СРЕДСТВА СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ
Созданная инками сильная централизованная власть не была бы возможна без использования и совершенствования замечательных материально-технических достижений андских народов. К ним относится уникальная дорожная система. Ее размах и техническое совершенство не имели равных во всей древней Америке, а в Старом Свете сравнимы лишь с дорогами древнего Рима. Известный немецкий ученый и путешественник А. Гумбольдт, видевший остатки инкских дорог в начале XIX в., восхищенно оценил их как самое выдающееся творение человека за всю его историю.
Для столь обширной территории, освоенной инками, средства сообщения и коммуникации стали первостепенным стратегическим фактором развития. Дорожная сеть инков с учетом основных и отдаленных зон насчитывала до 40 тыс. км. В основе ее лежали две главные магистрали, пересекавшие страну с севера на юг. Одна начиналась севернее экватора. Эта самая древняя, так называемая королевская, дорога - канак пьян, как высокогорная система, соединяла северные андские города - Кито и Кахамарку с Куско, обегала берега оз. Титикака, следовала на восток в Кочабамбу и в районе города Тукумана поворачивала на запад, заканчивая путь на берегах реки Мауле в Чили. Проложенная в высокогорном рельефе на головокружительной высоте в .1-5 тыс. м над уровнем моря, эта дорога имела протяженность более 5 тыс. км.
Вторая дорожная система начиналась на севере в городе Тумбесе, тянулась на 4 тыс. км вдоль Тихоокеанского побережья и в районе города Капьяпо в Чили соединялась с высокогорной магистралью. Завершенная в годы правления последнего Инки Уайна Капака, она носила его имя. Между этими двумя магистралями были проложены десятки широтных трансандийских дорог, соединявших крупные города высокогорья с береговой зоной: Куско - Наска, Куско - Арекипа, Хауха - Пачакамак и многие другие "центральные" маршруты.
Известно, что андские индейцы не имели колесных повозок. Их дороги предназначались для пешего передвижения и караванов лам. Однако это совсем не сказалось на высоких технологических качествах дорог. Выражаясь современным языком, можно говорить о создании здесь настоящей дорожной "индустрии": от богатейшего разнообразия строительных материалов, типов дорожного покрытия и конструкции мостов и переправ до подготовки профессионалов-проектировщиков, строителей и смотрителей мостов.
По описаниям хронистов, береговая дорога представляла абсолютно прямое полотно шириной 7,5 м, мощеное каменными плитами. Для защиты от песков дорога ограждалась высокими барьерами с цветным орнаментом. Вдоль отдельных участков высаживались фруктовые деревья устраивались каналы с водой. В низинах дорожное полотно поднималось на высокие насыпи или плотины (например, 13-километровая плотина под Антой). Сооружение высокогорных участков отвечало самым высоким инженерным требованиям. Для инкских строителей не существовало препятствий. В зависимости от горного рельефа возводились каменные виадуки, плетеные подвесные мосты - оройя, канатные с подвесной корзиной, действовавшие по принципу фуникулера, в скалах пробивались туннели до 10 м длиной, на отвесных склонах дорога вырубалась в скальном грунте и превращалась в лестницу с широкими маршами, строились паромные, понтонные и лодочные переправы. Взламывались и выравнивались скалы, со дна каньонов поднимались высокие каменные опоры для мостов. Среди подвесных мостов - самый знаменитый в местечке Сан-Луис-Рей, протянутый на высоте в 80 м над рекой Апуримак и длиной 150 м. Построенный в середине XIV в., он прослужил более пяти столетий и рухнул в 80-х годах XIX в. Специальные чиновники - начальники всех королевских дорог и главный смотритель мостов и переправ - входили в высший правительственный совет Инки.
Особую уникальность инкским дорогам как средству сообщения придавала система оповещения в виде специальной службы гонцов-скороходов - часки. Этот живой "телеграф", приданный дороге и неразрывно связанный с ней, составлял как бы единую систему коммуникаций, развернутую инками в масштабе всей страны.
Инкская "почтовая" служба имела скоростной характер и действовала по принципу эстафеты. Специально готовившиеся гонцы-курьеры обслуживали оба направления дороги и круглосуточно дежурили по 2-6 человек в небольших укрытиях, расположенных в пределах видимости примерно 2 км. Сведения передавались устно или зашифровано в узелковом письме - кипу, в случае военной опасности зажигались сигнальные костры. И поныне поражает скорость доставки сообщений: так. путь от Куско до Кито (2500 км) эстафета проходила за 5 дней, от Куско до побережья (800 км) - за 3 дня со скоростью от 250 до 400 км в день. Хронист Б. Кобо подсчитал, что в самой Испании в середине XVII в. подобный путь конная почта проходила за 12-13 дней.
В обустройство дорожной сети входило и сооружение многофункциональных дорожных станций - тампу. Эти большие крытые помещения служили постоялыми дворами: парадные залы предназначались для отдыха Инки, его свиты, чиновников, боковые приделы для воинских отрядов. Здесь же размещались склады одежды провианта и оружия. Тампу располагались через каждые 20-30 км в таких ключевых зонах, как горные перевалы, устья долин, границы экономических зон. Тем самым они выполняли роль центров контроля за местным товарообменом.
