Гибель страны детей Солнца
Орлиное гнездо Вилькапампа. — Убийцы находят прибежище у инки. — Смерть Манко. — Меч и золото против государства Солнца. — Инка Титу Куси — жертва заговора. — Тупак Амару — последний защитник Вилькапампы. — Казнь в Куско. — Опустошенная страна. — Героическая борьба арауканцев. — Инка Тупак Амару Второй
После отъезда Гаски снова начались волнения среди конкистадоров, но они охватили только некоторые районы и сравнительно легко были подавлены. А затем испанцам удалось сломить и сопротивление перуанцев.
В горах Вилькапампы, на высокогорном плато между реками Урубамба и Апуримака, в 1538 году образовалось новое государство инков. Перуанский повелитель Манко ушел в горы и защищал Вилькапампу от посягательств со стороны испанцев.
В горной области, пересеченной огромными ущельями и бурными реками, враг не мог застать перуанцев врасплох. Сторожевые посты на узких горных тропах, где один мужественный человек мог задержать сотни нападающих, следили за приближением бледнолицых дьяволов. Достаточно было разрушить единственный мост через Урубамбу, ведущий в Вилькапампу, чтобы преградить дорогу захватчикам. К тому же Манко собрал мощную армию, и защитники Вилькапампы были готовы сражаться не на жизнь, а на смерть.
Непредвиденный случай помог конкистадорам избавиться от этого отважного и опасного врага, который до сих пор счастливо избегал всех ловушек белых людей, не пускаясь с ними ни в какие переговоры.
После Чупасского сражения 16 сентября 1542 года некоторые альмагристы, убийцы Франсиско Писарро, подкупив стражу, бежали из плена и нашли прибежище в горах у Манко, выдав себя за послов молодого Альмагро.
Манко был дружески расположен к Альмагро, в жилах которого текла индейская кровь; возможно, инка надеялся найти с ним общий язык и поэтому без обычной подозрительности принял у себя беглецов. Он не догадывался, какие чудовищные замыслы вынашивают эти предатели и самозванцы.
Когда в Перу прибыл Бласко Нуньес де Вела и провозгласил «новые законы», а недовольные колонисты под руководством Гонсало Писарро подняли восстание, слух об этом дошел до испанцев, скрывавшихся у Манко. Они поняли, что писарристы отныне стали врагами короля, а им, убийцам Франсиско Писарро, нечего опасаться гнева нового наместника. Чтобы окончательно обелить себя перед королем, эти люди решили убить Манко. Затеяв с ним игру в кегли, они закололи инку кинжалами, заранее спрятанными под одеждой. Но бежать убийцам не удалось — перуанцы настигли их и приговорили к жестокой, но справедливой казни.
Гибель Манко вызвала в Вилькапампе неурядицы и смятение. И перуанцы упустили возможность воспользоваться междоусобной войной в лагере завоевателей.
После победы Гаски над мятежными колонистами волнения в Перу постепенно улеглись. «Новые законы» были отменены, колонисты сохранили права на захваченные земли и индейцев.
Но Вилькапампа так и осталась непокоренной, и перуанцы продолжали надеяться, что им когда-нибудь удастся сбросить иго завоевателей. Маленькое государство детей Солнца продолжало сохранять свою независимость, и вице-короли Перу были вынуждены смириться с этим — взять Вилькапампу штурмом они не могли. Но в горы постоянно засылались лазутчики и шпионы с тайным заданием — убивать либо переманивать на сторону испанцев некоторых индейских вождей.
В 1558 году, поддавшись уговорам завоевателей, из Вилькапампы в Лиму прибыл старший сын Манко Саири Тупак, признавший дальнейшее сопротивление бесполезным.
После этого оборону Вилькапампы взял на себя самый способный из сыновей Манко — инка Титу Куси. Молодой правитель решил поднять на борьбу с завоевателями всех перуанцев Новой Кастилии. Прошли годы, и испанцы почувствовали, что назревает всеобщее восстание. В 1565 году был открыт широко разветвленный заговор в округе Лимы. Орлиное гнездо — Вилькапампу — следовало уничтожить любой ценой.
