Европейское завоевание и колонизация Латинской Америки (конец XV—XVIII вв.)
Ко времени открытия и завоевания Америки европейскими колонизаторами ее населяли многочисленные индейские племена и народы, находившиеся на различных стадиях общественного и культурного развития. Некоторые из них успели достигнуть высокого уровня цивилизации, другие вели весьма примитивный образ жизни.
Древнейшая из известных на американском континенте культура майя, центром которой являлся полуостров Юкатан, характеризовалась значительным развитием земледелия, ремесла, торговли, искусства, науки, наличием иероглифической письменности. При сохранении ряда институтов родового строя у майя развивались и элементы рабовладельческого общества. Их культура оказала сильное влияние на соседние народы — сапотеков, ольмеков, тотонаков и др.
Центральная Мексика в XV в. оказалась под властью ацтеков, являвшихся преемниками и наследниками более древних индейских цивилизаций. У них было развитое сельское хозяйство, высокого уровня достигла строительная техника, велась разнообразная торговля. Ацтеки создали много выдающихся памятников архитектуры и скульптуры, солнечный календарь, имели зачатки письменности. Возникновение имущественного неравенства, появление рабства и ряд других признаков свидетельствовали об их постепенном переходе к классовому обществу.
В области Андского нагорья жили кечуа, аймара и другие народы, отличавшиеся высокой материальной и духовной культурой. В XV — начале XVI в. ряд племен этого района подчинили своей власти инки, которые образовали обширное государство (со столицей в Куско), где официальным языком являлся кечуа.
Обитавшие в бассейне рек Рио-Гранде-дель-Норте и Колорадо индейские племена пуэбло (хости, зуньи, таньо, керес и др.), населявшие бассейны рек Ориноко и Амазонки тупи, гуарани, карибы, араваки[1], бразильские каяпо, жители пампы и тихоокеанского побережья воинственные мапуче (которых европейские завоеватели стали называть арауканами), обитатели различных районов современных Перу и Эквадора индейцы Колорадо, хиваро, сапаро, племена Ла-Платы[2] (диагиты, чарруа, керанди и др.)» патагонские теуэльчи, индейцы Огненной земли — она, яган, чоно — находились на разных ступенях первобытнообщинного строя.
На рубеже XV—XVI вв. самобытный процесс развития народов Америки был насильственно прерван европейскими завоевателями — конкистадорами. Говоря об исторических судьбах коренного населения американского континента, Ф. Энгельс указывал, что «испанское завоевание оборвало всякое дальнейшее самостоятельное их развитие»[3].
* * *
Завоевание и колонизация Америки, имевшие столь роковые последствия для ее народов, были обусловлены теми сложными социально-экономическими процессами, которые происходили тогда в европейском обществе.
Развитие промышленности и торговли, появление класса буржуазии, складывание в недрах феодального строя капиталистических отношений вызвали в конце XV — начале XVI в. .в странах Западной Европы стремление к открытию ноных торговых путей и захвату несметных богатств Восточной и Южной Азии. С этой целью был предпринят ряд экспедиций, в организации которых основное участие принимала Испания. Главная роль Испании в великих открытиях XV—XVI вв. определялась не только ее географическим положением, но и наличием многочисленного разорившегося дворянства, которое после завершения реконкисты (1492 г.) не могло найти себе применения и лихорадочно искало источников обогащения, мечтая открыть за океаном сказочную «золотую страну» — Эльдорадо. «...Золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан в Америку, — писал Ф. Энгельс, — золото — вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег»[4].
Христофор Колумб
В начале августа 1492 г. флотилия под командованием Христофора Колумба, снаряженная на средства испанского правительства, вышла из порта Палос (на юго-западе Испании) в западном направлении и после длительного плавания в Атлантическом океане 12 октября достигла небольшого острова, которому испанцы дали название Сан-Сальвадор» т. е. «Святой Спаситель» (местные жители называли его Гуанахани[5]). В результате путешествий Колумба и других мореплавателей (испанцев Алонсо де Охеды, Висенте Пинсона, Родриго де Бастидаса, португальца Педру Альвареса Кабрала и др.) к началу XVI в. были открыты центральная часть Багамского архипелага, Большие Антильские острова (Куба, Гаити, Пуэрто-Рико, Ямайка), большинство Малых Антильских островов (от Виргинских до о. Доминика), Тринидад и ряд мелких островов в Карибском море; обследованы северное и значительная часть восточного побережья Южной Америки, большая часть атлантического побережья Центральной Америки. Еще в 1494 г. между Испанией и Португалией был заключен Тордесильясский договор, разграничивавший сферы их колониальной экспансии.
На вновь открытые территории в погоне за легкой наживой с Пиренейского полуострова устремились многочисленные искатели приключений, разорившиеся дворяне, наемные солдаты уголовные преступники и т. п. Путем обмана и насилия они захватывали земли местного населения и объявляли их владениями Испании шли Португалии. В 1492 г. Колумб основал на острове Гаити, который он назвал Эспаньолой (т. е. «маленькой Испанией»), первую колонию «Навидад» («Рюждество»), а в 1496 г. заложил здесь город Санто-Доминго[6], ставший плацдармом для последующего завоевания всего острова и покорения его коренных обитателей. В 1508—1509 гг. испанские конкистадоры приступили к захвату и колонизации Пуэрто-Рико, Ямайки и Панамского перешейка, территорию которого они называли Золотой Кастилией. В 1511 г. отряд Диего де Веласкеса высадился на Кубе и начал ее завоевание.
