Восстание продолжается
Глава девятая
ВОССТАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Никогда ранее нам не приходилось наблюдать, чтобы индейцы сражались с таким ожесточением и отчаянным упорством... На них наставляли ружья, а они не только не просили мира, но забрасывали солдат камнями...
Дневник карательного отряда Р. Ариаса.
22 апреля
Уничтожив сотни арестованных повстанцев и совершенно невинных людей, королевский эмиссар и каратель виситадор Арече посчитал было свою «умиротворительную миссию» законченной. Однако грозные события, последовавшие вскоре после пленения и казни Инки, опрокинули все его расчеты.
Влияние восстания, или, как называли его современники событий, «великой революции» Тупак Амару, вышло далеко за пределы перуанских Анд. В
Что же касается вице-королевства Перу, то оставшиеся на свободе двоюродный брат казненного Инки — Диего, а также средний сын — Мариано, племянники Андрес н Мигель продолжили борьбу с испанским колониальным режимом. В тот страшный день, 18 мая, на главной площади Куско Мариано потерял отца, мать и старшего брата; Мигель — отца, Антонио Бастидаса, брата жены Тупак Амару; Андрес был сыном двоюродной сестры Тупак Амару, Сесилии. Ей палачи оставили жизнь, но подвергли унизительному наказанию: Сесилию, обнаженную, посадили на мула и под градом ударов провезли по улицам Куско, после чего бросили в тюрьму. Словом, каждому из них было что предъявить колониальным властям. Все трое называли себя Инками и подписывали указы ставшим легендарным именем — Тупак Амару.
Очаг восстания переместился к югу, к северным берегам озера Титикака, столицей восставших стал город Асангаро в провинции того же названия. Уже в апреле-мае
Крупный колониальный центр Ла-Пас, расположенный по другую сторону озера Титикака, уже более двух месяцев осаждали отряды индейцев аймара под командованием Хулиана Апасы. За время, прошедшее после пленения Тупак Амару, здесь, в Верхнем Перу, произошло много драматических событий. Братья Катари — Дамасо и Николас, вожди восставших индейцев аймара, были схвачены и казнены (первый — 7 апреля, второй — 7 мая
Драматическая эпопея первой осады Ла-Паса, начатая Тупак Катари 14 марта
В лагере повстанцев Тупак Катари построил литейные мастерские, с сельских колоколен снимали колокола и переливали их на пушки. Индейцы и метисы срочно обучались стрелять из ружей и пушек. Отбитые в стычках военные трофеи немедленно обращались против осажденных, И днем, и ночью Ла-Пас подвергался столь интенсив- сивному обстрелу, что «нельзя было никому пройти по улицам — снаряды и камни сыпались как град» (3, 81—82).
Положение осажденных становилось все безнадежнее, Хосе дель Валье, как известно, ушел в Куско, до Буэнос-Айреса было далеко, ближайшие провинции находились во власти индейцев.
Какие же требования выдвигал Тупак Катари, называвший себя преемником, посланцем «великого Инки», а после его смерти действовавший в союзе с Диего Тупак Амару?
В отличие от своего знаменитого современника, сознававшего необратимость пройденного пути развития, Тупак Катари относился к тем индейским вождям, которые и в конце XVIII в. продолжали призывать к «полному и окончательному изгнанию всех белых» с американской земли. В их лозунгах наиболее ярко проявлялась ненависть к чужеземцам-угнетателям. Весьма характерны с этой точки зрения условия капитуляции, предложенные осажденным жителям Ла-Паса 9 апреля
Один из современников-испанцев писал: «Заговор всеобщий, могу заверить Вас, нет ни одного индейца, который был бы на нашей стороне, потому что все они мятежники; сейчас они управляются с пушками и огнестрельным оружием с такой же сноровкой, что и испанцы, и идут на смерть как львы, так как их цель — присвоить себе королевство и покончить с испанской нацией» (3, 82).
