Животноводство и птицеводство
Животноводство было второстепенной отраслью сельского хозяйства в Араукании. Скот не был обобществлен и находился в собственности семьи. Поэтому разведение скота относилось к домашним обязанностям ее членов.
Среди одомашненных животных большую роль играла лама, «уэке», — животное, эндемичное для Южной Америки, семейства верблюдовых, обитающее в Андах от Перу до Южного Чили. Происходит она от более крупного вида, обитавшего здесь ранее. Родина лам — боливийское плоскогорье, где они были одомашнены и оттуда распространились до Тихоокеанского побережья. В Чили их разводили вплоть до острова Чилоэ. Животное имеет шерсть от черного до совершенно белого цвета, легко поддается приручению. Уэке — домашнее животное, незаменимое в условиях андских стран. Мапуче получали от него мясо и молоко, из кожи шили обувь, шерсть шла на изготовление одежды, а экскременты — на топливо. Использовалась лама и как вьючное животное: с грузом в 40 килограммов она может совершать переходы по труднодоступным горным дорогам до 30 километров в сутки. Благодаря особому строению копыт и подошвенной мозоли легко преодолевает крутые склоны. Не страдает головокружением, поэтому может проходить там, где отказывается идти мул.
Двухлетнюю ламу начинали понемногу приучать к переноске тяжестей. Несмотря на покладистый характер, лама, если ее перегружают, ложится на землю, и ни побои, ни уговоры не могут поднять ее до тех пор, пока не снимут лишний груз. В походе ламы спокойно идут одна за другой, не доставляя беспокойств человеку, который только слегка погоняет животных. Впереди идет лама- вожак с бубенчиками «канкауа» из камней и морских раковин, подвешенных на шее. Вечером делается остановка, уэке пасется. Животные не разбредаются, и ночью нет нужды их стеречь. Как тягловая сила лама не использовалась. Пасти стадо лам было обязанностью женщин ж детей. По вечерам животных загоняли в корраль, а утром выпускали. Стада были небольшие, до 10 голов. Стадо в 15—20 голов уже считалось большим. Трудность разведения столь полезного животного объясняется сложностью спаривания. Общее поголовье стада лам мапуче не поддается точному исчислению. По приблизительному подсчету, поголовье скота составляло около 15 млн., что, вероятно, вполне удовлетворяло потребность в мясе.
Некоторые авторы утверждают, что мапуче разводили также морских свинок — «куйев», но это не подтверждается данными. Их разводят в большом количестве индейцы Перу, Боливии и Северного Чили. Животное ценится своим мясом, неприхотливостью в еде и быстрым размножением. Но существование его не только в Южном, но и в Центральном Чили не доказано.
Из домашней птицы мапуче разводили два вида кур: «тринтре», с волнистыми перьями, и «кольенку», бесхвостую курицу небольших размеров, очень яйценоскую и имевшую великолепное мясо. Перья кур использовали как украшения. Ходит птица вперевалку на коротких лапках, на ушах — характерные отростки. Яйца этих кур зелено-голубого цвета. Птицы обитают вблизи жилищ, спят внутри них или на деревьях. Куры не водились в диком состоянии, чему есть точные доказательства, хотя происхождение их недостаточно прослежено. Предположительно куры были завезены инками из Перу. Возможно, это один из видов азиатских кур.
Существовала также большая утка «кетру», темно-зеленого цвета, с белыми пятнами, не имевшая «утиного» голоса, а издававшая глухой хрип. Мясо ее отличного качества, яйца немногим отличались от куриных.
Были также полуодомашненные водоплавающие птицы: «чорой», «трикао», «качапа», «тюке», обитавшие по берегам рек. Индейцы собирали яйца этих птиц и подкла- дывали курам. Разводили птицу в изобилии; приручение было простым: подрезали последнюю фалангу крыльев, и птица не могла улететь.
Птица «трейле» использовалась на огороде для уничтожения вредителей. Служила она и сторожем — резким, пронзительным криком извещала о появлении посторонних.
Приручали гуанако, привязывая его к столбу на длинной веревке, обмотанной вокруг шеи. Кормили скошенной травой. Пленника-гуанако содержали в хороших условиях. Привязанные около водопоев, к которым приходили дикие гуанако, прирученные животные блеянием подманивали своих сородичей, а спрятавшиеся охотники отстреливали их и преследовали с собаками. Мапуче называли их «луан»; как и уэке, они давали прекрасное мясо, шерсть, кожу. В кишечнике лам и гуанако образуется особый камень, который индейцы широко использовали при лечении некоторых болезней и врачевании гноящихся ран. Этот камень служил также талисманом. Забой гуанако представлял собой особый ритуал.
Других животных, например оленя «пюсу», после отлова держали несколько дней в клетке; обессилев, они успокаивались. Лисица, если ее отлавливали живой, также содержалась в клетке. В клетках или корралях, специально сооружаемых в этих целях, выхаживали раненных на охоте птиц. Это мог быть и ястреб, а иногда и кондор.
Существовало мнение, что в доколумбовой Америке собаки не водились. Но археологические находки подтвердили наличие достаточно большого породного разнообразия собак в странах континента. Первые испанцы, прибывшие в Новый Свет, обнаружили мумифицированных собак в древнейших индейских захоронениях. Предположительно собаки были завезены из Азии и положили начало возникновению новых, местных пород. В некоторых районах континента собак разводили для получения мяса и шерсти, в других — для охоты и несения различных служб. В холодное время индейцы даже спали вместе с собаками, обогреваясь их теплом.
В Чили имелись две породы собак. «Трегуа» — средних размеров, серо-коричневой или буро-красной масти, с короткой шерстью и длинным хвостом. Голова удлиненная, остромордая, со стоячими остроконечными ушами. Трегуа был смелый сторож, очень умный, выносливый и неприхотливый. Этих собак также использовали как ищеек при охоте на пуму и других зверей. Каких-либо достоверных данных об их происхождении нет. Есть лишь предположение, что эта порода произошла от южноамериканского шакала «кульпео». Во времена конкисты трегуа получила широкую известность; эту породу вывозили в Перу и даже в Европу.
«Кильтро» — другая порода, более мелкая, возможно, происходит от лисицы одноименного названия. Кильтро имел густую шерсть зонарной окраски. Обладал тонким чутьем — при появлении посторонних вблизи поселения предупреждал об опасности. Шерсть кильтро шла на изготовление одежды. Испанцы скрестили его с завезенными породами, и в настоящее время порода «кильтро» в чистом виде не существует.
Для лова крыс приручали и разводили «кике», животное, напоминающее хорька.
С ввозом европейцами своих домашних животных описанные способы одомашнивания и приручения ушли в прошлое. Новые европейские виды, более продуктивные» почти полностью вытеснили собой коренные.