Асин
Люди в старину были жестокие, дикие. Асин дал им пищу и одежду, орудия и оружие. Но глупые предки наши не слушали Асина, не обращали на него никакого внимания. Асин рассердился и перестал им помогать. Они же все не слушались его и даже восстали. И стали повиноваться только тогда, когда он дал им лошадей. А не стало подарков, — и они решили его убить. Асин очень рассердился, и с. тех пор сердился всегда, когда его о чем-нибудь просили. Он бросал в воду всех, себе непокорных; но тех, кто был послушен и кормил Асина, он одарял щедро. Асин отдал этим людям все, что имел: горшки, оружие. Праотцы христиан – это и есть те, кому он покровительствовал. Женщины, ему покорные, получили юбки. Мужчины тогда не одевались, как сейчас: в те дни у них не было ни штанов, ни шапок. Асин научил и их одеваться. Когда же пришли просить работы индейцы тоба, он отказал им. Он сказал: «Ходите голые или прикройте тело шкурами». Он не хотел, чтобы люди, презиравшие его, носили штаны и шапки; только у его последователей было платье. Вот почему у тоба одни набедренные повязки, а у христиан полно всякой одежды. Он дал христианам домашних животных, мате [мате - парагвайский чай] и всякую пищу и поучал своих последователей: «Получит платье только тот, кто повинуется мне, другие же ничего не получат. Ничего не давайте просящему. Подождите. А потом дайте ему работу». Так учил он христиан. Асин лечил больных, но предки наши все же не любили его. Они оскорбляли его и грозились убить.
Один могущественный вождь был особенно зол на Асина. Он все время говорил: «Почему этот человек больше не раздает горшков и коров? Лучше его убить». Асин не дал ему ничего — он ведь не работал. И вождь послал людей привести Асина. И привязали они его к дереву.
Вождь спросил:
— Почему ты не давал одежды людям моей деревни?
Асин ответил:
- Если ты недоволен мною, можешь меня убить.
- Я хочу, чтобы ты отдал все, что у тебя есть.
— Тогда лучше убей меня, — ответил Асин.
На самом деле они не собирались убивать Асина, хотели только его припугнуть. Асин же спросил, когда они собираются его убить.
— Убейте меня поскорей, — попросил он. И его убили.