Рассказ о геноциде, которому подвергаются аче-гуаяки в восточном районе Парагвая
РАССКАЗ О ГЕНОЦИДЕ, КОТОРОМУ ПОДВЕРГАЮТСЯ АЧЕ-ГУАЯКИ[3] В ВОСТОЧНОМ РАЙОНЕ ПАРАГВАЯ
Посвящается Леону Кадогану, который столько сделал, чтобы аче никогда не перестали быть аче, то есть людьми
«Они чудовищно безобразны, похожи как на обезьян, так и на людей, в особенности если смотреть на их нос, который совершенно справедливо можно называть просто ноздрями... Между их нравами и нравами диких животных нет различия, как нет различия и в строении носа... Они нападают только ночью, появляясь из чащи, и убивают путешественников, которые неосторожно останавливаются на ночлег на их территории, причем убивают не столько из чувства мести или желания захватить чужое имущество, сколько из-за врожденной жестокости... Они научились этой жестокости у ягуаров, с которыми им приходится постоянно бороться»[4]. Этот рассказ летописца-иезуита колониальных времен — одно из первых описаний аче на долгом пути их существования, конец которого был описан журналистом, присутствовавшим при сдаче в плен одной из последних групп аче. оставшихся в живых: «Их реакции совершенно инстинктивны, но отличаются заметным миролюбием»[5].
Изучение истории племени, не имеющего письменности, представляет для ученого своего рода непроходимое болото, в особенности если культура и традиции этого племени уничтожаются быстрее, чем возможно собрать сведения о них. На протяжении веков даже более или менее «культурные белые» проявляли интерес к аче только как к диким таинственным существам — из области легенд. «Повсеместное и довольно распространенное отношение к гуаякам было отношение не как к людям»[6]. История таких народностей, как аче, которые, отказываясь приобщиться к «благам европейской цивилизации», подрывают «авторитет» европейца, предстает перед нами не более как история заблуждений и предрассудков. Современная история так же запутана и полуфантастична, она похожа на выдумку, хотя речь идет о событиях, происходящих всего в каких-нибудь
В этой статье сделана попытка объединить известные нам скудные данные по истории племени аче, в которых не всегда отличима правда от вымысла. Авторы данной статьи полагают, что эта невыдуманная история, хотя и далеко не полная, все же поможет лучше понять и определить некоторые черты жизни аче.
[3] Аче или гуаяки — охотничье племя, живущее в сельве восточного района Парагвая, — до сего дня в большей своей части не поддерживают мирных контактов со своими соседями; лингвистически они родственны гуарани; Кадоган даже определяет язык аче как диалект гуарани. «Аче» — их собственное название, которое в научную литературу было впервые введено Кластром. Название «гуаяки», употребление которого в научной литературе стало распространенным в те времена, когда об аче знали только по слухам или по найденным скелетам, кажется нам неуместным, и особенно из-за того, что его переводят как «лесные крысы».
[4] Techo, 1967 (1951), р. 12, 13.
[5] «ABC», 5 de diciembre de 1970» p. 29.
[6] «Лесные крысы», см. в: С1astrеs, 1968, р. 52; «лесные пчелы», см. в: Bertoni, 1920, р. 472. Гуаяки — «ласка», согласно Монтойа, или «грызун» в современном языке мбайа-гуарани (устная информация Кадогана). Другую интерпретацию, весьма отличную ог названия гуаяки, предлагает Кадоган (Саdоgаn, 1968, р. 113). Она тоже имеет унизительный оттенок.