Грабя, порабощая и эксплуатируя индейцев, захватчики жестоко подавляли всякую попытку сопротивления. Они варварски разрушали и уничтожали целые города и -селения, зверски расправлялись с их населением. Очевидец «событий доминиканский монах Бартоломе де Лас Касас, лично наблюдавший кровавые «подвили» конкистадоров, рассказывал, что они вешали и топили индейцев, разрубали их на части мечами, сжигали живьем, поджаривали на медленном огне, травили собаками, не щадя даже стариков, женщин и детей. «Разбой и грабеж — единственная цель испанских искателей приключений в Америке»[7], — указывал К. Маркс.
В поисках сокровищ завоеватели стремились к открытию и захвату все новых и новых земель. «Золото,— писал в 1503 г. Колумб испанской королевской чете с Ямайки, — это совершенство. Золото создает сокровища, и тот, кто владеет им, может совершить все, что пожелает, и способен даже вводить человеческие души в рай»[8].
В 1513 г. Васко Нуньес де Бальбоа пересек Панамский перешеек с севера на юг и вышел к побережью Тихого океана, а Хуан Понсе де Леон открыл полуостров Флориду — первое испанское владение в Северной Америке. В 1516 г. экспедиция Хуана Диаса де Солиса исследовала бассейн Рио-де-ла-Платы («Серебряной реки»). Год спустя был открыт полуостров Юкатан, а вскоре обследовано побережье Мексиканского залива.
Правитель ацтеков Монтесума II во власти испанцев
В 1519—1521 гг. испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом завоевали Центральную Мексику, уничтожив здесь древнюю индейскую культуру ацтеков и предав огню их столицу Теночтитлан. К концу 20-х годов XVI в. они захватили обширную территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, а также большую часть Центральной Америки. В дальнейшем испанские колонизаторы продолжали свое продвижение на юг (Юкатан) и на север (вплоть до бассейна рек Колорадо и Рио-Гранде-дель-Норте, Калифорнии и Техаса).
После вторжения в Мексику и Центральную Америку отряды конкистадоров хлынули на южноамериканский континент. С 1530 г. португальцы приступили к более или менее планомерной колонизации Бразилии, откуда они стали вывозить ценную породу дерева «пау-бразил» (от которого произошло название страны). В первой половине 30-х годов XVI ,в. испанцы, возглавляемые Франсиско Писарро и Диего де Альмагро, захватили Перу, разрушив сложившуюся здесь цивилизацию инков. Они начали завоевание этой страны с массовой кровавой расправы с безоружными индейцами в городе Кахамарка, сигнал к которой подал священник Вальверде. Инкский правитель Атауальпа был вероломно захвачен в плен и казнен. Двигаясь на юг, испанские завоеватели во главе с Альмагро вторглись в 1535—1537 гг в пределы страны, которую они назвали Чили. Однако конкистадоры натолкнулись на упорное сопротивление воинственных арауканов и потерпели неудачу. В это же время Педро де Мендоса начал колонизацию Ла-Платы.
Атауальпа
Многочисленные отряды европейских завоевателей устремились также в северную часть Южной Америки, где по их представлениям находилась богатая золотом и другими драгоценностями мифическая страна Эльдорадо[9]. В финансировании этих экспедиций участвовали и немецкие банкиры Вельзеры и Эхингеры, получившие от своего должника — императора (и короля Испании) Карла V право на колонизацию южного побережья Карибского моря, которое в то время называли «Тьерра фирме»[10]. В поисках Эльдорадо испанские экспедиции Ордаса, Хименеса де Кесады, Беналькасара и отряды немецких наемников под командованием Эхингера, Шпейера, Федермана проникли в 30-х годах XVI в. в бассейны рек Ориноко и Магдалены. В 1538 г. Хименес де Кесада, Федерман и Беналькасар, двигаясь соответственно с севера, востока и юга, встретились на плоскогорье Кундинамарки, в районе города Богота.
В начале 40-х годов Франсиско де Орелья на достиг реки Амазонки и спустился по ее течению до Атлантического океана.
В это же время испанцы во главе с Педро де Вальдивией предприняли новый поход в Чили, но к началу 50-х годов смогли захватить лишь северную и центральную часть страны. Проникновение испанских и португальских завоевателей во внутренние области Америки продолжалось и во второй половине XVI в., а завоевание и колонизация многих районов (например, южного Чили и северной Мексики) затянулись на гораздо более длительный период.
Однако на обширные и богатые земли Нового Света претендовали и другие европейские державы — Англия, Франция и Голландия, небезуспешно пытавшиеся захватить различные территории в Южной «и Центральной Америке, а также ряд островов Вест-Индии. С этой целью они использовали пиратов — флибустьеров и буканьеров, которые грабили главным образом испанские суда и американские колонии Испании. В 1578 г. английский пират Френсис Дрейк достиг побережья Южной Америки в районе Ла-Платы и через Магелланов пролив прошел в Тихий океан. Видя угрозу своим колониальным владениям, испанское правительство снарядило и направило к берегам Англии огромную эскадру. Однако эта «Непобедимая армада» была в 1588 г. разгромлена, и Испания утратила свое морское могущество. Вскоре на северном побережье Южной Америки высадился другой английский пират, Уолтер Рэли, пытавшийся обнаружить сказочное Эльдорадо в бассейне Ориноко[11]. Набеги на испанские владения в Америке совершали в XVI—XVII вв. англичане Хоукинс, Кэвендиш, Генри Морган (последний в 1671 г. подверг полному разграблению Панаму), голландцы Иорис Спильберген, Схоутен и другие пираты.
Португальская колония Бразилия также подвергалась в XVI—XVII вв. нападениям французских и английских пиратов, особенно после включения ее в испанскую колониальную империю в связи с переходом португальской короны к королю Испании (1581 —1640). Голландии, которая в этот период вела войну с Испанией, удалось захватить часть Бразилии (Пернамбуку), и удерживать ее четверть века (1630—1654).
