской культуры по всему континенту. За прошедшие 400 лет в столице, где обучается теперь 3/4 всех студентов страны, возникло еще 14 университетов, но Сан Маркос по-прежнему остается ведущим вузом, в котором учится более 20 тыс. студентов, или 20% общего контингента учащихся вузов. В Лиме находится Национальный инженерный университет (5 тыс. студентов). Крупнейшими научными и учебными центрами являются Национальный аграрный университет (3 тыс. студентов) и Национальный университет Федерико Вильяреаль (9,8 тыс. студентов). Перечисленные университеты составляют сеть государственных вузов столицы. Среди частных учебных заведений крупнейшим является Папский католический университет (5,2 тыс. студентов); второе место занимает Педагогический университет Инка Гарсиласо де ла Вега (4,6 тыс. студентов)[2].
Перуанская столица — не только главный учебный, но и научный центр страны. В городе работает около 30 научно-исследовательских институтов. Ведутся исследования в области точных наук и ядерной энергии, биологии, медицины, здравоохранения, урбанистики, истории. Здесь работают Институт испанской культуры, институты итальянского, перуанского и современного искусства. Большое место в научных разработках занимает изучение ресурсов сельского хозяйства: в столице действуют Национальный институт земледелия и животноводства (основан в
В столице действует около 20 научных обществ. Старейшее из них — Географическое общество Лимы (основано в
Самым крупным фондом обладают публичные библиотеки, среди которых бесспорно ведущее место принадлежит Национальной библиотеке Перу, основанной в
Богатый книжный фонд имеют столичные университеты и прежде всего университет Сан Маркое. Открытая еще в XVI в. центральная университетская библиотека насчитывает сейчас 400 тыс. книг. Свои специальные читальные залы имеют медицинский, филологический, педагогический, юридический, экономический факультеты. К крупным библиотекам Лимы относятся центральные библиотеки Национального инженерного (156 тыс. томов) и Католического университетов (35 тыс. томов). Среди специальных библиотек Лимы богатым книжным фондом по сельскому хозяйству обладает библиотека при экспериментальной базе Ла-Молина (32 тыс.)[4].
Как правило, при всех министерствах имеются специальные читальные залы со своими библиотечными фондами. Наибольшее количество литературы собрано в библиотеках министерства просвещения — 11 тыс. книг, министерства иностранных дел — 12,3 тыс., министерства труда — 10 тыс. При различных культурных обществах тоже имеются библиотеки. Примером наиболее крупных могут служить библиотеки Перуано-британской культурной ассоциации (17 тыс. книг) и Перуано-американского института культуры (7 тыс. томов).
Перуанская столица — старейший центр издательского дела. Именно в Лиме в
Это наиболее крупные периодические издания подобного типа. Кроме того, различные научные общества, учреждения, институты издают свои труды по соответствующим областям знаний.
По богатству музейных коллекций Лима занимает одно из первых мест в Латинской Америке (рис. 18). Среди археологических музеев выделяется Музей Рафаэль Ларко Эррера, названный по имени своего основателя. Видный политический деятель Перу в 30—40-е годы, не археолог по профессии, Эррера сумел во время своих путешествий по стране собрать редкую коллекцию археологических ценностей. Она и составила основу будущего музея, которую Эррера разместил в одном из залов своей усадьбы (асьенды) Чиклин, близ Трухильо. Со временем значительно приумноженное собрание ценностей обрело большую известность. В
В
Богатство природы, животного и растительного мира Перу отражено.в экспонатах Естественноисторического музея Хавьер Прадо, созданного при университете Сан Маркое в
Важнейшие этапы истории Перу от конкисты до войны за независимость отражены в экспозициях трех музеев: Национального исторического музея, Музея вице-королевства и Музея Республики. Во втором из них собрана не только интересная коллекция произведений искусства, но и костюмы, мебель, утварь, характерные для колониальной эпохи. Третий из музеев размещен в небольшой вилле, где некогда жили два выдающихся руководителя войны за независимость — генералы Сан Мартин и Боливар. Коллекция этого музея содержит военную форму, оружие, документы, портреты полководцев.
