Корабли Кортеса (1520 г.)
Высадившись на берег в Мексике, Кортес прежде всего построил у самого моря небольшой город и дал ему название Веракрус (что на испанском языке значит «истинный крест»), желая таким образом показать, что его поход имеет религиозное значение, как это делали все испанские авантюристы того времени, по словам которых единственной целью их бесчисленных завоеваний было желание распространить понятие об истинном Боге между дикарями-идолопоклонниками.
Окончив постройку города, маленькая армия занялась приготовлениями к завоеванию, причем Кортес начал доказывать своим спутникам бесполезность сохранения кораблей и убеждал сжечь их все, за исключением одного, назначавшегося для отправления в Испанию с известием о совершенных ими подвигах. Он надеялся этим способом отнять у своих товарищей всякую мысль о возвращении назад и заставить их или победить, или умереть.
Солдаты, вполне преданные своему начальнику, безусловно доверяя каждому его слову, охотно согласились на его предложение, отнимавшее у них последнюю возможность вернуться в Европу, и немедленно перенесли в Веракрус паруса, снасти, якоря — вообще все, что могло пригодиться впоследствии, а сами корабли предали пламени. С тех пор о людях, которые, задавшись какой-нибудь целью, лишают себя всякой возможности уклониться от нее, изменить свой образ действий, принято говорить, что они «сожгли свои корабли».
Между тем слух о появлении европейцев в пределах мексиканской империи начал распространяться среди ее населения. Туземцы с ужасом передавали друг другу, что белые люди имеют в своем распоряжении гром и молнию и на каких-то чудовищных существах перелетают громадные пространства с быстротой стрелы. Эти баснословные рассказы основывались на том, что у испанцев было огнестрельное оружие и несколько верховых лошадей, сила, легкость и покорность которых казались чем-то сверхъестественным жителям Америки, никогда не видавшим подобных животных. Неудивительно поэтому, что когда мексиканцы увидели в первый раз лошадей, рывших копытами землю, и услышали их громкое ржание, то вообразили, будто эти необыкновенные существа требуют человеческих жертв, так как по понятиям дикарей, поклонявшихся змеям, тиграм и другим животным, только кровь человека могла быть приятна таким грозным божествам. Представьте же себе, какой ужас овладел мексиканцами, когда они увидели испанских солдат, вооруженных мушкетами (старинное очень тяжелое ружье, только что начавшее распространяться тогда в Европе), необыкновенно быстро переезжавших с места на место на своих легких скакунах и перевозивших вслед за собой тяжелые пушки, грохот которых раздавался по окрестностям наподобие грома.
Вполне естественно, что большая часть племен, живших вблизи Веракруса, не решилась сопротивляться маленькой армии Кортеса, вследствие чего испанцы скоро сделались повелителями таких многочисленных народных масс, которые без взякого усилия могли бы совершенно истребить ничтожную горсть дерзких пришельцев. Впрочем, Кортес не злоупотреблял почтением, питаемым к нему дикарями за его личную храбрость, а, напротив, старался привлечь их к себе, даже убедил доставлять съестные припасы для своего войска и одно из самых воинственных племен, именно тласкаланов, склонил к участию в нападении на Монтесуму, воспользовавшись ненавистью их к деспотичному монарху, силой оружия принудившему доставлять ежегодно в столицу его обширной империи, Мехико, юношей и девушек из этого племени для принесения их там в жертву богам.
Когда Монтесума узнал о прибытии европейцев в его владения и намерении их побывать в столице империи, даже посетить его собственный дворец, то повелителем Мексики овладел невольный страх, хотя для него лично такое вторжение не представляло, по-видимому, никакой опасности, потому что он был постоянно окружен преданными телохранителями и пользовался уважением всего народа. Но, по странной случайности, в это самое время между невежественными и суеверными подданными мексиканского императора было сильно распространено предсказание, утверждавшее, что могущественная империя будет разрушена какими- то чужеземцами. Это предсказание до того овладело умами мексиканцев и так повлияло на самого Монтесуму, что заставило опустить руки при первом известии о появлении людей другой нации в его владении и отняло всякую мысль о сопротивлении их насильственному вторжению. Вместо того чтобы поскорее собрать свои войска и смело идти навстречу дерзким пришельцам, Монтесума отправил к Кортесу двух самых значительных касиков просить отважного генерала не вступать далее в Мексику, государь которой не имеет против него враждебных намерений, в доказательство чего посылает богатые подарки всем испанцам. Эти великолепные подарки состояли из образцов естественных произведений страны и превосходных местных изделий. Тут были прекрасные бумажные ткани, белизной и тонкостью не уступавшие шелковым материям, изящно сделанные из разноцветных перьев картины, представлявшие животных, деревья и цветы; драгоценные золотые украшения — ожерелья, браслеты и кольца. Но испанцам особенно понравились два массивных подноса — золотой, изображавший, по мнению дикарей, солнце, и серебряный, служивший эмблемой луны,— и несколько больших ящиков, наполненных драгоценными камнями, крупным жемчугом и слитками золота и серебра в том виде, в каком эти металлы встречаются в рудниках, частью в реках Мексики.
Однако бедный Монтесума жестоко ошибся, надеясь, что его роскошные, чисто царские подарки могут удовлетворить жадность испанцев; напротив, хищнические наклонности этих людей были только сильнее возбуждены видом драгоценных произведений страны, которую они думали завоевать, и Кортес с трудом сдерживал их нетерпение поскорее завладеть богатым государством; а посланным императора Мексики отвечал, что по приказанию одного из могущественных государей Европы он должен посетить Монтесуму в его столице.