Один за другим туда отправлялись посланцы вице-короля, пытавшиеся выманить инку из неприступной крепости или подкупить его подарками и щедрыми посулами. Инка отверг все их предложения, но разрешил нескольким монахам-миссионерам проживать в Вилькапампе, считая их людьми безобидными. Это была роковая ошибка. Правда, распространители новой веры не добились никаких успехов и никого не обратили в христианство, но один из них — Ортис — оказался лекарем и, врачуя индейцев, сумел вкрасться в доверие инки.
В 1569 году в Лиму прибыл новый вице-король Перу дон Франсиско де Толедо, знатный кастильский гранд, близкий родственник палача Нидерландов — герцога Альбы, верный слуга нового испанского короля Филиппа II.
Толедо стал править железной рукой, и колонисты трепетали перед ним. Новый вице-король решил превратить Перу в образцовую колонию, навсегда обуздать своевольных конкистадоров, сделать индейцев смиренными рабами и уничтожить саму память о некогда независимом государстве.
Оказалось, что никто не знает, как велика территория завоеванной страны, где проходят ее границы, какова численность населяющих ее индейцев. Выяснилось также, что высоко в горах есть селения, где еще не побывал ни один испанец, где не собираются королевские налоги и церковная десятина, где индейцы не закрепощены. Нужно было покончить с этой неупорядоченностью.
Кроме того, новый вице-король с помощью покорных ему слуг закона стал доказывать, что инки никогда не имели прав на эту страну, что они хитростью захватили власть в Перу. До такого еще не додумался ни один из его предшественников. Можно было подумать, что отнюдь не конкистадоры нагло вторглись в государство детей Солнца, убив его правителя, разграбив богатства и преподнеся огромную страну в подарок королю Карлу V.
Теперь согласно документам, составленным де Толедо, получалось, что Писарро и его сподвижники спасли Перу, освободили туземцев от узурпаторов и тиранов — инков. Испанский король мог, наконец, доказать всему миру, что является благодетелем перуанского народа и управляет страной на правах ее освободителя.
И тут дон Франсиско де Толедо узнал, что неподалеку от Куско уже около тридцати лет существует мятежное государство, не признающее власти испанцев. Вилькапампу следует захватить любой ценой — таков был строжайший приказ вице-короля. Снова начались попытки заманить инку Титу Куси в западню или подкупить его, но они не дали никаких результатов.
Тогда в Вилькапампу Ортису было отправлено секретное письмо с приказом убить инку. За это монаху уже заранее давалось отпущение грехов. В июле или в августе 1571 года Титу Куси заболел. Ортис взялся за лечение больного, приготовил какое-то снадобье и дал инке выпить его. Ночью больному стало совсем плохо, а через несколько дней он умер в страшных мучениях. Так погиб этот мудрый и опытный властитель.
Но и монах-отравитель не ушел от возмездия. Перуанцы схватили его и сбросили в пропасть вместе с другими испанцами, жившими в Вилькапампе.
Совет старейшин объявил новым инкой двадцатисемилетнего Тупака Амару, младшего брата Титу Куси. Молодой инка прекрасно понимал, что война неизбежна — новый вице-король не отступится от своего плана покорить мятежную область. Но Тупак Амару был еще молод, неопытен в военном искусстве и в дипломатии; войско почти распалось, закаленные в боях ветераны состарились или умерли. А из Куско все время засылали людей, сеявших смуту и убеждавших народ в бесполезности сопротивления.