Однако ожесточенная борьба двух крупнейших держав — Англии и Франции — за мировое первенство, их взаимное соперничество, вызванное, в частности, стремлением к захвату испанских и португальских колоний в Америке, объективно способствовали сохранению большинства из них в руках более слабых Испании и Португалии. Несмотря на все попытки соперников лишить испанцев и португальцев их колониальной монополии, Южная и Центральная Америка, за исключением небольшой территории Гвианы, поделенной между Англией, Францией и Голландией, а также Москитового берега (на восточном побережье Никарагуа) и Белиза (юго-восток Юкатана), явившихся объектом английской колонизации, вплоть до начала XIX в. .продолжала оставаться во владении Испании и Португалии.
Лишь в Вест-Индии, за которую на протяжении XVI — XVIII вв. ожесточенно боролись Англия, Франция, Голландия и Испания (причем многие острова неоднократно переходили от одной державы к другой), позиции испанских колонизаторов были значительно ослаблены. К концу XVIII — началу XIX в. им удалось сохранить только Кубу, Пуэрто-Рико и восточную половину Гаити (Санто-Доминго)[12]. Западную половину этого острова Испании пришлось по Рисвикскому мирному договору 1697 г. уступить Франции, основавшей здесь колонию, которую по-французски стали называть Saint-Domingue (в традиционной русской транскрипции — Сан-Доминго). Французы захватили также (еще в 1635 г.) Гваделупу и Мартинику.
Ямайка, большинство Малых Антильских островов (Сент-Китс, Невис, Антигуа, Монтсеррат, Сент-Винсент, Барбадос, Гренада и др.), Багамский и Бермудский архипелаги были в XVII в. захвачены Англией. Ее права на многие острова, принадлежащие к группе Малых Антильских (Сент-Китс, Невис, Монтсеррат, Доминика, Сент-Винсент, Гренада), были окончательно закреплены Версальским мирным договором 1783 г. В 1797 г. англичане захватили испанский остров Тринидад, расположенный близ северо-восточного побережья Венесуэлы, а в начале XIX в. (1814 г.) добились официального признания своих притязаний на небольшой остров Тобаго, фактически находившийся в их руках еще с 1580 г. (с некоторыми перерывами).
Острова Кюрасао, Аруба, Бонайре и другие оказались под властью Голландии, а крупнейшие из Виргинских островов (Сент-Круа, Сент-Томас и Сент-Джон), первоначально захваченные Испанией, а затем являвшиеся объектом ожесточенной борьбы между Англией, Францией и Голландий, в 30—50-х годах XVIII в. были куплены Данией.
Открытие и колонизация европейцами американского континента, где ранее безраздельно господствовали дофеодальные отношения, объективно способствовали развитию там феодального строя. Вместе с тем эти события имели огромное всемирно-историческое значение для ускорения процесса развития капитализма в Европе и вовлечения в его орбиту необъятных территорий Америки. «Открытие Америки и морского пути вокруг Африки, — указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, — создало для подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Ост-индский и китайский рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся феодальном обществе быстрое развитие революционного элемента»[13]. Открытие Америки, по словам Маркса и Энгельса, подготовило создание всемирного рынка, который «вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения»[14].
Однако конкистадоров вдохновляли, как отмечал У. З. Фостер, «отнюдь не идеи общественного прогресса; их единственной целью было захватить все что можно для себя и для своего класса»[15]. При этом в ходе завоевания они безжалостно разрушали древние цивилизации, созданные коренным населением Америки, а самих индейцев порабощали или истребляли. Таким образом, захватив обширные пространства Нового Света, завоеватели варварски уничтожили достигшие у некоторых народов высокого уровня развития формы экономической жизни, общественного устройства, самобытную культуру.
* * *
Стремясь закрепить свое господство над захваченными территориями Америки, европейские колонизаторы создали здесь соответствующие административную и социально-экономическую системы.
Из испанских владений в Северной и Центральной Америке в 1535 г. было образовано вице-королевство Новая Испания со столицей в Мехико[16]. В его состав к концу XVIII — началу XIX в. входили вся современная территория Мексики (за исключением Чиапаса) и южная часть нынешних США (штаты Техас, Калифорния, Нью-Мексико, Аризона, Невада, Юта, часть Колорадо и Вайоминга). Северная граница вице-королевства не была точно установлена до 1819 г. в связи с территориальными спорами между Испанией, Англией, США и Россией. Колонии Испании в Южной Америке, за исключением ее карибского побережья (Венесуэла), и юго-восточная часть Центральной Америки (Панама) образовали в 1542 г. вице-королевство Перу, столицей которого была Лима.
Некоторые области, номинально находившиеся под властью вице-короля, фактически являлись самостоятельными политикоадминистративными единицами, управлявшимися генерал-капитанами, которые непосредственно подчинялись мадридскому правительству. Так, большую часть Центральной Америки (за исключением Юкатана, Табаско, Панамы) занимало генерал-капитанство Гватемала. Испанские владения в Вест-Индии и на побережье Карибского моря «вплоть до второй половины XVIII в. составляли генерал-капитанство Санто-Доминго. В состав вице-королевства Перу до 30-х годов XVIII в. входило генерал-капитанство Новая Гра.нада (со столицей в г. Боготе).
Наряду с образованием вице-королевств и генерал-капитанств в процессе испанского завоевания в наиболее крупных колониальных центрах учреждались специальные административно-судебные коллегии, так называемые аудиенсии, обладавшие консультативными функциями. Территория, находившаяся под юрисдикцией каждой аудиенсии, составляла определенную административную единицу, причем границы ее в некоторых случаях совпадали с границами соответствующего генерал-капитанства. Первая аудиенсия — Санто-Доминго — была создана в 1511 г. В дальнейшем, к началу XVII в., в Новой Испании были учреждены аудиенсии Мехико и Гвадалахары, в Центральной Америке — Гватемалы, в Перу — Лимы, Кито, Чаркас (охватывавшая бассейн Ла-Платы и Верхнее Перу), Панамы, Боготы, Сантьяго (Чили).