Рис. 18. Музеи Перу
1 — археологические; 2 — исторические; 3 — изобразительных искусств; 4 — военной истории; 5 — естественноисторические; 6 — нумизматики; 7 — прочие; большой квадрат — 10 музеев
Среди музеев изобразительного искусства заслуживают наибольшего внимания Музей искусства, картинная галерея в здании муниципалитета Лимы, музеи итальянского и современного искусства. Выставочный зал Музея искусства был построен в
В Лиме есть всемирно известный частный Музей золота, в коллекции которого собраны ценнейшие образцы работы древних инков до золоту. Следует также указать на музеи нумизматики (Каса де ла Монеда) и криминалистики, на филателистический музей.
Белившемся с Лимой морском порте Кальяо до сих пор сохранился «Форт короля Филиппа» — своеобразная военная реликвия, где разместился военно-исторический музей. «Старейшиной» среди экспонатов является пушка, привезенная в Перу Франсиско Писарро. Основной сбор коллекции для музея был начат в 30-е годы XVIII в., ее окончательное оформление закончилось в
Арекипа (200 тыс. жителей в
Однако в отличие от Лимы Арекипа и Трухильо не стали заметными исследовательскими центрами. Вместе с тем в этих городах работают значительные (по национальным масштабам) библиотеки: в Арекипе — муниципальная (25 тыс. томов) и центральная библиотека университета Сан Агустин (27,7 тыс. томов), в Трухильо — центральная библиотека университета — 24 тыс. книг (рис. 19). Университеты, в рамках которых функционируют историко-археологические музеи, направляют и научную деятельность работников музеев. Однако для северо-западного Перу, включая Косту, характерно создание местных музейных коллекций вне главных городских центров. Так, по богатству собранных археологических коллекций Музей Брюнинга в г. Чиклайо может занять одно из видных мест в музейной иерархии.
Рис. 19. Библиотеки Перу
1 — библиотечный фонд. Виды библиотек: 2 — публичные; 3 — университетов; 4 — колледжей; 5 — специальные
Важное место в культурно-географической инфраструктуре Косты принадлежит радиовещанию. На севере и юге Косты (особенно вблизи государственных границ) функционируют наиболее мощные радиостанции. Таким размещением подчеркивается важность, которая придается зарубежному вещанию. Но если в северных городах (Тумбес, Чиклайо, Пьюра) до 1/2 мощностей составляют государственные станции, в Арекипе, Такие и других южных городах радиостанции принадлежат исключительно частному сектору.
Города — центры радиовещания сосредоточивают также и печатные средства информации — периодическую печать. Так, в Арекипе выходит тиражом 18 тыс. экз. одна из крупнейших газет Перу «Эль пуэбло». В Трухильо издается большее число названий периодической прессы («Эль диа», «Ла индустриа», «Ла насьон»), но их суммарный тираж не превышает 2—3 тыс. экз. Своеобразной чертой территориальной организации средств информации на территории северо-западного Перу является их рассредоточение по населенным пунктам, только формально считающимся городами: Сульяна, Чепен, Гуаделупе, Пакасмайо, Касма. Мощность работающих здесь частных радиостанций едва достигает 2 квт., а тираж газет, освещающих местные новости, — 250—500 экз. («Эль насьональ» и «Эль норте» — в г. Сульяна, «Ла уньон» — в г. Пакасмайо).
Таким образом, культурно-географическая инфраструктура Перу сосредоточена в наиболее хозяйственно освоенных районах с относительно высоким уровнем социального развития, каковые представляет Коста на всем протяжении с севера на юг с особым значением центральной области за счет гипертрофированного экономического, а также и культурного развития столичного района. Сложившаяся на побережье социально-экономическая организация общества, в корне отличающаяся от уклада Сьерры, позволяет многим исследователям говорить о дуализме перуанской культуры. Так, например, директор Института социологии университета Сан Маркое Валера Мехиа говорит о «современном» обществе в прибрежной Косте и «традиционном» — в Сьерре, неодинаковых с точки зрения экономики, социальной структуры и культуры.
