На пути к коренным переменам в деле народного образования
НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПЕРУ НАКАНУНЕ РЕФОРМЫ
В
Уже сам по себе этот факт свидетельствует о весьма долгом пути развития перуанского просвещения. Перу по нраву считается страной с давними и устойчивыми культурными традициями. Положительной особенностью формирования системы образования здесь была тесная связь с распространением европейской культуры — сначала испанской, затем французской. XX век принес усиление влияния Соединенных Штатов, которое в известной мере способствовало обновлению господствовавших взглядов на роль и характер современного образования.
Процесс становления и расширения системы народного образования в Перу отличается вместе с тем чрезвычайной однобокостью. И дело не только в том, что полноценное образование было доступно лишь господствующим классам — эта черта вовсе не является исключительной особенностью развития Перу. Действительно, специфические условия для социального прогресса страны здесь создаются этническим и языковым факторами.
Индейцы, составляющие большинство перуанского населения, на протяжении веков были отстранены от пользования благами культуры и современной цивилизации. Нельзя не согласиться с мнением перуанского историка и социолога Луиса Валькарселя, который заметил, что культурная изоляция индейцев не только губительна для них, но и опасна для всего общества: «Самоубийственная политика тех, кто предпочитал игнорировать существование индейцев, вот-вот даст свои плоды. Индейцы заставляют обращать на себя внимание»[1].
1960-е годы для Перу явились периодом резкого обострения социальных противоречий, вызванных экономической отсталостью и зависимостью от иностранного капитала, архаичностью общественной структуры, которая становилась тормозом для развития современных производительных сил. В комплексе этих противоречий резко выделялся кризис народного образования.
В
Непонимание правящими кругами задач интегрального развития страны и приводило, по мнению участников конференции, к застою в народном образовании, к резкому несоответствию задач в области подготовки людских ресурсов возможностям образовательной системы. Резкая оценка характера отсталости Перу прозвучала в ряде выступлений. «Есть два типа отсталости, — заявил в своем докладе инженер Р, Монтесинос. — Это экономическая, культурная и политическая отсталость большинства населения и гражданская незрелость правящей элиты, обладающей высоким доходом, хорошим образованием и возможностью контролировать экономическую и общественную жизнь»[3]. Монтесинос подчеркнул характерный для правительственной политико-демагогический характер планов в области образования, когда смешивается конкретная практическая деятельность с заявлениями о надежде на достижение каких-то неясных целей.
Тупик в развитии школы был особенно наглядно показан статистическими данными, приведенными в докладах. Авторы их справедливо обратили внимание на то, что симптомом кризиса является не столько недостаточность масштабов охвата населения системой просвещения, сколько ее неэффективность, несоответствие экономической структуре.
Действительно, расширение контингентов учащихся — сравнительно более легкая задача, чем обеспечение соответствия образованных кадров структуре занятости, хозяйственным планам, нуждам независимого и прогрессивного общественно-экономического развития.
Если в начале 60-х годов ежегодное увеличение контингентов учащихся начальных школ составляло 3,8%, то в
Но эти количественные сдвиги сводились на нет общей социально-экономической отсталостью страны. Учащиеся начальной школы на протяжении цикла обучения отсеивались более чем наполовину (67,2%). В
Таким образом, к концу 60-х годов проблема вовлечения в сферу школьного обучения большинства перуанских детей и молодежи все еще оставалась не решенной. В стране не хватало учителей, хотя ежегодное увеличение числа школьных преподавателей было значительным и составляло в середине 60-х годов 7,1%[6].
Серьезным недостатком, препятствовавшим нормальному развитию системы образования, было отставание методики преподавания от требований современного уровня развития науки. В школе господствовала угнетающая атмосфера догматизма, зубрежки; дети были лишены возможности овладевать знаниями с помощью самостоятельных опытов, научного поиска. Педагогический персонал был слабо ориентирован на решение с помощью школы задач независимого социально-экономического развития и научно-технического прогресса. Подготовка кадров в сущности не рассматривалась в качестве важной экономической проблемы нации.
Преамбула Общего закона об образовании, принятого правительством Веласко Альварадо в
Материалы конференций указывают на острую нехватку школьных помещений, которыми не было обеспечено 2/3 детей школьного возраста. Органы просвещения вынуждены были арендовать для 1/3 общеобразовательных школ неприспособленные, неудобные помещения, Не отвечали необходимым требованиям также 80% помещений средних специальных учебных заведений. Государственные капиталовложения на строительство школ в 1960— 1965 гг. составили всего 7,7% общих бюджетных расходов на образование, остальные ассигнования шли на текущие расходы[8].
В 60-х годах стали очевидными диспропорции в структуре народного образования Перу. Больше всего они обнаруживались в средней школе. Здесь в
Недостаточное развитие системы образования было главной причиной высокого уровня неграмотности перуанского населения. В 60-х годах доля неграмотного населения старше 17 лет достигала здесь 39,9%. При этом неграмотность женщин и сельского населения была значительно выше средних показателей. В департаменте Апуримак доля неграмотных старше 17 лет достигала 77,4%, в департаменте Аякучо — 72,5, в департаменте Уанкавелика — 71,2, в департаменте Куско — 67% и т. д.[10]
В материалах конференций, на которые мы ссылаемся в изложении фактических данных об уровне развития перуанского просвещения в 60-х годах, имеется попытка использовать метод экстраполяции, чтобы высказать более оптимистические предположения о масштабах распространения грамотности среди перуанских граждан к началу 70-х годов. Однако цифры, приводимые самими авторами публикации итогов конференций, показывают, сколь мало оснований для подобного оптимизма. Даже если принять за реальный факт годовое снижение доли неграмотных на 2%, как на это указывается в одном из документов[11], то достижение не раз ставившейся в прошлом задачи резкого сокращения неграмотности все еще не может ожидаться в ближайшем будущем. Самое же главное состоит в том, что официальные цифры уровня неграмотности, приведенные нами выше, вряд ли отражают подлинную картину положения в этой области в 60-х годах. Официальные данные не учитывают того, что отсев на первом и втором годах обучения дает огромное число функционально неграмотных, которые в статистике проходят в качестве грамотных. Уместно вспомнить замечание аргентинского ученого-марксиста Эктора Агости: «Достаточно ли формально признать, как это делает статистика, грамотным человека, который с большим трудом может нацарапать свою подпись, чтобы считать решенной социальную проблему неграмотности?»[12] Совершенно очевидно, что такая «грамотность» явно недостаточна.