30 июня
Тем не менее обстановка и в бассейне озера Титикака, и в окрестностях Куско продолжала оставаться напряженной. В июле
Два месяца спустя после казни Тупак Амару лагерь роялистов не чувствовал себя в безопасности. Военная хунта Куско попыталась было создать специальные воинские части для охраны города и его окрестностей и предложила ввести новый налог для их содержания. Характерна реакция на этот проект со стороны светских и духовных властей города: «Малейший слух о новых налогах приведет к такому взрыву ярости, что за неделю восстанет и Куско, и все королевство, не время говорить об этом даже шепотом»,—таково было мнение купцов и торговцев. «В той критической ситуации, которую сейчас переживает Куско, установление новых налогов будет равносильно взрыву... как можно говорить об этом на земле, переживающей самый разгар войны, с более чем 200 тыс. повстанцев между Куско и провинцией Чичас»,— так категорически возражал церковный совет, предложивший воспользоваться внутренними резервами: в случае крайней необходимости он был готов пойти на продажу церковной утвари (3, 30, 34—35).
Хозяева Куско опасались не напрасно: вокруг было неспокойно, отдельные отряды повстанцев жгли усадьбы испанцев, селения «верных» индейцев, уничтожали маисовые поля, угоняли скот.
Главные события назревали вблизи нового бастиона восставших — города Асангаро. Здесь, у северных берегов озера Титикака, в июне
13 июля
Примечательно, что в тексте указа уже погибший Тупак Амару изображается вице-королем, сидящим в Лиме и посылающим оттуда свои приказы. «По его распоряжению ведется и нынешняя война с врагами, для чего им направляется многочисленное войско, сегодня 50 тыс. солдат, готовых к бою, стоят на холмах Ла-Паса (имеется в виду армия Тупак Катари,— С. С.) и дон Диего Тупак Амару пришлет 40 тыс. из Асангаро, не считая многих тех, кого, я знаю, послал мой отец (Тупак Амару.— С. С.) лично; общими усилиями обратим в прах всех врагов королевства»,— так заканчивался указ Андреса Тупак Амару (3, 35—36).
Чем интересен приведенный документ? Во-первых, тем, что он был равносилен объявлению войны испанскому режиму без каких-либо оговорок, столь характерных для воззваний самого Тупак Амару; во-вторых, повстанцы хорошо осознавали, что их сила в единстве; в-третьих, четко заявлялась аграрная программа: имущество и земельные владения испанцев обещались будущим победителям, речь шла об уничтожении правящего класса как такового. Наконец, спустя два месяца после казни Инки его последователи продолжали действовать его именем; таким образом, самые решительные, самые мощные акции индейского движения осуществлялись авторитетом Тупак Амару.
Одной из значительных повстанческих операций в районе Асангаро стали штурм и взятие столицы провинции Ларекаха — города Сораты — у подножия величественной горы Ильямпу. Осадой руководили Андрес и Мариано Тупак Амару. Начатая в первых числах мая
После успешного штурма Сораты повстанцы решили вновь атаковать Ла-Пас. 4 августа
Любопытно, что под указом стояла подпись Хосе Вайна Капака, назвавшего себя «общественным секретарем новой конкисты». Очевидно, среди грамотной части приверженцев Диего Тупак Амару восстание ассоциировалось с событиями двухвековой давности, на этот раз индейцы отвоевывали свою землю у испанцев.
6 сентября
Сохранившиеся документы говорят не только о его незаурядных организаторских способностях, но и о тонком политическом чутье. Так же как и Диего, Андрес упорно поддерживал версию о том, что сам Тупак Амару находится в Лиме, назначив их своими представителями в районе восстания. С ведома Диего Андрес называл себя «первородным сыном» Инки с тем, чтобы с помощью авторитета и необычайной популярности самого имени Тупак Амару завоевать доверие повстанцев (3, 95).