Сьерра — высокогорно-степное и полупустынное нагорье Андских Кордильер — занимает до 1/3 площади Перу; здесь обитает более половины населения. Сьерра дает около 1/5 валового национального продукта. Горные районы, имеющие плотность населения выше средней по стране в 1,5 раза, заселены главным образом индейскими народами. Если в среднем по Перу доля индейцев составляет 50%, то, например, в департаментах Куско, Пуно и на востоке Анкаш они достигают 80—90% всех жителей, в департаментах Центральной Сьерры — 60—70%. Это главным образом перуанские кечуа (около 6 млн. человек в целом по стране) — господствующий народ некогда могущественной инкской «империи», покоренный испанцами при завоевании Южной Америки. Второй основной группой индейского населения Перу являются аймара (около 500 тыс. человек) — один из наиболее высокогорных народов мира, компактно населяющий горные долины и плато озера Титикака. Город Пуно — порт на берегу этого озера — считается наиболее «индейским» городом Перу, где можно встретить индейцев аймара в городских условиях. Примечательно, что кечуа и аймара, на протяжении столетий живущие в географической близости друг от друга, все же сохраняют свою индивидуальность, свой язык и обычаи. Этот индивидуализм проявляется даже в основе хозяйственного уклада: аймара сохраняют потребительскую экономику, базирующуюся на рыбных и растительных продуктах озера Титикака, в то время как кечуа составляют основную массу крестьянства и горнопромышленного пролетариата страны, сосредоточенного в Сьерре.
В отличие от Косты, сельское хозяйство которой издавна было связано с внешним рынком, сельское хозяйство Сьерры специализировалось на производстве продуктов питания для всей страны и высокогорном животноводстве. До прихода к власти военного правительства X. Веласко Альварадо и до принятия в июне
Центральная Сьерра, признанная во всем мире как один из наиболее богатых рудных районов, сосредоточивает важные для страны отрасли горнодобывающей промышленности. На долю Перу в конце 60-х годов приходилось 48% цинка, 39% серебра, 37% свинца, 20% меди, добываемых в Латинской Америке. Однако эта отрасль не способствовала внутрирайонному развитию, она была в основном нацелена на внешний рынок и обеспечивала работой лишь небольшую часть экономически активного населения. Таким образом, природные богатства центральной Сьерры как объективная экономическая предпосылка регионального развития не являлась в полной мере национальным достоянием и не служила подъему экономики района, что самым отрицательным образом отражалось на уровне жизни местного населения.
Социально-этническая группа индейцев имела самый низкий уровень жизни в стране: доходы здесь были вдвое ниже средних по Перу и не составляли даже прожиточного минимума. В области культуры тяжелые жизненные условия отражались в самых низких по стране показателях грамотности. В центральной Сьерре, в департаменте Уанкавелика неграмотны 75% жителей, в Уануко — 63, в южной Сьерре, в департаментах Аякучо и Апуримак — 79, в Пуно — 83%[6]. Начальное обучение, несмотря на попытки его реорганизации и совершенствования, не справляется со своими задачами ввиду недостатка преподавательских кадров и финансов. В Сьерре начальная школа охватывает в среднем 50—60% детей школьного возраста. Но надо учитывать также массовый отсев (до 70%) учащихся но причинам материального характера. Короче говоря, корень слабого развития культурно-географической инфраструктуры в перуанской Сьерре кроется в местных социально-экономических условиях.
Достопримечательностью Сьерры являются не только ее своеобразная природа — альпийские луга, высокогорные озера, заснеженные горные пики, но и колоритные города. В Сьерре на высоте
На юге перуанской Сьерры вторым по значению культурным центром является г. Пуно — «индейский» город. В
Общая мощность радиостанций на юге Перу (25 квт.) составляет всего 3% национальной. Печатное слово информации получило еще меньшее распространение. Наибольший тираж (8 тыс. экз.) имеет одна из старейших в Перу ежедневных газет (основана в
Департамент Аякучо лежит на стыке между южной и центральной Сьеррой и в некотором смысле больше тяготеет к последней. Город Аякучо, административный центр департамента, оформившийся как город в эпоху колонии, тогда не только являлся весомым политико-административным центром, но и сосредоточивал больше институтов культуры, чем, например, Уанкайо — признанный центр центрального Перу. В Аякучо был основан в
Теперь первое место в «городской иерархии» центральноперуанской Сьерры занимает г. Уанкайо с числом жителей 86 тыс. С
Не перечисляя всех элементов культурно-географической инфраструктуры, размещенной в городах центральной Сьерры, отметим лишь, что в каждом из них работают университеты, где обучаются до 1 тыс. студентов (Эрмильо Вальдисан в г. Уанкайо, Даниэль А. Каррион в г. Серро-де-Паско, Аграрный университет Сельвы в г. Тинго-Мария). Город Тинго-Мария примечателен тем, что здесь не только ведется подготовка кадров высшей квалификации, но и с
По числу населенных пунктов, относимых перуанской статистикой в разряд «городов», центральная Сьерра может считаться достаточно урбанизированной областью. Но надо учесть, что большинство этих «городов» по существу не являются таковыми в современном понимании слова. Это поселки городского типа, сосредоточивающие переработку сельскохозяйственной продукции или горнопромышленные отрасли (Серро-де-Паско, Ороя). В городах центральной Сьерры налицо все главные элементы культурно-географической "инфраструктуры (университеты, библиотеки, музеи, средства массовой информации). Но все же данная зона по преимуществу является сельской, где города — своеобразные «острова» культурной жизни, изолированные от основной массы сельского населения, которое практически отчуждено от системы просвещения, печати, радио.
