Дикорастущие съедобные растения
Помимо культивированных мапуче съедобных растений они много использовали дикорастущих разновидностей, которые занимали значительное место в их каждодневном рационе.
Основным был, конечно, картофель, который индейцы называли «малья» или «пони». Он произрастал в предгорьях и на побережье. Дикорастущий картофель отличался от культурных сортов удлиненной формой листьев; его клубни, небольшие и горькие, прежде чем варить, надо было тщательно очистить от кожицы и промыть.
Существовало много сортов картофеля, и каждый имел свой специфический вкус. Так, например, «кулли»: его кисловатые на вкус листья, побеги, а также корни некоторых видов можно было употреблять в пищу в сыром виде, варить или сушить. У «нао» и «хуанки» были съедобные цветочные головки, их употребляли и в сыром, и в вареном виде. «Налка», или «панги», — великолепное растение. Его достоинство — листья шириной в метр, которые поддерживали подпорками. Произрастает на влажной почве. Побеги и корни съедобны только в вареном виде и имеют кисло-сладкий вкус. Из корней «льиуто», или «аманкай», производили своего рода муку. И по сей день ее дают выздоравливающим больным ввиду прекрасной усвояемости и отличных питательных свойств. Этот продукт называется «чуньо». По мнению многих, «льиуто» является наилучшим мучным продуктом среди всех нам известных.
Среди грибов также наблюдается большое разнообразие съедобных. Среди них «чанге» — чудесный гриб, растущий на ветвях кустарников, употреблялся в сыром виде. В углублениях стволов вечнозеленого дерева ульмо растет гриб «умпе». Из него варят супы. «Лойо» — тоже съедобный гриб, достигающий в диаметре полуметра. Пожалуй, из местных грибов этот самый тонкий и изысканный на вкус.
В море добывались «кочадаска», или «кольофе», и «кочаио» — водоросли, употребляемые сырыми или тушеными. Их можно также сушить и хранить затем длительное время. «Луче» и «луа» — тоже водоросли. Спрессованными они сохранялись более года.
В Чили произрастало множество дикорастущих плодовых деревьев и почти не было плодов, которые так или иначе нельзя было употреблять в пищу. Однако предпочтение отдавалось «мурте». Аромат, сладость и вкус плодов мурте были столь хороши, что в сезон созревания за ними отправлялись целые экспедиции.
С вьющихся растений «коиле» собирали очень вкусные ягоды, использовали и «копие», которое называли «картошечка» из-за сходства с картофелем. Его мякоть, похожая на крем и очень питательная, в поджаренном виде была лакомством для детей.
Плоды араукарии в виде шишек собирать довольно трудно. Но это поистине превосходное лакомство. Шишки пекут в золе или варят. Современная кухня знает немало способов их приготовления. Известен и способ их консервирования. Для этого шишки варят, закапывают затем в землю, а весной извлекают, после того как они заквасились и приобрели определенный вкус. Такие консервы хороши для зимнего питания. Консервация может длиться до двух лет.
Очень вкусные плоды дает орешник «уэвин». Они могут долго храниться. Употребляются вареными, поджаренными или в виде муки.
В натуральном виде употребляли плоды «чайура» — разновидности орешника уэвин.
Растение льяуэн известно во многих странах благодаря вкусу, аромату и внешнему виду ягод, подобных клубнике. Хорошо известен и «мине-мине», похожий на льяуэн, но еще более сладкий и ароматный.
Своеобразен жареный «лаук» — луковички растения, цветущего яркими голубыми цветками.
На морском берегу в изобилии произрастает «дока», у этих растений съедобны почки. Плоды «мальоки» едят недозрелыми. Используют в пищу и плоды «рельвун».
«Троторо» ценится своими громадными мясистыми листьями. Вареные, они превосходят по вкусу многие известные нам зеленные овощи. Семена «мелосы» употребляются в пищу без предварительной обработки, а получаемое из них масло — превосходного качества. Мягкие, нежные листья этого растения также идут в пищу. У разновидностей местной дикой гречихи съедобны и листья, и семена. Так же используется «йуйо». Был известен кресс-салат, произрастающий по берегам мелких речушек, имеющий вкусные листья и побеги. Листья и корни «ромамы» употреблялись вареными. Из корней можно было получить муку, приготовить напиток и приправу.
Очень вкусные плоды получали от «больдо» и «чилко». Шли в пищу «моно-моно», «майтен», «маки» — плоды растения-паразита, живущего на деревьях. Почки «колике», называемого еще «уильо», запекали в золе. Они очень ценились за своеобразный вкус. Из зерен «килы» делали высокого качества муку. Иногда употреблялась в пищу «тотора»: корни ее поджаривали, перемалывали и готовили напиток.
На севере Араукании в больших количествах произрастает так называемая большая пальма. Мапуче этих районов использовали это дерево для самых разнообразных потребностей. Почти идеально круглые орехи этой пальмы содержат мякоть необычного вкуса. Сок дерева, очень сладкий, добывается через надрезы на стволе и собирается в посуду определенной формы, где загустевает, напоминая желе. Это желе совершенно изумительно по своему вкусу. Огромные листья пальмы используются для покрытия крыш, черенки их служат превосходным материалом для оград, из них также изготовляют великолепные трости. Ствол дает древесину и топливо. Это замечательное реликтовое дерево находится на грани исчезновения из-за хищнического способа получения сока, «пальмового меда», как теперь его называют, являющегося одной из самых доходных статей экспорта.
Такова лишь небольшая часть огромного многообразия полезной флоры Араукании.
И кажется странным, что эти столь ценные дикорастущие растения до сих пор так мало изучены и не предпринято даже попыток их селекции. В течение 400 лет не было окультурено ни одно растение со съедобными листьями. Пример тому—«трольтро», растение, которое рано или поздно должно приобрести широкое применение, так как превосходит по своим качествам и капусту, и белую свеклу, предпочитаемые в нашем сегодняшнем хозяйстве.