Следует отметить, что хотя губернатор Чили (являвшийся также главой аудиенсии) был подчинен и подотчетен перуанскому вице-королю, вследствие отдаленности и военного значения этой колонии ее администрация пользовалась гораздо большей политической самостоятельностью, чем, например, власти аудиенсий Чаркас или Кито. Фактически она имела дело непосредственно с королевским правительством в Мадриде, хотя в определенных экономических и некоторых других вопросах зависела от Перу.
В XVIII в. административно-политическое устройство американских колоний Испании (главным образом ее владений в Южной Америке и Вест-Индии) претерпело значительные изменения.
Новая Гранада была в 1739 г. преобразована в вице-королевство. В его состав были включены территории, входившие в юрисдикцию аудиенсий Панамы и Кито. После Семилетней войны 1756—1763 гг., в ходе которой кубинская столица Гавана была оккупирована англичанами, Испании пришлось в обмен на Гавану уступить Англии Флориду. Но испанцы получили тогда французскую колонию Западную Луизиану с Новым Орлеаном. Вслед за этим в 1764 г. Куба была преобразована в генерал-капитанство, в состав которого включалась также Луизиана. В 1776 г. создается еще одно новое вице-королевство — Рио-де-ла-Платы, куда вошла бывшая территория аудиенсии Чаркас: Буэнос-Айрес и другие провинции современной Аргентины, Парагвай, Верхнее Перу (нынешняя Боливия), «Восточный берег» («Банда ориенталь»), как называли в то время территорию Уругвая, расположенную на восточном берегу реки Уругвай. Венесуэла (со столицей в Каракасе) была в 1777 г. преобразована в самостоятельное генерал-капитанство. В следующем году статус генерал-капитанства был предоставлен Чили, зависимость которого от Перу приняла теперь еще более фиктивный характер, чем прежде.
К концу XVIII ,в. произошло значительное ослабление позиций Испании в бассейне Карибского моря. Правда, по Версальскому мирному договору ей была возвращена Флорида, но в 1795 г. (согласно Базельскому мирному договору) мадридское правительство вынуждено было уступить Франции Санто-Доминго (т. е. и восточную половину Гаити), а в 1801 г. — вернуть ей Луизиану. В связи с этим центр испанского владычества в Вест-Индии переместился на Кубу, куда была переведена аудиенсия из Санто-Доминго. Генерал-капитану и аудиенсии Кубы были подчинены губернаторы Флориды и Пуэрто-Рико, хотя юридически эти колонии рассматривались как находившиеся в непосредственной зависимости от метрополии.
Система управления американскими колониями Испании была построена по типу испанской феодальной монархии. Высшую власть в каждой колонии осуществлял вице-король или генерал-капитан. Ему были подчинены губернаторы отдельных провинций. Городами и сельскими округами, на которые делились провинции, управляли подвластные губернаторам коррехидоры и старшие алькальды. Им были в свою очередь подчинены наследственные старейшины (касики), а в дальнейшем выборные старосты индейских селений. В 80-х годах XVIII в. в Испанской Америке было введено административное деление на интендантства. В Новой Испании было создано 12 интендантств, в Перу и на Ла-Плате — по 8, в Чили — 2 и т. д.
Вице-короли и генерал-капитаны пользовались широкими правами. Они назначали губернаторов провинций, коррехидоров и старших алькальдов, издавали распоряжения, касавшиеся различных сторон колониальной жизни, ведали казной, всеми вооруженными силами. Вице-короли были королевскими наместниками и в церковных делах: поскольку испанский монарх обладал правом патроната по отношению к церкви в американских колониях, вице-король от его имени назначал священников из числа кандидатов, представленных епископами.
Существовавшие в ряде колониальных центров аудиенсии выполняли главным образом судебные функции. Но на них было также возложено наблюдение за деятельностью административного аппарата. Однако аудиенсии являлись лишь совещательными органами, решения которых не были обязательными для вице-королей и генерал-капитанов.
Латинская Америка к концу XVIII в.
В своих действиях вице-короли были подотчетны лишь королевскому правительству и Верховному Совету по делам Индий в Мадриде. Этот орган с начала XVI в. фактически осуществлял управление американскими колониями: подготовлял законы, намечал кандидатуры вице-королей, генерал-капитанов, членов аудиенсий, епископов и других высших должностных лиц, утверждал назначение чиновников более низких рангов, выполнял функции контроля и являлся высшей судебной инстанцией по делам, касавшимся испанских владений в Америке. Все решения и рекомендации Верховного Совета подлежали утверждению короля.
В городах Испанской Америки существовали муниципальные органы — кабильдо, или аюнтамьенто, состоявшие из рехидоров (городских советников) и алькальдов (судей). Деятельность городских муниципалитетов находилась под контролем коррехидоров, т. е. королевских чиновников, представлявших колониальную администрацию. Они занимались вопросами местного благоустройства, городскими финансами, разбором уголовных и гражданских дел.
Во всех звеньях административного аппарата царили бюрократизм и коррупция. Колониальные чиновники снизу доверху, как правило, занимались казнокрадством, взяточничеством и допускали различные другие злоупотребления.
Управление португальской колонией Бразилией, главным городом которой была Байя (с 1763 г. Рио-де-Жанейро), осуществлял первоначально генерал-губернатор, а со второй половины XVII в. — вице-король, которому подчинялись губернаторы провинций.