Функциональная неграмотность—когда полученные в школе элементарные навыки письма, чтения, счета утрачиваются вследствие их неприменения в быту и в труде—является результатом неразвитости современных форм хозяйства. Архаичность экономической структуры, особенно сельского хозяйства, в зонах с преобладанием индейского населения является причиной сохранения широких масштабов неграмотности. Обладание знаниями не может быть сколько-нибудь прочным, если оно не становится фактором роста производительных сил и модернизации социальных отношений.
В 60-х годах в кругах педагогической общественности, среди ученых и общественных деятелей все прочнее утверждалась мысль, что главная проблема перуанского общества — это интегральное, т. е. всестороннее, развитие. Развитие просвещения не может быть отделено от прогресса в области экономики и социальных отношений. Рассмотрение проблем развития в целом, в качестве единого комплекса задач, в данном случае было оправданным еще и по той причине, что отсталость Перу охватывала все области жизни страны и потому прогресс в культуре или экономике не мог быть достигнут изолированно, без общего обновления хозяйства, политики, социальной структуры.
На упоминаемых нами конференциях
Несмотря на известную активизацию правительственных кругов и педагогической общественности в области реформирования системы перуанского народного образования, в 60-х годах сельская школа характеризовалась особенно заметной отсталостью. Именно на грамотности сельского населения более всего сказывались отсталость перуанской экономики, нерешенность аграрной проблемы и национального вопроса, архаичность социальной структуры в целом.
После окончания второй мировой войны в Перу (а также в Боливии) с помощью ЮНЕСКО и Корнелльского университета (США) было разработано несколько программ содействия социально-экономическому развитию сельских зон с преобладанием индейского населения. Самая долгосрочная из них, получившая наименование «сельские школьные центры», была рассчитана на создание в сельскохозяйственных департаментах ряда центров, которые совмещали бы функции показательных начальных школ с обслуживанием населения в качестве лечебных учреждений и органов по пропаганде и внедрению современных агрономических приемов. Предусматривались меры по распространению современной культуры, технических знаний и т. д.
Важнейшим вопросом, от которого зависело решение всей проблемы сельской школы, был, конечно, индейский вопрос.
На первом совещании по вопросу о создании сельских школьных центров, которое состоялось в
Проект создания «сельских школьных центров» не получил, однако, широкого развития. К
Опыт распространения просвещения в сельской местности Перу, где преобладает индейское население, показывает, что предпринимаемые усилия по ликвидации отсталости сельской школы могут принести плоды только в том случае, если условия жизни населения соответствуют элементарным требованиям цивилизации. Именно поэтому школьный центр должен становиться не только училищем, но и больницей, аптекой, ремесленной мастерской, строительной организацией, газетным издательством и т. д.
Цивилизаторская, просветительская миссия школы наталкивалась, однако, в период, о котором идет речь, на серьезные финансовые трудности и на социальную политику буржуазного государства в целом.
Опыт «сельских школьных центров» показывает, что нельзя решать серьезные социально-экономические проблемы на основе благотворительности. Во многом успех школ зависел от личных связей директора с местными помещиками (чтобы получить опытный участок, орудия труда, построить спортплощадку и т. д.) Центры все время испытывали недостаток средств, нехватку учебников, учителей. В ходе экспериментов со «школьными центрами» все более ясным становился вывод, что проблема образования сельского населения и повышения культуры сельских жителей не может быть решена за счет энтузиазма одиночек, что нужна национальная политика в данной области, т. е. политика в национальном масштабе, нужны средства, нужен какой-то минимальный, но необходимый жизненный уровень населения.
«Далеко не все учащиеся могут купить кроме тетради и карандашей еще и книгу для чтения»[14], — пишет исследователь перуанской сельской школы Джон Баум. Это его замечание, очевидно, отражало проблему номер один, с которой столкнулось правительство Перу в 60-х годах. Низкий жизненный уровень населения сводил на нет многие усилия педагогической общественности, органов просвещения, снижал эффективность помощи, которая поступала по линии ЮНЕСКО и других международных организаций. В конце 60-х годов при техническом содействии ЮНЕСКО была сделана попытка осуществить проект в рамках планов ликвидации неграмотности для семи районов перуанской Сьерры, насчитывающих около 1,5 млн. жителей, в основном неграмотных. Хотя проект ставил очень скромные цели, эффективность его также оказалась незначительной[15].
Б опыте создания «сельских школьных центров» в 50-х— 60-х годах следует отметить, что они при всем их положительном значении нарушали, известный педагогический принцип единой школы. Согласно этому принципу, школа должна обеспечивать возможность продолжения учебы после окончания любой ее ступени вплоть до завершения высшего образования. Цикл начального или среднего образования должен быть единым по своему общеобразовательному содержанию для всех типов учебных заведений данного уровня. Между тем «сельские школьные центры» представляли собой так называемые тупиковые циклы, т. е. не обеспечивали возможности перехода в среднюю школу вследствие специфики их программ и педагогических целей. А программы в основном были направлены на изучение агротехники, на подготовку крестьянина, разбирающегося в элементарных вопросах агрономической науки.
В исследовании Джона Баума имеется прямое признание: «. . . обучение в сельских школах должно в основном включать сельскохозяйственную подготовку»; а оговорка автора, что такая ориентация программы вводится при условии, если она «не будет мешать одаренным учащимся продолжать образование в учебных заведениях высшей ступени»[16], вовсе не меняет сути дела: речь идет не о том незначительном числе детей, которые обладают исключительными способностями, а об основной массе сельского населения школьного возраста.