Молодой вождь приложил немало усилий, чтобы привлечь креолов на свою сторону. И в указах, и в повседневной практике он брал их под свое покровительство, обещал защиту их интересов. О том, что юный Андрес частично добился своей цели, свидетельствует не только наличие большого числа его сторонников среди креолов, но и доверие, которое они испытывали к планам восставших. Среди дошедших до нас документов имеются несколько писем, которые креолы — приверженцы Андреса Тупак Амару направляли в осажденный Ла-Пас, пытаясь убедить жителей перейти под знамена повстанцев. Одно из таких писем, отправленное 28 августа
Появившись под Ла-Пасом, Андрес сделал попытку изменить ход позиционной войны, развернувшейся под стенами города. В нескольких километрах вверх по течению реки Чокейяпу, в скалистом ущелье он выбрал место для плотины. На ее строительство Андрес созвал около 10 тыс. индейцев, им предстояло повторить попытку, закончившуюся затоплением Сораты.
12 октября
Армия повстанцев, как и в июле, отошла в полном порядке, не вступив с противником в бой. Андрес Тупак Амару, передав руководство своими отрядами Мигелю Бастидасу, ушел в Асангаро. Там назревали крупные события. Власти в Перу объявили всеобщую амнистию.
Бывший на исходе 1781 год показал всю слабость и неустойчивость положения испанской колониальной власти в вице-королевствах Перу и Ла-Плата: глубинные районы Сьерры вот уже 12 месяцев как вышли из-под контроля, практически колониальная администрация перестала там существовать, поля давно не обрабатывались индейцами, прекратилась добыча серебра. Не было спокойно и на внешнем фронте: ходили слухи о готовившейся английской морской экспедиции к берегам Южной Америки. Все это вынудило испанские власти первыми обратиться с предложением мира к повстанцам.
12 сентября
Это была новая победа казненного Инки: испанские власти откровенно признавались в своем бессилии с помощью террора привести к покорности обширные восставшие районы. Однако идея покончить с восстанием путем всеобщей амнистии вызвала негодование королевских чиновников и испанской знати Ла-Платы. Власти Ла-Платы негласно решили не распространять указ на повстанческие отряды, находившиеся в их владениях. А житель осажденного Ла-Пласа богатый испанец Хуан Савала, приверженец самого беспощадного террора по отношению к индейцам, писал: «Впредь индейцы должны платить двойную подать королю, нужно уничтожить их общины, продать земли испанцам и сжечь Законы Индий, для чего должен король поставить по 200 солдат в каждую провинцию, чтобы таким образом заставить уважать славное имя нашего государя... Индеец будет врагом и старших алькальдов, как он был врагом коррехидоров, и любого испанца, вот почему необходима суровость... если его величество хочет сохранить за собой Перу» (3, 213— 216).
Как истинный колонизатор, Савала слепо верил только в насилие.
Обращение властей не встретило отклика и в рядах повстанцев, слишком еще хорошо они помнили подробности расправы над Тупак Амару.
Месяц спустя в кампанию по умиротворению страны включился епископ Москосо. Он отправил личное послание Диего и Марпано Тупак Амару, уговаривая их сложить оружие. В свете последующей судьбы индейских вождей интересно привести строки из этого фарисейского документа: «Прислушайтесь, дети мои, к голосу вашего пастыря, который молит и зовет вас не для того, чтобы отдать на заклание, не для того, чтобы пролить вашу кровь; им движет не желание вас наказать, а лишь кротость и мягкость, столь свойственные характеру служителя церкви»[124].
Как отнесся к амнистии Диего Тупак Амару, представлявший интересы повстанцев? Говоря его словами, «с чувством большого удовлетворения и радости» (3, 133). Нет никакого сомнения, что он считал предложение о мире выражением слабости испанского лагеря и признанием мощи возглавляемого им движения.
Копию указа, доставленную в Асангаро 13 октября
Диего пытается использовать сложившуюся благоприятную обстановку, чтобы завершить дело, начатое Инкой. Он составляет несколько манифестов с перечислением «обид» и пересылает их епископу Москосо и вице-королю Хауреги. В манифестах, помимо упоминания об обременительных налогах — «только вода еще не обложепа податями», содержится резкая критика духовенства — «если и есть праведные священники, то они так редко встречаются, что на сто придется один или самое большое — Два» (3, 123—133). Он требует уничтожить институт коррехидоров и репарто, таким образом полностью солидаризируясь с первоначальной программой самого Тупак Амару. Диего волновали и гарантии безопасности оставшимся в живых родственникам Тупак Амару.