Важной составной частью колониального аппарата в Латинской Америке являлась католическая церковь. Под видом заботы о «спасении душ» индейцев духовенство насильно навязывало им христианскую религию, используя ее как средство порабощения коренного населения. Священники и монахи заставляли индейцев работать на себя, облагали их всевозможными поборами, сгоняли на строительство многочисленных церквей и монастырей. Однако на протяжении веков многие индейские племена сохраняли свои прежние верования, обычаи, обряды, традиции и празднества.
Вместе с католической церковью в Америке появилась инквизиция, которая к концу XVIII в. фактически полностью превратилась в инструмент колониальных властей.
Влиянию католической церкви была подчинена вся духовная жизнь колоний: она контролировала народное образование, осуществляла цензуру и т. д. В ее руках были сосредоточены огромные богатства: будучи крупнейшим землевладельцем и ростовщиком, имея множество других источников дохода, церковь была освобождена от всяких налогов и повинностей. Духовенство обладало различными привилегиями.
Экономическая жизнь Латинской Америки была полностью подчинена интересам метрополий, которые рассматривали колонии прежде всего как источник снабжения Испании и Португалии драгоценными металлами и продуктами плантационного хозяйства. Обрабатывающая промышленность была развита чрезвычайнослабо. Мануфактур даже в конце XVIII — начале XIX в., не говоря уже о более раннем периоде, .имелось очень мало. Колониальные власти всячески тормозили развитие промышленности в странах Латинской Америки, с тем чтобы сохранить за метрополией монополию на ввоз готовых изделий. Из Европы ввозили ткани, вина, масло, ртуть и другие товары.
Экономическая политика колониальных держав определяла и развитие сельского хозяйства колоний. Европейцы привезли с собой неизвестные ранее в Америке сельскохозяйственные культуры, домашних животных, стали применять новые методы обработки земли. Однако индейцы, подвергавшиеся жестокому угнетению, в большинстве своем не могли использовать все эти новшества. Они в основном продолжали разводить кукурузу и фасоль, применяя прежние примитивные методы в земледелии. В помещичьих хозяйствах культивировали пшеницу, перец, какао, табак, сахарный тростник; появились виноградники, оливковые и тутовые деревья, разводили лошадей, различные породы крупного и мелкого рогатого скота. Однако, боясь конкуренции, колониальные власти запретили в дальнейшем выращивание в колониях винограда, олив, льна, разведение шелковичных червей и т. д. Правда, кое-где их все же продолжали культивировать, но большая часть виноградников была уничтожена, а оливковые и тутовые рощи вырублены. Разрешалось разводить лишь такие культуры, которые не выращивались в метрополии.
Поскольку покупательная способность основной массы населения, страдавшего от многочисленных поборов в пользу помещиков, короля и церкви, была весьма незначительна, внутренняя торговля в колониях развивалась слабо. Этому препятствовали также государственные монополии на продажу соли, спиртных напитков, табачных изделий, игральных карт, гербовой бумаги, пороха и других товаров.
Торговля с иностранными государствами была строжайшим образом запрещена. На протяжении большей части колониального периода экономические связи Латинской Америки ограничивались торговлей с метрополией. Эта торговля находилась в руках немногочисленной купеческой верхушки. Однако промышленность Испании и Португалии, которые со второй половины XVI в. переживали экономический и политический упадок, не в состоянии была удовлетворить потребности населения колоний в промышленных изделиях. Поэтому испанским и португальским купцам приходилось ввозить сюда все больше товаров иностранного происхождения, главным образом английских, а также французских и голландских. Импорт и экспорт облагались высокими таможенными пошлинами.
Перевозка товаров через океан из Испании в Америку и обратно вплоть до последней четверти XVIII в. осуществлялась специальными флотилиями, периодически отплывавшими под усиленной охраной военных кораблей первоначально из Севильи, а с 1717 г.—из Кадиса. Одна флотилия направлялась в Картахену (порт .в Новой Гранаде). Выгрузив там предназначенные для Новой Гранады товары, она шла вдоль атлантического побережья к Портобельо на Панамском перешейке, где выгружался остальной груз, перевозившийся сухим путем к побережью Тихого океана, в Панаму, а затем морем в Перу и Чили. Погрузив в Портобельо золото, серебро и другие колониальные товары, доставленные морем из Перу в Панаму, флотилия отправлялась в обратный путь. Другая флотилия аналогичным образом совершала рейсы между Испанией и мексиканским портом Веракрус. Лишь в 70-х годах XVIII в. испанским колониям в Америке было разрешено торговать между собой и их порты были открыты для торговли с метрополией.
* * *
Наряду с ограблением и массовым истреблением коренного населения Америки колонизаторы захватывали его земли, порабощали и жестоко эксплуатировали индейцев. Нуждаясь в рабочей силе для обработки полей и плантаций, добычи серебра и золота в рудниках, сооружения различных построек и выполнения других работ, завоеватели обращали индейцев в рабство, что было узаконено соответствующими королевскими указами. В Бразилии с целью освоения новых территорий и захвата рабов систематически организовывались специальные военные экспедиции, участников которых называли бандейрантами. В американских колониях Испании до середины XVI в. преобладала рабовладельческая форма эксплуатации коренного населения.
Низведенные до положения бесправных рабов, индейцы сотнями тысяч гибли в результате зверской эксплуатации на плантациях и рудниках, от голода и болезней. Варварское истребление коренного населения Америки привело к катастрофическому сокращению его численности. По словам Лас Касаса, только за первые четыре десятилетия XVI в. завоеватели уничтожили 12— 15 млн. индейцев.
