Племенная организация
Походы с целью грабежа, война как источник обогащения укрепляли положение племенной верхушки, способствовали развитию военной демократии. На этой стадии развития, по словам Энгельса, «органы родового строя постепенно отрываются от своих корней в народе, в роде, во фратрии, в племени, а весь родовой строй превращается в свою противоположность: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа». Сказанное Энгельсом прекрасно характеризует сущность политической структуры степных племен Северной Америки. Сохранявшиеся институты родового общества у этих племен приобретали новые качества. Сама племенная организация в отличие от ее сущности в родовом обществе превратилась здесь в форму политической организации, в которую облекался военно-демократический строй.
Несмотря на своеобразие этой организации у каждого племени, основные ее звенья — верховный вождь племени, военачальник, совет племени и военная организация — были представлены везде.
Племенной совет всюду состоял из наиболее влиятельной племенной верхушки — из глав кочевых общин и выдающихся воинов племени. В совет входили также жрецы и шаманы. Племенной совет возглавлял глава самой сильной и влиятельной кочевой общины. Племенной совет нес функции законодательного органа, делавшего попытки кодификации норм обычного права. Он ограничивал власть верховного вождя и военачальника. Задачи, подлежавшие обсуждению на совете племени, были многообразны и затрагивали все стороны жизни племени. Американские исследователи, много писавшие о значении племенных советов, неизменно в качестве главных его задач отмечали: решение вопросов мира и войны, назначение военачальника и воинов — блюстителей порядка в общеплеменном стойбище, определение времени общей охоты на бизонов и организация этой охоты, определение мест кочевий племени.
Двойственность верховной власти, как характерная черта военно-демократического строя вообще, имела место у всех племен американских степей. Военачальник в каждом племени ведал делами войны и предводительствовал в походах. Верховный вождь, за которым закреплялось название «мирного» вождя, ведал всеми гражданскими делами племени. Должность последнего была у большинства племен семейно-наследственной, тогда как пост военачальника занимался благодаря личным успехам воина.
Однако множество фактов говорит о развивавшейся в индейском обществе тенденции к слиянию функций мирного вождя и военачальника в лице одного выдающегося военачальника.