Несмотря на колебания, Диего разослал приказы во все восставшие провинции, в том числе и в лагерь Тупак Катари под Ла-Пасом, готовиться к сдаче оружия. Как руководитель, он был весьма умерен и, очевидно, до конца не осознавал, что такое грандиозное потрясение всех колониальных основ, в какое вылилось движение повстанцев, необычайно драматический, кровавый характер борьбы, повлекший за собой тысячи жертв с той и другой стороны, крайний антагонизм интересов индейских масс и всей колониальной системы никак не могли разрешиться ни «перемирием», ни так называемой всеобщей амнистией. Вероятно, подсознательно ощущая несоразмерность, нереальность и невыполнимость «условий мира», он предчувствовал западню. Ближайшие события утвердили Диего в его подозрениях.
Первым условия мира подписал Мигель Бастидас. 3 ноября
Тупак Катари, предчувствуя опасность, уклонился от встречи, однако в ночь с 9 на 10 ноября
Каково было положение повстанческой армии? С востока на нее нацелились отряды X. де Ресегина, с запада — Р. Ариаса, сформированные в Чукисаке и Арекипе. Малейший конфликт мог привести к расправе.
Диего принимает решение встретиться с Р. Ариасом, чтобы официально договориться о прекращении военных действий. На встрече 11 декабря
Обе стороны подписали предварительное соглашение о приостановлении всяких враждебных действий индейцев против испанцев и наоборот.
Участники встречи оставили нам зарисовки Диего Тупак Амару и его соратников. Диего был одет в камзол из черного бархата, на поясе — кисет из золотой парчи и маленькая золотая шпага, в руке трость с золотым набалдашником. Лет двадцати восьми, светлолицый и худощавый, с крупным носом и ртом Диего Тупак Амару был очень серьезен и немногословен, весьма умен, двумя словами по сути дела отвечал на длинные, обращенные к нему пассажи; по-испански говорил с некоторыми ошибками, писал же свободно и диктовал совершенно непринужденно (3, 196—198). Вместе с Диего в переговорах участвовал и «герой Сораты и Ла-Паса» Андрес, «очень живой и деловитый смуглый юноша с круглым лицом» (мучимый подозрениями, Диего поручил ему рискованную операцию: удостовериться, действительно ли испанцы, пришедшие на переговоры, не принесли с собой оружия).
Однако путь к окончательному миру предстоял еще долгий. Диего колебался, не решаясь добровольно разоружиться и передать себя и многочисленных родственников и сподвижников в руки властей. Заключение мира и личная встреча Диего с главнокомандующим Хосе дель Валье и епископом Москосо были назначены на 20 января
Прошло уже три месяца со дня опубликования «амнистии», но желанное для испанцев умиротворение все еще не наступало. И в окрестностях Ла-Паса, и в окрестностях Куско было тревожно. Из письма жителя Куско от 5 декабря
Действительно, в стране, где каждый индеец был Тупак Амару, вопрос об установлении мира превращался в вопрос жизни и смерти. Вот почему в отношении требований Диего Тупак Амару роялисты следовали политике «максимального благоприятствования». Последний сознательно пытался извлечь из нее как можно больше: в январе
Эта сцена разыгралась в самом преддверии знаменательного события: 10 января
Что же касается Диего, то ему не удалось прибыть к месту переговоров в назначенный срок по серьезным причинам: рядовые повстанцы не желали сдавать оружие, веками копившаяся ненависть к колонизаторам, успехи повстанческого движения — все настраивало их против «мира» и перспективы «жить в любви и согласии» со своими угнетателями.
О подлинно революционных бескомпромиссных настроениях восставшей индейской массы свидетельствует донесение о действиях отряда Р. Ариаса по умиротворению индейцев провинции Чукито: «При появлении испанского отряда большинство жителей укрылось на окрестных холмах, с яростью и бесстыдством они кричали, что не признают помилования, что они решили скорее умереть, чем сдаться испанцам» (3, 219).