Ориентация школы на тесную связь с хозяйственной жизнью населения данной сельской местности сама по себе не только не противоречит современным педагогическим взглядам, по, наоборот, является необходимым условием воспитания и учебной подготовки детей. Однако в практике «сельских школьных центров» довольно отчетливо проявлялось стремление противопоставить трудовое обучение теоретической подготовке учащихся. Так, по свидетельству Джона Баума, один из активистов движения за внедрение «сельских школьных центров» в Андских странах Леопольдо Диас Монтенегро заявил, что сельские школы Перу, Боливии, Эквадора стояли перед задачей «ввести программу функционального обучения, форма и содержание которого отличались бы от формы и содержания программ в интеллектуалистской школе; навыки и сведения, которые будет приобретать ребенок, должны быть продуктом практического опыта, тесно связанного с его материальным и социальным окружением»[17].
Призыв заменить «интеллектуалистскую школу», по терминологии Диаса Монтенегро, «функциональным обучением» можно понять. Он отражает справедливый протест прогрессивных педагогов Латинской Америки против преобладания в школьных программах гуманитарных дисциплин в ущерб естественнонаучным и математическим, недовольство напыщенным академизмом, характерным для учебного процесса, оторванностью от практических задач национальной экономики. Однако лозунг «ввести функциональное обучение», несомненно, является другой крайностью, которая на деле могла бы привести к дискриминации сельского населения в отношении права на полноценное образование, к превращению сельской школы в сельскохозяйственную. Функциональный характер обучения — хороший педагогический принцип, но он не должен служить целям увековечения социального неравенства и превращения сельской школы в школу для бедных. Кроме того, с чисто педагогической точки зрения, «функциональное обучение» несло в себе угрозу преувеличения роли среды в процессе воспитания и вело к недооценке роли педагога. С точки зрения педагогической теории, не выдерживает критики и практика ранней профессионализации обучения, ибо связь школы с трудом должна быть прежде всего средством углубления общего образования[18].
Впрочем, и профессионализация обучения была скорее благим намерением, чем школьной практикой. По свидетельству Джона Баума, даже в показательной школе в местечке Кикихана {департамент Куско) школьные мастерские функционировали время от времени и «давали очень ограниченную профессиональную подготовку, которая помогала учащимся зарабатывать на жизнь, но не сделала из них опытных ремесленников»[19].
Трудностью сельских школ была языковая проблема. Как известно, часть индейского населения (в ряде мест до 2/3 жителей) говорит только на родном языке. Значительная часть населения, считающаяся двуязычной, в сущности умеет объясняться по-испански также лишь в пределах обычного обиходного словаря. Хотя дети в течение первого школьного года в основном овладевают испанским языком, он остается препятствием в учебе и важной причиной отсева. Языковая проблема и значительной степени также объясняет отмеченную исследователями замкнутость индейской семьи, которая в свою очередь является причиной непосещения школы значительной частью детей. Представители прогрессивной мысли не без основания считают, что решению проблемы обучения индейцев могло бы помочь использование их родного языка. По мнению Луиса Валькарселя, чтение и письмо должны начинаться на родном языке — кечуа или аймара — и продолжаться уже на официальном испанском языке. Однако подобные взгляды не находили достаточной поддержки в официальных кругах. Лишь принятие нового закона об образовании правительством Веласко Альварадо (
Таким образом, резюмируя оценку общеобразовательной школы в Перу в конце 60-х годов, следует отметить ее отставание не только по таким параметрам, как охват обучением детей школьного возраста, доля оканчивающих полный цикл, уровень грамотности населения старше 15 лет, масштабы вовлечения в сферу образования сельского населения и т. д. Более серьезным недостатком всей системы просвещения была оторванность школы от задач независимого экономического развития. Школа слабо ориентировалась на подготовку специалистов в различных отраслях народного хозяйства.
Как следует из изложенной выше характеристики начальной и общеобразовательной средней школы, оба эти типа учебных заведений одновременно дают некоторую профессиональную подготовку. Кроме того, курс общеобразовательной школы сам по себе является основой последующего профессионального обучения. Как известно, промышленно развитые страны в наше время считают общеобразовательную подготовку необходимым условием формирования системы трудовых ресурсов. Однако важнейшим каналом, питающим сферу занятости квалифицированной рабочей силой, является в большинстве стран мира, в том числе и в Перу, система профессионально-технического образования, а специалисты в основном выходят из стен средних специальных учебных заведений. При этом важнейшей проблемой развития трудовых ресурсов становится в последние годы именно среднее специальное образование. Система профессионально-технической подготовки (Национальная служба промышленного ученичества и труда) в Перу недостаточно развита по сравнению с некоторыми другими латиноамериканскими странами также вследствие острой нехватки специалистов-преподавателей со средним образованием для ремесленных школ[20].
В конце 60-х годов в Перу имелось пять типов средних специальных учебных заведений (педагогические училища, или нормальные школы, не входят в общую систему профессиональных школ). Наиболее распространенными были институты. Они давали среднее техническое образование по пяти специальностям; сельское хозяйство, торговля, промышленность, ремесленное производство, женский труд в промышленности. Другие учебные заведения — политехникумы — в основном были предназначены для мужчин и также давали среднее техническое образование прежде всего для работы в промышленности. Существовал лишь один женский политехникум[21]. Более низкую квалификацию давали учебные заведения, именовавшиеся центрами, мастерскими и школами. Правда, некоторые школы представляли собой учебные заведения по подготовке руководителей среднего звена.
В
Недостаточность распространения среднего технического образования в отмеченный период становится особенно очевидной, если посмотреть на распределение контингента учащихся по специальностям. На долю промышленности приходится менее 15 тыс. человек. Больше всего учащихся готовилось для работы в торговле — около 37,5 тыс., для работы в сельском хозяйстве — всего около 11 тыс.