Природно-географическая область Сельвы сильно отличается по климату, растительному и животному миру от Косты и Сьерры. Влажные и жаркие равнины, покрытые тропическими лесами на востоке Перу, занимают более половины национальной территории, а доля Сельвы в валовом национальном продукте — всего 2%. Население востока, составляющее чуть более 1/10 всех жителей Перу, до недавнего времени было представлено разноплеменными «лесными» индейцами (около 100 тыс. человек), сохранявшими родоплеменные отношения. Они говорят на языках тукано, хибара (вдоль берегов р. Мараньон), пано (вдоль р. Укаяли), сапаро — на крайнем востоке Перу. В последние годы население Сельвы, особенно в ее западной части, близкой к Сьерре, быстро увеличивается. Обилие целинных земель, направляемый государством процесс их освоения способствуют этому. Основная миграционная волна идет из перенаселенных долин Сьерры, экономический потенциал которой практически исчерпан. Спрос на сельскохозяйственную рабочую силу в Сельве сопровождается увеличением применения наемного труда. Все же освоение востока Перу идет сравнительно медленно.
Известно, что колонизация слабоосвоенных районов требует больших капитальных затрат на промышленное развитие, транспортное строительство, на сооружение жилищ, школ и т. д. Многие латиноамериканские страны, для которых освоение этих районов открывает возможности для повышения занятости населения, пока не располагают такими средствами. Поэтому обширный край перуанской Амазонии, богатый не только сельскохозяйственными ресурсами, но и лесными богатствами и полезными ископаемыми (нефтью, природным газом), только пробуждается к активной хозяйственной жизни.
Рис. 20. Радиостанции Перу
1 — мощность радиостанций, квт.; 2 — доля частных радиостанций; 3 — доля государственных радиостанций
Для Сельвы характерно очаговое развитие тропического земледелия. Наиболее крупные очаги земледелия сложились вокруг административного центра департамента Лорето — г. Икитос. Возникший как центр сельскохозяйственной колонизации в середине XVIII в., Икитос теперь насчитывает более 70 тыс. жителей. В отличие от других административных центров во внутренних районах страны Икитос не может считаться спорным пунктом культурно-географической инфраструктуры, так как она еще не сложилась в условиях Сельвы. Но этот город является важным центром радиовещания в Перу, чему он обязан не развитой промышленности, а исключительно географическому положению в центре обширной малозаселенной территории, вблизи восточной границы страны (рис. 20), Научные исследования и отчасти подготовка кадров здесь также носят отчетливо региональный характер. Созданный в
Таким образом, Перу имеет своеобразные черты в историческом развитии, этническом составе населения и экономико-географических характеристиках, что является объективной основой формирования особенностей культурного развития. Географическое деление страны на три большие области — Косту, Сьерру и Сельву, неодинаковых по хозяйственному и социально-этническому укладу, позволяет нагляднее проследить, что за общими показателями культурного развития скрываются глубокие территориально-географические диспропорции.
Примечания:
[1] См.: «Cahiers d'outre-mer», 1970, N 89, p. 73—90.
[2] См.: С. Contreras.
[3] См.: «Libri» (
[4] См.: «Comparative and international librarianship».
[5] См.: «Иностранная печать. ТАСС». М., 1970.
[6] См.: «Nuevo panorama de la educacion peruana».