Потребовалось пять дней, чтобы окружить двухтысячный отряд индейцев. Среди 300 убитых повстанцев числился и Мельчор Лаура, уполномоченный Диего в должности губернатора и генерал-капитана провинции Чукито. Следовательно, даже ближайшие сподвижники Диего не выполняли его решения сдать оружие. Сильную оппозицию встретил он и в самом Асангаро. Из-за сопротивления сторонников в своем лагере он не мог прибыть в Сикуани к 20 января. Ни Андрес, ни Мариано не поехали с ним, хотя их совместный приезд планировался заранее. По пути следования Диего толпы индейцев «слезно умоляли его не доверяться испанцам», охранявший Диего отряд повстанцев неоднократно пытался повернуть обратно в Асангаро. Несколько монахов и новый коррехидор провинции Тинты Ф. де Сальседо, посланные сопровождать Диего в качестве «почетного эскорта», денно и нощно убеждали его в «искренности и честности намерений королевских властей».
С опозданием на пять дней Диего прибыл наконец в селение Сикуани. Здесь, на славной земле провинции Тинта, где вспыхнули первые искры восстания, оно и должно было закончиться странным, ущербным и прискорбным перемирием.
Не будем утомлять читателя подробностями того, как проходила церемония подписания мирного договора, растянувшаяся на два дня, 26 и 27 января
Как видно из условий договора, роялисты добились своей цели. А что получили взамен повстанцы? Их с миром отпускали по домам, пообещав не напоминать об участии в восстании. Не маловато ли? Во всем остальном — прежний произвол местных властей, прежняя кабала, безысходность и нищета. Впрочем, Диего Тупак Амару и всем его родственникам гарантировалось «словом чести», что «им не будет нанесено ни малейшего ущерба, касалось ли это их личности, семьи или имущества».
Показательно, что при подписании договора не было сказано ни слова о каких-либо политических или экономических реформах, менявших положение индейских масс. Так, воспользовавшись неопытностью и доверчивостью индейских руководителей, колониальные власти навязали восставшим неравноправный лицемерный мир, приведший в конце концов к ликвидации повстанческого движения.
Примечательно, что власти Ла-Платы, продолжая резко отрицательно относиться к амнистии, скрепя сердце, «дабы не противоречить», опубликовали указ о помиловании и в своих владениях, приурочив его к миру в Сикуани. За последующие три недели более 30 тыс. индейцев явились в Сикуани с повинной; церемонии, связанные с «дарованием прощения», по словам епископа Москосо, «не прекращались ни днем, ни ночью» (3, 341).
20 февраля
Диего Тупак Амару, помилованный королем и принятый снова в лоно католической церкви, после заключения мира в Сикуани, объективно говоря, перестал существовать как вождь, как продолжатель дела восставшего Инки.
Однако, несмотря ни на что, обезглавленное движение продолжало жить. Провинции Омасуйо, Ларекаха, Карабайя к северу и западу от озера Титикака, с давними освободительными традициями, не желали подчиняться местным властям; вновь и вновь правительственные отряды пускались в трудный путь, чтобы наказать непокорных индейцев.