В целом система среднего технического образования не отвечала требованиям социально-экономического развития страны еще и потому, что имевшиеся учебные заведения были плохо оборудованы, испытывали недостаток в преподавательских кадрах и в финансовых средствах. Только 1/4 часть помещений отвечала элементарным требованиям. Большинство же из них были арендованными жилыми помещениями, совершенно не приспособленными для учебных целей. По свидетельству Управления средним техническим образованием, только 8,8% мужских промышленных школ имели хорошие условия, 53% располагали удовлетворительными, 13,2 — неудовлетворительными условиями; 25% школ не имели вообще никакого оборудования.
Недостаточным был уровень квалификации преподавателей средних технических учебных заведений. Только несколько более 20% из них имели высшее образование[22], большинство же окончили только общеобразовательную среднюю школу или даже начальную.
Все эти недостатки снижали эффективность системы среднего технического образования. Она не обеспечивала не только нужного качества, но и количества специалистов. Отсев в середине 60-х годов достигал примерно 60%[23]; это значит, что более половины учащихся так и не завершали учебу.
Аналогичные недостатки характеризовали и сферу подготовки среднего педагогического персонала в стране. Учительские кадры, потребность в которых возрастала с каждым годом, готовились хотя и довольно высокими темпами, по все еще в незначительном числе, уровень их квалификации был крайне недостаточным. Дело подготовки учителей в основном находилось в руках частного сектора — на 106 государственных нормальных школ приходилось 34 частных[24]. Это в известном смысле ограничивало возможности органов просвещения в осуществлении планирования подготовки педагогических кадров.
В 60-х годах острый кризис переживали перуанские университеты. Университетское образование все еще не удовлетворяло чисто количественные потребности страны. Студенческий контингент в
Недостатком количественного роста университетов было появление большого числа мелких учебных заведений наряду с гипертрофированным увеличением контингента Главного национального университета Сан Маркое и некоторых других. В
Низкий уровень доходов населения являлся в 60-х годах важнейшей причиной отсева учащихся и в высшей школе. Наряду со значительным отсевом на протяжении цикла обучения характерной особенностью университетов Перу была растянутость периода учебы многих студентов, которые по разным причинам — и не в последнюю очередь по материальным — числились в студенческих списках до 45 лет[29]. «Помощь студенту, — отмечал б
Между тем уже тогда университетские круги отдавали себе отчет в том, какой должна была быть роль государства в обеспечении развития системы высшего образования. «Растущее влияние науки и техники па современную жизнь, — писал в
Следствием этого были диспропорции в специализации студенческих контингентов и прежде всего — преобладание гуманитарных факультетов. В
Общественность страны, естественно, не могла не видеть опасности в столь деформированном характере развития высшей школы. С Г. Майорга в своем исследовании указывал, что «перуанский университет еще не нашел своего настоящего пути, проводившиеся реформы не разрешили основные проблемы, университетское образование не соответствует ни нуждам общественно-экономической действительности, ни требованиям нашей эпохи»[35].
В 50—60-е годы в университетских кругах не раз обсуждались именно узловые, принципиальные вопросы развития высшей школы. При этом обнаружились две противоположные точки зрения на цели высшего образования. Одни видели в университете важное средство ускорения социально-экономического развития путем обеспечения промышленности, сельского хозяйства, учреждений науки и культуры высококвалифицированными кадрами. Другие предпочитали делать акцент на просветительской, гуманистической миссии университета. Так, С. Майорга формулировал следующие цели университета: 1) ориентация образования на удовлетворение потребностей промышленного развития; 2) ориентация образования на сферу занятости; 3) взаимосвязь образовательной политики и научных исследований[36]. Условием успешного осуществления данных целей выдвигались демократизация образования и координация образовательной политики с молодежным движением.
Это была, несомненно, прогрессивная платформа, отвечавшая духу времени и условиям мировой научно-технической революции, которая распространяет свое влияние и на страны «третьего мира».
Другой позицией была традиционная интерпретация роли университетов, сформулированная также уже упоминавшимся выше Хосе Хименесом Борхой. Целью университета Борха считал «воспитание людей, способных исполнить великие гуманные предначертания своего времени, чувствующих красоту, знающих прежде, что такое солидарность и справедливость, а потом уже — что такое профессия. . .»[37]
Требование поставить университет на службу прогрессивному социально-экономическому развитию находило все больше сторонников. За модернизацию университетов выступил известный университетский деятель Марио Самаме Бодхио, который заявил, что высшая школа не должна быть более «феодальной крепостью»[38]. Многие представители университетских кругов заняли, однако, половинчатую или негативную позицию. Примером этому является отношение к перестройке университетов деятеля АПРА, в течение ряда лет возглавлявшего Главный национальный университет Сан Маркос, Луиса Альберто Санчеса. Санчес был готов признать необходимость модернизации университетов, однако решительно возражал против связи высшей школы с политическими проблемами страны, боясь усиления марксизма. Выступая против «политизации» университетов, он саркастически заметил в одном из своих выступлений, что латиноамериканские высшие учебные заведения используются «как зажигательные бомбы в политической борьбе вместо того, чтобы быть орудием реформ, как это делается в развитых странах»[39].
Дискуссия о роли и задачах университетов в 50—60-х годах во многом повторяла споры времен борьбы за университетскую реформу в первые десятилетия XX в. Как и тогда, в 50—60-х годах вновь стоял вопрос, надо ли оставаться университету «башней из слоновой кости» или он должен стать активным участником общеобразовательных преобразований. «Сколько бы ни провозглашалась на все лады аполитичность университетов, — писал Сесар Гуардиа Майорга, — политика всегда стучалась в дверь университетов и университеты всегда вторгались в сферу политики»[40].
РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРУ
Усиление позиций прогрессивных сил наглядно стало проявляться после прихода к власти в
Именно в это же время глава революционного правительства Хуан Веласко Альварадо заявил, выступая на заседании Межамериканского совета по вопросам образования, науки и культуры Организации американских государств, что «латиноамериканские страны должны проводить такую образовательную политику, которая способствовала бы устранению опасности усиливающейся зависимости в области науки, техники м образования»[42].