На островах Вест-Индии индейское население было почти полностью истреблено уже к середине XVI в.; например, на Гаити, где накануне европейского завоевания насчитывалось (по различным данным) от 1 до 3 млн. жителей, в 1542 г. осталось, по свидетельству очевидца, всего 200 человек, на Ямайке и Пуэрто-Рико — в общей сложности около 400 индейцев, н.а Кубе .к 1556 г. уцелелело лишь 2 тысячи, т. е. 1 % ее населения.
В таких густонаселенных странах американского континента, как Мексика и Перу, численность коренного населения также резко сократилась. Так, в Центральной Мексике, где была сосредоточена основная масса индейцев, к началу завоевания было примерно 25 млн. человек, а к концу 60-х годов XVI в. эта цифра уменьшилась до 2,6 млн., т. е. за полвека почти в 10 раз. Население Перу, накануне испанского завоевания составлявшее от 8 до 12 млн. человек, к 1570 г. сократилось до 1,5 млн., т. е. в 6— 8 раз. В Бразилии к началу XVI в. насчитывалось около 2 млн. индейцев, а к концу этого столетия они в большинстве своем либо были истреблены, либо укрылись в малодоступных глубинных районах страны.
Угроза полного уничтожения необходимой колонизаторам рабочей силы и налогоплательщиков встревожила испанское правительство и побудила его принять кое-какие меры, направленные на устранение некоторых крайностей и известное смягчение системы хищнической эксплуатации индейцев. Политику правящих кругов Испании в этом вопросе поддерживала и верхушка католической церкви, выступавшая против истребления индейцев и их порабощения конкистадорами, так как она была заинтересована в многочисленной пастве, которую само духовенство могло бы эксплуатировать. Весьма энергично выступал в защиту индейцев Лас Касас (являвшийся в 40-х годах XVI в, єпископом Чиапаса), который неоднократно представлял мадридскому правительству доклады по этому поводу, а в 1552 г. опубликовал книгу «Краткий отчет о разорении Индий», где разоблачал зверства завоевателей.
В 1542 г. императором Карлом V были изданы так называемые «Новые законы», которые касались главным образом положения индейцев и предусматривали в какой-то мере ограничение произвола конкистадоров. В 1544 г. они были опубликованы в Испанской Америке, и встретили здесь яростное сопротивление тех, чьи интересы затрагивали. В Перу конкистадоры подняли восстание против вновь назначенного вице-короля, пытавшегося проводить в жизнь эти законы. Войска вице-короля были разгромлены, а сам он убит. В Мексике конкистадоры решительно выступили против «Новых законов» и настойчиво требовали их отмены. Аналогичные выступления имели место также в Новой Гранаде и Гватемале.
Колонизаторы отнюдь не отказались от жестокого и варварского угнетения покоренных ими народов Америки. Однако во второй половине XVI в. в системе эксплуатации коренного населения испанских колоний произошли существенные изменения, в результате которых она приняла в основном феодально-крепостнический характер. Конечно, рабовладельческая форма эксплуатации индейцев не исчезла сразу и повсеместно. Она еще встречалась в том или ином виде на протяжении длительного времени. Однако как юридически узаконенный институт рабство индейского населения Испанской Америки в течение второй половины XVI в. почти полностью прекратило свое легальное существование. Сохранилось лишь рабство негров, которых стали ввозить в Америку из Африки с начала XVI в. в связи с массовым истреблением индейцев и нехваткой рабочих рук. Однако они составляли главную массу непосредственных производителей лишь на островах Вест-Индии, в прибрежных районах Ноївой Гранады и Венесуэлы, а также в португальской колонии — Бразилии. В континентальной же части Испанской Америки их было довольно мало.
Основной рабочей силой здесь продолжали оставаться индейцы. Значительная часть их к концу XVI — началу XVII .в. была прикреплена к поместьям, владельцам которых они передавались на «попечение» или под «опеку» (энкомьенда) якобы с целью приобщения их к европейской цивилизации и привития христианских добродетелей. Индейцы облагались оброком (обычно натуральным) в пользу своих «энкомендеро», которые три четверти оброка оставляли себе, а остальное обязаны были вносить в королевскую казну. Испанское законодательство в целом запрещало энкомендеро требовать от своих индейцев отбытия барщины. Однако в Чили и на Ла-Плате барщина была официально узаконена, а в Мексике и Перу, несмотря на формальный запрет, практиковалась сплошь и рядом.
Часть индейцев находилась под непосредственной властью короны и управлялась королевскими чиновниками — коррехидорами. С них взималась подушная подать, при сборе которой часто допускались злоупотребления. Индейцы обязаны были жить в деревнях и не могли менять место жительства без разрешения властей. Они должны были отбывать трудовую повинность, заключавшуюся в обязательной поставке определенного числа мужчин в возрасте от 15 до 60 лет для работы на рудниках и плантациях, ухода за скотом, строительства зданий, мостов, дорог и т. д. Такой принудительный набор рабочей силы в Перу назывался «мита» и использовался главным образом на рудниках, хотя применялся и для других целей. В Мексике эту повинность называли «репартимьенто». Труд отбывавших ее индейцев применялся в сельском хозяйстве, на рудниках, мануфактурах, для переноски грузов и т. д. В Новой Гранаде, Венесуэле и других речных районах был распространен принудительный набор гребцов.
Индейцы номинально считались лично свободными. Их нельзя было продавать, дарить, обменивать, завещать, отдавать взаймы или в аренду. Они жили общинами, возглавлявшимися старейшинами. Их трудно закону подлежал оплате и не должен был быть чрезмерно тяжелым. Однако фактически индейцы работали бесплатно или за жалкие гроши и неограниченное время. Они были совершенно бесправны и полностью зависели от произвола помещика или коррехидора.