31 марта 1572 года началась война. Крупные силы испанцев со всех сторон начали наступление на Вилькапампу. Им помогали и подкупленные индейские племена, жившие по соседству с мятежной областью. Испанский авангард так стремительно захватил единственный мост через реку Урубамбу, что индейцы не успели разрушить его. Путь в Вилькапампу был открыт. Тупак Амару отступил в глубь страны, а затем через горы направился на север, рассчитывая на помощь соседних племен. Месяц спустя испанцы захватили главную крепость Вилькапампы, разрушили ее и сожгли дворец инки. Они рыскали в поисках сокровищ, но так и не нашли ничего.
Началось преследование инки. В июле и августе в горах бушевали метели, и беглецам пришлось очень тяжело, они не могли даже разжечь костер и согреться. И все-таки прошло почти три месяца, прежде чем Тупак Амару был схвачен испанцами.
Закованного в цепи пленника привезли в Куско и бросили в темницу. Начался судебный процесс. Так же, как при суде над Атауальпой, переводчик задавал самые невинные вопросы, а в протокол записывались ответы, в которых подсудимый признавал себя виновным в тягчайших преступлениях. Тупак Амару обвинялся в незаконном захвате власти, убийствах, осквернении христианских храмов, в клятвопреступничестве, воровстве и сокрытии сокровищ инков. Пленник и двадцать его сподвижников были приговорены к смертной казни — инке должны были отрубить голову, остальных — повесить.
4 октября 1572 года осужденных через весь город повели к главной площади Куско. На улицах собрались огромные толпы народа. Магистрат опасался восстания, поэтому пленников охраняли множество вооруженных до зубов испанцев и четыреста воинов из союзных испанцам индейских племен, на площади была размещена крупная воинская часть, располагавшая пушками.
Сначала предали смерти ближайших соратников инки Перед казнью их подвергли таким пыткам, что трое умерли по дороге на эшафот, а еще двое — на площади. Первыми повесили умерших, потом тех, в ком еще теплились признаки жизни. Последним взошел на эшафот инка. Палач взялся за топор. И тут, по свидетельству очевидцев, перуанцы, в огромном количестве собравшиеся на площади, издали такой страшный и мучительный вопль, словно наступил день страшного суда. А инка, оттолкнув палача, поднял руки и обратился с прощальной речью к своему народу и только потом положил голову на плаху.
Отрубленная голова Тупака Амару была насажена на высокий кол и выставлена на площади, а тело похоронено в католическом соборе — перед смертью над инкой совершили обряд крещения. Сам вице-король и епископ Куско участвовали в похоронах, дабы показать перуанцам, что их повелитель отрекся от бота Солнца и принял христианскую веру. Но монахи трудились напрасно — перуанцы приходили в Куско из самых отдаленных мест, чтобы как величайшей святыне поклониться отрубленной голове своего властелина.
Скоро по всей стране распространились слухи, что инка вовсе не убит, что ему удалось бежать и скрыться в горах, он вернется и освободит свой народ. Эта надежда не угасала в течение долгих столетий рабства.
Несмотря на все свое мужество и презрение к смерти, перуанцы потерпели поражение в борьбе с завоевателями. Феодализм оказался сильнее первобытной общины и рабовладельческого строя, бронзовое и каменное оружие не могло соперничать с мушкетами и стальной броней. Не последнюю роль сыграла и католическая церковь, вероломно подрывавшая боевой дух индейцев своим учением о покорности и смирении и одновременно благословлявшая все преступления завоевателей, эксплуатацию и угнетение порабощенных народов.
Вслед за завоеванием страны инков последовало безжалостное уничтожение индейской культуры и общественного строя, разграбление материальных ценностей, убийство миллионов людей. Ни в одной из стран Нового Света конкистадоры не зверствовали так, как в Перу. В горах и долинах еще долго белели кости перуанцев — немые и жуткие свидетели разыгравшихся здесь кровавых оргий.
Полуголодное существование и непосильный труд на плантациях и особенно на рудниках все больше сокращали численность туземного населения.