Унаследованная от прошлых культур Центральных Анд, в частности Уари, и многократно расширенная дорожная система инков решала задачи общегосударственного масштаба: сбор хозяйственной и военной информации, данных статистики, передача распоряжений из центра, отчеты многочисленных чиновников - словом, вся оперативная информация стекалась в Куско. Она обеспечивала высокую централизацию управления, экономическую интеграцию многочисленных областей и народов и контроль за безопасностью огромного инкского государства. Дороги стали важнейшей составляющей территориальных захватов и колонизации завоеванных земель. В ряде случаев сначала строились дороги - например 670 км пути от города Уануко на восток к воинственным индейцам чачаройяс или дорога на юг через пустыню Атакаму для продвижения к землям араукапов, а затем в дело вступала инкская армия.
Однако дорожные коммуникации не были бы столь эффективны без гениального изобретения инков, которым стала мнемоническая система фиксации, накопления и передачи разнообразной информации. Речь идет об узелковом письме, или кипу (на кечуа - узел или счет), применение которого являлось повсеместным.
Что представляло из себя кипу? К шнуру-основе из шерсти или хлопка около 2 м длиной привязывались поперечные полуметровые шнурки-подвески различной окраски. Все они образовывали длинную бахрому. На них-то и навязывались узлы различной конфигурации.
В основе лежала позиционная и десятичная система исчисления. Самый большой из известных кипу из святилища Пачакамака весил 6 кг. Совокупная длина составляющих его нитей могла превышать тысячи метров и содержать большой объем сведений.
Используя шнур и нити 3 порядков, 3 типа узлов и 13 цветовых определителей в различных сочетаниях в кипу можно было "вывязать", т.е. заложить, практически неограниченную информацию. Прежде всего кипу были средством учета и статистики, своеобразной бухгалтерской книгой, в которой "вывязывались" сведения и факты по всем вопросам административной и хозяйственной жизни, а именно: число воинов и пои некого вооружения, убитых и пленных (красная нить), численность мужчин, женщин и детей, стариков и вдов, поголовье лам, запасы продовольствия на складах по всем продуктам, количество обрабатываемой земли, серебряные рудники (белый цвет), золотые изделия (желтый цвет), предметы культа (сине-желто-белая нить) и др.
Однако кипу было приспособлено также для фиксации законов обычного права, родословных и ритуалов, кратких исторических деяний отдельных правителей вплоть до описания конкретных портретных черт и более того - обозначения через цвет грамматических элементов. Связка кипу укладывалась в могилу умершим как свидетельство их прижизненных деяний. Заложенные в кипу сведения по земельным и другим спорам испанцы признавали за юридические документы. Испанские хронисты оставили восторженные отзывы о кипу: "...вся империя инков управлялась посредством кипу", (Пома де Айала); "Я не поверил бы, если бы не видел собственными глазами, что на этих цветных нитях и узелках записаны законы как в делах управления, так и в религии, имена правителей и время их правления и основные деяния" (Поло де Ондегардо). Сьеса де Леон свидетельствует: «Я был поражен точностью "записей" всего того, что было выдано Фр. Писарро местными правителями в Хаухе, в том числе золотых и серебряных изделий, одежды, маиса, скота и др. ... И пару сандалий-усуту нельзя было бы утаить».
Составлением, обработкой и "чтением", точнее расшифровкой, кину занимаюсь особые "писцы" - вязальщики узлов. Это были специально готовившиеся потомственные кипукамайоки, "каждый по своей специальности", буквально не расстававшиеся со своими "счетами". Как свидетельствует Инка Гарсиласо де ла Вега, "вынуждаемые своей профессией, они постоянно штудировали знаки и цифры, заключенные в узлах, чтобы сохранять в памяти легенды... о тех знаменитых делах, ибо как историки они обязаны были изложить их по первой просьбе... и поэтому они никогда не выпускали узлы из рук. В каждом селении их насчитывалось от 4 до 20-30 человек, освобожденных от всех других видов труда. Испанцев поражала скорость (как "только позволяла устная речь"), с которой сведения закладывались в узлы, а затем и "считывались". Любые ошибки и расхождения в точности, допущенные кипукамайоками, по инкским законам карались смертью. Представляется убедительной точка зрения, высказанная В.А. Кузьмищевым, что кипукамайок вместе с кипу представлял «некое единое "счетно-вычислительное устройство" как инструмент чрезвычайно развитой бюрократической машины инкского общества».
Огромная инкская держава, или империя, объединила около 200 народов, пестрый конгломерат дотоле независимых и даже враждебных инкам племен, различавшихся по языку и традициям. Это оказалось возможным благодаря установлению централизованной политико-административной системы и жесткой регламентации всех сторон жизни андской общины, четко налаженным средствам сообщения и коммуникаций, продуманной политике этнической консолидации. Этому содействовало создание единой синкретической религиозной системы, включившей локальные и племенные божества и верования. Ее увенчал общегосударственный культ Солнца - Инти и стремившийся к монотеизму культ Виракочи, верховного божества инкского пантеона, творца андской вселенной. Эту же цель преследовало и целенаправленное распространение языка кечуа - руна сими как государственного. "К моменту появления испанцев на большей части страны индейцы говорили на кечуа либо употребляли его в качестве второго языка". Таким образом решалась сложная задача по превращению многоэтнического мира андских народов в органическую часть Тауантинсуйу.