Зверства испанских завоевателей
В процессе захвата земельных владений индейцев многих из них сгоняли с земли, и они вынуждены были наниматься на работу к помещикам в качестве батраков-поденщиков. Некоторым индейцам их наделы оставляли на правах «аренды», причем за пользование землей «арендатор» обязан был работать на ее нового владельца и отдавать ему часть урожая. И в том и в другом случае индейцы оказывались в кабальной зависимости от помещика. За арендованный участок, за полученную ссуду, за взятые в хозяйской лавке в долг товары они должны были расплачиваться своим трудом. Попав в кабалу к помещику, батрак или «арендатор» уже не в состоянии был разделаться с быстро возраставшей задолженностью, переходившей после его смерти к детям. Таким образом, многие индейцы превращались со временем в прикрепленных к земле наследственных долговых рабов — пеонов.
Первые зародыши системы пеонажа появились в Мексике и Перу еще во второй половине XVI в., но более или менее широкое распространение она получила в XVII и особенно XVIII вв. Пеонаж представляет собой своеобразную разновидность крепостничества. К. Маркс, характеризуя его как скрытую форму рабства, указывал: «В некоторых странах... рабство существует в скрытой форме, в виде так называемого «пеонажа». Посредством ссуд, которые должны быть отработаны и обязательства по которым переходят из поколения в поколение, не только отдельный рабочий, но и вся его семья становится фактически собственностью другого лица и его семьи»[17].
Жестокий колониальный гнет привел к дальнейшему уменьшению численности индейского населения Латинской Америки, чему немало способствовали частые эпидемии оспы, тифа и других болезней, занесенных завоевателями. Создавшееся таким образом катастрофическое положение с рабочей силой и резкое сокращение числа налогоплательщиков весьма серьезно затрагивали интересы колонизаторов. В связи с этим .в начале XVIII в. встал вопрос о ликвидации института энкомьенды, который к этому времени в результате распространения пеонажа успел в значительной мере утратить свое прежнее значение. Королевское правительство рассчитывало получить таким путем в свое распоряжение новых работников и налогоплательщиков. Что же касается испаноамериканских помещиков, то большая их часть в связи с обезземеливанием крестьянства и развитием системы пеонажа теперь уже не была заинтересована в сохранении энкомьенд. Ликвидация последних была также обусловлена растущим сопротивлением индейцев, приведшим во второй половине XVII в. к многочисленным восстаниям.
Указами 1718—1720 гг. институт энкомьенды в американских колониях Испании был формально упразднен. Однако фактически он сохранялся местами в скрытом виде или даже легально еще в течение многих лет. В некоторых провинциях Новой Испании (Юкатан, Табаско) энкомьенды были официально упразднены лишь в 1785 г., а в Чили — только в 1791 г. Имеются данные о существовании энкомьенд во второй половине XVIII в. и в других районах, в частности на Ла-Плате и в Новой Гранаде.
При упразднении энкомьенд крупные землевладельцы сохранили не только свои поместья — «асьенды» и «эстансии», но фактически и власть над индейцами. В большинстве случаев они захватили полностью или частично земли индейских общин, вследствие чего безземельные и малоземельные крестьяне, лишенные свободы передвижения, вынуждены были продолжать работу в поместьях в качестве пеонов. Индейцы, которые так или иначе избегли этой участи, попали под власть коррехидоров и других чиновников. Они должны были платить подушную подать и отбывать трудовую повинность.
Наряду с помещиками и королевским правительством угнетателем индейцев была католическая церковь, в руках которой находились огромные территории. К обширным владениям иезуитских и других духовных миссий—редукциям (которых особенно много насчитывалось в Парагвае) — были прикреплены закрепощенные индейцы, подвергавшиеся жесточайшему угнетению. Церковь получала также огромные доходы от сбора десятины, платежей за требы, всевозможных ростовщических операций, «добровольных» пожертвований населения и т. д.
Таким образом, к концу XVIII —началу XIX в. большинство индейского населения Латинской Америки, лишившись личной свободы, а зачастую и земли, оказалось фактически в феодальной зависимости от своих эксплуататоров. Однако в некоторых малодоступных районах, удаленных от главных центров колонизации, оставались независимые племена, не признававшие власти захватчиков и оказывавшие им упорное сопротивление. Эти свободные индейцы, упорно избегавшие контактов с колонизаторами, в основном сохраняли еще прежний первобытнообщинный строй, традиционный уклад жизни, свой язык и культуру. Лишь в XIX—XX вв. большая часть их были покорена, а принадлежавшие им земли экспроприированы.
В отдельных областях Америки существовало также свободное крестьянство: «льянеро» — на равнинах (льяносах) Венесуэлы и Новой Гранады, «гаучо» — в Юж.ной Бразилии и на Ла-Плате. В Мексике имелись мелкие земельные владения хуторского типа — «ранчо».
Несмотря на истребление большей части индейцев, во многих странах американского континента сохранилось некоторое количество коренных жителей. Основную массу индейского населения составляли эксплуатируемые, закрепощенные крестьяне, страдавшие под гнетом помещиков, королевских чиновников и католической церкви, а также рабочие рудников, мануфа.ктур и ремесленных мастерских, грузчики, домашние -слуги и т. д.
Ввозившиеся из Африки негры работали преимущественно на плантациях сахарного тростника, кофе, табака и других тропических культур, а также в горнодобывающей промышленности, на мануфактурах и т. д. Большая их часть являлась рабами, но и те немногие, которые номинально считались свободными, по своему положению фактически почти не отличались от рабов. Хотя на протяжении XVI—XVIII вв. в Латинскую Америку были ввезены многие миллионы африканских невольников, вследствие высокой смертности, вызванной непосильным трудом, непривычным климатом и болезнями, их численность в большинстве колоний к концу XVIII — началу XIX в. была невелика. Однако в Бразилии она превышала в конце XVIII в. 1,3 млн. человек при общем числе жителей от 2 до 3 млн. Население африканского происхождения преобладало также на островах Вест-Индии и было довольно многочисленным в Новой Гранаде, Венесуэле и некоторых других районах.