Вслед затем маленькая армия немедленно отправилась дальше. Получив это известие, император был поражен дерзостью чужеземцев, решающихся идти наперекор его желаниям, и при этом случае от души пожа- лел, что не принял против них более действенных мер, чем просьбы и подарки.
Но спутники Кортеса уже и сами готовы были считать свое предприятие слишком смелым, видя цветущее положение и громадность государства, которым они решились завладеть. По мере приближения к столице они все больше и больше убеждались в высокой степени развития народа, населявшего Мексику: так вместо жалких хижин, попадавшихся им до сих пор в Новом Свете, тут всюду встречались многолюдные города, снабженные водопроводом, украшенные дворцами и храмами необыкновенно прочной постройки из громадных камней.
Действительно, мексиканские храмы были выстроены так искусно, что некоторые из них сохранились даже до нашего времени; храмы эти называются на туземном языке «теокаллис» и по наружному виду имеют большое сходство с вечными египетскими пирамидами. Гордые европейцы, всегда смотревшие на индейцев с пренебрежением и видевшие в них темных, невежественных дикарей, были крайне изумлены, встретив в этой отдаленной варварской, по их мнению, стране астрономические приборы вроде солнечных часов, называющиеся гномонами и служившие для определения времени, по высоте солнца и по длине бросаемой им тени. Все это доказывало испанцам, что они находятся среди народа, более цивилизованного, чем все другие американские дикари, и заставляло испытывать невольный страх при мысли, что такая незначительная горсть их находится в самом центре обширного и многолюдного государства.
Но опасения завоевателей были напрасны: мексиканцы уже заранее считали себя уничтоженными при виде этих необыкновенных всадников, покрытых блестящим оружием и гордо разъезжавших на своих быстрых конях. Отовсюду сбегались они посмотреть на никогда не виданных белых людей, принимая их за сверхъестественные существа и обращаясь к ним с приветствиями как бы к настоящим божествам: «Если вы боги, жестокие и мстительные,— говорили туземцы на своем языке,— примите от нас этих рабов, и пускай кровь их, выпитая вами, смягчит ваш гнев; если вы принадлежите к числу более кротких богов, мы предлагаем вам благовония и цветы, но если вы простые смертные, то, для утоления вашего голода, мы дадим вам самых спелых плодов и самого лучшего мяса».
Испанцы с удовольствием выслушивали эти приветствия, смысл которых объяснял им Агиляр, гордились такими почестями и вместе с тем чувствовали презрительное сострадание к жалкой нации, трепещущей и преклоняющейся перед ничтожным европейским отрядом.
Таким образом, окруженные всеобщим благоговением и встречая везде одну только покорность, приблизились спутники Кортеса к столице мексиканской империи, Мехико, и здесь были еще более поражены видом этого красивого города, выстроенного посреди огромного озера и соединявшегося с берегом посредством длинных и узких мостиков, по которым едва могли пройти в ряд несколько человек. С вершин гор, окружавших озеро» Кортес долго любовался прелестным видом Мехико, его великолепными зданиями и высокими храмами, купола которых, выложенные листовым золотом, ослепительно блестели на солнце. Вообще город этот представлял собой такое очаровательное зрелище, что европейцам, никогда не видевшим ничего подобного, казалось, будто они попали в какую-то волшебную, сказочную страну, не имеющую ничего общего с действительностью.
В некотором расстоянии от столицы Монтесума в сопровождении знатнейших сановников империи вышел навстречу своим непрошеным гостям. Он сидел в золотом кресле, которое несли четыре главных касика, в великолепных одеждах, вышитых жемчугом и драгоценными камнями. Воины, окружавшие императора, были вооружены только длинными копьями с наконечниками из обожженного дерева и стрелами, снабженными вместо металлического острия отточенными кремнями или рыбьими костями, из чего вы можете заключить, что мексиканцы, подобно всем другим племенам, населявшим Америку, совершенно не знали употребления железа.
Встреча мексиканского монарха с Кортесом произошла по всем правилам придворного этикета: оба сошли на землю в знак взаимного уважения, которого ни один из них не питал к другому, и обменялись вежливыми приветствиями, причем Монтесума казался грустным и озабоченным, как будто он предчувствовал бесчисленные бедствия, ожидающие его подданных с появлением этих чужеземцев. Затем император приказал сопровождавшим его художникам срисовать одежду, лошадей и пушки испанцев на белых листочках из хлопчатой бумаги, и, несмотря на все несовершенство такого материала, рисунки, сделанные ими, отличались большой точностью.
После этого Монтесума пригласил Кортеса и его спутников в свою столицу, где для приехавших европейцев был приготовлен огромный дворец, в котором поместились также и тласкаланы, в количестве нескольких тысяч, сопровождавшие испанскую армию для переноски ее багажа и оружия.
Таким образом, эта ничтожная горсть авантюристов без боя, без малейшего сопротивления заняла столицу Мексики и была окружена там величайшим почетом со стороны всех жителей и самого императора. Теперь Кортес уже не сомневался, что рано или поздно ему удастся овладеть мексиканской империей, которая считалась в то время одним из богатейших и могущественных государств Нового Света. Но вы скоро увидите, сколько трудов и опасностей предстояло еще испытать начальнику экспедиции, прежде чем он мог осуществить свою грандиозную мечту.