Курс на упрочение связи высшей школы с жизнью, с политической борьбой, стремление правительства X. Веласко Альварадо отстаивать суверенитет науки в таком важном вопросе, каким является образование и подготовка кадров, вызвали противодействие консервативных и реакционных сил. Хотя проект реформы не посягал на автономию университетов, уже сама идея подчинения высшей школы интересам государства, общества в целом пришлась не по душе тем университетским кругам, которые хотели бы сохранить высшие учебные заведения в качестве оплота консервативных политических сил. Однако на защиту нового курса в отношении университетов выступила вся прогрессивная педагогическая общественность.
В марте
Дошкольное образование. Сеть государственных учреждений дошкольного воспитания начала создаваться в Перу с
В
Начальное образование. Реформа
Средняя общеобразовательная школа. Только в
Среднее техническое образование. Учебные заведения, готовившие технических специалистов средней квалификации, до
Подготовка учительских кадров. Подготовка учителей по традиции, идущей с инкского периода истории Перу, является важной обязанностью государства. В
Высшее образование. Формирование перуанских университетов прошло через три важнейших этапа. Первый — создание учебных заведений, находящихся под непосредственным покровительством испанской короны. В колониальную эпоху университет был учебным заведением, охватывавшим все уровни обучения, осуществлявшим функции просветительского и идеологического центра. С наступлением эпохи независимости начался второй этап. Акцент был перенесен на учебную, образовательную функцию университета. Задачи подготовки кадров диктовали необходимость расширения числа университетов, которые начали создаваться в столицах департаментов. Однако к началу XX в. в Перу насчитывалось всего пять университетов, их специализация и структура не отвечали потребностям капиталистического развития, были архаичными. Новый, третий, этап начался в 50-х и охватил 60-е годы. В этот период появляется 28 новых университетов, они создаются в столицах департаментов, некоторые вместо традиционной специализации (право, медицина, словесность) становятся учебными заведениями одного профиля — инженерные, аграрные, политехнические учебные заведения. Появляется ряд зональных комплексных вузов — Аграрный университет Сельвы, Университет Центра Перу, Университет Перуанской Амазонии и др. Как уже отмечалось, недостатками их были малочисленность контингентов, слабая техническая и опытная база, отрыв от общенациональных исследовательских программ.
В
Такова вкратце история формирования структуры важнейших ступеней образования в Перу до
Всеобщий закон об образовании, провозглашенный в
Преамбула закона призывает не игнорировать реальные исторические условия, в которых предстоит развиваться перуанскому просвещению. Однако при этом авторы данного документа ошибочно придерживаются антинаучной теории, согласно которой основной характерной чертой современной международной ситуации является не борьба между социализмом и капитализмом, а «существование крупных индустриальных держав, олицетворяющих общество высокого уровня потребления, и стран «третьего мира», бедных, неграмотных и отсталых. Предлагается осознать этот существенный факт и необходимость найти соответствующие решения проблем образования. . .»[49].
Реформа ориентирована на структурные изменения общества на упрочение национальной самостоятельности. Полная формула соответствующего положения преамбулы гласит: «Образование для труда в целях интегрального развития, для структурного преобразования и совершенствования нашего общества и для национального самоутверждения»[50].
На тесную связь задач образования с проблемами социального, экономического и политического развития Перу не менее ясно указывает опубликованный еще в
Закон об образовании фиксирует целый ряд новых для Перу педагогических принципов. Реформа порывает с традиционным просвещением, теперь в процессе обучения будут участвовать как сами учащиеся, так и их родители, и общество в целом. Школа будет тесно связана с экономикой, с жизнью сельских общин и соответствующих социальных групп в городе.
Провозглашается свобода образования. Формально для Перу это не новый лозунг. Он был зафиксирован в целом ряде предыдущих законов об образовании. Но если ранее за ним скрывалась прежде всего свобода частного предпринимательства в сфере образования, то сейчас речь идет главным образом о свободе учить и учиться в любом возрасте, о праве на самообразование, на непрерывное обучение и на внешкольное образование. Преамбула закона гласит: «. . .все участвуют в процессе образования, все время обучаясь и обучая других и не обязательно в рамках собственно школьной системы»[52]. Необходимость стимулировать внешкольное образование подчеркивается как важное новое направление в подготовке людских ресурсов. Вся педагогическая практика, согласно требованиям нового закона об образовании, должна претерпеть радикальные изменения. Больше духа критики, творчества, инициативы, больше понимания целей — таковы важные требования к учащимся.
Закон провозглашает принцип децентрализации образования. Централизация, которая имелась раньше, лишала районы страны всякой инициативы, создавая своеобразный «внутренний колониализм»[53]. Это вело, например, к насильственной испанизации местного населения, к пренебрежению местными языками. Провозглашаемая децентрализация не означает, однако, отказа от единой школы.
Закон гарантирует возможность как светского, так и религиозного воспитания. Особо подчеркивается важность технических знаний, художественного воспитания, военной подготовки в целях национальной обороны и физического развития молодежи. Закон требует особого внимания к образованию женщин.
Радикальному пересмотру подвергается сама система ступеней обучения. Традиционное деление па дошкольное воспитание, начальную, среднюю и высшую школы заменено введением трех ступеней образования — начального, базового и высшего.
Начальное воспитание, введенное по новому закону вместо прежнего дошкольного, отличается от последнего тем, что придает большое значение первым годам детства. Согласно закону, «эта ступень предназначена решать очень запущенную в стране проблему; психологические науки ясно показали путем ряда исследований, что первые пять лет являются самым серьезным и решающим этаном развития человека»[54]. Начальное воспитание должно начинаться с осуществления мер по оказанию помощи матери. Перуанские дети в своем большинстве, указывается в законе, являются жертвой нищеты, результатом которой оказываются слабое физическое развитие от недоедания, недостаточная общая подготовленность организма к последующим годам учебы. Широкое толкование целей начального воспитания должно включать комплекс мер, начиная с улучшения условий жизни и кончая развитием научных исследований по проблемам материнства ж воспитания детей в раннем возрасте.