Наряду с индейцами и неграми в Латинской Америке с самого начала ее колонизации появилась и стала расти группа населения европейского происхождения. Привилегированную верхушку колониального общества составляли уроженцы метрополии — испанцы (которых в Америке презрительно называли «гачупинами» или «чапетонами»[18]) и португальцы. Это были преимущественно представители родовитого дворянства, а также богатые купцы, в руках которых находилась колониальная торговля. Они занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности. Среди них были крупные помещики и владельцы рудников. Уроженцы метрополии кичились своим происхождением и считали себя высшей расой по сравнению не только с индейцами и неграми, но даже и с родившимися в Америке потомками своих соотечественников — креолами.
Термин «креол» весьма условен и неточен. Креолами в Америке называли родившихся здесь «чистокровных» потомков европейцев. Однако на самом деле большинство из них имело в той или иной степени примесь индейской либо негритянской крови. Из среды креолов вышла, большая часть помещиков. Они пополняли также ряды колониальной интеллигенции и низшего духовенства, занимали второстепенные должности в административном аппарате и армии. Сравнительно немногие из них занимались торгово-промышленной деятельностью, но им принадлежало большинство рудников и мануфактур. Среди креольского населения были также мелкие землевладельцы, ремесленники, владельцы небольших предприятий и т. д.
Обладая номинально равными правами с уроженцами метрополии, креолы на деле подвергались дискриминации и лишь в порядке исключения назначались на высшие должности. В свою очередь они с презрением относились к индейцам и вообще к «цветным», третируя их, как представителей низшей расы. Они гордились мнимой чистотой своей крови, хотя многие из них не имели для этого абсолютно никаких оснований.
В ходе колонизации происходил процесс смешения европейцев, индейцев, негров. Поэтому население Латинской Америки в конце XVIII — начале XIX в. по своему этническому составу было крайне неоднородным. Помимо индейцев, негров и колонистов европейского происхождения, здесь имелась весьма многочисленная группа, возникшая из смешения различных этнических элементов: белых и индейцев (индоевропейские метисы), белых и негров (мулаты), индейцев и негров (самбо).
Метисное население было лишено гражданских прав: метисы и мулаты не могли занимать чиновничьи и офицерские должности, участвовать в выборах муниципальных органов и т. д. Представители этой многочисленной -группы населения занимались ремеслом, розничной торговлей, свободными профессиями, служили управляющими, приказчиками, надсмотрщиками у богатых помещиков. Они составляли большинство среди мелких землевладельцев. Некоторые из них к концу колониального периода стали проникать в ряды низшего духовенства. Часть метисов превратилась в пеонов, рабочих мануфактур и рудников, солдат, составляла деклассированный элемент городов.
В противовес происходившему смешению различных этнических элементов колонизаторы стремились изолировать и противопоставить друг другу уроженцев метрополии, креолов, индейцев, негров и метисов. Они делили все население колоний на группы по расовому принципу. Однако фактически принадлежность к той или иной категории определялась зачастую не столько этническими признаками, сколько социальными факторами. Так, многие состоятельные люди, являвшиеся в антропологическом смысле метисами, официально считались креолами, а дети индианок и белых, жившие в индейских селениях, нередко рассматривались властями как индейцы.
[1] Племена, принадлежавшие к языковым группам карибов и араваков, составляли также население островов Вест-Индии.
[2] Образованный реками Параной и Уругваем эстуарий (расширенное устье) — залив Атлантического океана.
[3] К. Маркси Ф. Энгельс, Сочинения, т. 21, стр. 31.
[4] Т а м же, стр. 408.
[5] Это был один из Багамских островов, по мнению большинства историков и географов, тот, который в дальнейшем назывался о. Уотлинг, а недавно вновь переименован в Сан-Сальвадор.
[6] В дальнейшем так стали называть всю испанскую колонию на Гаити и даже сам остров.
[7] Архив Маркса и Энгельса, т. VII, стр. 100.
[8] Путешествия Христофора Колумба. Дневники, письма, документы, М.,. 1961, стр. 461.
[9] От испанского «эль дорадо» — «позолоченный». Представление об Эльдорадо возникло у европейских завоевателей, по-видимому на основе сильно преувеличенных сведений о некоторых обрядах, распространенных среди населявших северо-запад Южной Америки индейских племен чибча, которые при избрании верховного вождя покрывали его тело позолотой и приносили в дар своим божествам золото и изумруды.
[10] Т. е «твердая земля», в отличие от островов Вест-Индии. В более ограниченном смысле этот термин употреблялся в дальнейшем для обозначения примыкающей к южноамериканскому материку части Панамского перешейка, составлявшей территории привинций Дарьей, Панама и Верагуас.
[11] Последняя попытка такого рода была предпринята в 70-х годах XVIII в. испанцем Родригесом.
[12] О судьбе Санто-Доминго на рубеже XVIII—XIX вв. см. стр. 16 и гл. 3.
[13] К. Маркси Ф. Энгельс, Сочинения, т. 4, стр. 425.
[14] T а м же.
[15] У. З. Фостер, Очерк политической истории Америки, Изд. иностр. лит., 1953, стр. 46.
[16] Этот город был выстроен на месте разрушенной и сожженной испанцами ацтекской столицы Теночтитлана.
[17] К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 23, стр. 179.
[18] Гачупины (исп.) — «люди со шпорами», чапетоны (исп.) — буквально «новички», «вновь прибывшие».