По свидетельству многих историков, к началу испанского вторжения в Перу жило двенадцать миллионов индейцев, через сорок лет (около 1580 г.), согласно более или менее достоверным данным, их осталось около 8 миллионов, то есть две трети. А если согласиться с утверждением некоторых специалистов, что до завоевания численность индейцев достигала тридцати двух миллионов человек?
Некоторые буржуазные историки пытались оправдать завоевателей Америки. Кровопролитие, эксплуатация, порабощение — все это, утверждали и утверждают они, присуще человеческой природе и, следовательно, было неизбежным злом. Но таким дещевым приемом нельзя оправдать ни феодальных, ни капиталистических хищников.
До испанского вторжения государство инков не знало нищеты; разруху и голод принесли сюда завоеватели. Раньше в стране не было ни одного нищего, никто не просил подаяния: общество обеспечивало своих членов средствами существования. Первая нищенка, по свидетельству одного из хронистов, появилась в Куско в 1560 году. Эта старая индианка бродила от дома к дому, выпрашивая милостыню. Перуанцы испытывали к ней такое отвращение, что проклинали несчастную женщину и плевали ей вслед, хотя стучалась она только в дома испанцев.
Оросительные системы, в создание которых был вложен громадный труд, пришли в негодность. Возделанные террасы превратились в пустыни. Для обработки земли стали применять более примитивные орудия, чем во времена инков. Продукция земледелия резко сократилась, несмотря на то, что испанцы ввезли сюда ряд новых сельскохозяйственных культур и занялись выгонным скотоводством. От заботливо охранявшихся перуанцами огромных стад лам и альпака сохранились жалкие остатки — и то лишь благодаря тому, что индейцы угнали часть этих животных высоко в горы. По свидетельству хрониста Ондегардо, за четыре года испанцы забили больше лам, чем их было забито за четыре столетия господства инков. Нередко испанцы убивали ламу только для того, чтобы полакомиться ее мозгами.
Страна инков была окончательно разорена. Кровожадные завоеватели, которых великий сын Испании, автор бессмертного «Дон-Кихота» Мигель Сервантес называл «толпой негодяев», сделали свое черное дело — разрушили прекрасные перуанские города и храмы, разграбили гробницы и усыпальницы в поисках золота и серебра. Эти металлы стали буквально проклятием перуанской земли, причиной ее несчастий и разорения. От них веяло дыханием смерти.
Завоеватели надеялись, что наконец-то в Перу воцарились мир и покой — кладбищенский покой. Но полной покорности в Новом Свете им добиться не удалось. То там, то тут вспыхивали индейские восстания. Особенно ожесточенная борьба развернулась на юге Чили, где обитали воинственные племена арауканцев. После казни Гонсало Писарро туда вернулся Педро де Вальдивия. Он понемногу продвигался все дальше на юг и в 1550 году основал в устье реки Био-Био новый опорный пункт — Консепсьон, а в 1552 году — город, названный в его честь Вальдивией.
Колонизация этих областей происходила в условиях непрекращающихся стычек и боев. Здесь испанцы впервые столкнулись с народом, отважно и без колебаний поднявшимся на борьбу за свою свободу. И лишь после продолжительных и кровопролитных войн белые захватчики сумели обосноваться в Чили. Но не серебро и золото ждали их здесь. Ничего, кроме смерти, не сулила им арауканская земля. Повсюду приходилось возводить крепости, чтобы прятаться за их стенами от непрерывных нападений индейцев.
Арауканцы отступали на юг, не прекращая борьбы. Колонистам приходилось самим обрабатывать свои плантации, при этом не расставаясь с мечом. Вальдивия жестоко расправлялся с пленными, отрубая им руки и вырывая ноздри, но никакие зверства завоевателей не могли сломить сопротивления индейцев.
Со временем туземцы переняли от испанцев их военное искусство, и довольно успешно. По некоторым сведениям, один из них — Лаутаро — выдал себя за перебежчика и целый год прожил среди испанских солдат, а затем вернулся к своим соотечественникам и водил их в бой по всем правилам европейского военного искусства. В 1554 году арауканцам удалось захватить в плен и казнить самого Педро де Вальдивию вместе с его ближайшими приспешниками.