Очень существенно, что статья 79, формулирующая цели начального воспитания, основной акцент делает не на организацию детских яслей и других учреждений по уходу за детьми раннего возраста, а на переустройку семейных устоев, па изменение атмосферы семейного воспитания, на улучшение условий быта, особенно питания. Именно эти домашние условия действительно представляют сейчас самую трудную проблему воспитания детей во многих латиноамериканских странах. Для целей начального .воспитания будут приняты различные программы: программы яслей и детских садов, программы для детей, не охваченных детскими учреждениями, программы обучения взрослых методике ухода за детьми. Министерство просвещения будет координировать работу по начальному воспитанию с ведомствами, которые занимаются вопросами здравоохранения, питания, обеспечения жилищами.
В стране вводится ступень так называемого базового образования, которая охватывает 9 классов обучения и является обязательной и бесплатной (в государственных школах). Она делится на три цикла. Данная ступень предназначена в основном для детей от 6 до 15 лет, однако возрастные границы могут передвигаться, а сама продолжительность обучения не обязательно должна длиться 9 лет. Базовое образование имеет целью закрепить всестороннее развитие учащегося и дать ему трудовую подготовку. Его задачей являются также стимулирование физического и психического развития ребенка, развития его самостоятельности, способностей и навыков, критического восприятия действительности, подготовка его к творческому участию в усовершенствовании -общественной жизни, в обороне страны, стимулирование развития чувства семейного очага, духа общественной солидарности и способности свободно пользоваться этическими, религиозными, эстетическими и другими ценностями, подготовка ребенка к выполнению полезной для него и для общества работы (статья 92).
Закон указывает, что программа обучения должна быть гибкой и находиться в непосредственной зависимости от достижений науки и техники, от изменений в социально-экономической структуре страны и от уровня развития ребенка.
Статья 98 закона содержит специальную оговорку, что преподавание иностранных языков будет осуществляться так, чтобы оно не было навязыванием чуждой культуры; будет поощряться изучение местных языков. Эта оговорка вызвана тем, что в Перу (как и в других странах континента) увлекались практикой преподавания на иностранных языках, создавалось чрезмерное число «английских», «французских» и других аналогичных школ. Выпускники их ориентированы были на работу в бюрократическом аппарате или на иностранных предприятиях. Такое направление обучения отчасти становилось первым этапом на пути «утечки мозгов».
Базовая ступень обучения будет иметь также форму школ рабочей молодежи — для тех, кто своевременно не учился. Цель этих школ — искоренять неграмотность, дать возможность учиться подросткам и взрослым, не получившим в надлежащее время школьного воспитания. Программа базового трудового образования (как она официально именуется) дает общую подготовку па уровне* обычного базового курса и, кроме того, профессиональную подготовку на уровне полуквалифицированного рабочего. Программа базового трудового образования адаптирована к местным социально-экономическим условиям: школы будут тесно связаны с предприятиями.
Закон подчеркивает, что воспитание и образование — дело» не одного только министерства просвещения, это забота всего государства. Поэтому и школа — не единственное место, где дается образование. Закон провозглашает задачу ликвидировать «монополию сертификатов и титулов», т. е. монополию формального образования. Это положение закона отражает специфическую ситуацию в стране с преобладанием индейского населения. «Обучение грамоте индейского народа, — указывает перуанский ученый и общественный деятель Луис Валькарсель, — никогда не может быть достигнуто только через школу»[55]. Это, на первый взгляд, парадоксальное высказывание всего лишь объясняет важную перуанскую реалию: просвещение индейского населения возможно, если оно будет «вплетено» в трудовую деятельность индейцев. А это нельзя сделать только в рамках формальной системы образования.
Очень важно отметить, что в новом законе об образовании сельская школа не выделяется в какой-то особый тип учебных заведений, но ей придается важное значение. Школа, по мысли законодателя, имеет важную социальную миссию, образование для сельского населения следует считать «важнейшим вкладом работников просвещения в революционный процесс в Перу»[56].
Повышаются требования к квалификации преподавателя, который должен иметь полное университетское образование.
Вводится новый порядок финансирования просвещения. Вклад частных лиц, местных органов, различных организаций впредь будет определяться государством, чтобы исключить стихийность и нереальность планирования образования. При этом речь идет не только о финансовых средствах, но и обо всех других видах помощи образованию.
Закон разрешает создание и функционирование уже имеющихся частных школ. Однако при этом формулируется условие не преследовать цели наживы.
Государство гарантирует и поощряет религиозное воспитание, принимая во внимание общественную и религиозную обстановку в стране» (статья 18).
Государство будет предоставлять приоритет научно-технической подготовке в соответствии с планами социально-экономического развития.
Это положение имеет чрезвычайно важное значение в связи с характерным для предыдущих периодов развития перуанского просвещения засильем гуманитарных дисциплин. Курс на усиление научно-технической подготовки учащихся особенно важен для высшей школы.
Закон
В настоящее время курс высшего образования будет состоять из трех циклов. Первый цикл — высшие профессиональные школы. Они могут быть государственными, частными и кооперативными. Однако во всех случаях контроль за их функционированием будет осуществлять государство. Вместе с тем могут существовать и программы вне рамок формальной системы высших профшкол.
Относительно первого цикла высшего образования закон настойчиво подчеркивает его тесную связь с потребностями экономического и социального развития страны. Чтобы избежать стихийности в этом деле, государство при формировании сети учебных заведений будет учитывать «общественные потребности» и «планы национального развития» (статья 124). Закон предусматривает необходимую диверсификацию специальностей и нужные масштабы роста контингентов учащихся первого цикла. Статья 127 декларирует: «Государство будет стремиться к тому, чтобы были введены различные специальности в пропорции и в числе, которые будут диктоваться профессиональной структурой и региональным развитием». Другая статья (136) устанавливает, что «создание, местоположение и функционирование высших школ профессионального образования будут подчинены общественным потребностям и неотложным нуждам национальной и региональной политики развития».
