Фернандо Кортес в Мексике (от 1517 до 1520 г.)
Если у вас есть под руками карта Нового Света, то вы легко отыщете на ней, неподалеку от известного вам уже острова Куба, обширный полуостров, составляющий часть Южной Америки и называющийся у туземцев Юкатаном — название это сохранили за ним впоследствии и европейцы.
В то время, когда неустрашимый Бальбоа достиг Великого океана, губернатором Кубы был некто по имени Веласкес, человек гордый, тщеславный, упрямый и корыстолюбивый, как все испанские авантюристы той эпохи, но это последнее качество не вознаграждалось в нем отчаянной смелостью и непобедимым мужеством, которыми отличались соотечественники и которые нередко побуждали их на великие подвиги.
Неспособный сам принимать участие в таких подвигах и в то же время желая показать свою деятельность, Веласкес снарядил экспедицию из небольшого числа судов и отправил несколько офицеров с матросами исследовать ближайшие к острову Куба местности. Маленькая флотилия приставала во многих местностях к берегам Юкатана, и экипаж ее был изумлен, встретив туземных жителей не нагими, как всех дикарей, которых они видели до сих пор, но одетыми в разнообразные костюмы из белой бумажной ткани. Однако все попытки ближе познакомиться с туземцами оказались безуспешными, потому что как только испанские шлюпки приближались к берегу, на нем собирались толпы людей, вооруженных одни пращами, другие стрелами и действовавших так дружно и решительно, что европейцы принуждены были поспешно удалиться, захватив, впрочем, несколько из них в плен.
Как ни ничтожно казалось подобное приобретение, но оно принесло пользу посланным Веласкеса, так как они узнали от этих пленных дикарей, что на небольшом расстоянии от Юкатана существует обширное многолюдное государство, во главе которого находится правитель, обладающий несколькими городами и несметным богатством. Этой новости было совершенно достаточно, чтоб возбудить хищнические наклонности испанцев и заставить их вернуться на Кубу для сообщения Веласкесу о собранных ими известиях.
Нечего и говорить, как обрадовался алчный губернатор Кубы, узнав, что вблизи от его острова находится такое значительное государство. Ему уже казалось, что богатства, в нем заключающиеся, превосходят все до сих пор приобретенное испанцами в Новом Свете. Необходимо было тотчас же завладеть этим баснословным государством, но для такого предприятия требовалось много мужества и смелости, знакомых Веласкесу разве только по слухам, а потому исполнение опасного предприятия пришлось поручить другому. Выбор губернатора пал на одного подчиненного ему офицера, отличавшегося большими военными способностями и бесспорной храбростью.
Офицера этого звали Фернандо Кортес. Он принадлежал к небогатой, но благородной фамилии и в числе Других испанских авантюристов отправился, в Америку в надежде там отличиться, приобрести известность и нажить большое состояние. Но при всей смелости, выносливости, энергии и храбрости Кортеса случай отличиться долго не представлялся, и самолюбие его сильно страдало от этой неудачи.
Такой человек, конечно, готов был воспользоваться возможностью прославить свое имя каким-нибудь необыкновенным предприятием и потому, когда Веласкес предложил ему отправиться с небольшой армией на покорение могущественного американского государства, Кортес, не колеблясь ни минуты, согласился принять это трудное поручение, для выполнения которого ему было дано только 600 человек войска и 18 лошадей, причем, разумеется, в его распоряжение предоставлялось несколько судов для переезда на американский материк. Но никакие опасности не могли удержать храброго Кортеса от рискованного похода. С величайшим нетерпением дожидался он окончания необходимых приготовлений, продал свое небольшое имущество, сделал себе великолепный мундир, чтобы придать больший блеск званию испанского генерала, а деньги, оставшиеся у него от этих расходов, роздал офицерам и солдатам, которые должны были участвовать в экспедиции. Такая щедрость еще более усилила преданность и уважение маленькой армии к ее новому начальнику, пользовавшемуся и прежде всеобщей любовью за свой независимый, открытый характер, но в завистливой душе Веласкеса явилось по этому поводу смутное подозрение, что выбор его был не совсем удачен и что, пожалуй, не ему одному придется воспользоваться громадными выгодами, которых он ожидал от этого предприятия. Однако заменить Кортеса кем-нибудь другим хитрый губернатор не решился, опасаясь возбудить недовольство солдат, вполне доверявших военным способностям молодого генерала, и потому, провожая маленькую армию в этот опасный поход, он от души пожелал не встречаться больше никогда с ее командиром, внушавшим ему непобедимое отвращение.
До сих пор завоевателям Америки приходилось бороться только с отдельными немногочисленными племенами бедных дикарей, не имевших средств сопротивляться европейскому оружию, но Кортес, отправляясь с острова Кубы, брал на себя несравненно более трудную и сложную задачу — он шел с ничтожной армией на завоевание обширного государства, занимаемого сильным и богатым народом, язык, нравы, численность и военное искусство которого были ему совершенно неизвестны. Однако случай помог Кортесу в этом отношении: среди первых индейцев, встретившихся ему на пути, он нашел одного испанца по имени Агиляр, бывшего уже восемь лет в плену у туземцев Юкатана и потому знавшего их язык. Освободив своего соотечественника из неволи, Кортес узнал от него впервые даже название того государства, покорение которого составляло теперь единственную цель всех его желаний и надежд. Агиляр сообщил генералу, что это государство называется Мексикой, занимает огромное пространство и управляется князем Монтесумой, владеющим большей частью американских племен.
Эти сведения не испугали, однако, Кортеса и его спутников; мало того, когда они узнали, что во владении мексиканского императора есть богатые золотые прииски и серебряные рудники, на которых ежегодно добывается несметное количество драгоценных металлов, то все опасности показались этим корыстолюбивым людям ничтожными и все стремления их сосредоточились теперь только на том, чтобы завладеть сокровищами Монтесумы.