Завоевание Араукании длилось два с половиной столетия (с 1535 по 1773 год). По словам одного губернатора, оно обошлось Испании дороже, чем захват всех остальных колоний в Новом Свете.
В 1600—1602 годах арауканцы подняли всеобщее восстание, в результате которого испанцы были почти полностью изгнаны из этого края. В руках завоевателей осталось лишь несколько опорных пунктов, все остальные поселения были уничтожены, однако испанцы без особого сожаления расстались с этим краем. В 1773 году Испания оказалась вынужденной временно признать независимость Араукании. Даже в девятнадцатом веке после провозглашения независимости Чили на юге еще продолжались столкновения с белыми колонистами. Только в 1883 году чилийскому правительству удалось окончательно подчинить арауканцев и присоединить их земли к Чилийской республике.
В Перу два столетия прошли в сравнительно мирной обстановке. Но под пеплом тлели угли народного недовольства, и в 1780 году в стране вспыхнуло восстание, охватившее многие области. Им руководил индеец Хосе Габриель Кондорканки, прямой наследник правителей — инков. 4 ноября он собрал индейских старейшин и призвал народ к оружию:
«Пока мы не сбросим чужеземное иго, голод, страдания и рабское ярмо будут нашим уделом. Нас много, а угнетателей — горсточка.
Поднимайтесь, братья! Государство детей Солнца не погибло, оно возрождается, оно живет, оно борется. Долой испанского короля, долой испанских наместников и корехидоров! Земля Перу должна принадлежать перуанцам!»
Неделю спустя шестьдесят тысяч воинов двинулись на Куско, древнюю столицу инков. Хосе Габриель, зная, насколько священна для перуанцев память о Тупаке Амару, принял имя: Тупак Амару Второй.
Все области к северу от Куско присоединились к мятежникам, и в первом же бою с испанцами восставшие одержали блестящую победу. В верхнем течении Апуримаки и Урубамбы образовалось индейское государство, где от испанского ига были освобождены индейцы, креолы, метисы, негры, мулаты.
В начале декабря войско нового инки насчитывало восемьдесят тысяч человек, но оно не располагало ни орудиями, ни ружьями, ни порохом. Восставшие были вооружены только копьями и пращами. Это плохо вооруженная армия хотя и осадила Куско, но не могла овладеть отлично укрепленным городом. Испанцам удалось подтянуть вспомогательные силы из Лимы и поссорить креолов и метисов с индейцами. Постепенно восстание было подавлено. Крупные силы испанцев окружили временную резиденцию Тупака Амару, и ему пришлось тайно бежать в горы.
Вождя мятежников следовало захватить любой ценой. За голову инки была обещана огромная награда — двадцать тысяч песо, и предатель нашелся. Тупак Амару, его семья и другие руководители попали в руки к испанцам. На допросах их безжалостно пытали, но никто не сказал ни слова.
13 мая 1781 года суд объявил свой приговор: привести Хосе Тупака Амару на главную площадь Куско, туда же, где был когда-то казнен Тупак Амару I, и в присутствии осужденного вырвать язык его жене, детям и захваченным в плен руководителям восстания, а затем повесить их. Когда эти преступники умрут, палач вырвет язык у самого Тупака Амару, а затем крепкими веревками привяжет его за руки и за ноги к четырем лошадям, которых пустят вскачь, чтобы они разорвали тело осужденного. Его голова будет насажена на кол.
Ужасный приговор был приведен в исполнение, и перуанцы снова лишились своего вождя. Зверская расправа вызвала новое массовое восстание индейцев. Они окружили Ла-Пас и несколько месяцев держали его в осаде. С большим трудом испанцам удалось одержать победу в этой войне, длившейся более двух лет и унесшей восемьдесят тысяч жизней.