Второй цикл высшего образования дают университеты и другие учебные заведения этого уровня (военные институты, духовные семинарии). Цель этого цикла — «дать полную академическую и профессиональную подготовку на основе более глубоких теоретических знаний и широкой культуры, привить исследовательские навыки, подготовить учащихся к активному участию в процессе структурных изменений в Перу и общественного усовершенствования, а также к деятельности по упрочению суверенитета, безопасности и обороны страны посредством в высшей степени критического осмысливания» (статья 153).
Для перехода на второй цикл высшей школы обязательна степень бакалавра (т. е. удостоверение об окончании высшей-профессиональной школы). Однако зачисление в университет происходит не автоматически. Статья 156 закона об образовании: устанавливает порядок приема, «имея в виду прежде всего результаты общей оценки успехов па первом цикле высшего образования». Министерство просвещения, согласно закону, будет ежегодно устанавливать число вакансий, «учитывая общественные, потребности и прогнозы национального планирования»[57].
Учебные заведения второго цикла (т. е. главным образом университеты) будут пользоваться правами автономии. В управлении университетом будут принимать участие также студенты (1/3 голосов). Предусмотрено участие в руководстве учебным заведением преподавателей и не являющихся педагогами сотрудников.
Закон
Обучение по программе третьего цикла осуществляется в университетах и в Национальном институте высших исследований. Программы высших исследований предусматривают творческий: вклад в науку и систематическую научную работу, которая не обязательно должна обуславливаться прохождением каких-то формальных курсов. Таким образом, Национальный институт-высших исследований — это, если сравнивать с советской системой образования, аспирантура и докторантура (в зависимости от специализации), функционирующие как очно, так и заочно. Национальный институт высших исследований исполняет также функции координационного центра в области подготовки специалистов высшей квалификации и проведения научных исследований.
Новый закон об образовании также определяет цели и регламентирует деятельность органов координации университетского образования в стране (статьи 171 — 179).
Закон устанавливает нормы университетской жизни и права студенчества. Каждый университет получает право нормативной, академической, хозяйственной и административной автономии. Университеты могут быть государственными и частными. Согласно статье 194, они создаются в соответствии с нуждами страны. Задачи университетов — обучение студентов, проведение научных исследований, развитие культуры, общественное развитие, производство материальных ценностей и предоставление услуг (статья 195). За университетами признается право создания свободных ассоциаций, «которые могут преследовать представительные, учебные, культурные, общественные и спортивные цели» (статья 178).
Важным принципом регламентации университетов является их связь с интересами государства. В частности, вместо прежней: стихийности создания новых университетов учреждение высших: учебных заведений подчинено интересам экономики, новые вузы получают окончательный статус только по прошествии пяти лег и при условии, что за это время они доказали целесообразность, своего существования.
Закон предусматривает ряд мер с целью повышения эффективности системы подготовки специалистов. Одна из таких мер — усиление требований к студентам, пользующимся стипендиальной помощью. Согласно ст. 266, стипендиат обязан отработать в государственных учреждениях срок, вдвое превышающий срок пользования стипендией. Лица, получившие кредит (существует система кредита на цели обучения), также обязаны отработать определенный срок. Перуанцы, получившие разрешение обучаться за границей, обязаны вернуться на родину и отработать срок, соответствующий размеру валютных расходов на их обучение. Невыполнение этого положения закона влечет за собой взыскание двойной суммы стипендиальной помощи и возврат средств, предоставленных на учебу за границей. Законом предусматривается также трудовая практика выпускников сроком до 14 месяцев — это так называемая «гражданская служба выпускников». Она может быть частично или полностью заменена военной службой (статья 332).
Таковы основные положения Всеобщего закона об образовании в Перу, принятого в
В настоящее время осуществляется постепенный перевод, учебных заведений на новые программы, разрабатываются уставы учебных заведений. Вместе с тем формируется совершенно новая сфера образования — неформальная, внешкольная. Речь идет о поиске форм обучения и повышения квалификации тех, кто не может посещать обычные учебные заведения. Создаются центры экстраординарной квалификации на предприятиях. В эту работу включаются все министерства и ведомства. Разрабатывается. комплекс мероприятий государства и местных органов по развитию неформального образования с использованием свободного времени трудящихся. Закон гласит, что одна из его целей — стимулировать повышение культуры. Для этого будут привлечены средства массовой коммуникации — радио, телевидение, кино, театр, печать.
Важная особенность нового закона — творческий, гибкий подход к проблеме образования. В выборе форм обучения закон не устанавливает какие-либо жесткие рамки и оставляет место инициативе общественных организаций и отдельных лиц. Закон расширяет традиционную сферу формального образования не только введением новых форм обучения, но и узаконением «априори» широкой инициативы. На практике будет применяться претворение в жизнь помимо изложенных выше положений закона специальных программ, имеющих конкретное целевое назначение в данной местности и в данный период. Так, предусматриваются специальные программы для сельских школ, приспособленные к специфическим условиям труда, быта, к географическим особенностям сельских районов. Они будут увязаны с планами регионального развития.
