Бартоломе Лас Касас (от 1517 до 1529 г.)
Если первые свои шаги испанские авантюристы ознаменовали смелыми предприятиями и подвигами бесспорного мужества, то их дальнейшее поведение во вновь открытых странах и особенно их обращение с бедными, простыми дикарями, мирное существование которых они нарушили своим появлением, было омрачено самыми варварскими поступками. Нисколько не стараясь цивилизовать этих робких невежественных людей или посредством кротких убеждений внушить им чувства христианской любви и братства, чужеземцы думали только о том, чтоб извлечь побольше выгод для себя из несчастных индейцев, и потому обременили их тяжелой изнурительной работой.
Прежде всего, за неимением вьючных животных, испанские завоеватели начали употреблять дикарей для переноски тяжестей на большие расстояния, и злополучные островитяне, не привыкшие вообще к продолжительной работе и потому тщедушные и слабосильные, массами погибали под бременем тяжелого труда. Затем европейцы заставили слабых, даже изнеженных тузем- ских женщин взяться за тяжелые земледельческие орудия и обрабатывать для бесчеловечных притеснителей ту землю, которая до того времени без всяких усилий давала своим детям все необходимое. А когда наконец на Эспаньоле были открыты богатые золотые россыпи, то корыстолюбивые завоеватели употребили тех же дикарей для добывания золота, составлявшего для алчных выходцев предмет неудержимой страсти. Ударами бича или палки заставляли они туземцев работать почти без отдыха, рыть глубокие шахты, причем несчастные работники умирали тысячами, частью на полях, смоченных их слезами и кровью, частью в шахтах, вырытых их руками. Безумная, неудержимая жажда богатств и власти до того овладела испанскими авантюристами, что варварское обращение их с кроткими, беззащитными островитянами, которые так доверчиво и радушно приняли их на свою родину, достигло, наконец, ужасающих размеров. Рассказывают, что раз, во время охоты, одному испанцу нечем было накормить своих собак и он, схватив ребенка из рук матери-индианки, бросил его проголодавшимся животным. Однако к стыду человечества, они оказались менее жестоки, чем их бесчеловечный хозяин.
Не правда ли, мои читатели, жестокие преследования, которым подвергались беззащитные, ни в чем не повинные индейцы со стороны грубых завоевателей, должны возбуждать в нас справедливое негодование против испанцев, предавшихся такому недостойному, такому бессмысленному деспотизму? Но это негодование должно усилиться, когда мы вспомним, что свои варварские поступки они осмеливались оправдать религией, именем евангельского учения, повелевающего любить ближнего, как самого себя, и не делать другим того, чего не желаешь себе.
В это начальное время, когда торжествовал возмутительный произвол и совершались такие страшные насилия, одно воспоминание о которых заставляет содрогаться от ужаса, явился человек, осмелившийся взять на себя защиту угнетенного народа и возвысить свой честный голос против недостойных тиранов. Это был Бартоломе Лас Касас, простой испанский монах, прибывший в Эспаньолу вслед за Христофором Колумбом, с целью проповедовать Евангелие между дикарями и не могший остаться равнодушным при виде страданий порабощенного народа. После долгих, но тщетных усилий склонить испанцев к более гуманному обращению с дикарями, страдания которых он по возможности старался облегчить, Бартоломе Лас Касас решил вернуться в отечество и там найти средства помочь несчастным островитянам, возбудив сострадание самого короля к невыносимому положению его новых подданных. По прибытии в Испанию благочестивый монах представил Фердинанду ужасную картину бедствий, испытываемых индейцами под гнетом завоевателей, и умолял его сжалиться над беззащитными жертвами их варварства.
Согласитесь, что то было прекрасное зрелище, когда в присутствии одного из могущественных государей Европы, окруженного блестящим двором, этот простой монах, поседевший от трудов, изнуренный лишениями, решился заявить о злоупотреблениях, которые позволяли себе испанские завоеватели, и протестовать против них во имя высокого чувства любви к ближним, во имя христианской религии, этой по преимуществу религии слабых и гонимых. Никто из присутствующих, даже самые суровые, грубые люди, не могли удержаться от слез, слушая горячую речь Лас Касаса, а растроганный король приказал ему тотчас же вернуться на Эспаньолу, чтобы спасти, если еще не поздно, ее жителей от жестокости завоевателей, и дал формальное запрещение употряблять туземцев на слишком тяжелых работах. Кроме того, для предохранения индейцев от окончательной гибели и для пополнения недостатка в рабочих руках король признал необходимым позволить испанцам, жившим на Эспаньоле и Кубе, покупать черных невольников, то есть негров, привозимых туда генуэзскими и португальскими купцами.
Однако нужно вам сказать, что постыдная торговля людьми, казавшаяся сострадательному королю таким удобным средством поддержать благосостояние его колоний, всегда признавалась безнравственной истинными друзьями человечества. Да и могло ли это быть иначе? Не должны ли все, в ком сохранилась хоть капля любви к ближним, глубоко возмущаться тем, что негры, выросшие на берегах Африки, перевозятся жадными и жестокими торгашами в Америку, где и климат, и все условия жизни для них совершенно чужды, где купившие их обращаются со своими рабами самым бесчеловечным образом и обременяют непосильным изнурительным трудом? Сама религия наша противится такому злоупотреблению, потому что, по смыслу ее учения, никто не имеет права обращать в рабство своих ближних, какого бы цвета они ни были.
Тем не менее рабство существовало, постыдный торг людьми, известный под особенным названием «торговли неграми», продолжался почти до нашего времени, несмотря на энергичную борьбу с этим страшным злом всех благородных, гуманных людей.
Как трудно поддается масса новым идеям и как упорно отстаивает она свои дурные инстинкты, особенно корыстолюбие, доказывается тем, что в продолжение более трех веков торговля невольниками составляла законное учреждение в новой части света и миллионы африканских негров, всех возрастов и обоих полов, смочили своей кровью и слезами почву большей части колоний, основанных европейцами. Однако примесь более сильной и здоровой расы, явившейся против своей воли на смену слабым индейцам, не спасла этих последних от окончательной гибели, и спустя несколько лет после открытия Америки, на островах, принадлежащих испанцам, не осталось ни одного представителя несчастного племени краснокожих.
В награду за свое человеколюбие и бесконечную доброту Бартоломе Лас Касас получил славное наименование Апостола Индейцев, но это не могло утешить сострадательного монаха в том, что ему не удалось спасти злополучную нацию от деспотизма ее властителей; поселившись потом в американском монастыре, он оставался до самой смерти среди дикарей, распространяя среди них христианское учение, ободряя и утешая их, когда не в силах был оказать более существенную помощь и облегчить их страдания.