Вот отрывки из дневника полковника Себастьяна де Сегуролы: «23 февраля убили более 60 индейцев селения Анкорайма... в Мокомоко уничтожили более 100.., у индейцев Италаке оставили 50 трупов и отняли 2 ружья, из которых они в нас стреляли... 7 марта на поле осталось 800 мертвых индейцев, более 100 копий, 4 знамени, одно ружье и один карабин» (3, 244—246). Под Ла-Пасом Р. Ариас в начале марта
Известный нам X. Савала писал: «Все эти жестокие меры должны были привести к порядку, однако с огромным сожалением мы видим, что происходит совсем обратное. Индейцы потеряли всякий страх перед пулями ... Война оставила столько Тупак Амару, что несть числа им, постоянно появляющимся из любого угла... Только за два месяца (март — апрель
В апреле
Все это время Диего вел ничем не примечательную жизнь в селении Тунгасука провинции Тинта. Он наивно полагал, что испанские власти действительно «простили» его и продолжал называть себя Инкой. В октябре
Как утверждал епископ Москосо, ему принадлежала идея помиловать не только участников, но и руководителей движения. Эту идею он и изложил вице-королю Хауреги в письме от 27 августа
Через год после мира в Сикуани, в феврале — апреле
Королевские судьи под началом печально знаменитого Мата Линареса берутся сфабриковать дело против арестованных. Осуждение Диего и его сторонников — пример типичного колониального произвола. В чем можно было обвинить 14-летнего сына Тупак Амару — Фернандо, который вот уже два года после казни отца переходил из одной тюрьмы в другую? И могло ли служить поводом для ареста его брата Мариано похищение им из монастыря Санта-Каталина в Куско его возлюбленной, причем давность «проступка» исчислялась в полгода. Что можно было предъявить арестованным многочисленным родственникам Диего (у его матери насчитывалось шесть сестер и четыре брата, а у жены — семеро братьев и сестер) ? Ничего, кроме того, что все они принадлежали к «опасному клану», носившему имя Великого повстанца. Всех их ожидало изгнание, «чтобы никакого следа не оставалось от... семьи так называемых Тупак Амару»[125].
17 июля
Тем не менее Диего, его мать, индейцев Кондори власти осудили на смерть, жену Диего — на вечное изгнание.
19 июля
В середине
В июне
Было бы неверно утверждать, что колониальные власти не сделали никаких выводов из грандиозного потрясения, к которому привело индейское восстание 1780— 1783 гг. Испанская корона предприняла попытку упорядочить управление колониями: в
Репарто пустило столь глубокие корни и было столь «привлекательным» для колониальной олигархии средством быстрого обогащения, что уже Эскобедо, преемник Арече на посту генерального виситадора в Перу, попытался восстановить репарто. Эта попытка не увенчалась успехом. Однако уже в правление Карла IV (1788—1808) мита и репарто были полностью восстановлены. И сменившие коррехидоров субделегаты вплоть до начала войны за независимость продолжали заниматься и явно, и через подставных лиц этой выгодной незаконной торговлей.
Военные расходы на карательные экспедиции во время восстания составляли ежегодно около 1,5 млн. песо. В
Одновременно всячески противодействуя усилению креольского ополчения, не без основания полагая, что оно в любой момент может повернуть оружие против короля, власти стремились «испанизировать» колониальную армию и отказали в награждении и поощрении большей части креолов, активно участвовавших в подавлении восстания.
Масштабы развернувшихся во время движения 1780— 1783 гг. событий, необычайный накал классовых противоречий, длительные военные действия и попытка восставших осуществить свои чаяния на практике — все говорит о том, что по существу восстание Тупак Амару было крестьянской войной, угрожавшей жизненно важным устоям всей колониальной системы Испании в целом. В. И. Ленин писал: «...Мы вполне признаем законность, прогрессивность и необходимость гражданских войн, т. е. войн угнетенного класса против угнетающего, рабов против рабовладельцев, крепостных крестьян против помещиков, наемных рабочих против буржуазии»[126].
В зарубежной историографии последних лет появилась новая тенденция в освещении событий конца XVIII в. в Перу. Так, колумбийский историк Фр. Посада считает, что необходимо ввести определение «революционная эпоха», когда речь идет о восстании Тупак Амару и связанном с ним восстании комунерос в Новой Гранаде. Эти движения, пишет он, не должны рассматриваться только как «простые предвестники войны за независимость, они открыли революционный этап, закончившийся битвой при Аякучо в
[121] См.: Lewin В. La rebelion de Tupac Amaru..., t. II, p. 536.
[122] Ibid., p. 517-518.
[123] Ibid., p. 517-518.
[124] Lewin B. La insurreccion de Tupas Amaru, p. 95.
[125] Valcarcel D. La rebelion de Tupac Amaru, p. 209.
[126] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 311.
[127] Цит. по: Durand Florez L. Op. cit, p. 10.
[128] Ibid., p. 33.