Давая критическую оценку Всеобщего закона об образовании, принятого революционным правительством в
По-видимому, закон не учитывает в достаточной степени обусловленность целей реформы возможностью осуществить б короткий срок реальные сдвиги в области социально-экономических преобразований. Эти сдвиги могут быть результатом значительных и долговременных усилий. Новая же ориентация системы просвещения как бы исходит из того, что структурные общественные перемены станут реальной действительностью в ближайшие годы. Переоценка реальных возможностей преобразований в сфере народного просвещения в странах Латинской Америки является следствием того, что еще не всегда в должной мере учитывается недостаточный уровень развития производительных сил, т. с. подход к проблеме не всегда в научном смысле материалистический. Конечно, значение субъективных факторов в дело ускорения развития образования и системы подготовки кадров нельзя преуменьшать. Политический курс нынешнего правительства Перу является важным стимулом успешной деятельности в стране по преобразованию отсталых социальных институтов, в том числе и системы просвещения. Тем не менее материальная основа развития страны еще такова, что потребуются значительные и долговременные усилия, чтобы преодолеть отрицательное влияние устаревшей социальной структуры общества. Именно поэтому некоторые положения закона выглядят излишне оптимистическими .декларациями. В качестве предпосылки их воплощения в жизнь все положения закона имеют прежде всего резкое повышение материального уровня трудящихся и финансовой базы учебных заведений. Решение же данных задач связано с большими объективными трудностями, в том числе и с такой, как все еще имеющаяся зависимость экономики Перу от иностранного капитала.
Наиболее яркой идеалистической чертой нового закона является, однако, другое. Дело в том, что в нем нашло очень заметное отражение увлечение теорией «обесшколивания», так называемого «неформального обучения». Закон, как представляется, близок к разумному компромиссу между сторонниками традиционной школы и сторонниками форм обучения вне формальной системы образования. Однако и незначительная уступка по сути левацким призывам ликвидировать школу, заменить ее «взаимным обучением» уже не приносит пользы делу просвещения, как это показал исторический опыт, в том числе и опыт советской школы первых послереволюционных лет, а также опыт так называемой «социалистической школы» в Мексике в 30-х годах. Теоретики «обесшколивания» не хотят учитывать материальную основу, на которой зиждется вся социальная надстройка. Судьбу рассматриваемого закона об образовании в Перу будут определять реалистические начала, а не идеалистические декларации. Важно, что закон главное место отводит школе, которая, как это принято современной педагогической теорией и практикой, является основным орудием воспитания и в которой педагог — центральная фигура учебного процесса.
В целом Всеобщий закон об образовании, принятый в
Курс нового правительства Перу на радикальную реформу системы образования получил широкую поддержку перуанской, общественности.
В конце января—начале февраля
Новый закон учитывает то обстоятельство, что планирование образования в наше время не может не учитывать происходящей. в мире научно-технической революции. Именно этим объясняется: четкая ориентация закона на овладение техническими знаниями и на расширение рамок общего обязательного образования. Введение обязательного девятилетнего базового цикла будет способствовать достижению необходимого в современную эпоху более высокого общеобразовательного уровня людских ресурсов. Развитие же сети профессиональных школ на основе базового образования будет стимулировать распространение технических знаний и расширять масштабы подготовки кадров для промышленности и сельского хозяйства.
Окончательную оценку значения образовательной реформы
Примечания:
[1] L. E. Valcarcel. Ruta cultural del Peru.
[2] См.: «Nuevo panorama do la educacion peruana. Conference as nacionales de extension educativa, Direceian General de Educacion».
[3] «Nuevo panorama. . .», p. 2-14.
[4] «Nuevo panorama. . .», p. 3-65, 3-68, 4-1, 5-00.
[5] «El Mercurio» (
[6] «Nuevo panorama. . .», p. 3-70.
[7] «Ley general de educacion. Decreto-ley N 19326».
[8] «Nuevo panorama. . .», p. 3-27, 3-175.
[9] «
[10] «Nuevo. panorama. . .», p. 3-78, 3-81.
[11] «Nuevo panorama...», p. 3-79.
[12] Э. Агости. Нация и культура. М., 1963, стр. 84.
[13] J. A. Ваит. Estudio sobre la educacion rural en el
[14] J. А. Baum. Op. cit., р. 96.
[15] «Plan ejecutivo inicial para 1968 del Proyecto de alfabetizacion funcional».
[16] J. А. Baum. Op. cit., p. 17.
[17] Ibid., p. 18.
[18] См.: Н. К. Крупская. Педагогические сочинения, т. I. M., 1957, стр. 349.
[19] J. А. Baum. Op. cit., p. 96.
[20] См.: Е, F. Babino. Formacion del profesorado de onsen anzas-tecnicas en America
[21] «Nuevo panorama. . .», p. 3-170.
[22] «Nuevo panorama. . .», p. 3-195, 3-203.
[23] Ibid., p. 3-209.
[24] Ibid., p. 3-298.
[25] «America en cifras 1970 . . .», p. 243.
[26] «Oiga» (
[27] J. С Contreras. La universidad peruana.
[28] Ibidem
[29] J. С. Contreras. Op. cit., p. 18.
[30] «Cultura peruana. Ciclo de conferencias».
[31] C. G. Mayorga. El problema de la reforma universitaria.
[32] «Cultura peruana. . .», p. 97.
[33] «America Latina у la educacion».
[34] Ibid., p. 78.
[35] С G. Mayorga. Op. cit., p. 5.
[36] См.: С. G. Mayorga. Op. cit., р. 12.
[37] «Cultura peruana. . .», p. 97.
[38] М. S. Bodgio. Problemas edueacionales у politica educacional en el
[39] L. A. Sanchez,
[40] С. G. Mayorga. Op. cit., p. 5.
[41] «Oiga» (
[42] «El Mercurio» (
[43] «Nuevo panorama. . .», p. 3-01.
[44] Ibid., p. 3-113.
[45] Ibid., p. 3-25.
[46] «Nuevo panorama. . .», p. 3-161.
[47] J. С. Contreras. Op. cit., p. 2.
[48] «Ley general de educacion. . .», p. 8.
[49] Ibid., p. 9.
[50] Ibidem.
[51] «Cuadernos».
[52] «Ley general de educacion. . .», p. 11.
[53] Ibid., p. 12.
[54] Ibid, p. 16.
[55] L. E. Valcarcel. Op. cit., p. 135.
[56] «Ley general de educaci6n. . .», p. 21.
[57] «Ley general de educacion. . .», p. 50.
[58] «Granma» (